Трудовые ресурсы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 09:25, контрольная работа

Описание работы

Состояние рынка труда и процессы в сфере занятости населения относятся к числу глобальных социально-экономических параметров. С одной стороны, рынок труда - элемент экономической системы, и от эффективности его функционирования зависит развитие экономики. С другой стороны, он опосредует влияние этого развития на благосостояние населения и характер большинства социальных процессов, усиливая или сглаживая возникающие противоречия. В данном контексте изменения на рынке труда выступают в качестве базовых, по отношению к которым многие другие процессы являются производными. Тем важнее проследить, как рынок труда связан с экономической конъюнктурой и социальной обстановкой в стране.

Работа содержит 1 файл

mirslovarei_1.doc

— 677.00 Кб (Скачать)
 

     Специфика современной международной миграции трудовых ресурсов:

  • значительное и постоянное увеличение ее масштабов, вовлечение в этот процесс народов практически всех континентов;
  • увеличение продолжительности пребывания мигрантов в стране занятости;
  • появление миграции из более развитых стран в менее развитые страны;
  • значительное увеличение нелегальной миграции, связанной с тенденцией увеличения доли теневой экономики в мире.

     Общие глобальные последствия миграции рабочей  силы носят двойственный характер. С одной стороны, она обеспечивает перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с потребностями  стран, предоставляет возможности  освоения новых регионов, концентрирует огромные массы наиболее активного и энергичного населения в экономических центрах, обуславливает изменения экономического, социального и культурного положения людей. С другой стороны, миграция населения становится причиной роста городов и обезлюдения села, усиливает маргинальность общества, обостряет социальные, культурные и иные противоречия.

     Экономические последствия миграции рабочей силы стран импортеров в целом положительные: это фактор развития и расширения производства; занятость на тяжелых, низкооплачиваемых, вредных работах, малопривлекательных для местного населения. Рабочие-иммигранты в большинстве принимающих стран рассматриваются как определенный амортизатор в периоды ухудшения экономической конъюнктуры – иностранцы теряют работу первыми; иммиграция высококвалифицированных кадров позволяет странам реципиентам экономить значительные средства на подготовке специалистов. К негативным последствиям относят усиление конкуренции на рынке неквалифицированной рабочей силы, ведущее к снижению реальной заработной платы соответствующей категории местных работников.

     Для стран экспортеров рабочей силы экономические последствия выражаются в получении дополнительных доходов  в форме денежных переводов от эмигрантов. Помимо денежных переводов  трудовые мигранты при возвращении на родину привозят с собой ценности, сбережения и средства производства на сумму, примерно равную предыдущим периодам.  

 

       

 

       

     3. Место России на мировом рынке труда 

     С 2000 г. по 2005 г. общий тренд в изменении  численности населения России оставался стабильно негативным. За пять лет сокращение составило 3 млн. 416 тыс. человек, или 2,3% от уровня 2000г. Несмотря на это, численность населения в возрасте экономической активности (15-72 года) и в трудоспособных возрастах (16-59 лет для мужчин и 16-54 для женщин) в тот же период увеличивалась. Уровень экономической активности вырос на 1,1%, составив 66,2%. Таким образом, даже на фоне демографического снижения численности населения рынок труда реагировал на общий экономический рост увеличением экономической активности населения.

     В целом динамика численности занятых  повторяет динамику активного населения, хотя разрыв между этими показателями сокращается. Сближение трендов  показывает, что рост занятости имеет  естественные ограничения и в  перспективе при сохраняющихся тенденциях возможен дефицит трудовых ресурсов.

     Важным  для рынка труда является вхождение  в возраст экономической активности молодежных когорт, прежде всего в  возрасте 20-29 лет; их доля в составе  населения России выросла с 14,4% в 2000 г. до 16,1% в 2005 г. Одновременно происходило сокращение численности лиц старших возрастов (60-72 года), которые по понятным причинам характеризуются низкими уровнями экономической активности и занятости.

     Наблюдался  рост доли экономически активного населения в возрасте 15-72 года, а экономическая активность населения трудоспособных возрастов (16-54/59) снижалась - с 78,2% в 2000г. до 76,9% в 2005г. (в городе - 2,6%, на селе - 5,7%).

     Доля  экономически неактивного населения  в трудоспособном возрасте росла за счет людей, не желавших работать. В абсолютных значениях их число в среднем повысилось в 1,5 раза. В возрастной структуре экономически неактивного населения наблюдалась тенденция к увеличению доли молодежи (до 24 лет). По причине увеличения периода получения образования и наметившейся в последние годы рост рождаемости, отвлекающий с рынка труда молодых женщин. В общей численности неактивного населения изменения доли лиц 25-40 лет были незначительными. Сокращение доли неактивного населения в старших возрастных группах связано с действием двух факторов: новым пенсионным законодательством, отменившим любые ограничения на занятость пенсионеров, и достаточно высоким уровнем образования, что также положительно влияет на их занятость.

     Уровень и динамика занятости, ее отраслевая структура.

     С 2000г. по 2005г. наблюдался устойчивый рост занятости в экономике: за этот период численность занятых увеличилась  на 5,1%. В целом вектор изменений  в уровне занятости на протяжении всего пореформенного периода следует  за динамикой ВВП (коэффициент корреляции между ними - 0,85).

     При изучении структуры занятости до 2004г. классификация занятых проводилась  по отраслям экономики в соответствии с Общесоюзным классификатором  отраслей народного хозяйства (ОКОНХ), а с 2004г. Росстат публикует данные по занятости согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД), который в целом соответствует международной классификации отраслей. Это безусловно упрощает международные сравнения, однако возникают трудности с межсекторным анализом трендов занятости внутри страны.

     Основные  производственные отрасли - промышленность и сельское хозяйство, как и в  предыдущее десятилетие, продолжали терять работников.

     В 1991-2000 гг. промышленность была лидером  по темпам сокращения численности работников, что стало реакцией на экономический спад. Подъем 2000-2004 гг. хотя и не привел к увеличению количества занятых в промышленности, но снизил темпы и масштабы оттока рабочей силы. То, что этот сектор смог расширить объемы производства даже при сокращающейся численности занятых, свидетельствует о наличии в нем значительного объема избыточной рабочей силы.

     Сокращение  занятых наблюдалось в системе  жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) и науке. Остальные отрасли работников приобретали. Сохранилась тенденция их перераспределения в пользу секторов, производящих услуги. По сравнению с 2000г. в торговле и общественном питании уровень занятости в 2004г. составил 121,3%; в сфере финансов, кредита и страхования - 125,9%; в управлении - 109,8% (что во многом связано с проводимой административной реформой и повышением окладов госслужащих). Доля занятых в отраслях управления и финансов увеличилась с 2000г. по 2004г. на 0,3%, составив 4,8% всех занятых, в оптовой и розничной торговле - соответственно 2,6% и 17,2%.

     Анализ  структуры занятости в соответствии с ОКВЭД свидетельствует о  существенном "сбросе" рабочей  силы в сельском хозяйстве. В промышленности сокращение в первую очередь происходило  в обрабатывающих и значительно  в меньшей степени в добывающих отраслях.

     Наибольшее  увеличение занятости в 2000-2005 гг. отмечалось в группе руководителей в органах  власти и управления (рост на 81,6% по отношению к уровню 2000г.), а также  среди неквалифицированных работников сферы обслуживания (на 61,2%) и высококвалифицированных специалистов (на 36,7%). И наоборот, наибольшее сокращение занятости наблюдалось в среди неквалифицированных работников в сельском и лесном хозяйстве - до 52,1%, в промышленности, строительстве, на транспорте - до 55,3%, в ЖКХ - до 57,3% к уровню 2000г. При этом значительно выросла занятость в частном секторе и в организациях с участием иностранного капитала.

     На  крупных и средних предприятиях численность занятых уменьшилась  с 41,2 млн. человек в 2001г. до 38,2 млн. в 2005г., то есть почти на 3 млн. Можно говорить о том, что сектор крупных и средних предприятий сокращал свою долю на рынке. И наоборот, занятость на малых предприятиях, особенно в неформальном секторе, все эти годы росла как абсолютно, так и относительно.

     Увеличение  численности занятых на малых предприятиях с 6,5 млн. человек - в 2001г. до 8 млн. человек в 2005г. теоретически можно рассматривать как позитивный индикатор. Но по качеству рабочих мест малый бизнес по-прежнему значительно уступает крупным и средним предприятиям: в основном это низкооплачиваемая и крайне нестабильная занятость с минимальным набором социальных гарантий или полным их отсутствием.

     Новый Трудовой кодекс расширил возможности  и сферу распространения срочных  трудовых договоров - более "мягкой" формы трудовых отношений, которая в меньшей степени связывает обе стороны (работодателя и работника), снижая тем самым их заинтересованность в формальных договоренностях. Одновременно стартовали налоговая и пенсионная реформы, также направленные на легализацию теневых доходов и неформальных экономических отношений. Правомерно было ожидать, что и уровень неформальной занятости должен был бы снизиться.

     Между тем даже по официальной статистике уровень неформальной занятости  повысился - с 14,5% в 2001г. до 18,5% в 2005г. Другие независимые источники дают схожие оценки.

     Изменения трудового, налогового и пенсионного  законодательств не привели к  ожидаемому снижению не только масштабов  неформальной занятости, но даже к заметному  сокращению теневых отношений в  сфере оплаты труда (которые нередко существуют и при формальном трудовом найме). По оценкам Росстата, удельный вес скрытой оплаты труда в ВВП находится на уровне 11-11,5%.

     По  данным ОНПЗ, доля занятых на случайных  и эпизодических работах в  общей численности работающих по найму на основной работе с 1999г. по 2004г. выросла с 0,6% до 3,8%, то есть более чем в 6 раз.

     Неформальная  занятость концентрируется главным  образом в сфере услуг, особенно в торговле (оптовой и розничной) и общественном питании. При этом достаточно велика численность неформально занятых горожан в строительстве и на транспорте. Среди промышленных рабочих их несравнимо меньше.

     Трудоспособное  население моложе 30 лет имеет  наибольшие шансы занятости именно на неформальных условиях. Они готовы жертвовать неясными перспективами  приобретения пенсионных прав и еще  менее очевидными правами на другие социальные услуги в обмен на регулярную и часто более высокую заработную плату, которую им обеспечивает неформальная занятость.

     Устойчивость  масштабов неформальной занятости  может иметь и другое объяснение, лежащее на стороне спроса. Ведь не секрет, что частные малые предприятия, действующие в сфере торговли, услуг и строительства, сталкиваются с серьезными колебаниями спроса, нуждаются в гибком регулировании численности занятых. Лучше всего ее может обеспечить незарегистрированная занятость или работа на подряде.

     С 2000г. по 2005г. численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, сократилась с 9,8% до 7,1% экономически активного населения. При этом наблюдался рост зарегистрированной безработицы - с 1,4% до 2,5%. То есть реальная безработица сокращалась, а регистрируемая росла. Последнее можно объяснить тремя основными причинами.

     Во-первых, реформы в социальной сфере на фоне усиления адресности соответствующих  программ (проверка доходов заявителей, претендующих на различные социальные пособия и субсидии) подтолкнули  людей к регистрации своего статуса в органах службы занятости.

     Во-вторых, в банках данных службы занятости  появились вакансии не только с низкой заработной платой, но и с относительно высокой (для квалифицированных  работников), что привлекло дополнительных клиентов.

     В-третьих, увеличение зарегистрированной безработицы произошло из-за включения в статистический учет данных по Чеченской Республике, где уровень безработицы в силу объективных обстоятельств был достаточно высок.

     Трудовая  миграция и миграционная политика.

     С массовой миграцией Россия столкнулась в конце 80-х - начале 90-х годов. Изменились масштабы миграционной активности населения, направленность и структура миграционных потоков, а также причины миграции. С началом экономического роста стала очевидной необходимость привлечения трудовых мигрантов.

     Одной из основных причин снижения внутренней, в том числе трудовой, мобильности  населения является неразвитость рынка  жилья, несбалансированность между  оплатой труда и рыночной стоимостью жилого помещения. После передачи объектов ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность практически исчез рынок дешевого съемного жилья, что лишает региональные власти возможности обеспечить предприятия и организации рабочей силой за счет ее территориального перераспределения.

     Амортизатором падения трудовой мобильности стала  внешняя миграция. В общей сложности, по разным оценкам, в Россию из постсоветских  государств прибыло от 7 млн. до 8 млн. бывших советских граждан. Большинство  переселенцев ехали на постоянное жительство. В 90-е годы внешняя миграция сыграла роль компенсирующего фактора, восполняя численность населения страны (на величину, равную естественной убыли). Но в 2000-х годах поток мигрантов стал постепенно снижаться. В структуре внешней миграции все более заметной группой становились трудовые мигранты. К 2005г. наиболее крупными экспортерами иностранной рабочей силы в РФ стали Китай, Украина, Турция, Вьетнам, Таджикистан, Узбекистан, Молдова, Армения, КНДР и Киргизия. Доля граждан из СНГ составила более половины всего миграционного потока. Не менее 50% мигрантов работают нелегально. По другим оценкам, на законных основаниях в России сегодня трудятся всего 10-15% общего числа трудовых мигрантов.

Информация о работе Трудовые ресурсы