Антикризисное управление предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – разработать программу антикризисного управления предприятием.
Задачи курсовой работы:
Исследовать подходы к финансово-экономическому анализу кризисного предприятия;
Разработать программу антикризисного управления предприятием.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. ОБУЧЕНИЕ ЖИЗНЬЮ. 4
1.1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ КРИЗИСА 4
1.2. АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ. 8
1.3. «АНТИКРИЗИСНЫЙ» УПРАВЛЯЮЩИЙ. 12
ГЛАВА 2. РОЛЬ СТРАТЕГИИ В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ. 19
2.1. СТРАТЕГИЯ В УПРАВЛЕНИИ. 19
2.2. РАЗРАБОТКА АНТИКРИЗИСНОЙ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ. 22
2.3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД. 24
2.4. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39

Работа содержит 1 файл

Антикризисное управление.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

      СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ 
 

      По  динамике экономических реформ в  России можно констатировать, что  подавляющее большинство отечественных  предприятий на рубеже нового столетия оказалось в критическом положении.

      Среди множества объективных и субъективных причин необходимо выделить неготовность руководства российских предприятий  к работе в новых условиях. В  сложившейся ситуации ключевую роль сыграло то обстоятельство, что в  СССР руководителями предприятий традиционно становились профильные специалисты: строители – в стройкомплексе, металлурги – на металлургических производствах, текстильщики – в текстильной промышленности и др. Они великолепно знают собственное производство и используемые технологии, за многие годы работы «обросли» многочисленными, полезными для предприятий связями. Однако зачастую их знания в таких областях, как финансовый анализ и управление, маркетинг, оценка бизнеса и т.п., которые необходимы для руководства предприятиями в современных условиях, достаточно поверхностны. Но хуже всего то, что в аппарате управления заводов требуемые специалисты также отсутствуют.

      В современной ситуации большинство  руководителей предприятий сталкиваются с необходимостью разрабатывать  и реализовывать антикризисные программы управления своим предприятием. В одних случаях понимание необходимости антикризисных мер формируется самостоятельно – у собственников предприятий или его менеджеров; в других – такие программы появляются вынужденно – по решению арбитражного суда или под влиянием территориальных агентств по банкротству. Но в любом случае перед антикризисным управляющим возникают сходные задачи, и он должен иметь набор типовых решений таких задач.

      Термин  «антикризисное управление», как отмечается в работах некоторых отечественных специалистов по теории менеджмента, в российских условиях еще не устоялся. Причиной терминологических разночтений является отсутствие прочных научных традиций и практического опыта в антикризисном менеджменте. Необходимость антикризисного управления определяется целями развития социально-экономических систем и существованием опасности возникновения кризиса. Однако неоднозначность и многообразие содержания кризиса дают в науке разные основания для классификации экономических кризисов и циклов.

      Кризис  в широком смысле, как смена  повышательной тенденции понижательной  неотъемлемая характеристика рыночной экономики. Однако специфика российских условий заключается в существенных деформациях законов, присущих нормальной рыночной экономики. Однако в период перехода к рыночной экономики, когда кризис может служить целям как предстоящей модернизации отрасли так и симптомом плохого менеджмента, Тема курсовой работы является особенно актуальной.

      Цель  курсовой работы – разработать программу  антикризисного управления предприятием.

      Задачи  курсовой работы:

    • Исследовать подходы к финансово-экономическому анализу кризисного предприятия;
    • Разработать программу антикризисного управления предприятием.

 

       ГЛАВА 1. АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. ОБУЧЕНИЕ ЖИЗНЬЮ.

1.1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ КРИЗИСА

      Не  секрет, что успех управленческой деятельности в любом ее виде, и  в особенности в антикризисном  управлении, напрямую зависит от личных качеств управленца. В соответствии с этим принципом была построена  программа психологического тестирования, включенная в краткосрочные "семинары по подготовке специалистов по антикризисному управлению". Эта программа была разработана на заре деятельности ФСФО России (тогда — ФУДНб) в 1993-94 гг. Руководил авторским коллективом психологов МГУ доктор психологических наук профессор Тахир Базаров.

      Однако  и сама по себе деятельность антикризисного управляющего оказывает довольно сильное  влияние на личность самого антикризисного управляющего.

      В качестве основных характеристик процесса антикризисного управления сами управленцы называли прежде всего многопрофильность управляющего, нестандартность складывающихся ситуаций, стрессогенность и цейтнот в режиме работы, ответственность и решительность, принципиальность и стремление к компромиссу, порядочность и умение соблюдать закон.

      У большей части антикризисных  управляющих такая деятельность составляет основную статью дохода, следовательно, можно говорить о полной, стопроцентной  включенности профессионала в свою деятельность. Профессионал, погруженный  в специфическую социальную среду со специфическими отношениями, будет стремиться действовать в соответствии с требованиями этой среды, при этом его личностные особенности с высокой долей вероятности также будут адаптироваться "под деятельность".

      Какие же требования выдвигает антикризисное управление к профессионалу-управленцу?

      Во-первых, это умение приспосабливаться к  изменяющейся ситуации.

      Сюда  входит аспекты мыслительный (умение изменять какие-то принятые ранее решения  в соответствии с изменениями  ситуации) и эмоциональный (способ реакции на возможность таких изменений). Согласно результатам исследования особенностей личности антикризисного управляющего в начале карьеры и через несколько лет, у профессионального антикризисного управляющего вырабатывается специфическое отношение к изменяющейся, часто противоречивой информации — это одновременно философское отношение к действительности и понимание того, что и "эти изменения не последние", и "будут новые вводные", и "так и положено в такой профессии".

      Во-вторых, это необходимость общения с разными людьми. Любой антикризисный управляющий в силу особенностей своей деятельности встречается с такими социальными позициями:

    • с кредиторами — их надо убедить в собственной значимости, в правильности своего плана работы с предприятием, в собственных умениях довести запланированное до конца;
    • с должниками предприятия — их надо убедить выплатить долги либо договориться другими способами;
    • с администрацией — в любом случае необходимо сохранять более или менее хорошие отношения — очень часто антикризисные управляющие вынуждены отдавать на баланс города или области объекты, относящиеся к социальной сфере;
    • с чиновниками различных рангов — представителями проверяющих органов, органов исполнительной власти и т.д. — слишком часто с ними приходится согласовывать то или иное мероприятие, особенно при работе на большом предприятии.
    • с персоналом предприятия, находящего в кризисном состоянии, — необходимо убеждать его в правильности намеченных преобразований, в необходимости перемен, наконец, завоевывать доверие к собственной личности;
    • с собственной командой — обычно проблемы возникают редко, но и они случаются, и в этом случае особенно важно распознать возможный конфликт в самом зародыше, с тем, чтобы не потерять ценного проверенного сотрудника.

      Тем не менее, необходимость постоянного  включения в разнообразное общение  неизбежно способствует выработке  таких качеств как самоконтроль и толерантность, проявляющихся  в большей терпимости по отношению  к разным людям и их профессиональным и личным взглядам.

      Наконец, в подавляющем большинстве ситуаций антикризисный управляющий должен самостоятельно принимать ответственные  решения, зная о возможной ответственности  за их последствия. Эта необходимость  способствует развитию таких личностных черт как решительность, а также ориентация на независимость в решениях.

      Вышеуказанные личностные изменения проверены  статистически.

      Всему этому достаточно сложно научиться  в процессе каких-либо тренингов, поскольку  реальная жизнь намного шире. В  реальной жизни зачастую возникают совершенно особые ситуации, характерные только для данного профессионала.

      Такого  рода личностные изменения характерны в той или иной степени для  многих видов управленческой деятельности. Однако антикризисное управление характеризуется  повышенной стрессогенностью, нехваткой времени, средств и прочих ресурсов, а также высокой значимостью принимаемых решений. Эти особенности профессии лишь усиливают воздействие данной деятельности на личность профессионала.

      Опыт  антикризисной деятельности обладает еще и тем достоинством, что по своему даже раннему опыту человек сможет сделать вывод о собственном профессиональном росте в данной сфере. Постоянные испытания могут либо надолго отвратить человека от желания занимать этой деятельностью, либо способствовать его профессиональному росту и обогащать бесценными навыками и знаниями багаж личного опыта антикризисного управляющего.

      Самым трудным в своей профессии  антикризисные управляющие, как  правило, называют анализ ситуации, то есть умение правильно увидеть проблему, оценить имеющиеся ресурсы, выбрать верную антикризисную стратегию работы на предприятии. В качестве же пожеланий начинающему антикризисному управляющему наиболее частый ответ — обучение и опыт. То есть сами антикризисные управляющие в качестве основного тренинга для себя и коллег признают прежде всего личный опыт.

      Проблема  большинства существующих обучающих  программ по антикризисному управлению — нехватка реального опыта действующих арбитражный управляющих, знаний о существующих реалиях и возможностях, о преимуществах и недостатках того или иного решения — то есть самого главного для успешной профессионализации — личного опыта. Для восполнения такого пробела в середине 90-х гг. была разработана игра "Стратегия и тактика антикризисного управления" (СТАУ), в которой на примере реального предприятия предлагалось попробовать себя в роли действующего антикризисного управляющего. Кроме того, у игроков была реальная возможность попробовать свои силы в качестве кредиторов, преследующих собственные интересы.

      Опыт  проведения данной игры показал, что  для более содержательной работы, даже в таком специализированном действе, необходимо участие реально  действующих антикризисных управляющих. Их участие позволяло другим участникам подтверждать или опровергать собственные, часто ошибочные представления о возможном развитии ситуации.

      Конечно, игровые процедуры не могут в  полной мере воспроизвести опыт антикризисного управления, хотя бы потому, что в  реальной ситуации очень сильна личная вовлеченность действующих лиц в происходящие события. Тем не менее, в игровых процедурах такого рода имеется хорошая возможность хотя бы "на пальцах" отрепетировать те или иные решения и их последствия, отработать навыки командной и индивидуальной работы, получить внешнюю оценку собственных действий.

      Если  говорить о дальнейшем развитии обучающих  программ, то в сфере антикризисного управления, скорее всего, будут востребованы те учебные процедуры, которые воспроизводят  прежде всего эмоционально-личностную сторону антикризисного управления — личную заинтересованность, стрессогенность, цейтнот, необходимость ведения переговоров и индивидуальных выступлений, разрешения кадровых конфликтов и финансовых проблем.

      Антикризисное управление в России развивается  по своим собственным законам, и программам подготовки и переподготовки специалистов в данной области суждено пережить качественные изменения, если авторы их заинтересованы в соответствии учебных программ реальной действительности, с которой придется столкнуться действующим управленцам [5, 49].

1.2. АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ.

      Антикризисное управление —  это процесс использования  методов, форм и процедур,  для последующего  социально-экономического  оздоровления  финансово-хозяйственной деятельности частного  предпринимателя, отрасли, предприятия  так же  создания  и развития, различных условий    для  последующего выхода из состояния кризиса экономики региона или страны в целом.  

      Существуют  несколько видов  кризисов,  собственно которым и подвержена,  финансово-хозяйственная деятельность экономических субъектов. Это -  стратегический кризис, тактический кризис и кризис платежеспособности.

      «Региональный кризис» -  на уровне региона или государства может, показывать себя  в  виде утери экономических способностей  работать  в режиме расширенного воспроизводства, утери  финансовой устойчивости,  или на данный момент бесполезного  регулирования государством  экономических процессов,  снижение  уровня и качества жизни населения.  

Информация о работе Антикризисное управление предприятием