Государственное управление в сельском хозяйстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы заключается в том, что реформирование аграрного сектора экономики в России продолжается уже почти 15 лет, однако положительной динамики не наблюдается. Принят Земельный Кодекс - законодательный акт, который должен надолго определить судьбу земельных отношений в России. Реализуется приоритетный национальный проект «Развитие АПК», Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» и Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Все это направлено на скорейший выход аграрного производства из кризисного состояния. В связи с этим в условиях открытой экономики особую актуальность приобретает не управление, а регулирование экономических отношений в сфере АПК. Значимость данной проблемы усилилась после принятия государством приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты государственного управления агропромышленным комплексом
1.1 Агропромышленный комплекс - единый объект государственного управления: понятие, сущность функционирования 7
1.2 Принципы, формы и методы государственного управления агропромышленным комплексом 16
2. Анализ государственного управления агропромышленным комплексом
2.1 Федеральные органы государственного управления агропромышленным комплексом 33
2.2 Характеристика деятельности республиканских органов государственного управления АПК (на примере Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан)
2.3. Башкирская Республиканская программа развития сельского хозяйства с 2006 до 2012 года 48
2.4 Анализ существующих проблем агропромышленного комплекса 42
Заключение 68
Список использованной литературы 73

Работа содержит 1 файл

Кусярбаев.doc

— 265.00 Кб (Скачать)

2.3 Башкирская  Республиканская программа развития  сельского хозяйства с 2006 до 2012 года  

      В рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2006-2007 годы было разработано  19 проектов на сумму свыше восьми миллиардов рублей разработано в Республике Башкортостан в рамках реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" по одному из направлений: "Ускоренное развитие животноводства".

      По  этому направлению в республике на 2006-2007 годы было запланировано приобретение племенного крупного рогатого скота - 23080 голов, свиней - 6819 голов. В приобретении сельхозживотных задействованы лизинговые компании "Росагролизинг", "Башсельхозтехника" и ФГУП "Башкирское". В Министерстве сельского хозяйства РБ уже сформированы базы данных зарубежных и отечественных поставщиков племенного скота.

      Реализация  данного направления позволит уже к 2008 году увеличить производство молока на 4,6 процента, мяса - на 8,2 процента.

      В целом для реализации национального  проекта нужны кредитные ресурсы  в объеме 3,2 миллиарда рублей, на субсидирование процентных ставок установлена  сумма 94,8 миллиона рублей (за счет федерального бюджета). В Минсельхозе РБ создан специальный отдел, который анализирует ход реализации национального проекта "Развитие АПК".

      Всего на сегодня выдано кредитов на строительство  и реконструкцию животноводческих комплексов на сумму 43,6 миллиона рублей. Уже началось строительство 12 новых объектов и реконструкция шести комплексов.

      Так, КФХ "Артемида" (Кармаскалинский  район) совместно с чешской фирмой "Фармтек" разработало проект строительства молочнотоварного комплекса на 1000 голов дойного стада. Его стоимость оценивается в 150 миллионов рублей. Это хозяйство, получив кредит в Россельхозбанке на сумму 27,1 миллиона рублей, сделало отвод земли и планировку, подана заявка на закуп племскота.

      ГК "Нерал" планирует строительство молочнотоварной фермы на 200 голов на базе СХПК "1 мая" Туймазинского района. Стоимость этого проекта - 212 миллионов рублей. Закуп и монтаж оборудования ведется через ОАО "Матрикс-Агртех".

      Агрофирма "Байрамгул" намечает строительство  в Учалинском районе молочного комплекса на 2160 голов (на 482 миллиона рублей), по проекту, разработанному тем же "Матрикс-Агритех". Гарантом выступил Учалинский горнообогатительный комбинат.

      ЗАО "РУКОМ" инвестирует в Максимовский свинокомплекс 2,0 миллиона рублей. Средства, предназначенные для закупа племенного скота, получены в кредит в Социнвестбанке. В свинокомплекс уже завезено 300 свиней. В перспективе - довести поголовье на двух площадках до 30 тысяч.

      ООО "УралАгро" получил в Инвесткапиталбанке кредит на сумму 13 миллионов рублей. Эти средства будут направлены на ремонт животноводческого комплекса на 500 голов КРС в селе Зубово Уфимского района. Уже подписан контракт с голландской фирмой и завезено 198 голов племскота. Кроме того, подана заявка на приобретение еще 800 голов КРС через "Росагролизинг".

      Компания "Башагро" содержит 19 тысяч свиней. Сегодня здесь ведутся работы по реконструкции племенной фермы  по двухплощадной технологии на 14,5 тысячи голов, на что потребуются  кредитные ресурсы в объеме 350 миллионов рублей. В этом же году начинается строительство комплекса на 25 тысяч голов. В перспективе за пять лет поголовье будет доведено до 300 тысяч.

      ОАО "Надежда" будет реконструировать животноводческую ферму на 1000 голов  КРС. Проект готов, его разработчик - НПО "Фермаш". Уже заключено соглашение с Россельхозбанком о выделении в кредит 177 миллионов рублей.

      Компания "Сигнал" планирует строительство  свинокомплекса на 30 тысяч голов  по проекту фирмы "Биг-Дайчман" в Илишевском районе.

      Наряду  с проектами строительства и реконструкции мегаферм на 1000 голов и более, в республике есть проекты внедрения новейших технологий в передовых хозяйствах. Так, в хозяйстве имени Ханифа Валеева Дюртюлинского района закуплено и установлено оборудование по производству и хранению молока датской фирмы "Странго". В хозяйстве есть современный компьютеризированный доильный зал, где установлены кормосмесители, а учет скота и молока ведется в автоматическом режиме. Сегодня здесь 120 коров обслуживают всего два оператора.

      СПК "Урожай" Аургазинского района получил в кредит в Россельхозбанке 16,4 миллиона рублей на строительство животноводческого комплекса. Открыта вторая кредитная линия на сумму 10 миллионов рублей. Пока проект находится на стадии разработки [29].

      В рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, а также республиканской Программы развития сельского хозяйства до 2012 года в Башкортостане осуществляются мероприятия по государственной поддержке сельскохозяйственные товары производителей, создаются предпосылки для внедрения в аграрное производство передовых технологий возделывания сельскохозяйственных культур, содержания животных и переработки сельхозпродукции путём приобретения современной высокопроизводительной техники, а также восстановления работоспособности находящихся в эксплуатации машин.

      За  истекшие 10 месяцев текущего года в  реализации мероприятий Республиканской  программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы достигнуты положительные результаты. Некоторые из целевых годовых показателей, определенных Соглашением, подписанным между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Республики Башкортостан 22 февраля 2008 года № 117/17, уже достигнуты:

      - ввод и приобретение жилья  для граждан, проживающих в  сельской местности, молодых семей  и молодых специалистов - 33,4 тыс.  кв. метров (100%-ный показатель), в том числе молодым семьям на селе предоставлено 25,05 тыс. кв. метров, что также выполнено досрочно.

      Повышению уровня социальной инфраструктуры и  инженерного обустройства сельских территорий в республике придается  особое значение.

      Только в 2008 году на селе проложено 144 км уличных газопроводов, 55 км - водопроводов, 195 км - линий электропередач. Построены 5 фельдшерско-акушерских пунктов. 811 семей получили сертификаты на улучшение своих жилищных условий, из них - 722 молодые семьи и молодые специалисты.

      Кроме этого, полностью достигнуты показатели по приросту реализации племенного молодняка, удельному весу племенного скота  в общем поголовье, площади посевов  сельскохозяйственных культур элитными семенами, закладке многолетних насаждений, приобретению кормоуборочных комбайнов, по субсидированию части затрат по привлеченным инвестиционным и краткосрочным кредитам, приобретению элитных семян и минеральных удобрений.

      Уже перевыполнены такие показатели, как поголовье мясных табунных лошадей - на 4,8 %, почти в 1,5 раза превысили планируемый объем инвестиционных субсидируемых кредитов по направлению «Повышение доступности кредитов», по показателям работы сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

      Близки  к выполнению и по прогнозам будут достигнуты показатели по привлечению субсидируемых кредитов личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами - 92 % [30].

  •  
  • 2.4  Анализ  существующих проблем агропромышленного  комплекса
  •   Агропромышленный комплекс (АПК) имеет особое значение в экономике страны. Он относится к числу основных народнохозяйственных комплексов, определяющих условия поддержания жизнедеятельности общества. Значение его не только в обеспечении потребностей людей в продуктах питания, но в том, что он существенно влияет на занятость населения и эффективность всего национального производства.
  •   АПК - самый крупный из основных (базовых) комплексов в экономике страны. В АПК России в настоящее время занято около 35% всех работающих в сфере материального производства. Здесь сосредоточено более четверти всех производственных фондов и создается почти 15% ВВП. Около 30% отраслей народнохозяйственного комплекса включено в воспроизводственные связи с аграрным сектором. Из сельскохозяйственного сырья производится примерно 70% всего набора производимых в стране предметов потребления. В розничном товарообороте продовольственные товары составляют примерно половину.
  •   К агропромышленному комплексу относятся все виды производств и производственного обслуживания, создание и развитие которых подчинены производству конечной потребительской продукции из сельскохозяйственного сырья.
  •   Аграрные преобразования в стране происходили по нескольким направлениям. Первое - реформирование АПК, включая земельную реформу, реорганизацию колхозов и совхозов, приватизацию предприятий отраслей, поставляющих сельскому хозяйству средства производства и услуги, перерабатывающих и доводящих до потребителя его продукцию. В стране формируются новые земельные отношения, основу которых составляет частное землевладение, представленное сельскохозяйственными предприятиями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, хозяйствами населения, включающими личные подсобные хозяйства, садоводческие и огородные товарищества.
  •   Второе - разгосударствление системы закупок и реализации продукции, продовольственной оптовой и розничной торговли. В результате резко сократились закупки сельскохозяйственной продукции государственными заготовительными организациями и потребительской кооперацией. Стали развиваться новые каналы реализации, в том числе оптовые рынки, биржи, ярмарки и др. Удельный вес централизованных закупок зерна в общем объеме его реализации уменьшился с 63% в 2003 г. до 25 в 2005 г., картофеля соответственно - с 52 до 29, овощей - с 71 до 40, мяса скота и птицы - с 79 до 45, молока и молочных продуктов - с 97 до 82, яиц - с 92 до 74%.
  •   Третье - изменение системы государственного регулирования аграрного сектора: перестройка организационных структур и методов управления АПК. Начинает формироваться адекватная рынку финансово-кредитная система, включающая ценовые дотации и компенсации, денежный кредит, выделяемый на льготных условиях (не более 25% учетной ставки ЦБ), лизинг на поставку техники и оборудования, добровольное страхование сельскохозяйственной деятельности. Сельским товаропроизводителям предоставляются льготы по налогообложению. Начиная с 1998 г., складывается система защиты внутреннего рынка от импортных товаров путем установления таможенных пошлин, однако общий уровень тарифов у нас ниже, чем во многих странах с развитой экономикой.
  •   Четвертое направление реформы связано с попытками освободить сельскохозяйственные организации от функций по содержанию объектов коммунального хозяйства и социальной инфраструктуры посредством передачи последних в ведение сельских муниципалитетов, сформировать систему социальной защиты безработных и стимулировать несельскохозяйственную занятость населения.
  •   Наряду с обострением традиционных для села социальных проблем (узость сферы приложения труда, низкий уровень доходов населения, отставание социальной сферы) появились новые: превышение, начиная с 1995 г., смертности населения над рождаемостью, рост сельской безработицы (на 01 07. 2009 г. она составила 5,2% против 3,5 в городе); усиление социальной дифференциации в сельском обществе; свертывание сети объектов сельской социальной сферы; рост информационной изолированности деревни.
  •   Переход от одной системы хозяйствования к другой требует, а в сельском хозяйстве особенно, относительно продолжительного времени. Такой переход должен включать, во-первых, подготовительный период, во-вторых, период непосредственных преобразований. В течение подготовительного периода закладываются правовые, экономические и организационные условия под будущее реформирование. В течение второго периода происходит постепенное изменение форм собственности, преобразование хозяйственной деятельности, управления, развиваются и укрепляются институты рыночной экономики, складывается новая система общественных отношений [11].
  •   Современные аграрные преобразования были начаты спонтанно, без правовой, организационной и экономической подготовки, при игнорировании необходимости постепенного, поэтапного перехода к рыночной экономике. Отсутствие четкой концепции развития реформы, ее чрезмерная политизация и борьба по поводу аграрных преобразований различных политических сил и ветвей власти привели к противоречивости правовой базы и к тому, что до сих пор не принят ряд основополагающих законодательных актов (Земельный кодекс, законы об аренде земли и ее залоге и др.), а недооценка готовности селян к коренным преобразованиям в аграрных отношениях усилила стремление провести и ускорить эти изменения административным путем.        Относительно малые масштабы выхода крестьян из колхозов и совхозов нередко объяснялись противодействием руководства этих предприятий и местной администрации, а также недостаточностью материальной поддержки. Все это в той или иной степени имело место, но главное все же - игнорирование отсутствия желания у подавляющего большинства крестьян изменить ставший привычным уклад жизни, который сформировался у них в колхозах и совхозах и которого они лишились, выйдя из сельхозпредприятия [12].
  • Информация о работе Государственное управление в сельском хозяйстве