Государственное управление в сельском хозяйстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы заключается в том, что реформирование аграрного сектора экономики в России продолжается уже почти 15 лет, однако положительной динамики не наблюдается. Принят Земельный Кодекс - законодательный акт, который должен надолго определить судьбу земельных отношений в России. Реализуется приоритетный национальный проект «Развитие АПК», Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» и Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Все это направлено на скорейший выход аграрного производства из кризисного состояния. В связи с этим в условиях открытой экономики особую актуальность приобретает не управление, а регулирование экономических отношений в сфере АПК. Значимость данной проблемы усилилась после принятия государством приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты государственного управления агропромышленным комплексом
1.1 Агропромышленный комплекс - единый объект государственного управления: понятие, сущность функционирования 7
1.2 Принципы, формы и методы государственного управления агропромышленным комплексом 16
2. Анализ государственного управления агропромышленным комплексом
2.1 Федеральные органы государственного управления агропромышленным комплексом 33
2.2 Характеристика деятельности республиканских органов государственного управления АПК (на примере Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан)
2.3. Башкирская Республиканская программа развития сельского хозяйства с 2006 до 2012 года 48
2.4 Анализ существующих проблем агропромышленного комплекса 42
Заключение 68
Список использованной литературы 73

Работа содержит 1 файл

Кусярбаев.doc

— 265.00 Кб (Скачать)

ГОУ ВПО  «БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ И

УПРАВЛЕНИЯ  ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Специальность 080504 «Государственное и муниципальное  управление»

Специализация «Государственное и муниципальное  управление»

(на базе  среднего (полного) общего образования и базе среднего

профессионального образования, бюджет)

 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Система государственного управления»

по теме «Государственное управление в сельском хозяйстве» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Руководитель           _____________________   к. ф. н., профессор Халиков М.И.

Студент 4 курса       _____________________      Кусярбаев Г. Г.

Уфа - 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение                                                                                                                     3 

1. Теоретические  аспекты государственного управления  агропромышленным комплексом                                                                                                

1.1 Агропромышленный  комплекс - единый объект государственного  управления: понятие, сущность функционирования                                               7

1.2 Принципы, формы и методы государственного  управления агропромышленным комплексом                                                                            16 

2. Анализ государственного управления агропромышленным комплексом

2.1 Федеральные  органы государственного управления  агропромышленным комплексом                                                                                                                 33

2.2 Характеристика деятельности республиканских органов государственного управления АПК (на примере Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан)                                                                                                         

2.3. Башкирская Республиканская программа развития сельского хозяйства с 2006 до 2012 года                                                                                                       48

2.4  Анализ  существующих проблем агропромышленного комплекса                42 

Заключение                                                                                                                68 

Список  использованной литературы                                                                      73

Введение

        

     Актуальность  работы заключается в том, что  реформирование аграрного сектора  экономики в России продолжается уже почти 15 лет, однако положительной  динамики не наблюдается. Принят Земельный  Кодекс - законодательный акт, который должен надолго определить судьбу земельных отношений в России. Реализуется приоритетный национальный проект «Развитие АПК», Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» и Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Все это направлено на скорейший выход аграрного производства из кризисного состояния. В связи с этим в условиях открытой экономики особую актуальность приобретает не управление, а регулирование экономических отношений в сфере АПК. Значимость данной проблемы усилилась после принятия государством приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

     Основными причинами слабой управляемости  экономическими отношениями в АПК  являются:

        а) отдельные функции государственного регулирования АПК не приведены в действие. Они необоснованно рассредоточены между различными министерствами, ведомствами и соответствующими региональными структурами, что привело к подмене многих функций Минсельхоза России и прямому вмешательству в аграрные дела государственных органов, лишь отдаленно связанных с АПК;

        б) устранение государства от функций регулирования, особенно от воздействия на межотраслевые отношения и эквивалентность обмена между сельским хозяйством и промышленностью;

        в) неадекватность фактически сложившейся системы управления требованиям рыночной экономики и региональной специализации;

        г) отсутствие этапности в осуществлении преобразований в аграрном секторе и недооценка социальных факторов на селе;

  •   д) угрожающие размеры обезземеливания части крестьянства, самоликвидация сотни поселений и исчезновение так называемых колхозных рынков, где продавалась продукция сельскохозяйственных товаропроизводителей по доступным ценам без многочисленных посредников.
  •   Идет процесс отстранения непосредственных товаропроизводителей от формирования торговой инфраструктуры в условиях пассивности государства в ее создании. В результате частный посреднический и торговый капитал, зачастую иностранный, становится основным оператором в этой сфере, диктующим цены на оптовом и розничном рынках.
  •   Сложившаяся ситуация требует изменения экономических отношений в сфере АПК с целью остаться не только независимым в продовольственном отношении государством, но и конкурентоспособным. Реализация этих задач требует использования более прогрессивных методов управления в аграрном секторе, а именно в реальных рыночных условиях - государственного регулирования. Это продиктовано и тем, что рыночные отношения имеют противоречивый характер: рынок может действовать как положительно во благо, так и во вред экономике. Следовательно, все это подтверждает необходимость присутствия на рынке внешнего регулятора - государства. Таким образом, государство и рынок - важнейшие общественные институты, дополняющие друг друга. Роль государства должна заключаться в предупреждении и исправлении ошибок в развитии агропромышленного комплекса (АПК) всем арсеналом доступных ему экономических инструментов.
  •   Актуальность проблемы объясняется и тем, что в агропромышленном комплексе (АПК) страны производится около трети валового продукта и более 70% потребительских товаров для населения, сосредоточены четверть основных фондов, 30% численности работников, занятых в материальной сфере.
  •          Оценка сложившейся социально-экономической ситуации и прогнозные расчеты показывают, что при данной ситуации в АПК в ближайшие годы спад производства продуктов питания в стране может достигнуть 55-60% к уровню 1990 года. Россия может оказаться в полной продовольственной зависимости от других стран. Все это требует поиска путей повышения эффективности АПК посредством совершенствования экономических отношений между самими участниками АПК и между ними и государственными органами власти и управления. В условиях рыночного хозяйствования таким методом выступает государственное регулирование, обеспечивающего социально-экономическую стабильность АПК и страны в целом.

      Осознание необходимости присутствия государства в сфере АПК является чрезвычайно важной проблемой развития российской экономики.

                Однако в каждом регионе России имеется своя специфика, которую необходимо учитывать при  формировании системы государственного управления, включая регулирование  и господдержку АПК. Отсутствие достаточного опыта и методических рекомендаций по данным вопросам для современного периода требует дополнительной проработки указанных проблем. Как показывает мировой опыт, современное аграрное производство немыслимо без научно обоснованного механизма взаимодействия с государством, органами его законодательной и исполнительной власти. Вопросы совершенствования экономического взаимодействия участников АПК остаются не до конца разработанными. В связи с этим, понимая негативность последствий нерегулируемого аграрного рынка и самого АПК, разработчики Федерального закона от 29 декабря 2006 года «О развитии сельского хозяйства» определили регулирование АПК в качестве одного из основных направлений государственной аграрной политики на современном этапе.

      Целью данной работы является разработка теоретических и методических положений по совершенствованию регулирования и поддержки АПК в системе государственного управления экономикой применительно к условиям развития рыночных отношений.

      Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

      -обобщены теоретические положения по вопросам государственного управления АПК;

      -выявлены особенности государственного регулирования АПК;

      -изложены концептуальные положения по развитию государственного регулирования и поддержки АПК в рыночных условиях;

      -обоснованы направления и организационно-экономический механизм совершенствование управления АПК на муниципальном уровне.

      Объект исследований - процесс государственного управления АПК.

      Предмет исследования - закономерности, принципы, формы, виды и методы государственного регулирования и поддержки АПК.

      В процессе исследования использованы законодательно-нормативные документы Российской Федерации, регулирующие развитие системы государственного управления в АПК, официальные статистические и нормативные материалы федеральных государственных структур и региональных органов управления АПК, а также первичные документы хозяйственных организаций.

      При проведении исследования использованы следующие методы: аналитический, экономико-статистический, абстрактно-логический, и др.

    1. Теоретические  аспекты государственного управления  агропромышленным комплексом

    1.1 Агропромышленный  комплекс - единый объект государственного  управления: понятие, сущность функционирования

  •   Формирование агропромышленного комплекса обусловлено развития производительных сил, углублением специализации в отраслях народного хозяйства, усилением связей сельского хозяйства с промышленностью. Соответствующий термин появился в нашей стране в конце 60-х годов ХХ в. Но развитие агропромышленной интеграции в России началось в конце 20-х годов с формирования агроиндустриальных комбинатов, которые осуществляли производство, переработку и реализацию какого-либо вида сельскохозяйственного продукта. Однако слабая материально-техническая база, политическая и экономическая ситуация и другие причины не способствовали дальнейшему ее развитию. Лишь в начале 70-х годов интеграция сельскохозяйственного и промышленного производства получила широкое развитие.
  •   Агропромышленный комплекс (АПК) - совокупность отраслей народного хозяйства, связанных между собой экономическими отношениями по поводу производства, переработки, распределения, обмена и потребления сельскохозяйственной продукции, ее переработку, хранение и реализацию, производство средств производства для АПК и его обслуживание.
  •   В агропромышленном комплексе на разных стадиях производства и обращения прямо и косвенно участвуют многие отрасли народного хозяйства [1].
  •   Основная отрасль агропромышленного комплекса - сельское хозяйства. На ранних этапах общественного разделения труда сельское хозяйство имело только две отрасли: земледелие и животноводство. В дальнейшем постепенно выделилось в самостоятельные отрасли производство отдельных видов растениеводческой и животноводческой продукции: свекловодство, овощеводство, садоводство, скотоводство, свиноводство и т.д. Все они отличаются видом производимой продукции, технологией и организацией производства, системами применяемых машин.
  •   Агропромышленный комплекс представляет собой сложную многоотраслевую производственно-экономическую систему, в составе которой выделяют три основные сферы.
  •   Первая сфера включает отрасли промышленности, обеспечивающие АПК средствами производства: машиностроение для пищевой и легкой промышленности, производство минеральных удобрений и химических средств защиты растений и животных, ремонт оборудования и техники, строительство, 1 сфера, по существу, определяет индустриализацию и интенсификацию производства как в сельском хозяйстве, так и в других отраслях АПК. На ее долю приходится около 10% конечного продукта и 15% основных производственных фондов, 20% численности работников АПК.
  • Информация о работе Государственное управление в сельском хозяйстве