Создание и применение первых летающих бомб, планирующих торпед и самолетов снарядов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 11:16, реферат

Описание работы

Больших разрушений такая бомбардировка не вызвала, но население было в панике

Работа содержит 1 файл

Создание и применение первых летающих бомб.docx

— 76.97 Кб (Скачать)

го опыты  с крылатыми ракетами были прекращены33.

Особый толчок развитию беспилотных летательных  аппаратов

дало изобретение  радиотелеграфа профессором А.С. Поповым  и

Гульельмо Маркони. Именно после этого многие ученые в раз_

ных странах начали работу над использованием беспроволочно_

го способа  связи для дистанционного управления летательным

аппаратом. Из русских ученых Н.Д. Пильчиков, А.А. Холодков_

ский, Ф.С. Материкин, А. Щенснович и др. предложили ряд

весьма интересных схем управления на расстоянии самыми раз_

личными техническими объектами34.

Пионера авиации  С.А. Ульянина можно считать первым изобрета_

телем, обосновавшим идею управления летательным аппаратом с

помощью электромагнитных волн. В 1903 г. К.Э. Циолковский

также предложил  «реактивный прибор», который мог  бы летать

«в атмосфере… по заранее намеченному плану» (программе)35.

Вопрос о  приоритете создания крылатых ракет, как  об этом бы_

ло сказано выше, остается открытым до сих пор. Однако, как по_

казывает проведенный авторами архивный и патентный поиск,

одним из первых создателей крылатых ракет стал незаслуженно

забытый русский  ученый, член Конференции Михайловской

артиллерийской  академии генерал_майор М.М. Поморцев36.

О нем и  его ракетах речь пойдет во второй главе.

Прообразом  современных крылатых ракет являются автоматиче_

ски управляемые беспилотные крылатые летательные аппараты

(БКЛА) с  винтомоторной группой. Идея создания  таких аппара_

тов, судя по всему, впервые зародилась в конце 1909 г. одновре_

менно в США и Германии37. Эта идея, как уже говорилось выше,

основывалась  на изобретении радио, развитии торпедного ору_

35 Создание и применение первых летающих бомб...

33 Сокольский В.Н. Ракеты на твердом топливе в России. М., 1963.

34 Ульянин  Ю.А. Пионер русской авиации.  М.: Пик, 2001.

35 Большая  советская энциклопедия, 2_е изд.

36 Павлушенко М.И. Михаил Михайлович Поморцев. М.: Наука, 2003.

37 См.: Новичков  Н.Н. Развитие крылатых ракет  самолетных схем. Диссерта_

ция кандидата технических наук. М.: Институт истории естествознания и тех_

ники, 1982.

жия, результатах первых экспериментов по радиоуправлению и

первых результатах  практического использования самолета.

Один из таких проектов был предложен  американским инжене_

ром Э. Берлинером в 1909 г. Но поскольку авиация тогда еще не

имела опыта  боевого применения, БЛА Э. Берлинера предназна_

чался для запуска с кораблей по надводным морским целям38. По

существу, это  была крылатая торпеда, напоминающая по внеш_

нему виду моноплан Блерио11, на котором его конструктор

француз Л. Блерио в 1909 г. впервые в мире перелетел  Ла_Манш.

Боевая часть  БКЛА Берлинера крепилась в носовой части. Ко_

манды на управление летающей торпедой передавались по про_

водам. Специальная  наклонная плоскость под носовой  частью

корпуса должна была обеспечить подпрыгивание торпеды  при

ее периодических  ударах о воду. Использование крыла обеспе_

чивало повышение дальности действия торпеды и увеличение ее

скорости. (На свое изобретение инженер Э. Берлинер взял па_

тент США  только 5 июня 1917 г., несмотря на то, что  подал заяв_

ку 30 сентября 1909 г.)

Проект крылатой торпеды для стрельбы по неподвижным  целям

в 1911 г. предложил  немецкий инженер К. Ниттингер. Интерес_

но, что в  этой крылатой торпеде после запуска  должны были

раскладываться  в полете воздушный винт, который  находился в

хвостовой части, киль и крылья, которые находились посереди_

не фюзеляжа. Торпеда имела двигатель внутреннего  сгорания,

жидкое взрывчатое вещество и часовой механизм для  програм_

мирования дальности и скорости полета к объекту поражения.

В районе цели часовой механизм отклонял руль высоты в край_

нее положение, и торпеда переходила в пикирование  на объект

поражения. Проект был заявлен 13 августа 1911 г., инженер

Ниттингер получил патент Германии 25 июля 1913 г.

Поворотным  пунктом в создании беспилотных  крылатых ракет

стало испытание  в 1912–1913 гг. гиростабилизатора американ_

ского инженера Э. Сперри. Таким гиростабилизатором была

оборудована летающая лодка Г. Кертисса. В 1914 г. Э. Сперри на

этой лодке  летал во Франции и официально в Аэроклубе зареги_

36 Беспилотные летательные аппараты

38 См.: Новичков  Н.Н. Развитие крылатых ракет  самолетных схем. Диссерта_

ция кандидата технических наук. М.: Институт истории естествознания и тех_

ники, 1982.

стрировал свой полет как «первый полет с брошенным управле_

нием». Полеты Э. Сперри доказали существенное повышение

устойчивости  самолетов, оснащенных гиростабилизаторами.

Однако в  то время из_за низкого развития радиотехники речь

еще не шла  об управлении гиростабилизирующими устройства_

ми на расстоянии.

В 1913 г. австрийский  инженер К. Варшаловский предложил про_

ект крылатой торпеды. Он предлагал оснастить обычную мор_

скую торпеду  крыльями, которые отделялись при  ударе о воду.

Цель, которую  преследовал автор проекта, состояла в том, чтобы

увеличить дальность полета морской торпеды  авиационного ба_

зирования, уменьшить скорость приводнения и перегрузок, а так_

же атаковать авиацией морские цели с безопасной дальности.

Крылатые  поверхности располагались в  середине корпуса тор_

педы, воздушный винт – в носовой части, гребной винт и руль

высоты –  в хвостовой части. После приводнения  торпеды кры_

лья отделялись и дальнейшее движение торпеды осуществля_

лось по воде за счет вращения гребного винта. Боковые поверх_

ности управления регулировали глубину погружения торпеды.

Идея же создания собственно крылатой ракеты впервые была

выдвинута французским инженером Рене Лореном. Француз_

ский артиллерийский офицер и инженер по образованию,

Р. Лорен в 1908 г. предложил конструкцию мотокомпрессорно_

го воздушно_реактивного двигателя. Собственно, на основе его

Лорен и разработал первый в мире проект крылатой ракеты.

Некоторые историки утверждают, что Рене Лорен выдвинул

идею крылатой ракеты еще в 1907 г. Н.Н. Новичков считает, что

такого не могло быть по следующим причинам39:

• Из_за малого практического опыта и полного отсутст_

вия опыта  боевого применения самолета не могло воз_

никнуть необходимости  в создании крылатых ракет до

конца первого  десятилетия ХХ века.

• Р. Лорен вряд ли мог начать работу над созданием раке_

ты, не имея достаточно четких представлений об ее ос_

новном элементе – воздушно_реактивном двигателе.

37 Создание и применение первых летающих бомб...

39 Там же.

• После  изобретения двигателя Лорену, безусловно, тре_

бовалось некоторое время для разработки самой крыла_

той ракеты.

В 1909 г. Р. Лорен начал рассматривать возможность примене_

ния своего реактивного двигателя на летательных аппаратах.

В том же году в мае французский инженер  выдвинул идею созда_

ния крылатых реактивных аппаратов, управляемых с помощью

телемеханических  устройств.

В начале 1910 г. в журнале «Аэрофиль» («L'Aerophile») Р. Лорен

опубликовал первый проект крылатой ракеты. Этот летатель_

ный аппарат должен был иметь длину 6 м, диаметр корпуса

0,35 м, крыло  небольшого размаха, стартовый  вес 79 кг, вес воз_

душно_реактивного двигателя 35 кг, вес приборов управления

10 кг, вес  топлива 10 кг, вес полезной нагрузки 12 кг. Лорен рас_

считывал, что  его крылатая ракета будет летать со скоростью

200 км/ч. Н.Н.  Новичков считал, что на самом  деле КР Лорена

должна была летать в несколько раз с большей скоростью40.

Могла ли быть в те года построена крылатая ракета Лорена?

Вряд ли. Его идеи заметно опередили свое время: высота полета

должна была выдерживаться автоматически чувствительными

приборами для измерения давления, а управление обеспечива_

лось гироскопическим  стабилизатором, соединенным с серво_

моторами, приводящими  в движение крыло и хвостовое  опере_

ние. Когда автор КР в годы Первой мировой войны предложил

реализовать свой проект, французское военное  командование

посчитало его проект фантастическим.

В 1913 г. Рене Лорен выдвинул идею прямоточного воздушно_

реактивного двигателя (ПВРД) и в том же году описал свое изо_

бретение в статьях, опубликованных в журнале «Аэрофиль».

ПВРД является одной из разновидностей воздушно_реактивных

двигателей (ВРД). Работа ПВРД заключается в  том, что атмо_

сферный воздух, попадая во входное устройство двигателя со

скоростью, равной скорости полета, сжимается  за счет скорост_

ного напора и поступает в камеру сгорания. Впрыскиваемое

топливо сгорает, повышается теплосодержание потока, который

38 Беспилотные летательные аппараты

40 Новичков  Н.Н. Развитие крылатых ракет  самолетных схем. Диссертация кан_

Информация о работе Создание и применение первых летающих бомб, планирующих торпед и самолетов снарядов