Убийства

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:38, дипломная работа

Описание работы

Предмет исследования - тексты судебных актов, реализация языковых средств в этих текстах.
Целью дипломной работы является изучение проблемы языка и стиля судебных актов
Исходя из поставленной цели исследования, были сформулированы следующие задачи:
1) изучить различные виды понятия судебного акта;
2) выявить различные подходы к классификации судебных актов;
3) проанализировать предъявляемые требования к судебным актам;
4) выявить языковые и стилистические особенности судебных актов;
5) проанализировать судебные акты, вынесенные Курчатовским районным судом г. Челябинска с точки зрения стиля и языка;
6) сравнить судебные акты и документы, поступающие в суд
7) сделать выводы на основании изученного материала.

Содержание

Введение………………………………………………………………………2-6
Глава 1.Понятие, признаки и виды судебных актов.
Краткая характеристика
1.1. Понятие судебного акта, его признаки………………………………..7-11
1.2. Множественность подходов и классификаций судебных актов…….11-17

Глава 2. Специфика судебного акта как жанра официально-делового стиля
2.1.Официально-деловой стиль……………………………………………18-20
2.2. Особенности языка судебных актов……………………………….....20-39
2.2.Анализ и судебных актов Курчатовского районного суда г.Челябинска. Характеристика типичных ошибок………………………………………...39-55
Заключение…………………………………………………………………...56-59
Список литературы………………………………………………………….60-70

Работа содержит 1 файл

дипломчик.doc

— 337.50 Кб (Скачать)

      Описательная часть решения суда должна содержать указание на требование истца, возражения ответчика и объяснения других лиц, участвующих в деле.

    В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.

    В случае признания иска ответчиком в  мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание  иска и принятие его судом.

    В случае отказа в иске в связи с  признанием неуважительными причин пропуска срока исковой давности или срока обращения в суд  в мотивировочной части решения  суда указывается только на установление судом данных обстоятельств.

    Резолютивная  часть решения суда должна содержать  выводы суда об удовлетворении иска либо об отказе в удовлетворении иска полностью  или в части, указание на распределение  судебных расходов, срок и порядок  обжалования решения суда.

    Документы также содержат реквизиты: наименование суда,  обязательное указание лица, от которого поступил тот или иной судебный документ,  контактная информация, ставится в конце документа число и подпись. Содержание судебного документа жестко не регламентировано в отличие от судебного акта, однако необходимо соблюдать следующие правила, согласно ст. 131 ГПК РФ, например при   подаче  искового заявления в суд.

    Так в исковом заявлении должны быть указаны:

    1) наименование суда, в который  подается заявление;

    2) наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;

    3) наименование ответчика, его место  жительства или, если ответчиком  является организация, ее место нахождения;

    4) в чем заключается нарушение  либо угроза нарушения прав, свобод  или законных интересов истца  и его требования;

    5) обстоятельства, на которых истец  основывает свои требования, и  доказательства, подтверждающие эти  обстоятельства;

    6) цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;

    7) сведения о соблюдении досудебного  порядка обращения к ответчику,  если это установлено федеральным  законом или предусмотрено договором  сторон;

    8) перечень прилагаемых к заявлению документов.

    В заявлении могут быть указаны  номера телефонов, факсов, адреса электронной  почты истца, его представителя, ответчика, иные сведения, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, а также изложены ходатайства  истца.

    В исковом заявлении, предъявляемом  прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или  в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга  лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.

    В случае обращения прокурора в  защиту законных интересов гражданина в заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином.

      Исковое заявление подписывается  истцом или его представителем  при наличии у него полномочий  на подписание заявления и  предъявление его в суд.

    Что касается других документов, то содержание их может быть не так регламентировано, иногда в свободной форме, что часто встречается на практике. Это касаемо написания различного рода заявлений ходатайств и других документов, но самое в них главное- это обоснованность, законность требований, что должно быть четко сформулировано.

      Таким образом, мы видим, что  содержание судебных актов регламентировано  в отличие от документов, поступающих в суд

      Можно выделить различие между  судебным актом и документами граждан: судебные акты (решения, определения, постановления, приговоры) выносятся от имени Российской Федерации в составе судьи, также имеются определения суда, выносимые  от имени судьи. Это касается определения о подготовке к судебному разбирательству, о назначении, о принятии иска к производству суда и т.д. Документы создаются конкретными лицами (сторонами по делу, их представителями и т.д.). Авторы этих документов просят суд защитить свои законные права и интересы (от 1го, 3го лица), при этом они могут выражать свое мнение по рассматриваемому делу, обращаться  непосредственно к суду. Приведем пример из одного дополнения к иску гражданки  Пашниной В.Ф.: « Я поняла, что суд мое заявление не читал. В определении мне отказали в освобождении от оплаты госпошлины. Я инвалид 3 группы. Я прошу вас, читайте внимательней! У вас имеется справка об инвалидности!» Далее мы увидим личное отношение составителя данного дополнения к суду: «Суд же не стоит на стороне слабых и беззащитных, как мне кажется, а только ищут повод, чтобы мен отказать».

      Однако свободная форма изложения того или иного документа не позволяет его авторам фамильярно относиться к суду. Также такая форма изложения еще не дает повода для того, чтобы проситель подробно излагал обстоятельства жизни, относящиеся к данному спору, что достаточно часто встречается на практике: « Я должна быть под защитой своего государства. У меня педагогический стаж 30 лет, я одна без мужа. Инвалид, вырастила сына. Он у меня кандидат исторических наук,  не женат, не пьет, не курит. А еще у меня дочь есть. Я прошу учесть все сведения, не требовать от меня одно и то же. С такой волокитой я видно останусь без оздоровления (а я ежегодно на июнь уезжаю в европейскую часть страны. Там так хорошо)…»

     В авторы некоторых документов пытаются научить суд «законно» принимать решения: «Суд- это ВЛАСТЬ. Человечество столетиями боролось за учреждение этого института, надеясь. Что споры между гражданами суды будут разрешать  не только по закону, но и по справедливости. Разве справедливо было ваше решение?.. у меня прошение- защитите сироту!» (частная жалоба. Гражданское дело «2- 2269/09).

     При составлении различных судебных  документов часто используют их авторы художественные средства: гиперболы, метафоры, гротеск, иронические приемы: « Под покровительством судебной системы  в челябинской области успешно осуществляется РЕЙДЕРИЙ ЗАХВАТ моей квартиры» (кассационная жалоба. Гражданское дело 2- 2789/2010), «Увы-увы. Я в ликовании пернатых принять участия не могу» ( кассационная жалоба. гражданское дело 2- 345/2010); в следующем отрывке (мини- рассказе) собран весь спектр художественно-изобразительных средств, с помощью которых отражено негативное отношение истца к суду:

«судья  N, бубня себе под нос решение об отказе  в удовлетворении иска, едва ли не взвился под потолок зала  заседаний №, услышав просьбу повториться.

- вы  что, глухой?

Увы…Видимо, защитная реакция от расщепленности этого мира, от разрушительного влияния  психоидных феноменов вида лукавства, трусости, фальши. Печальный факт, что  и говорить, даже анатомически полезное наследство (оттопыренные уши) не помогают…» (кассационная жалоба. Гражданское дело №2- 2345/2010). Данный отрывок с легкостью можно отнести к разряду сатирических рассказов, использованы сатирические приемы. Высмеивающие пороки судебной системы. Это было бы приемлемо в  каком-нибудь журнале, сборнике рассказов, но абсолютно не уместно в написании кассационной жалобы.

      Рассмотрим претензию, поступившую в суд. Отметим, что случай нераспространенный, т.к. ДТП произошло, как уверяет нас автор,  по вине животного – коровы. Данная претензия написана с использованием художественных средств,  иронии, переходящей в некоторых моментах в сатиру, что неприемлемо для официально-делового стиля:

     «С  интересом ознакомился с Вашим заявлением и приложенными к нему документами. Был бы готов принести извинения за ДТП, которое произошло по моей  вине, но воздержусь от этого то, поскольку никакой вины за собой не ощущаю.  (В первом абзаце мы уже ощущаем ироническое отношение автора к происшедшему).

     Более того, не исключено, что  принадлежащее Вам транспортное  средство, являющееся источником  повышенной опасности, использовалось  Вами как орудие убийства невинной  коровы (радуйтесь, что это произошло  не в Индии, где корова является  священным животным)

(Автор текста неоправданно для официально-делового стиля использует уточнения, пытаясь расширить, «приукрасить» текст. Также неоправданны реплики , заключенные в кавычки).

     Из материалов, которые Вы прислали, не следует, что вина была  моя, т.е. корова, действуя по моему прямому указанию, приняла мученическую смерть с целью нанесения Вам крупного материального ущерба.

    Я даже не был знаком с  безвременно ушедшей, следовательно,  указаний ей давать не мог.  ( Составитель претензии смешивает два стиля речи, что недопустимо использовать в судебном документе, причем делается акцент на использовании различных художественных средствах. Исходя из содержания документа, поступившего в суд, автор текста олицетворяет корову с человеком, виновником ДТП. Конечно,  налицо использование юмористического приема, читатель чувствует экспрессию автора. Заметим, что автор претензии специально демонстрирует свои эмоции, тем самым ,выражая свое негативное  отношение к ДТП., к него виновнику).

На мой  взгляд, более логичным представляется иное объяснение : водитель, не соблюдая скоростной режим и не руководствуясь ни здравым смыслом, ни водительским опытом, ни правилами дорожного движения, не принял должных мер предосторожности и не сделал все от него зависящее, чтобы избежать дорожно-транспортного происшествия. Обычно водители снижают скорость, издали, увидев пасущийся у обочины скот (особенно, если он крупный и рогатый). (Личное мнение автора неуместно, противоречит деловому стилю речи, в голосе автора слышны нотки неприязни, желание оскорбить истца, что нарушает нормы морали и этики, делового обычая).

     Поскольку объяснения водителя  и коровы в  материалах дела  отсутствуют, мне трудно поверить, что корова, замаскировавшись в  придорожном кустарнике, хладнокровно  дожидалась в засаде приближения принадлежащего Вам автомобиля, и выскочив на дорогу в последний момент. Готов представить в суд документы, подтверждающие, что покойная не проходила специальной подготовки, и вообще характеризовалась как добродушное, медлительное и незлобивое существо. Склонностей к суициду или терроризму не отмечалось, личных неприязненных отношений к автомобилям «Ледровер» не усматривалось. В быту вела себя правильно.     Исполнительно информирую, что поскольку ни моей, ни коровьей вины не доказано, мной изучается вопрос о привлечении к ответственности истинного виновника, повлекшего гибель любимицы всей птицефабрики».

      Итак, можно сделать вывод, что  беспристрастность как основной  интонационный принцип изложения предполагает экспрессивную нейтральность официально-делового стиля. Экспрессивная нейтральность обусловлена тем, что в судебных актах широко используются термины, т.е. слова точного, однозначного смысла, эмоционально безразличными, строгими и «холодными».

      В судебных актах cуд действует от лица Российской Федерации, не может выражать личное мнение, в этом и заключается объективность, принципы законности и обоснованности выносимого решения.

     Так как личное мнение у суда отсутствует, поэтому в судебных актах мы не найдем и разнообразия графического оформления. В судебных актах все регламентировано: по мере возможности - простые предложения, употребляются исключительно из знаков препинания запятые и точки. В документах, поступающих в суд, мы сталкиваемся с разнообразием знаков препинания. Примеры из кассационных жалоб: « почему меня гоняют взад-вперед то в саду около 3 лет, то теперь в вашем суде?»; «я требую восстановления истины!»; «То есть придется обзаводиться натуральным хозяйством. Либо умереть с голоду. Господи помилуй!!!»- пример из пояснительной записки, передающий настроение и эмоции автора: «Да-да. Коробками крал, мазурик, да чтоб у него слиплось! Срамотища не-вы-но-си-мая!»

     В суд иногда  поступают судебные  документы, содержащие  вульгаризмы, слова с ярко выраженной экспрессивной (негативной) окраской, оскорбительные слова, ненормативную лексику, что естественно, неприемлемо для любого стиля речи. Однако удивителен тот момент, что в самих судебных решениях встречается ненормативная лексика, заключенная в кавычки. Таким образом, судьи воспроизводят объективную картину произошедшего. Конечно, это противоречит и нормам морали, этики, правилам делопроизводства, не соотносится с официально-деловм стилем речи. Так судья рассмотрел уголовное дело по иску Ивановой И.Р. об унижении чести и достоинства. Суть дела сводится к тому, что гражданка Иванова И.Р. была подвергнута высказываниям в неприличной форме, которые дословно отражены в приговоре суда: «Кобыла еб…ая». Судья не вправе писать подобные высказывания, даже заключая в качки. К сожалению, данный пример указывает на неграмотность, некультурность приговор по данному делу.  Не всегда нужно прибегать к воспроизведению подобного рода фраз для восстановления объективной картины произошедшего. В данном случае можно было указать на то, что истец был обруган или ответчик применял ненормативную лексику в отношении истца с целью его унизить и т.д.

Информация о работе Убийства