Решение биологических задач с помощью дифференциальных уравнений

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 14:07, реферат

Описание работы

Многочисленные задачи естествознания, техники и механики, биологии, медицины и других отраслей научных знаний сводятся к математическому моделированию процессов в виде формулы, т.е. в виде функциональной зависимости. Так, например, переходные процессы в радиотехнике, кинетика химических реакций, динамика биологических популяций, движение космических объектов, модели экономического развития исследуются с помощью дифференциальных уравнений. Всё это и явилось главной причиной выбора темы работы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3
Раздел 1. Решение задач по биологии………………………………………………...4
Задача 1………………………………………………………………………..5
Задача 2 ……………………………………………………………………….8
Задача 3……………………………………………………………………….12
Заключение …………………………………………………………………………....16
Список используемой литературы………………………………………………...…17

Работа содержит 1 файл

Дифф.Уравнения.docx

— 85.75 Кб (Скачать)

Мелитопольський государственный педагогический университет

им. Богдана Хмельницкого

Кафедра информатики и  кибернетики 
 
 
 
 

Индивидуальное-научно исследовательское  задание

по  дифференциальным уравнениям на тему :

  «Решение биологических  задач с помощью  дифференциальных  уравнений»

  

                                     

                                                                            Выполнил: студент 230-и группы                                      

                                                                                                   Красуля Иван

                                                                           Проверила: Титаренко Н.Е. 
 
 
 
 

Мелітополь, 2011                                                

  Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3

Раздел 1. Решение  задач по биологии………………………………………………...4

    1. Задача 1………………………………………………………………………..5
    2. Задача 2 ……………………………………………………………………….8
    3. Задача 3……………………………………………………………………….12

Заключение …………………………………………………………………………....16

Список используемой литературы………………………………………………...…17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение.

   Многочисленные  задачи естествознания, техники и  механики, биологии, медицины и других отраслей научных знаний сводятся к  математическому моделированию  процессов в виде формулы, т.е. в  виде функциональной зависимости. Так, например, переходные процессы в радиотехнике, кинетика химических реакций, динамика биологических популяций, движение космических объектов, модели экономического развития исследуются с помощью  дифференциальных уравнений. Всё это и явилось главной причиной выбора темы работы.

   Материалом для данной работы  послужила теория дифференциальных уравнений и наиболее известные задачи естествознания, решаемые с помощью дифференциальных уравнений.

   Целью  настоящей   работы является рассмотрение возможности применения дифференциальных уравнений для решения задач  биологического цикла.

   Методы  исследования опираются на принципы функционального, сравнительного и сопоставительного изучения математических явлений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Раздел 1. Решение задач по биологии.

  Живой организм представляет собой слишком  сложную систему, чтобы его можно  было рассматривать сразу во всех подробностях; поэтому исследователь  всегда выбирает упрощённую точку зрения, подходящую для решения конкретно  поставленной задачи. Это сознательное упрощение реальных биосистем и  лежит в основе метода моделирования.

        Обычно, модели, используемые в биологии, делят на три категории:

  1. Биологические предметные модели, на которых изучаются общие закономерности, патологические процессы, действие различных препаратов и т. д. К этому классу моделей относят, например, лабораторных животных, изолированные органы. Культуры клеток, суспензии органелл и пр.
  2. Физические (аналоговые) модели, т. е. физические модели, обладающие аналогичным с моделируемым объектом поведением. Например, деформации, возникающие в кости при различных нагрузках, могут быть изучены на специально подготовленном макете кости. Движение крови по крупным сосудам моделируется цепочкой резисторов, конденсаторов и индуктивных катушек.
  3. Математические модели представляют собой системы математических выражений - формул, функций, уравнений и т. д., описывающих те или иные свойства изучаемого объекта, явления, процесса. При создании математической модели используют физические закономерности, выявленные при экспериментальном изучении объекта моделирования. Так, например, математическая модель кровообращения основано на законах гидродинамики.

  Математическое  моделирование, как метод исследования обладает рядом несомненных достоинств.

        Во-первых, сам метод  изложения количественных закономерностей  математическим языком точен и экономичен. Во-вторых, проверка гипотез, сформулированных на основе опытных данных, может  быть осуществлена путём испытания  математической модели, созданной на основе этой гипотезы. Наконец, математическая модель позволяет судить о поведении  таких систем и в таких условиях, которые трудно создать в эксперименте или в клинике, изучать работу исследуемой системы целиком или работу её любой отдельной части.

Задача№1. Определить во сколько раз увеличится количество бактерий

за 9 часов, если в течение 3 часов их количество изменилось от 100 да 200.

  Решение. Опытным путём установлено, что  скорость размножения бактерий, если для них имеется достаточный  запас пищи и созданы другие необходимые  внешние условия (например, отсутствие подавления бактерий другими видами), пропорциональна их количеству.

   Пусть х - количество бактерий, имеющееся в данный момент, тогда скорость изменения их количества: 

       Так как скорость размножения бактерий пропорциональна  их количеству, то существует такая  k, что: 
 

 Разделяем в  дифференциальном уравнении переменные: 
 

       Интегрируя, получаем: 
 

что после  потенцирования даёт:

      

      Для нахождения С используем начальное условие: при t = 0 х = 100. Имеем: Се˚ = 100, С = 100, и, значит, х = 100 еkt.

      Коэффициент е k находим из условия: при t = 3 х = 200. Имеем:

       Искомая функция: 

      При t = 9 х = 800.

      Ответ. Количество бактерий за 9 часов увеличится в 8 раз. 

  Заметим, что закон, при котором скорость увеличения вещества пропорциональна  наличному количеству вещества это, так называемый, закон "естественного роста".

  Эта математическая модель процесса изменения  количества микроорганизмов в колонии  в зависимости от времени получена при очень больших предположениях (при неограниченных ресурсах питания  и пространства для обитания и  отсутствии межвидовой борьбы). В природе  же, ни в одной из реально существующих колоний такой рост наблюдаться  не может.

  Ответ на вопрос, насколько закон "естественного  роста" отвечает реальному процессу, даёт опытная проверка. Очевидно, что  на каком-то подмножестве данные будут  хорошо согласованы с моделью, а  саму модель можно использовать для  прогноза.

  В 1845 году Ферхюлст - Перл получил уравнение, учитывающее внутривидовую борьбу микроорганизмов. В результате конкурентной борьбы внутри вида за пищу и место  распространения, а так же за счёт болезней скорость роста снижается. В общем виде уменьшение прироста является некоторой новой функцией от х и Δх, которую обозначим через b(х, Δх). Уменьшение количества особей в результате конкуренции тем больше, чем больше число встреч между особями, т. е. пропорционально произведению х·х т. е.  х2. Таким образом,

      b(х, Δх) = δ х2 Δt.

      Тогда

      Δх = ε х Δt - δ х2Δt.

       Здесь ε - специфическая (врождённая) скорость размножения популяции, δ - коэффициент внутривидовой конкуренции. Разделим обе части последнего уравнения на Δt и переходя к пределу, получим

        

      Это и есть уравнение Ферхюлста - Перла.  Решением этого уравнения после  математических преобразований и обозначения  ε / δ = h при t0 = 0 и   х(0)=х0.является:

      

Задача№2. Найти зависимость между площадью листа дерева, имеющего форму круга от времени, если в 6 часов утра эта площадь равнялась 1 600 см2, а в 18 часов того же дня - 2 500 см2.

      Решение. Площадь листа имеет форму  круга, т. е. пропорциональна длине  окружности листа. Скорость увеличения площади листа пропорциональна , к тому же, количеству солнечного света, падающего на него.

       Количество солнечного света, пропорционально, в свою очередь, площади листа  и косинусу угла между направлением лучей и вертикально к листу.

      Примем  угол между направлением луча Солнца

и вертикалью в 6 часов утра и в 18 часов равен  90°,

а в полдень - 0°. 

      Пусть t - время, отсчитываемое от полуночи. Если S - переменная площадь листа, то скорость роста листа:

где 2πr  - длина окружности листа, Q - количество солнечного света, k1 - коэффициент пропорциональности.

      Площадь листа S = πr2, откуда:

Тогда: 

       По условию 

      Q = k2 S cos α,

где α - угол между направлением лучей и вертикалью, k - коэффициент пропорциональности.

      Угол  α - линейно возрастающая функция аргумента t:

      α = k3 t + b.

      Параметры k3  и b находим из дополнительных условий:

            при t = 6 α = -π/2,

            при t = 12 α = 0,

            при t = 18 α = π/2.

Из двух последних  условий имеем:

0 = 12k3+ b,

π/2 =18k3+ b.

Решая эту систему, получаем:

k3= π/12, b= - π.

Следовательно, 

      Подставляя  значение α в (2), имеем:

                              Q = k2 S cos [π (t - 12) /12].

      Из  уравнения (1) получаем:

      

      Обозначим k = k1k2. После разделения переменных, имеем:

      

       Интегрируя, получаем: 

Из начальных условий (при t = 6 S = 1600, при t = 18 S = 2500) имеем:

Решая эту систему, получим:

Подставляя эти  значения в (3), получаем:

откуда:

      Ответ. Зависимость между площадью листа дерева, имеющего форму круга от времени выражается формулой (4). 
 

Задача№3. Найти зависимость между высотой дерева и временем его роста.

      Решение. Известно, что даже в самых благоприятных  условиях все деревья независимо от породы растут сначала быстро, а  затем их рост замедляется, пока, наконец, совсем не прекращается.
      С ростом кроны, с одной стороны, увеличивается  приток энергии благодаря фотосинтезу, а с другой – увеличиваются  трудности, связанные, например, с транспортировкой питательных веществ, и, следовательно, увеличивается расход энергии на подобные нужды. В конце концов, притока  энергии уже не хватает для  покрытия расходов, и дерево перестаёт  расти.
      На  основе этих соображений можно сформулировать основные предположения, на основе которых  будет основано составление уравнения  энергетического баланса, т. е. построена  математическая модель.
  1. Зрелое  растение в процессе роста сохраняет  геометрическое подобие, т. е. у зрелого  растения с ростом не меняются отношения  геометрических размеров, например, отношение  высоты к диаметру и т. п.
  1. Свободную энергию (или активное вещество) дерево получает только путём фотосинтеза.
  2. Свободная энергия расходуется на фотосинтез, на строительство живой ткани (рост) и на подъём раствора из почвы.
  3. В среднем за большие отрезки времени растение получает постоянное количество света на единицу поверхности и может поглощать необходимые вещества из неограниченного запаса.

Информация о работе Решение биологических задач с помощью дифференциальных уравнений