Предложения по совершенствованию бюджетирования на ОАО “Увадрев-Холдинг”

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 08:51, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить особенности организации системы бюджетирования на примере реально существующего предприятия и разработать рекомендации по ее совершенствованию.
Задачи: поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические аспекты организации системы бюджетирования на предприятиях;
3. Охарактеризовать предприятие, выбранное в качестве объекта практического исследования;
4. Проанализировать систему бюджетирования на предприятии;
5. На основе проведенных исследований предложить путь совершенствования организации системы бюджетирования на предприятии
за счет внедрения автоматизированной информационной системы бюджетирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК ЧАСТЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 6
1.1 Понятие, цели и задачи бюджетирования 6
1.2 Виды и содержание бюджетов 18
1.3 Роль бюджетирования в управлении организацией 35
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО “УВАДРЕВ-ХОЛДИНГ” 48
2.1 Общая характеристика и организационная структура управления предприятия 48
2.2. Анализ основных технико-экономических показателей 54
2.3. Анализ финансового состояния предприятия 63
3. СИСТЕМА БЮДЖЕТИРОВАНИЯ ОАО “УВАДРЕВ-ХОЛДИНГ” 71
3.1 Описание действующей системы бюджетирования предприятия 71
3.2. Предложения по совершенствованию системы бюджетирования 80
3.3. Оценка эффективности предложений 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 93
Интернет-ресурсы: 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 100

Работа содержит 1 файл

Диплом_RE.doc

— 930.50 Кб (Скачать)

К6 = СОСдзк — ЗЗ

где СОСдзк – сумма собственных, долгосрочных и краткосрочных заемных средств.

 

Таблица 15. - Анализ финансовой устойчивости

Показатели

На начало года

На конец года

Отклонения

Источники собственных  средств

88 461

91 173

+ 2 712

Внеоборотные активы

113 971

113 307

- 664

СОС

(1-2)

- 25 515

- 22 134

+ 3 381

Долгосрочные кредиты  и заемные средства

6 125

4 004

- 2 121

СОСдз

(3+4)

- 19 390

- 18 130

+ 1 260

Краткосрочные кредиты  и займы

223 218

237 677

+ 14 459

СОСдзк

(5+6)

203 828

219 547

+ 15 719

ЗЗ

82 597

109 872

+ 27 275

К4

(3-8)

- 108 112

- 132 006

- 23 894

К5

(5-8)

-101 987

- 128 002

- 26 015

К6

(7-8)

121 231

109 675

- 11 556

К7

- 0,31

- 0,2

+ 0,11

К8

- 0,23

- 0,17

+ 0,06


 

Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными источниками формирования:

К7 = СОС : ЗЗ

Коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами и приравненными к ним долгосрочными заемными средствами:

К8 = СОСдз : ЗЗ

Данные таблицы 17 показывают, что ОАО «Увадрев-Холдинг» на начало и конец года находилось в неустойчивом финансовом состоянии. Это обусловлено тем, что большая доля источников собственных средств направляется на приобретение внеоборотных активов на начало года — 28,2% , на конец года — 29% , увеличение составило 0,8%, что в сумме уменьшилось на 664 тыс.руб. Наличие собственных оборотных средств на конец года увеличилось на 3 381 тыс.руб.

Как видим, с учетом всех источников финансирования наблюдается излишек оборотных средств для формирования запасов и затрат.

Излишек составил 121 231 тыс.руб. на начало и 109 675 тыс.руб. на конец года соответственно.

3. Система бюджетирования ОАО “Увадрев-Холдинг”

3.1 Описание действующей системы бюджетирования предприятия

 

 

ОАО «Увадрев-Холдинг» является управляющим предприятием и занимается консолидированным управлением  группы предприятий Холдинга (закупка материалов и запасных частей, управление кадрами, бухгалтерия, финансово-экономическое планирование, информационное обеспечение и др.). Из производства имеется только цех по заготовке и разделке древесины, и другие вспомогательные цеха (автотранспортный цех, цех погрузки готовой продукции).

Руководители предприятия (генеральный директор, финансовый директор, начальники служб) должны оперативно располагать актуальной информацией, чтобы при возникновении отклонений от плана, в первую очередь по затратам, иметь возможность своевременно принять корректирующие решения. В значительной степени несовершенство существующей системы документооборота определяется по информационным потокам предприятия.

Бюджетирование на ОАО  «Увадрев-Холдинг» представляет собой  метод распределения ресурсов, охарактеризованных в количественной форме, для достижения целей, также представленных количественно. Его также можно определить как процесс принятия решений, через который предприятие оценивает целесообразность притока и оттока активов.

Компанией был изучен западный опыт внутрифирменного планирования, но специфика отечественных экономических условий требует корректировки методологических основ формирования бюджета с учетом особенностей российских предприятий.

В настоящее  время бюджет компании представляет собой целостную научно-обоснованную систему сбора, анализа и обработки информации, получаемой из внутренней и внешней среды, осуществления расчетов основных и вспомогательных показателей экономического состояния предприятия и контроля за их выполнением на основе экономико-математических моделей и технологий на всех этапах реализации бюджета. При формировании бюджета расчеты ведутся как в сопоставимых условиях текущего года, так и с учетом метода дисконтирования денежных потоков и теории рисков.

Формирование  бюджета осуществляется по схеме, предусматривающей  взаимодействие «верхов» и «низов». Данная схема является наиболее совершенной, поскольку планирование «снизу»  и составление бюджета «сверху» представляет собой единый процесс, в котором предусматривается постоянная взаимоувязка и координация бюджетов различных уровней управления предприятием.

В связи с  тем, что формирование проекта бюджета  осуществляется в условиях нестабильности, и неполноты информационных потоков были  разработаны методические материалы:

  • по расчету оптимального уровня кредитной массы и эффективности привлечения средств;
  • расчету оборотных средств;
  • определению финансового результата работы предприятия;
  • расчету базовых показателей, используемых при анализе рентабельности продаж;
  • расчету оборачиваемости активов и рентабельности активов;
  • расчету амортизационных отчислений.

Управленческие  решения по реализации сформулированных проблем принимаются на основе результатов, полученных при проведении расчетов по разработанным в компании научно-обоснованным принципам определения амортизационных начислений, учитывающим кроме указанных аспектов и льготы на прибыль. Это позволяет решить вопрос о необходимости применения консервации (расконсервации) имущества, а, следовательно, увеличить или уменьшить планируемую величину амортизационного фонда.

С учетом всех перечисленных  факторов сверстывается итоговая форма  бюджета предприятия. Следующим шагом является корректировка остатков (+) или дефицита (-) средств в бюджете в соответствии с рисками получения денежных средств.

По итогам сформированного  бюджета для увеличения наглядности  сопоставления планируемых доходов  и расходов в процессе формирования бюджета заполняется матрица, позволяющая выявить остаток или дефицит денежных средств, проанализировать расходы по статьям затрат, их очередности, а также наметить мероприятия по снижению затрат с учетом их важности для поставленной предприятием цели и рассчитать эффективность этих мероприятий.

Сводный бюджет проходит согласование со службами предприятия, участвующими в его формировании, после чего он предоставляется на рассмотрение управления и на утверждение Совету директоров. Следующей стадией планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Увадрев-Холдинг» является процесс регулирования, т.е. разработка детального плана реализации бюджета, подготовка приказов и распоряжений по его выполнению, а также внесение дополнений и изменений в ранее принятые приказы и распоряжения.

В течение месяца отслеживается  выполнение плановых заданий (лимитов) по статьям доходов и расходов с расчетом отклонений. При невыполнении доходной части бюджета особое внимание уделяется очередности расходов: обеспечению своевременного внесения платежей в бюджет, во внебюджетные фонды, погашению банковских ссуд и процентов по ним, оплате энергообеспечения, выплате заработной платы.

Для эффективного управления на ОАО «Увадрев-Холдинг» ежеквартально составляется прогноз выполнения бюджета, чтобы информировать руководство в течение финансового года о том, какое воздействие оказывают последние события, не предусмотренные бюджетом, на ключевые показатели. При необходимости, руководство предприятия принимает решения о корректировке годового бюджета предприятия по статьям в соответствии с создавшейся ситуацией.

Таким образом, бюджет, основанный на контролируемом прогнозе, имеет  целый ряд достоинств и в настоящее  время в условиях нестабильности является одним из наиболее передовых  методов управления предприятием. И  его применение эффективно во многих областях управления: в области финансового менеджмента этот метод является единственным средством, при помощи которого можно заранее сформировать достаточно ясное представление о структуре бизнеса предприятия, регулировать объем расходов в пределах, соответствующих общему притоку денежных средств.

 

«Бюджет доходов и  расходов ОАО «Увадрев-Холдинг»»  состоит из двух разделов: «Доходы» и «Расходы». Анализ этого бюджета приведен далее, сам бюджет приведен в приложении 2.

Анализ выполнения бюджета предприятия по итогам 2010г.:

ДОХОДНАЯ ЧАСТЬ бюджета общества недовыполнена на 295 395 тыс.руб. или на 31%, главным образом, за счет невыполнения планов по выручке:

- От реализации готовой продукции в размере 88 168 тыс.руб. или на 42%;

- От реализации работ, услуг, возмещения затрат в размере 36 498 тыс.руб. или на 17 %;

- От перепродажи готовой продукции и ТМЦ в размере 179 437 тыс.руб. или на 35%.

Прочие доходы в части бюджета  перевыполнены на 8 708 тыс.руб. или на 234%.

По РАСХОДНОЙ ЧАСТИ бюджета зафиксировано пропорциональное снижение расходов на 241 867 тыс.руб. или 27%, за счет экономии по следующим видам затрат:

- Себестоимости реализованной готовой продукции на 85 307 тыс.руб. (50%);

- Себестоимости работ, услуг на 32 146 тыс.руб. (16%);

- Себестоимости готовой продукции и ТМЦ для перепродажи на 114 133 тыс.руб. (28%);

- Общехозяйственные расходы – 5 521 тыс.руб. (12%);

- Издержки обращения – 10 448 тыс.руб. (32%).

Увеличились следующие расходы:

- Коммерческие расходы увеличились по с равнению с планируемыми на 3 703 тыс.руб. (92%);

- Прочие расходы на 1 982 тыс.руб. (10%);

В целом по бюджету  зафиксировано снижение прибыли  до налогообложения на 42 817 тыс.руб. (66%), при плановых значениях 56 642 тыс.руб. фактическая прибыль составила – 13 825 тыс.руб.

Инвестиционная программа по обществу перевыполнена. Из запланированных в 2010 году 15 935 тыс.руб. фактически было потрачено – 17 406 тыс.руб. Данный факт противоречит решению общего собрания участников общества о недопустимости расхода чистой прибыли сверх бюджета и использования прибыли без решения участника.

Анализ бюджета по факту по результатам деятельности предприятия за 2009-2010 года свидетельствует, что по сравнению с 2009 в 2010 году снижены и доходы, и расходы практически в 2 раза, прибыль также упала практически в 2 раза. Это отражено в таблице 16.

Таблица 16 - Динамика экономических показателей ОАО «Увадрев-Холдинг»

Показатель (факт)

2009г.

2010г.

Отклонен. 2009-2010гг.

Итого за 2009-2010гг.

Доходы, тыс.руб.

1 053 578

658 053

- 395 525

1 711 631

Расходы, тыс. руб.

1 032 501

644 228

- 388 273

1 676 729

Прибыль до налогообложения, тыс.руб.

21 077

13 825

- 7 252

34 902


 

Анализ данных бюджета  позволяет сделать следующие  выводы:

- эффективность работы общества в целом в 2010 году ухудшилась, это можно объяснить экономическим кризисом в стране и в мире;

- руководителю общества следует обратить более пристальное внимание на нежелательность превышения темпа роста затрат над темпом роста доходов.

Как видно из таблицы 17 (см. в приложении 2), по большей части статей бюджета получен отрицательный результат при сравнении с предыдущим годом. Этому виной финансово-экономический кризис в стране, а также неумение экономистов просчитать и правильно отреагировать в таких сложных ситуациях.

Таблица 17. – Анализ исполнения бюджета Доходов и Расходов

№ п/п

Наименование статьи бюджета

факт 2010 год сумма, тыс.руб.

Прирост величины статьи бюджета.

тыс.руб.

%

ДОХОДЫ

1

Реализация готовой продукции (ГП)

122 422

-15 620

-11

1.1

в т.ч. лесоматериалы

121 871

-16 171

-12

2

Реализация работ, услуг, возмещение затрат

183 535

-29 235

-14

2.1

в т.ч. управленческие услуги

38 730

-18 610

-32

2.2

услуги автопарка

36 607

-15 430

-30

2.3

коммерческие услуги

3 084

-2 981

-49

2.4

возмещение затрат за содержание свалки и вывозку мусора

670

-1 255

-65

2.5

услуги телефонной связи, охранно-пожарная сигнализация

2 765

-750

-21

2.6

аренда

10 024

3 824

62

2.7

вода техническая

1 958

-1 606

-45

2.8

возмещение затрат по погрузке (УПЭС, Массив)

21 305

5 067

31

2.9

услуги по ремонту и обслуживанию зданий, прилегающих территорий (РСЦ)

259

259

100

2.10

прочие услуги

68 133

2 247

3

3

Перепродажа ГП и ТМЦ

339 671

-353 411

-51

3.1

Перепродажа ГП предприятий Холдинга

75 884

-167 545

-69

3.2.

Перепродажа ТМЦ

254 806

-142 741

-36

3.2.1

концентрат КФК

88 547

-45 665

-34

3.2.2

карбамид

57 223

-59 078

-51

3.2.3

прочие  материалы для перепродажи

109 036

-37 998

-26

3.3

Дрова покупные для производства ДСП (ООО "УПЭС") от сторонних орг.

8 981

-43 125

-83

4

Прочие доходы

12 425

2 742

28

5

Итого доходов

658 053

-395 525

-38

РАСХОДЫ

1

Себестоимость реализованной ГП

85 476

-21 060

-20

1.1

в т.ч. лесоматериалы

85 069

-21 467

-20

2

Себестоимость работ, услуг

171 926

-27 126

-14

2.1

в т.ч.управленческие услуги

37 443

-17 758

-32

2.2

услуги автопарка

29 628

-17 486

-37

2.3

коммерческие услуги

4 812

-1 006

-17

2.4

возмещение затрат за содержание свалки и вывозку мусора

269

-1 561

-85

2.5

услуги телефонной связи, охранно-пожарная сигнализация

1 908

-957

-33

2.6

аренда

7 256

2 189

43

2.7

вода техническая

1 902

-1 295

-41

2.8

возмещение затрат по погрузке (УПЭС, Массив)

18 589

4 236

30

2.9

услуги по ремонту и обслуживанию зданий, прилегающих территорий (РСЦ)

194

194

100

2.10

прочие услуги

71 750

8 145

13

3

Себестоимость ГП и ТМЦ для перепродажи

294 518

-316 661

-52

3.1

Себестоимость ГП предприятий Холдинга

63 084

-158 301

-72

3.1.3

продукция ООО Увадрев-Массив

14 503

-77 087

-84

3.1.1

лесосырье

48 503

-17 349

-26

3.1.1.1

дрова для производства ДСП покупные

45 757

-17 071

-27

3.1.1.2

щепа для производства ДСП от ООО Какможлес

2 480

-215

-8

3.1.1.3

щепа для производства ДСП от прочих

265

-64

-19

3.2.

Себестоимость  ТМЦ для перепродажи

227 812

-134 920

-37

3.2.1

концентрат КФК

79 162

-43 864

-36

3.2.2

карбамид

50 994

-53 124

-51

3.2.3

прочие  материалы для перепродажи

97 656

-37 932

-28

3.3

Себестоимость дров покупных для  производства ДСП (ООО "УПЭС") от сторонних  орг.

3 622

-23 439

-87

4

Коммерческие расходы

7 715

-20 324

-72

5

Общехозяйственные расходы

39 146

2 140

6

6

Прочие  расходы

22 771

1 986

10

7

Издержки обращения

22 674

-7 230

-24

8

Итого расходов

644 228

-388 273

-38

 

ПРИБЫЛЬ

     

1

Валовая  прибыль

91 848

-35 279

-28

2

Прибыль до налогообложения с нарастанием

13 825

-7 252

-34

3

Отложенные налоговые активы с  нарастанием

6

-78

-93

4

Отложенные налоговые обязательства  с нарастанием

262

831

-146

5

Налог на прибыль с нарастанием

3 187

-2 165

-40

6

Пени штрафы в бюджет и внебюджетные фонды

1 076

1 076

100

7

Чистая прибыль с нарастанием

9 819

-6 391

-39

8

Прибыль до налогообложения по кварталам

13 809

-7 268

-34

9

Налог на прибыль по кварталам

3 187

-2 165

-40

10

Чистая прибыль по кварталам

9 819

-6 391

-39

11

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ

7 107

-8 651

-55

12

Остаток чистой прибыли к распределению

9 819

-6 391

-39

 

Остаток чистой прибыли после расходов из ЧП

2 712

2 260

500

 

Инвестиционная программа

17 406

17 406

100

 

Амортизация ОС

10 421

10 421

100

 

Передача, реализация, ликвидация, суммы  безнад. долгов

8 691

8 691

100

 

Остаток чистой прибыли  с учетом амортизации после инвестпрограммы

4 418

3 966

877

Информация о работе Предложения по совершенствованию бюджетирования на ОАО “Увадрев-Холдинг”