Роль бюджета как финансовая база социальном развития общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. С давних времён бюджет волнует и будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии.
Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики

Работа содержит 1 файл

Роль госбюджета как финансовые базы социально-экономического развития общества.docx

— 84.39 Кб (Скачать)
ustify">    • обеспечение социальной защиты населения, правоохранительная деятельность, противопожарная  безопасность;

    • научно-исследовательские, опытно-конструкторские  и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;

    • обеспечение охраны окружающей среды, природных ресурсов, предупреждение и ликвидация стихийных бедствий межрегионального масштаба;

    • обеспечение деятельности средств  массовой информации, избирательных  комиссий субъектов РФ и т. д.

Незначительные  ассигнования из федерального бюджета выделяются на образование, сельское хозяйство, научные исследования, здравоохранение и другие сферы социального направления. 

    2.Госбюджет как инструмент регулирования социально-экономического развития государства

     2.1Значение  бюджета в макроэкономическом  развитии страны.

     Мощным  инструментом в руках государства  является бюджет, который может и должен стать более действенным стимулом экономического роста в России. Каково сегодня влияние бюджета и бюджетной политики на экономический рост? Этот вопрос волнует многих теоретиков и практиков в экономической и финансовой сферах деятельности государства.

     Государство рассматривает бюджет как важнейший источник экономического роста.

     В системе финансового механизма государства бюджет играет ведущую роль в распределении и перераспределении национального дохода. Объективная необходимость бюджета обусловлена наличием государства, выполнением им организационно-хозяйственных функций.

     Как экономическая категория государственный  бюджет является категорией общественного воспроизводства и в силу этого выступает носителем соответствующих производственных отношений. По своей же экономической природе он носит общегосударственный характер. Активная роль бюджета проявляется не только в покрытии непосредственных расходов, связанных с развитием производства, но и с финансированием тех затрат, которые опосредованно влияют на расширение и повышение эффективности экономики. В этой связи  и расходы бюджета на социально - культурные мероприятия следует рассматривать как элемент производительных расходов.

Роль  государственного бюджета в общественном воспроизводстве определяется  в первую очередь тем, что с помощью государственною бюджета (расходной  части) распределяется и перераспределяется около 30% национального  дохода,  20%  - валового внутреннего продукта, 10% - валового  общественного  продукта (9.http://finekon.ru – «Финансы, экономика, банковское дело»).

    Он  распределяетденежные  средства  между  различными  отраслями  национального хозяйства,  секторами  производства,  сферами  общественной деятельности, экономическими районами и территориями страны.

    Вбюджете  страны  аккумулируется  значительная  часть  вновь  созданной стоимости  (национального  дохода,  распределяемого  и   используемого   в соответствии с рыночными законами общественного развития (закона  стоимости, закона спроса и предложения, закона повышающейся производительности труда, закона    возрастания    потребностей)    для    обеспечения    расширенного воспроизводства и удовлетворения общегосударственных потребностей.

    В условиях рыночных отношений распределение  национального доходапроизводится  посредством   образования,   распределения и использования денежныхдоходов накоплений. К  числу  таких  доходов  относятся,  прежде всего, государственные доходы,доходы предприятий и  объединений,  различных коммерческих структур, финансовых групп, банков, а также доходы населения.

    Значительная  часть национального дохода поступает  в бюджет путем прямого распределения (налогообложения  государственных,  частных  и  коммерческих предприятий.  Часть  чистого  дохода  населения  перечисляется  в  бюджет  в порядке перераспределения.

    Распределение части национального дохода  через  государственный  бюджет обусловлено  необходимостью  создания   централизованного   фонда   денежных средств для расширенного воспроизводства и удовлетворения других  совокупных потребностей  общества,  путем  перераспределения  средств  между  отраслями производственной и непроизводственной  сфер  жизнедеятельности  общества,  а также между экономическими районами страны:  государственного  регулирования денежных накоплений в  отдельных  отраслях  народного  хозяйства,  отдельных предприятиях, объединениях и корпорациях, в сельскохозяйственном секторе,  в торговле и т.д.

    Перераспределение национального дохода между отраслями, объединениями  и фирмами   через   государственный   бюджет   обусловлено   главным   образом необходимостью передачи части чистого дохода из одной  отрасли  в  другую  в соответствии с планами  экономического  и  социального  развития  страны,  с программами   радикальных   экономических   преобразований   общества,   для осуществления перестройки структуры общественного производства и т.д.

    Такое перераспределение в значительной степени вызвано различным уровнем технического   оснащения,  энергои фондовооруженностиобъединений, предприятий  и  отраслей;  неравномерностью  размещения  и  выявления  новых природных богатств; действующей системой  ценообразования  и  тем,  что  при переходе к рыночным отношениям необходима поддержка со  стороны  государства перспективных отраслей производства. Перераспределение национального  дохода как  между  отраслями,  так  и  внутри   отраслей   происходит   посредством государственныхинвестиций и приоритетного  финансирования  отдельных  видов производств,   высоких   технологий,   инновационных    процессов.    Важным направлением  перераспределения  национального  дохода   является  выделение части средств, идущих на  развитие  непроизводственной  сферы.   В  условиях рыночных отношений это прежде всего  относится  к  поддержанию  государством таких сфер жизнедеятельности  общества,  как  здравоохранение, образование, наука и культура. Значительное место в  структуре  перераспределяемой  части национального   дохода  отводится    содержанию    аппарата    управления, правоохранительных органов и т.д.

    Влияние бюджета на развитие общественного  производства проявляются по двум направлениям: первое – формирование его доходной базы и второе – использование средств бюджета. Следует указать и на то, что государственный бюджет выступает необходимым экономическим инструментом и источником финансового обеспечения ускоренного развития приоритетных отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности.

    Теоретическим мерилом использования стимулирующей  роли государственных расходов, применение бюджетных рычагов, иных подходов в  усилении императивных начал государства  сформированы Дж. М. Кейнсом. Именно эти  рычаги позволили США выйти из “Великой депрессии”.

    Есть  основания говорить, что отдача от государственных денежных средств, распределяемых и перераспределяемых государством, определяет скорость и  качество экономического роста. Именно более эффективное перераспределение, прежде всего бюджетных средств через соответствующую систему говорит об эффективности управленческой деятельности государства, свидетельствует о степени эффективности использования государственной собственности.

     Большое влияние на экономику страны способен оказывать бюджет благодаря тому, что он может использоваться в  интересах ускорения научно - технического прогресса. Создание принципиально  нового механизма бюджетного финансирования науки, совершенствование государственной  системы подготовки и переподготовки кадров, использование льготного  налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и тому подобные бюджетные меры призваны стимулировать научные открытия и новые технические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство, а в итоге - служить катализатором ускорения научно-технического прогресса.  

     2.2Расходы  на развитие социальной политики.

     Социальная  политика представляет собой систему действий органов государственного управления и местного самоуправления, обеспечивающих решение ключевой задачи государства - повышения уровня и качества жизни граждан, в том числе за счет эффективного использования общественных(государственных и муниципальных) финансов.

     В целях создания условий для повышения  уровня жизни населения на основе устойчивого развития российской экономики, а также обеспечения взаимодействия и координации деятельности федеральных  органов исполнительной власти по решению  задач в области социально-экономического развития Российской Федерации Распоряжением  Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1663-р были утверждены Основные направления  деятельности Правительства РФ на период до 2012 года. Данный документ определяет основные направления и ориентиры  социальной политики на среднесрочную перспективу.

     Свободный, образованный, здоровый, активный человек - основа конкурентоспособности страны. Исходя из этого главной целью  деятельности Правительства Российской Федерации является создание условий  для повышения уровня жизни российских граждан, в том числе для повышения  материального благополучия, обеспечения  возможности получения качественного  образования и медицинской помощи, доступа к национальным и мировым  культурным ценностям, обеспечения  безопасности и правопорядка, благоприятных условий для реализации экономической и социальной инициативы.

     Социальная  политика и экономическая политика должны дополнять и усиливать  друг друга. При этом социальная политика будет гибко реагировать на изменения  в обществе, а социальные институты - развиваться в соответствии с  потребностями различных групп  населения. Важнейшими направлениями  формирования новой социальной модели станут общественный диалог, развитие механизмов социального партнерства.

     Социальная  политика будет ориентирована как  на действенную поддержку людей, в силу объективных причин оказавшихся  в сложной жизненной ситуации, так и на создание условий для  того, чтобы каждый человек мог  самостоятельно формировать стабильные, благополучные социальные позиции  для себя и своей семьи.

     Вышеуказанный документ предусматривает сокращение масштабов бедности и развитие социальной помощи гражданам России на основе: поддержания высоких темпов экономического роста; обеспечения макроэкономической стабильности; увеличения денежных доходов населения; повышения эффективности программ социальной защиты; совершенствования механизмов социального партнерства. Для достижения поставленных целей используются новые формы предоставления государственной социальной помощи населению с соблюдением принципа адресности; продолжается замена натуральных льгот денежными компенсациями; совершенствуется система социального обслуживания граждан, оказавшихся и сложной жизненной ситуации; ведется работа по повышению качества и увеличению объема государственных социальных услуг, в том числе направленных на реабилитацию и социальную интеграцию инвалидов.

     Одной из важнейших проблем социального  развития все еще остается низкий уровень жизни граждан, измерителем  которого является коэффициент соотношения  среднедушевого дохода с прожиточным  минимумом. Если величина такого показателя у конкретного человека составляет менее единицы, то он относится к  числу малообеспеченных. Численность  россиян с доходами ниже прожиточного минимума составила за три квартала 2009 года 14% против 13,4% за тот же период годом ранее. Всего за чертой бедности находилось 19,7 миллиона россиян, хотя по итогам 2008 года этот показатель составлял 18,9 миллиона человек.

     В соответствии с Законом РФ от 31.03.2006г. № 44-ФЗ «О потребительской корзине  в целом, но Российской Федерации» прожиточный минимум— это стоимостной показатель минимального объема и структуры потребления, материальных благи услуг, необходимых для сохранения здоровья и поддержания жизнедеятельности человека (потребительской корзины), а также обязательные платежи и сборы. Его величина зависит от природно-климатических условий, национальных традиции и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. Этот показатель имеет первостепенное значение при предоставлении социальной помощи и социальной поддержки населению. Если реальные доходы на одного члена семьи ниже прожиточного минимума, то граждане вправе получать субсидии из бюджета па оплату жилья и коммунальных услуг; но многих субъектах РФ выплачивается социальная помощь пенсионерам в размере разницы между получаемой пенсией и прожиточным минимумом и т. п.

Информация о работе Роль бюджета как финансовая база социальном развития общества