Роль бюджета как финансовая база социальном развития общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. С давних времён бюджет волнует и будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии.
Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики

Работа содержит 1 файл

Роль госбюджета как финансовые базы социально-экономического развития общества.docx

— 84.39 Кб (Скачать)

    Перераспределительнаяфункция национального доходаи ВВП проявляетсянепосредственно на стадиях образованиядоходов бюджетов и распределения бюджетных ресурсов. В процессе формирования доходов бюджетов происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. Черезфедеральный бюджет перераспределяется около 20% ВВП.

    Средства  государственного бюджета в первую очередь направляются на финансирование структурной перестройкиэкономической сферы, комплексных целевых программ, наращивание научно-технического потенциала и мероприятийсоциальной защищенности наименее обеспеченных слоев населения.

    Доходы  бюджетов всех уровней бюджетной  системы существенно различаются  по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия доходов и  срокам уплаты. Вместес тем они  объединены единством, так как преследуют единую цель — формирование доходной части бюджетов различных уровней. Доходы бюджетов могут носить налоговый  иненалоговый характер.

    Через бюджетные расходы финансируются  бюджетополучатели — организации  производственной и непроизводственной сфер. В бюджетах любого уровня бюджетной  системы определены только размеры  бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственными процессами расходованиябюджетных ресурсов занимаются бюджетополучатели. За счетрасходов бюджета  происходит перераспределение бюджетных  ресурсов по уровням бюджетной системы  через системудотаций, субсидий, субвенций  и ссуд. Расходы бюджета восновном  носят безвозвратный характер. На возвратной основе работают только кредиты  и ссуды. Структура бюджетныхрасходов  ежегодно устанавливается бюджетным  планом (сметой) и зависит, как и  бюджетные доходы, от экономическойситуации  и приоритетов государства.

    Регулирующая  и стимулирующая функции бюджетовпроявляются непосредственно через налоговые доходы и расходы бюджетов. То есть налоговые доходы и бюджетные расходы выступают в качестве инструмента регулирования истимулирования экономики и инвестиций, повышая эффективность производства, в первую очередь наиболее важныеотрасли народного хозяйства, атомной энергетики, машиностроения, агропромышленного комплекса, жилищного строительства.

    Бюджетные средства содержат социальную направленность, проявляющуюся в непосредственной поддержке членов общества, в первую очередь, в поддержке наименее защищенных слоев населения, учреждений здравоохранения,образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.

    Функция планирования бюджетов предполагает:

    • определение бюджетной политики, целей, задач ивыбора путей их достижения;

    • разграничение полномочий и предметов  ведения между органами власти всех уровней бюджетной системы;

    • определение потребности денежных средств в целяхфинансового обеспечения  функций, возложенных на органывласти, и решения задач, стоящих перед  обществом и государством;

    • разработку и обоснование оптимальных  путей развития бюджетов с целью  выработки предложений по укреплению бюджетов на основе прогнозных (расчетных) данных;

    • разработку и обоснование проектов бюджетов, их доходной и расходной  частей применительно к бюджетной  политике, определенной в Послании Президента РФ федеральному Собранию РФ на очередной финансовый год;

    • разработку конкретных мероприятий, обеспечивающихисполнение бюджета в интересах реализации бюджетнойполитики на очередной  финансовый год.

    Функция организации бюджетов предполагает:

    • определение бюджетного устройства и бюджетнойклассификации;

    • определение порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов;

    • выбор кредитных организаций, обеспечивающих бюджетный процесс с позиций  обеспечения бюджетов финансовыми  средствами;

    • разграничение полномочий законодательных  и исполнительных органов власти всех звеньев бюджетной системы;

    • определение органов ответственных  за разработку критериев и нормативов, определяющих структуру и объемы

    бюджетов  и соответствующих потребностям и задачам бюджетной политики;

    • определение структуры контрольных  органов, ответственных за формирование и исполнение бюджетов.

    Контрольная функция бюджетов действует одновременно сраспределительной и предполагает возможность и обязательность органов государственного и местного контроля

    за  поступлением и использованием бюджетных  средств. Контрольная функция бюджета  имеет конкретную форму проявления и реализуется по следующим направлениям:

    • контроль за правильным и своевременным  перечислением доходов в бюджеты  и внебюджетные фонды;

    • контроль за целевым, экономным и  эффективным использованием бюджетных  ресурсов и средств внебюджетных

    фондов.

    1.2Основные  виды расходов и доходов госбюджета

    Доходы  бюджетов - доходы, подлежащие централизации  в бюджеты разных уровней. Они могут формироваться на налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. (1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Проспект, КноРус, 2011. – 35 с.).

    В соответствии со статьей 41 Бюджетного кодекса РФ к налоговым доходам бюджетов относятся:

    - доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

    К неналоговым доходам бюджетов относятся:

    -доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

    -доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

    -доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;

    -средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

    -средства самообложения граждан;

    -иные неналоговые доходы.

      К безвозмездным поступлениям  относятся: 

    -дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

    -субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

    -субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

    -иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

    -безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

    Доходы бюджета  классифицируются не только по методам  взимания и формам их мобилизации  – на налоговые и неналоговые, но и по другим признакам, в частности:

    1.         В зависимости от механизма поступления доходов в бюджет, они подразделяются на собственные и регулирующие.

    2.         По социально – экономическому признаку выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от физических лиц;

    3.         В зависимости от конкретных объектов обложения – взимаемые с имущества или дохода;

    4.         По признаку источников уплаты – налоги, уплачиваемые из выручки, из прибыли, и налоги, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг);

    5.         По конкретным видам прямых и косвенных налогов (налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, акцизы, НДС, таможенные пошлины и т.д.).

    Исполнение  федерального бюджета по доходам  является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления  доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут  быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.  

    Расходы бюджетов в зависимости от экономического содержания подразделяются на текущие и капитальные.

    Капитальные расходы бюджетов включают статьи расходов, предназначенных для инвестиций в действующие или строящиеся объекты, и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством. В составе капитальных расходов может быть сформирован бюджет развития.

    Текущие расходы бюджетов обеспечивают функционирование органов государственной власти (местного самоуправления), бюджетных  учреждений, оказание поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий, субвенций и трансфертов.

    На  основании российского законодательства федеральные расходы имеют две  составляющие:

    1) расходы, финансируемые исключительно  из федерального бюджета;

    2) расходы, финансируемые совместно  из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и (или) бюджетов местного самоуправления.

    Исключительно из федерального бюджета финансируются  следующие виды расходов: (Бюджетная система Российской Федерации / Александров И. М: Учебник. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. — 121 с.) 

    • обеспечение деятельности государственных  органов власти: Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов судебной системы;

    • обеспечение национальной обороны, безопасности государства, осуществление  мероприятий по конверсии отраслей промышленности;

    • осуществление международной деятельности;

    • фундаментальные исследования и  содействие научнотехническому прогрессу, исследование космического пространства;

    • государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского видов транспорта;

    • ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и

    стихийных бедствий федерального масштаба;

    • формирование инфраструктуры федеральной  собственности и содержания учреждений, находящихся в федеральной собственности;

    • обслуживание и погашение внутреннего и внешнего

    государственного  долга;

    • пополнение государственных запасов  драгоценных металлов, драгоценных  камней и материальных резервов;

    • проведение выборов и референдумов и т. д.

    Совместно за счет федерального бюджета и бюджетов территориальных образований финансируются мероприятия:

    • поддержание отраслей промышленности, строительства, сельского хозяйства, развитие автомобильного и речного  транспорта, дорожного хозяйства  и связи;

Информация о работе Роль бюджета как финансовая база социальном развития общества