Роль бюджета как финансовая база социальном развития общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. С давних времён бюджет волнует и будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии.
Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики

Работа содержит 1 файл

Роль госбюджета как финансовые базы социально-экономического развития общества.docx

— 84.39 Кб (Скачать)

     В целом система социальной зашиты населения нашей страны и ее финансового  обеспечения построена на принципах  разграничения полномочий и расходных  обязательств между федеральным  бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, а также  государственными внебюджетными фондами. В этих фондах аккумулируются средства на реализацию важнейших социальных гарантий: пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам и т.д. Основным источником формирования данных фондов является единый социальный налог, плательщиками которого в соответствии с гл. 24 Налогового кодекса РФ являются все работодатели независимо от формы собственности. Если налоговая база в расчете на каждое физическое лицо составляет до 280 тыс. руб. в год, то ставка такого налога составляет 26%, из которых 20%, зачисляется в федеральный бюджет. Оставшиеся средства но установленным пропорциям распределяются между государственными внебюджетными фондами: социального страхования — 2,9%, обязательного медицинского страхования — 3,1%, из которых 1,1% поступает в Федеральный фонд ОМС, а 2,0% — в территориальные фонды ОМС.

     В обшей сумме расходов федерального бюджета на 2010 г. расходы по разделу 1000 «Социальная политика» составляют 3,7%. К числу основных расходных обязательств федерального бюджета но этому разделу относится пенсионное и социальное обеспечение граждан, что следует из табл. 1.

     Таблица 1 – Структура расходов федерального бюджета на 2010г. по разделу 

1000 «Социальная  политика»
Код Наименование  расходов Сумма, тыс.рублей Удельный вес,%
1000 Социальная  политика 328 751 096,0  
1001 Пенсионное  обеспечение 240 811 848,6 73,7
1002 Социальное  обслуживание населения 6 326 211,0 1,9
1003 Социальное  обеспечение населения 75 030 403,3 4,8
1004 Охрана семьи  и детства 2 145 705,4 0,6
1005 Прикладные  научные исследования в области  социальной политики 132 556,6 0,04
1006 Другие вопросы  в области социальной политики 4 304 371,1 1,3
 

     За  счет средств федерального бюджета  осуществляется также пенсионное обеспечение:

• государственных (федеральных) служащих; судей;

• военнослужащих;

• участников Великой Отечественной войны;

• граждан, пострадавших и результате радиационных или техногенных катастроф;

• инвалидов  и некоторых других категорий  населения.

     Следует учесть, что дополнительное пенсионное обеспечение государственных служащих регионального уровня осуществляется за счет бюджетов субъектов РФ, муниципальных  служащих — за счет местных бюджетов. При этом основным источником пенсионного  обеспечения граждан является Пенсионный фонд РФ, из которого в настоящее  время выплачиваются трудовые пенсии, а также, пенсии за выслугу лет и при потере кормильца. За счет Пенсионного фонда РФ финансируются различные, программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей, осуществляются единовременные денежные выплаты. Реформа пенсионного обеспечения предусматривает внедрение накопительной системы и нацелена на снижение государственного участия и пенсионныхвыплатах. Накопительная система основана на персонифицированном учете страховых взносов в Пенсионный фонд РФ или негосударственные пенсионные фонды по выбору работников и представляет собой долгосрочный инвестиционный процесс. Размер накопительной части трудовой пенсии будет зависеть от суммы пенсионных накоплений застрахованного лица.

     Помимо  пенсионного обеспечения федеральный  бюджет несет прямые обязательства  по социальному обеспечению безработных  граждан, выплачивая им пособия по безработице. За счет бюджета выплачиваются также  пособия и компенсации гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных  испытаний (подраздел 1003). Порядок выплаты  пособий по безработице регулируется Федеральным законом № 1032-1 «О занятости  населения в Российской Федерации» (в ред. от 31.12.2005г.) и «Положением  о порядке финансирования мероприятии  по содействию занятости населения  и социальной поддержке безработных  граждан», утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.07.2005 г. № 485.

     Важным  направлением расходов, учитываемым  по подразделу 1102, являются мероприятия, реализуемые в рамках федеральной  программы «Жилище» па 2002-2010 гг., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 г. № 675. Среди главных целей  и задач данной программы обозначены обеспечение доступности жилья  и коммунальных услуг в соответствии с платежеспособным спросом граждан  и стандартами обеспечения жилыми помещениями. В рамках указанной  подпрограммы осуществляется выполнение государственных обязательств по обеспечению  жильем следующих категорий граждан:

• военнослужащих, увольняемых с военной службы, и приравненных к ним лиц;

• граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

• вынужденных  переселенцев;

• федеральных  государственных гражданских служащих:

• молодых  ученых, прокуроров, следователей и  др.

     Отдельным категориям граждан в установленном  порядке выделяются средства в виде субсидий.

     Кроме раздела 1000 «Социальная политика»  в федеральном бюджете предусматриваются  значительные средства на социальную поддержку так называемым федеральным  льготникам, которые передаются регионам через Фонд компенсации и учитываются  по разделу 1100 функциональной классификации  расходов бюджетов «Межбюджетные трансферты». На 2010 г. объем Фонда компенсаций  составил 3 725 402 026,1 тыс. рублей, что позволяет  выполнить вес обязательства  государства перед гражданами но реализации таких федеральных законов, как «О социальной защите инвалидов», «О реабилитации жертв политических репрессий» и др., делегированные на исполнение субъектам РФ. За счет передаваемых средств субъекты РФ организуют предоставление мер социальной поддержки «федеральным льготникам», полный перечень которых отражен в Федеральном законе от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов...», получившем второе название «О монетизации льгот».

     Указанные граждане имеют право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг; ежемесячную денежную выплату, размер которой зависит от категории  льготника, набор социальных услуг - обеспечение лекарственными средствами, санаторно-курортное лечение бесплатный проезд на пригородном железнодорожном  транспорте и др.

     Отдельные виды расходов по предоставлению социальной помощи «федеральным льготникам» осуществляется за счет государственных внебюджетных фондов. К примеру, ежемесячные денежные выплаты осуществляются за счет Пенсионного  фонда РФ; бесплатное лекарственное  обеспечение — за счет средств  обязательного медицинского страхования. В свою очередь, субъекты РФ за счет собственных бюджетов несут ответственность за финансовое обеспечение тех расходных обязательств, которые закреплены за ними в соответствии с установленными полномочиями. К «региональным льготникам» отнесены ветераны труда, труженики тыла, жертвы политических репрессий.

     Следующим по значимости направлением расходов бюджетов субъектов РФ на социальную политику является «Социальное обслуживание» — подраздел 1002, виды и формы которого приведены в табл. 3.

     Социальное  обслуживание осуществляется как на «бесплатной» основе (т. е. за счет средств  бюджета), так и на платной. Его  предоставление может быть организовано в учреждениях любой организационно-правовой формы — государственных муниципальных, государственных. Под негосударственным  сектором подразумеваются учреждения социального обслуживания, деятельность которых основана на негосударственной  фор собственности, а также липа, осуществляющие частную деятельность в данной сфере. К негосударственному сектору можно также отнести  общественные объединения, в т числе  профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием граждан пожилого возраста и инвалидов.

     В соответствии с Законом Амурской области от 5 февраля 2009г. № 170-ОЗ «О социальном обслуживании населения  в Амурской области» в области  гарантируется право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном  секторе системы социального  обслуживания в порядке и на условиях, установленных законами и иными  нормативными правовыми актами области.

     Основными видами социальных услуг в зависимости  от их назначения являются:

- социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту;

- социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан;

- социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан в целях их социальной адаптации;

- социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов социальных служб, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, на организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей;

- социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня;

- социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.

     Социальное  обслуживание осуществляется в следующих  формах:

- обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания;

- предоставление временного приюта;

- реабилитационные услуги;

- полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

-  социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);

-  дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания;

- социально-консультационная помощь;

- материальная помощь;

- срочное социальное обслуживание;

- предоставление жилого помещения в специальных домах для одиноких престарелых граждан.

     К категориям граждан и группам  населения, имеющим право на социальное обслуживание в государственном  и негосударственном секторах системы  социального обслуживания Амурской области, относятся:

     1)дети (дети-сироты, дети, оставшиеся без  попечения родителей, беспризорные, дети-инвалиды, дети, имеющие отклонения  в умственном, психическом и физическом  развитии, дети семей беженцев  и вынужденных переселенцев, безнадзорные);

     2) семьи (малообеспеченные, неполные, многодетные, имеющие в своем  составе инвалидов, в том числе  детей-инвалидов; с несовершеннолетними  родителями);

     3)отдельные  граждане (безработные, бездомные,  оказавшиеся в экстремальной  ситуации (пострадавшие от стихийных  или приравненных к ним бедствий, беженцы и вынужденные переселенцы);

     4) женщины (подвергшиеся психофизическому  насилию, одинокие матери с  несовершеннолетними детьми, несовершеннолетние  матери, беременные женщины, кормящие  матери);

     5) граждане пожилого возраста (женщины  старше 55 лет, мужчины старше 60 лет)  и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или  временной посторонней помощи  в связи с частичной или  полной утратой возможности самостоятельно  удовлетворять свои основные  жизненные потребности вследствие  ограничения способности к самообслуживанию  и (или) передвижению;

     6) граждане без определенного места  жительства и занятий;

Информация о работе Роль бюджета как финансовая база социальном развития общества