Роль бюджета как финансовая база социальном развития общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. С давних времён бюджет волнует и будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии.
Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики

Работа содержит 1 файл

Роль госбюджета как финансовые базы социально-экономического развития общества.docx

— 84.39 Кб (Скачать)

     7) другие категории граждан, попавших  в трудную жизненную ситуацию.

     Особую  социальную значимость имеют вопросы  опеки и попечительства над детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, детской беспризорности, отражаемые в подразделе бюджетной классификации 1004 «Охрана семьи и детства».

     Таким образом, в настоящее время при  проведении мероприятий государственной  социальной политики в Российской Федерации  обеспечивается реализация принципов  адресности и нуждаемости, а формы  предоставления социальной помощи и  социального обслуживания взаимосвязаны  с экономическими, демографическими, политическими и другими необходимыми факторами.

     Любой гражданин, оказавшийся в сложной  жизненной ситуации, имеет право  на социальную защиту, которая реализуется  по двум направлениям: социального  обслуживания и предоставления мер  социальной поддержки. Полномочия в сфере социального обслуживания населения федеральным законодательством возложены на субъекты РФ. Социальное обслуживание представляет собой деятельность по оказанию нуждающимся гражданам различных видов услуг па дому пли в учреждениях социального обслуживания бесплатно или на льготной основе. К числу таких услуг относится уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, содействие в организации ритуальных услуг и т. д.

     Система социального обслуживания включает в себя сеть стационарных и полустационарных учреждении дневного и круглосуточного пребывания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, приюты, реабилитационные центры, социальные гостиницы и т. п.), центры социального обслуживания па дому. В соответствии с Федеральным законом от 02.08.1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» государственные учреждения социального обслуживания являются юридическими лицами и действуют на основании уставов, в которых определены основные направления деятельности и порядок ее финансирования. Финансовое обеспечение государственных учреждений социального обслуживания осуществляется за счет средств областного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и области. Дополнительными внебюджетными источниками финансирования учреждений и предприятий государственного сектора социального обслуживания являются:

- средства государственных внебюджетных фондов;

- благотворительные взносы и пожертвования;

-другие источники, не запрещенные федеральным и областным законодательством.

     Среди перечисленных источников финансового  обеспечения социального обслуживания наибольший удельный вес (свыше 90%) приходится на средства бюджета, выделяемые государственным (муниципальным) учреждениям на «сметной»  основе, которая до настоящего времени  остается наиболее распространенной формой финансового обеспечения деятельности системы социального обслуживания. Порядок формирования смет расходов является стандартным независимо от вида и типа государственного или  муниципального учреждения, поэтому  сосредоточим внимание на более прогрессивной  форме финансового обеспечения  социального обслуживания, которая  приобретает все более широкое  распространение благодаря проводимой бюджетной реформе, предусматривающей  реализацию принципов бюджетирования, ориентированного на результат.

     Исходя  из решаемых социально-экономических  задач органы власти должны формировать государственные задания (заказы) на предоставление населению услуг по социальному обслуживанию. Они вправе и на конкурсной основе размещать такие заказы в организациях различных организационно-правовых форм, имеющих лицензию на оказание такого рода услуг. При этом осуществляется переход от финансирования деятельности учреждения к финансированию бюджетных услуг, оказываемых организацией — победителем конкурса. Стоимость каждой услуги регулируется тарифами, утверждаемыми нормативными правовыми актами субъектов РФ. Качество каждой услуги должно соответствовать определенным стандартам, информация о которых должна быть доступна обслуживаемому населению.

     Контроль  государства за предоставлением  населению бюджетных услуг осуществляется через систему сбалансированных показателей, увязывающих их объем  и качество со степенью достижения поставленных целей. В Амурской области  в число таких показателей, в  частности, включены: снижение заболеваемости, увеличение числа социально-адаптированных граждан пожилого возраста и другие показатели.

     Организация — исполнитель социальных услуг  получает средства бюджета исходя из расчета, основанного на:• утвержденном тарифе (нормативе стоимости) каждой услуги;

• количественном объеме предоставляемых услуг;

• численности  населения, имеющего право на такие  услуги па бесплатной основе за счет бюджета. Как правило, к этой категории  относятся граждане, чей доход  ниже установленного государством уровня, например величины прожиточного минимума;

• численности  населения, которому государство предоставляет  социальное обслуживание на частично платной основе. Категории этого  населения также могут быть выбраны  исходя из их среднедушевого дохода, повышенной социальной уязвимости либо значимости, например многодетные семьи.

     В табл. 3 по областному бюджету Амурской области на 2010 г. представлены объем  и структура расходов на реализацию мероприятий социальной политики.

     Таблица 3 - Структура расходов областного бюджета Амурской области на 2010 г. по разделу 1000 «Социальная политика»

Код Наименование  расходов Сумма, тыс.рублей Удельный вес,%
01000 Социальная  политика 6 093 960,1  
11001 Пенсионное  обеспечение 154 501,8 2,5
11002 Социальное  обслуживание населения 1 062 690,7 17,4
11003 Социальное  обеспечение населения  4 812 447,4 79
11004 Охрана семьи  и детства  19 576,6 0,3
11006 Другие вопросы  в области социальной политики 44 743,6 0,7
 

     Под мерами социальной поддержки понимается комплексная адресная социальная помощь, предоставляемая при определенных условиях отдельным категориям населения для повышения их социальной защищенности. Порядок ее оказания рассмотрим на примере предоставления субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг как наиболее массового вида социальной поддержки. Жилищным кодексом РФ определено, что получателями такой субсидии могут являться граждане — пользователи, наниматели, собственники жилого помещения, члены жилищного или жилищно-строительного кооператив. На одну семью предоставляется одна субсидия сроком на 6 месяцев.

     Размер  субсидии исчисляется помесячно  и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета  субсидий: максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг  в совокупном доходе семьи, которые  устанавливаются органами государственной  власти субъектов Российской Федерации. Общий порядок исчисления совокупного дохода семьи установлен Законом РФ от 05.04.2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи». Федеральный стандарт максимально допустимой доли расходов семей на оплату жилья и коммунальных услуг составляет 22%, причём субъекты РФ могут установить более низкие стандарты.

     В соответствии с российским законодательством  допускается делегирование полномочий по социальному обслуживанию и социальной защите населения органам местного самоуправления с предоставлением  субвенций из вышестоящих бюджетов на финансовое обеспечение этих полномочий. Объем субвенции определяется исходя из норматива расходов, рассчитанного  в соответствии с методикой, утвержденной Законом о наделении органа местного самоуправления государственным полномочием, и численностью населения, которому предоставляется социальное обслуживание или меры социальной поддержки, и  утверждается Законом о бюджете  на соответствующий финансовый год.

  1. Сведения об использовании Министерством труда и социального развития Омской области, территориальными органами Министерства и учреждениями, находящимися в ведении Министерства, бюджетных средств по состоянию на 1 октября 2011 года( http://www.omskmintrud.ru- «Министерство труда и социального  
    развития омской области»).

Расходы Министерства как главного распорядителя  средств областного бюджета можно  разделить на два основных направления: обеспечение функционирования подведомственных учреждений и реализация мер социальной поддержки отдельных категорий  граждан.

       Исполнение  бюджета по состоянию на 1 октября 2011 года составило 6 628,6 млн. рублей, или 69,4 процента от утвержденных годовых  бюджетных ассигнований, в том  числе за счет средств областного бюджета – 5 438,6 млн. рублей, за счет средств федерального бюджета – 1 190,0 млн. рублей.

       Около 70 процентов расходов отрасли составили  расходы на обеспечение мер социальной поддержки населения Омской области. В 2011 году объем бюджетных ассигнований на меры социальной поддержки составляет 6 441,9 млн. рублей, в том числе средства федерального бюджета – 1 875,0 млн. рублей.

       По  состоянию на 1 октября 2011 года исполнение бюджета по мерам социальной поддержки  составило 4 496,6 млн. рублей, или 69,8 процента от годовых ассигнований по мерам, в  том числе за счет средств федерального бюджета в размере 1 190,0 млн. рублей.

       Основные  направления расходования средств  по состоянию на 1 октября 2011 года:

     - предоставление ежемесячных денежных  выплат ветеранам труда, ветеранам  Омской области, труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам,  признанным пострадавшими от  политических репрессий, лицам,  имеющим удостоверение "Почетный донор Омской области", – 459,4 млн. рублей;

     - выплаты лицам, награжденным знаками  "Почетный донор СССР", "Почетный  донор России", – 87,1 млн. рублей;

     - выплаты ежемесячного пособия  на ребенка, а также выплаты  многодетным семьям, гражданам, имеющим  детей, и беременным женщинам  – 592,8 млн. рублей;

     - пособие беременной жене военнослужащего,  проходящего военную службу по  призыву, и ежемесячное пособие  на ребенка – 38,5 млн. рублей;

     - выплаты единовременных пособий  при всех формах устройства  детей, лишенных родительского  попечения, в семью, мероприятия  по проведению оздоровительной  кампании детей, находящихся в  трудной жизненной ситуации, –  37,3 млн. рублей;

     - предоставление мер социальной  поддержки по оплате жилищно-коммунальных  услуг ветеранам труда, реабилитированным  лицам и лицам, признанным пострадавшими  от политических репрессий, работникам  образовательных учреждений, пенсионерам,  уволенным в связи с выходом  на пенсию из образовательных  учреждений, а также другим категориям  граждан – 2 055,2 млн. рублей, в  том числе за счет средств  федерального бюджета – 784,8 млн.  рублей;

     - возмещение затрат, связанных с  предоставлением адресных субсидий  на оплату жилья и коммунальных  услуг – 212,6 млн. рублей;

Информация о работе Роль бюджета как финансовая база социальном развития общества