Роль бюджета как финансовая база социальном развития общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. С давних времён бюджет волнует и будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии.
Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики

Работа содержит 1 файл

Роль госбюджета как финансовые базы социально-экономического развития общества.docx

— 84.39 Кб (Скачать)

Введение

      
 
Бюджет играет важную роль в жизни  каждого государства. Он является статьей  доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени  волнующей каждого гражданина, оказывающей  влияние на благосостояние каждого. С давних времён бюджет волнует и  будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего. На протяжении столетий его формирование и распределение  вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии.

     Как известно, бюджет на всех его уровнях  играет огромную роль в развитии и  процветании государства, продвижении  научно-технического прогресса (бюджетные  финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики  посредством инвестирования, дотаций  и т.д.). Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный  дефицит, государственный долг побуждает  государство усилить налоговое  бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода  на медицину, образование и т.д. С  другой стороны достаток бюджетных  средств (бюджетный профицит) позволяет  увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды.

     Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение роли государственного бюджета, в частности, как финансовой базы социально-экономического развития общества.

     Основными задачами настоящей курсовой работы являются:  
- раскрытие содержания государственного бюджета как экономической категории, его функций;  
- рассмотрение основных видов расходов и доходов государственного бюджета;  
- определение роли государственного бюджета в макроэкономическом регулировании страны;

- предоставление  расходов на развитие социальной  политики.

     При написании настоящей курсовой работы использовалось действующее законодательство: Бюджетный кодекс РФ, налоговый кодекс РФ, аналитические данные выполнения бюджета Казначейства РФ.

При написании курсовой работы были использованы следующие методы научного исследования:

- Сравнительный  метод;

- Изучение нормативно-правовой  базы;

- Изучение монографических  публикаций и статей;

- Аналитический  метод;

- Эмпирические  методы. 
 
 
 
 
 
 

1.Экономическая сущность государственного бюджета

    1. Государственный бюджет и его функции

     Целенаправленное  социально-экономическое развитие государства обеспечивается образованием различных централизованных фондов, и, прежде всего, общегосударственного фонда денежных средств государственного бюджета. Государственный бюджет ведущее  звено финансовой системы страны.

     Общее понятие государственного бюджета  приведено в ст. 6 Бюджетного кодекса  Российской Федерации. «Бюджет форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» (1.Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Проспект, КноРус, 2011. – с.6).

     Однако  в Бюджетном кодексе дано слишком  общее понятие, характеризующее  лишь одну его сторону как «Форму образования и расходования денежных средств…»

     В материальном понимании государственный  бюджет представляет собой централизованный в масштабах государственного или  административно-территориального образования  денежный фонд, который находится  в распоряжении соответствующих  органов государственной власти и местного самоуправления. Хотя материальное содержание бюджета не является постоянным, объем концентрируемых в нем  денежных средств постоянно меняется, меняются виды поступлений в него, направления расходов. Однако сущность государственного бюджета постоянна. Она проявляется в общественных отношениях, связанных с концентрацией  денежных средств в бюджете и их использованием, т.е. в характеристике сущности бюджета как экономической категории.

     Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в  процессе образования, планового распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и его субъектами (юридическими и физическими лицами) при образовании централизованного фонда при помощи налогов, сборов, пошлин, а также при использовании централизованного бюджетного фонда; через экономические отношения ежегодно мобилизуют в государственный бюджет значительную часть накоплений предприятий, организаций и часть доходов населения. Средства бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства, социально-культурных мероприятий.

     Понятие государственного бюджета имеет  и правовой (законодательный) аспект. С позиции законодательного (правового) установления государственного бюджета  он рассматривается как финансовый план государства.

     В смысле правового акта государственному бюджету дается следующее определение.

     Государственный бюджет это основной финансовый план образования, распределения и использования  централизованного денежного фонда  государства, утверждаемый соответствующим  законодательным (представительным) органом  государственной власти. Такой финансовый план образования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств (государственного бюджета) закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений. (7.Финансы. Морозов Н.П. - М.: Гардарика, 2004. -с. 122).

     Сердцевиной финансового планирования является сводный финансовый план государства, разрабатываемый одновременно с  планом социального развития системы  как составная его часть. Финансовый план призван отразить согласованность  материально-вещественных и денежно-финансовых пропорций общественного производства. Разработка сводного финансового баланса страны придает государственному бюджету новый статус главного стержневого баланса формирования и расходования централизованного денежного фонда государства во взаимосвязи с движением финансовых средств и денежных ресурсов.

     Главное назначение государственного бюджета  с помощью финансовых средств  создать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных  задач, укрепления обороноспособности.

     Государственный бюджет служит основным инструментом государства в централизации  и перераспределении валового общественного  дохода. Государственный бюджет страны основная форма планирования образования  и использования централизованного  фонда денежных средств в целях расширения производства, удовлетворения потребностей народа и укрепления обороноспособности государства.

     Формирование  и использование государственного бюджета в Российской Федерации  имеет ряд отличительных черт.

    Будучи  финансовым планом, государственный  бюджет характеризуется следующими чертами: (5.Камаев В. Д. Экономическая теория. - М.: ВЛАДОС, 2008. -с. 212)

    1. Составление и использование  бюджета носит ярко выраженный  балансовый характер.

    Балансовый  метод разработки планов является одним  из важных методов установления пропорций  в народном хозяйстве. Балансовый метод  бюджета позволяет наметить необходимые  соотношения между объемом денежных доходов и размером расходов. Анализ складывающегося баланса бюджета (по доходам и расходам) позволяет  делать вывод о необходимости  изменения тех или иных пропорций  в плане, изыскания дополнительных ресурсов или сокращения тех или  иных расходов.

    2. Формирование и использование  государственного бюджета базируется  на сочетании централизованных  начал с инициативой местных  органов власти. Развитие местного  самоуправления экономическая основа  реализации принципа развития  демократического общества.

    3. С помощью государственного бюджета  происходит перераспределение национального  дохода между отраслями народного  хозяйства, субъектами Российской  Федерации и иными сферами.

    4. Отличительной чертой государственного  бюджета является его народно-хозяйственный  характер. Бюджет страны связан  со всеми отраслями народного  хозяйства. Отрасли связаны с  бюджетом как по формированию  бюджета доходами, так и по  линии финансирования их. Выполнение  этих функций бюджетом сочетается  с его активным воздействием  на процесс производства, роста  накоплений.

    Таким образом, можно сказать, что госбюджет – основной финансовый план государства на текущий год, он утверждается законодательными органами и имеет силу закона. По мат. содержанию госбюджет – централизованный фонд денежных средств государства, по социально-экономической сущности – основное орудие перераспределения национального дохода для выполнения правительством своих функций.

    Через госбюджет в развитых странах перераспределяется до 40% валового внутреннего продукта. В бюджете аккумулируется часть денежных доходов предприятий и граждан. За счет бюджетных средств финансируются оборона, управление, охрана общественного порядка и безопасность государства, здравоохранение, культура и искусство.

    С точки зрения формирования бюджетов (федерального, региональных и местных), бюджет есть необходимая

  1. экономическая составляющая финансовой политики государства, обеспечивающая решение задач: (2. Бюджетная система Российской Федерации / АлександровИ. М: Учебник. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. — 26 с.)

    • перераспределения внутреннего  валового продукта;

    • государственного регулирования и  стимулирования

    экономики;

    • финансового обеспечения бюджетной  сферы и осуществления социальной политики государства;

    • стабилизации кредитно-денежной системы  государства;

    • удовлетворения общественных потребностей по содержанию аппарата управления, органов  обороны, безопасности

    и правопорядка и т. д.;

    • регулирования экономической и  социальной видов деятельности субъектов  хозяйствования и развития инфраструктуры территорий;

    • разрешения вопросов освоения новых  технологий, программ и производств;

    • обеспечения международных и  межгосударственныхдоговорных обязательств;

    • контроля за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств и т. д.

    Функции бюджетов заложены в их сущности, которые

  1. проявляются через их свойства. Основными функциями бюджетов являются: (2. Бюджетная система Российской Федерации / АлександровИ. М: Учебник. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. — 26 с.)

    • распределительная функция бюджета;

    • перераспределительная функция ВВП;

    • регулирующая функция;

    • стимулирующая функция;

    • социальная функция;

    • функция планирования;

    • функция организации;

    • контрольная функция.

    Распределительная функция бюджета проявляется непосредственно через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням органоввласти государственного и местного управления. Важное значение в распределении бюджетных средств отводится фондам: резервному, развития, поддержки субъектов РФ. С помощью бюджетов и фондов государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономическое развитие территорий и отраслей производства, социальную сферу. Регулируяэкономическую сферу и отношения в ней, государство целенаправленно усиливает или сдерживает темпы роста производства, ускоряет или снижает рост капиталов и частных сбережений, изменяет структуру спроса и предложения,регулирует социальное обеспечение членов общества.

Информация о работе Роль бюджета как финансовая база социальном развития общества