Совершенствование системы управления муниципальным пенсионным обеспечением в современных условиях города Пятигорск

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 18:51, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является разработка методологических и методических основ формирования механизма совершенствования системы управления муниципальным пенсионным обеспечением в современных условиях.
Объектом исследования выступает находящаяся в состоянии реформенных преобразований система пенсионного обеспечения Российской Федерации.
Теоретической и методологической основой исследования является современная экономическая теория, труды отечественных и зарубежных ученых и практиков, посвященные вопросам развития сферы пенсионного обеспечения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
5

1.
ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
8
1.1.
Социальная сфера города
8
1.2.
Пенсии в системе общественного воспроизводства.
Экономические основы
17
2.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ
22
2.1.
Социальные аспекты государственного пенсионного обеспечения и страхования
22
2.2.
Финансирование социальных обязательств государства через систему Пенсионного Фонда РФ: вопросы теории
42
2.3.
Роль ГУ УПФР по г. Пятигорску в повышении уровня жизни пенсионеров
54
3.
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ В МЕХАНИЗМЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ: АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
61
3.1.
Социальная ориентация пенсионной реформы и ее предварительные результаты
61
3.2
Направления оптимизации финансового механизма Пенсионного фонда РФ в целях совершенствования системы управления пенсионным обеспечением в современных условиях
73
4.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ПЕНСИОННЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ГОРОДА ПЯТИГОРСК
86


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
103

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 8 файлов

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.docx

— 17.22 Кб (Открыть, Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 14.38 Кб (Открыть, Скачать)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.docx

— 26.02 Кб (Открыть, Скачать)

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 17.36 Кб (Открыть, Скачать)

4 глава.docx

— 98.52 Кб (Открыть, Скачать)

3 ГЛАВА.docx

— 111.94 Кб (Скачать)

    Размер  базовой и страховой части  пенсии предполагается индексировать  ежегодно с учетом темпов инфляции.

    Для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования предусматривается создание Пенсионным фондом резерва, который должен обеспечить безусловное выполнение обязательств по выплате пенсий перед нынешними пенсионерами. По закону «Об обязательном пенсионном страховании» государство несет полную ответственность за выплату пенсий гражданам, в том числе субсидиарную ответственность за деятельность Пенсионного фонда России и отвечает по его обязательствам перед застрахованными лицами2.

    Социальная   значимость   пенсионного   обеспечения   г.   Пятигорска определяется тем, что оно затрагивает жизненные интересы 25% населения города.

    По  статистическим данным наличное население города на начало 2008 года составило 183400 человек, на одного пенсионера города приходится 0,6 работающих, в то время, как в недалеком прошлом этот показатель равнялся 2 и более. При устойчивой тенденции роста естественной убыли численность населения обеспечивается только миграцией.

    Нестабильная  социально-экономическая обстановка в различных регионах Российской Федерации, в том числе военные действия в Чеченской республике и республиках бывшего СССР, повлекли за собой поток вынужденных переселенцев и беженцев.

    Как было ранее отмечено, поступление доходов по страховым взносам в ГУ УПФР по г. Пятигорску состоят из страховых взносов работодателей, страховых взносов предпринимателей, недоимок и ЕСН. В 2008 году страховые взносы работодателей составили 762.2 млн. р., что превысило контрольные показатели на 7.3%, а в 2009 году 1003.2 млн.р., что превысило контрольные показатели на 3.2%. В 2008 году страховые взносы предпринимателей составили 11 млн. р., что превысило контрольные показатели на 5.8%, а в 2009 году 12 млн.п.. что превысило контрольные показатели на 4.3%. В 2008 году недоимка составила 3.2 млн. р., а в 2009 году - 0.2 млн.р. В 2008 году единый социальный налог составил 3 млн.р., а в 2009 году - 3.7 млн.р.

    Поступления по видам страховых взносов анализированы  за два года, контрольные показатели по взносам работодателей были увеличены на 36,9%, фактические поступления увеличились на 31,6%, по страховым взносам предпринимателей и по контрольным показателям и по данным фактического поступления имеет место увеличение на 10,6% и на 9% соответственно, В 2009 году суммы по недоимкам уменьшились на 3,0 млн.руб. или на 94 % ,что положительно характеризует работу ПФ. Увеличение поступлений по ЕСН обусловлено увеличением количества его плательщиков. Для прослеживания направления расходования финансовых ресурсов ГУ-УПФР по г, Пятигорску за 2008-2009 гг, проведены расчеты, которые представлены в таблице 3.1.

    Из  данной   таблицы   видно,   что   основными   направлениями   по расходованию финансовых ресурсов ГУ-УПФР по г. Пятигорску за 2008-2009 г. являются: выплата пенсий (трудовые пенсии, из них: пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца; государственные пенсии), расходы на доставку пенсий, выплата пособия на погребение, организация деятельности ГУ УПФ, прочие расходы.

    Из  данных приведенных в таблице  видно, что в 2009 году количество пенсионеров увеличилось, по сравнению с 2008 годом, что повлекло за собой увеличение расходов.

    Проведенные расчеты показали, что общая сумма  расходования финансовых ресурсов ГУ ПФР по г. Пятигорску в 2009году по сравнению с 2008 годом выросла на 11,7% (129688097,8/116122249,7), по структуре изменений в динамике нет; большая доля по направлениям расходования средств приходится на выплаты пенсий по старости, меньшая 2,5% - на государственные пенсии.

    Проведенные расчеты показали, что общая сумма  расходования финансовых ресурсов ГУ ПФР по г. Пятигорску в 2009году по сравнению с 2008 годом выросла на 11,7% (129688097,8/116122249,7), по структуре изменений в динамике нет; большая доля по направлениям расходования средств приходится на выплаты пенсий по старости, меньшая 2,5% - на государственные пенсии.

 

    

    Таблица 3.1.

    Расходование  финансовых ресурсов ГУ-УПФР по г. Пятигорску за 2008-2009 г.3

Направления расходования средств 2008 год 2009 год
Количество получателей,

всего

Сумма, тыс. руб. Структура расходов, % Количество получателей,

всего

Сумма, тыс. руб. Структура расходов, %
Выплата пенсий, всего 45806 114608546 100% 46012 128005423 100%
В т.ч.

а) трудовые пенсии, из них

44148 111848809 99,6% 44165 124814435 97,5%
- пенсии  по старосте 36821 98697708 26,1 36933 110299920 26,2%
- пенсии  по инвалидности 4588 8910872 7,8% 4628 9870570 7,7%
- пенсии  по случаю потери кормильца 2739 4240229 3,7% 2604 46643944 3,6%
б) государственные пенсии 1658 2759736 2,4% 1847 3190988,59 2,5%
2. Расходы  на доставку пенсий   1111702     1242674  
3. Выплата  пособий на погребение 402 402000   420 420000  
4. Организация деятельности ГУ УПФ - - - - - -
5.Прочие  расходы - - - - - -
ИТОГО   116122249     129688097  

 

    Реализация  пенсионного законодательства на местном  уровне сталкивается со следующими проблемами:

    • несовершенное пенсионное законодательство;
    • низкий уровень пенсионного обеспечения, не обеспечивающий потребностей пенсионера;
    • утрата связи пенсионного обеспечения с трудовым вкладом работника;
    • миграционные потоки;
    • высокий уровень дифференциации оплаты труда в различных отраслях экономики.

    При изучении работы ГУ - УПФ РФ по г. Пятигорску выяснено, что пенсионная реформа  внесла свои коррективы в деятельность местных Управлений Пенсионного Фонда и ГУ - УПФ РФ по г. Пятигорску не является исключением. Следует признать целесообразность проведения пенсионной реформы, её главные результаты – создание системы персонифицированного учёта застрахованных и введение нового порядка исчисления и повышения размеров трудовых пенсий.

    Таким образом, результатом десятилетнего  развития Пенсионного фонда является создание достаточно прочной системы  пенсионного обеспечения населения, при которой такой важной задачей  занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный для этого государственный институт-, занимающийся только непосредственно данной задачей, и использующий только собственные средства. Но, как и любая другая, эта система имеет свои недостатки и проблемы, которые необходимо решать.

    Показатели  общей численности пенсионеров и среднего размера пенсий в динамике за последние три года постоянно растут. Показатели за последний гол позволяют сделать вывод, что пенсионная реформа, проводимая в России, дает свои результаты: средние размеры пенсий постоянно растут.

    3.2. Направления оптимизации финансового механизма Пенсионного фонда РФ в целях совершенствования системы управления пенсионным обеспечением в современных условиях 

    Полный  переход к накопительной системе в принципе решает все те проблемы.   которые  не  способны решить реформа распределительной системы:  это вопросы сбережения, справедливости по отношению к разным поколениям, формирования рынка капитала и др. Однако переход к накопительной системе влечет за собой возникновение трех основных проблем:

    • первая проблема — уплата государственных долговых обязательств не только существующим пенсионерам, но и тем, кто уже заработал право на пенсию в рамках распределительной системы;

    • вторая проблема — позволит ли финансовая инфраструктура, регулятивный механизм и политическая воля страны решить эту задачу;

    • третья — способность открыто и адекватно реагировать на риски, связанные с колебаниями финансового рынка. Эти же проблемы имеют место и при переходе к многоуровневой системе, однако они менее выражены и более управляемы при постепенной и частичной приватизации.

    Первую  проблему — необходимость выплачивать  старые долговые обязательства по пенсиям и откладывать средства в счет будущих пенсий — можно решить четырьмя способами:

    1. путем частичного невыполнения обещаний работающим, особенно 
более молодым, в соответствии с неизбежными изменениями в распределительной системе;

  1. за счет использования средств, вырученных от приватизации коллективной собственности, на покрытие соответствующего бюджетного дефицита на раннем этапе переходного периода;
  2. за счет умеренного привлечения заемных средств на начальном этапе в целях распределения во времени издержек перехода к другой системе, так как в перспективе некоторые аспекты реформы: более хорошая мотивация на рынке труда, меньшее уклонение от уплаты налогов, более эффективное использование имеющегося капитала — будут способствовать экономическому росту страны;

    4путем фискальных мероприятий вне пенсионной системы — 
повышения других налогов, таких как ЕСН, или сокращения других 
государственных расходов.

    Вторая  проблема связана с наличием в  стране институциональных возможностей и политической воли для регулирования деятельности накопительных пенсионных систем, что обеспечило бы реальную экономию безопасности для плательщиков, а также действительно способствовало бы созданию конкурентных рынков. Для того чтобы привести в действие основные регулирующие положения, нужны сильные государственные учреждения.

    Для ликвидации устоявшихся структур необходима политическая воля. Пенсионная реформа  не должна использоваться для поддержки  неэффективных предприятий или для сосредоточения контроля над капиталом в руках горстки избранных.

    Третья  проблема связана с рыночными  колебаниями и риском. По своей  природе рыночный доход нестабилен, и некоторые предприятия банкротятся. В данном случае можно провести аналогию с демографическими и политическими рисками в распределительной системе. Государство способно и должно смягчать эти риски в обязательной накопительной пенсионной системе посредством создания регулятивной основы и структур по надзору,  которые могут быть достаточно строгими, оговаривать правила диверсификации. Конечно, чем больше масштаб накопительной системы, тем больше ограничений деятельности пенсионных фондов вынуждено будет ввести государство.4

    Переход к накопительной системе требует  от правительства четкого определения текущего объема пенсионного долга.

    В предстоящем десятилетии практически все промышленно развитые страны, включая Россию, столкнутся с проблемой серьезного старения населения. Ожидается, что проблемы увеличения расходов, связанных со старением населения (пенсии, медицинское обслуживание, медицинский уход на долгосрочной основе) вызовут напряжение в бюджетах стран, которые в большинстве случаев уже имеют значительный государственный долг. Многие страны уже столкнулись с необходимостью учета проблем, вызванных демографической ситуацией при разработке своей долгосрочной бюджетной политики и политики в части пенсионного обеспечения.

    Прогноз численности населения, подготовленный Центром демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН показывает, что численность население страны к 2025 г. может снизиться на 8 млн. чел. (в 2008 г. численность населения РФ составляла 143465 тыс. чел.). При этом угрожающим фактором является то, что снижение  будет  происходить  в   основном   в группах   трудоспособного населения, т.е. от 20 до 60 лет. Это обстоятельство в ближайшем будущем может резко сократить число лиц трудоспособного возраста, уплачивающих пенсионные взносы.5

    Коэффициент же суммарной рождаемости в России за последние пятьдесят лет сократился с 2,9 до 1,2 ребенка на одну женщину.

    В 2002 г. к России вступил в действие федеральный закон № 167-ФЗ «Об  обязательном пенсионном страховании  в Российской Федерации», в который затем были внесены изменения и дополнения 29 мая, 31 декабря 2002 г. 23 декабря 2003г., в соответствии с которым была введена смешанная пенсионная система, сочетающая в себе распределительную и накопительную части, вместо старой распределительной.

    Кратко охарактеризуем основные структурные характеристики новой пенсионной системы. Основу государственной пенсионной системы составляет трудовая пенсия, выплачиваемая по постижении пенсионного возраста, установленного законом, и при наличии трудового стажа работы не менее пяти лег, Распределительная часть трудовой пенсии состоит из:

  • плоской базовой пенсии единого для всех застрахованных размера (исключения связаны с инвалидностью и наличием иждивенцев);
  • страховой пенсии - условно накопительной пенсии с установленными взносами, размер которой определяется взносами будущего пенсионера, уплачиваемыми через систему индивидуальных накопительных счетов, и остаточной продолжительностью жизни.

2 глава.docx

— 129.65 Кб (Открыть, Скачать)

1 глава.docx

— 199.21 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Совершенствование системы управления муниципальным пенсионным обеспечением в современных условиях города Пятигорск