Понятие, сущность и значение стадий судебного разбирательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Соответственно, предметом исследования данной работы является рассмотрение понятия судебного разбирательства, принципов, условий и порядка его проведения, а также иных немаловажных аспектов его осуществления. Главными целями и задачами этого исследования является раскрытие значения судебного разбирательства в гражданско-процессуальном праве, а также детальное изучение и рассмотрение его основных структурных элементов. Поставленные задачи обуславливают структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, раскрывающих сущность изучаемого понятия и заключения.

Содержание

Введение.
Глава 1. Понятие, сущность и значение стадий судебного разбирательства.
Глава 2. Основные части судебного разбирательства.
2.1. Подготовительная часть.
2.2. Рассмотрение дела по существу
2.3. Судебные прения
2.4. Постановление и оглашение решения.
2.5. Временная остановка судебного разбирательства.
2.6. Окончание гражданского дела без вынесения решения
4. Глава 3. Протокол судебного заседания.
5. Заключение.
6. Библиография

Работа содержит 1 файл

0504739_C4A67_sudebnoe_razbiratelstvo_v_grazhdanskom_processe.doc

— 349.50 Кб (Скачать)

Заключение эксперта исследуется в судебном заседании, оценивается судом наряду с другими доказательствами и не имеют для суда заранее установленной силы. Несогласие суда с заключением эксперта должно быть мотивировано в решении по делу.

В случаях недостаточной  ясности или неполноты заключения эксперта суд может назначить  дополнительную экспертизу, поручив ее производство тому же или другому эксперту. При возникновении сомнений в правильности или обоснованности ранее данного заключения, наличия противоречий между заключениями нескольких экспертов суд может назначить по тем же вопросам повторную экспертизу, производство которой поручается другому эксперту или другим экспертам. В определении о назначении дополнительной или повторной экспертизы должны быть изложены мотивы несогласия суда с ранее данным заключением эксперта или экспертов.

В необходимых случаях при осмотре письменных или вещественных доказательств, воспроизведение аудио- или видеозаписи, назначении экспертизы, допросе свидетелей, принятии мер по обеспечению доказательств суд может привлекать специалистов для получения консультаций, пояснений и оказания непосредственной технической помощи (фотографирования, составления планов и схем, отбора образцов для экспертизы, оценки имущества). Вопрос о привлечении к участию в процессе специалиста целесообразно разрешать при подготовке дела к судебному разбирательству (ст. 150 ГПК). Явка в суд лица, вызванного в качестве специалиста, обязательна51.

Специалист дает суду консультацию в устной или письменной форме, исходя из профессиональных знаний и рода деятельности, без проведения специальных исследований, назначаемых по определению суда.

Консультация специалиста, данная в письменной форме, оглашается в судебном заседании и приобщается к делу. Устные консультации и пояснения специалиста заносятся в протокол судебного заседания.

В целях разъяснения и дополнения консультации специалисту могут быть заданы вопросы. Первым задает вопросы лицо, по заявлению которого был привлечен специалист, и его представитель, а затем - другие лица, участвующие в деле, и их представители. Специалисту, привлеченному по инициативе суда, первым задает вопросы истец и его представитель. Судьи вправе задавать вопросы специалисту в любой момент его допроса (ч. 4 ст. 188 ГПК).

Иногда для разрешения спора о достоверности величины стоимости имущества - предмета спора  суд привлекает специалиста-оценщика. Так, без участия оценщика не может разрешиться вопрос о разделе имущества разводящихся супругов, если между ними нет согласия по поводу его стоимости (ст. 8 Федерального закона от 29.07.98 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности» (в ред. от 21.03.02г.)52.

После исследования всех доказательств председательствующий предоставляет слово для заключения по делу прокурору (ст. 189 ГПК). Законодатель определил круг дел, в разрешении которых принимает участие прокурор. Согласно ч. 3 ст. 45 ГПК прокурор дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью в иных предусмотренных законом случаях. В заключение прокурор должен: кратко изложить общественно-политическую значимость рассматриваемого дела; подробно проанализировать исследованные доказательства и указать, какие из них необходимо считать достоверными, а какие нет; изложить, какие факты были установлены в суде, какие надо считать неустановленными. В заключение прокурор обязан сослаться на правовые нормы, которые должны применяться при разрешении данного дела, и указать, как, по его мнению, на основании

этой нормы следует  разрешить дело. Все выводы прокурора  должны быть аргументированы53.

В случае, когда в деле по собственной инициативе, по инициативе участвующих в деле лиц либо по инициативе суда участвуют государственные органы или органы местного самоуправления, председательствующий также предоставляет им слово. Участвуя в судебном заседании, представители указанных органов, защищая права, свободы и законные интересы других лиц, должны высказать определенную правовую позицию при оценке каких-либо фактов.

У лиц, участвующих в  деле, их представителей на окончательном этапе разрешения дела могут появиться дополнительные объяснения, замечания. С целью выяснения возможных дополнений и вопросов председательствующий опрашивает указанных лиц. Отсутствие каких-либо заявлений позволяет перейти к следующему этапу судебного разбирательства - судебным прениям.

 

2.3 Судебные прения

 

Судебные прения - самостоятельная  часть судебного разбирательства, цель которой заключается в подведении итогов проведенных исследований доказательств. Статья 190 ГПК устанавливает строгую последовательность выступления ораторов в судебных прениях, причем она сформулирована так, будто выступать в прениях обязательно должны и доверитель, и его представитель. В действительности конкретное взаимодействие названных участников процесса определяется ими самими по собственному согласию. Важно, чтобы никто из них не был лишен права на выступление в прениях, а оба ли они воспользуются этим правом или кто-то один из них - их внутреннее дело. Прокурор участвует в прениях лишь при условии, если рассматривается дело, возбужденное по его заявлению. По содержанию выступления в прениях отличаются от объяснений участвующих в деле лиц, даваемых в начале разбирательства, тем, что на этой стадии анализируются уже проверенные доказательства. Здесь требования не просто формулируются, а обосновываются как с фактической, так и с правовой точки зрения54.

Лица, участвующие в  деле, высказывают и аргументируют  свои выводы о том, какие доказательства являются достоверными55, какие обстоятельства дела следует считать установленными, а какие неустановленными, каково содержание спорного правоотношения, какой закон должен быть применен и как следует разрешить дело. Истец, как правило, просит суд иск удовлетворить, ответчик - в иске отказать.

Судебные прения состоят  из речей лиц, участвующих в деле, и их представителей. В судебных прениях первыми выступают истец и его представитель, а затем - ответчик и его представитель56. Третье лицо, заявившее самостоятельное требование на предмет спора в уже начатом процессе, и его представитель в прениях выступают после сторон и их представителей. Третье лицо, не заявившее самостоятельных требований на предмет спора, и его представитель в прениях выступают после истца или ответчика, на стороне которого третье лицо участвует в деле. Прокурор, представители государственных органов и органов местного самоуправления, организаций и граждане, обратившиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц, выступают в судебных прениях первыми.

После произнесения речей  всеми участниками судебных прений они могут выступить с репликами. Реплика - это вторичное выступление участвующих в деле лиц, их представителей по всем обсуждавшимся ранее вопросам. Поскольку такое выступление связано с уже сказанным, то правом на реплику может воспользоваться только лицо, выступившее в прениях.

Участники судебных прений не вправе в своих выступлениях ссылаться на обстоятельства, которые судом не выяснились, а также на доказательства, которые не исследовались в судебных заседаниях.

Если суд во время  либо после судебных прений признает необходимым выяснить новые обстоятельства, имеющие значение для дела, или исследовать новые доказательства, он выносит определение о возобновлении рассмотрения дела по существу. После окончания рассмотрения дела по существу судебные прения происходят в общем порядке (ст. 191 ГПК).

Формально суд не вправе ограничивать продолжительность выступлений  в прениях, но ст. 156 ГПК дает председательствующему  право устранять из процесса все  не имеющее прямого отношения  к рассматриваемому делу, поэтому  он может остановить оратора, если тот  выходит за рамки существа дела57.

После судебных прений председательствующий объявляет, что суд удаляется  в совещательную комнату для  вынесения решения.

 

 

 

2.4 Постановление и  оглашение решения 

 

Это - заключительная часть  судебного разбирательства, в которой судьи разрешают дело по существу и объявляют вынесенное решение в зале судебного заседания.

Решение постановляется в порядке, предусмотренном законом. Этот порядок не только гарантирует независимость судей при вынесении постановления, но и служит непременным условием вынесения законного и обоснованного решения.

Совещание судей и  составление ими решения происходят в специальном помещении - в совещательной  комнате, в которую никто не должен входить. Во время совещания и вынесения решения в совещательной комнате могут находиться лишь судьи, входящие в состав суда по данному делу. Такой порядок создает условия, исключающие постороннее воздействие на судей во время вынесения решения. Нарушение тайны совещания судей является основанием к отмене решения (ст. 364 ГПК). Все вопросы, возникающие при коллегиальном рассмотрении дела, решаются судьями по большинству голосов. При решении каждого вопроса никто из судей не вправе воздерживаться от голосования.

Судья не согласный с  решением большинства, может изложить в письменном виде свое особое мнение, которое приобщается к делу.

Работа судей при  вынесении решения детально регламентирована законом. Деятельность суда при принятии решения детально регламентирована законом. Так, согласно ст. 196 ГПК он обязан в нормативно установленной последовательности:

    • оценить доказательства;
    • определить, какие обстоятельства, имеющие существенное значение, установлены, а какие не установлены;
    • каковы правоотношения сторон;
    • юридически  квалифицировать установленные  правоотношения и определить норму, подлежащую применению;
    • установить, подлежит ли заявленное требование удовлетворению или нет58.

В совещательной  комнате судья обязан также дать ответ на вопросы:

    • подлежит ли решение немедленному исполнению;
    • должно ли его исполнение быть обеспечено, либо отсрочено или рассрочено;
    • при необходимости указать способ и порядок исполнения решения.

Одной из самых важных гарантий конституционного принципа независимости  судей и подчинения их только закону служит закрепленное в ст. 194 ГПК  правило относительно тайны совещания, заключающееся в том, что в совещательной комнате могут находиться только судьи, участвующие в рассмотрении дела, и что они не вправе как-либо разглашать суждения, которые имели место во время совещания. Поскольку в совещательной комнате никто, кроме судей, присутствовать не может, постановляемое там решение излагается одним из них в письменной форме. Такая формулировка не дает повода к истолкованию ее в том смысле, что текст решения обязательно должен быть рукописным. В современных условиях отказ от использования судьей в совещательной комнате машинописной техники со всех точек зрения нецелесообразен. Предположение относительно возможности каких-то сомнений в подлинности нерукописного текста решения59 не имеет серьезных оснований. Практика последних лет показывает, что многие судьи начали пользоваться машинописной техникой в совещательной комнате и никаких недоразумений в связи с этим не возникает, а культура и рациональность судопроизводства заметно повышаются.

Судья, не согласный  с решением, все же обязан подписать его, но может изложить в письменном виде свое особое мнение (ст. 15, 197 ГПК).

В законе нет  прямых указаний на то, имеют ли лица, участвующие в деле, право знакомиться  с особым мнением судьи, чем объясняются существующие противоречия в решении этого вопроса. Многие правоведы дают положительный ответ на него60, ссылаясь в качестве наиболее серьезного аргумента на ст. 35 ГПК, предоставляющую лицам, участвующим в деле, право знакомиться со всеми материалами дела. Аналогичную позицию занимал по данной проблеме и Пленум Верховного Суда СССР61. Однако из общего (родового) правила ст. 35 ГПК сделано исключение в виде закрепленного в ст. 194 ГПК запрещения разглашать суждения, имевшие место во время совещания. Ознакомление с особым мнением дает полное представление о разногласиях между судьями, значит, раскрывает тайну совещания, что недопустимо. Знакомиться с особым мнением вправе лишь прокурор и судьи, участвующие в проверке законности и обоснованности решения в кассационном или надзорном порядке. Представляется, что только так можно гарантировать тайну совещания судей и в таком специфическом случае, когда один из них остается при особом мнении62.

Правильные и своевременные ответы на указанные вопросы определяют реальность вынесенного акта правосудия. Судьям, также надлежит распределить судебные расходы между сторонами (ст. 98 ГПК), возместить расходы по оплате услуг представителя (ст. 100 ГПК), взыскать компенсацию за потерю рабочего времени (ст. 99 ГПК) и др63.                                 

Суд принимает решение  по заявленным истцом требованиям. Однако в случаях, предусмотренных законом, он может выйти за пределы заявленных требований.

Постановленное судом  решение излагается в письменной форме председательствующим или  одним из судей и подписывается всеми судьями, участвующими в постановлении решения, в том числе судьей, оставшимся при особом мнении. Исправления, сделанные в решении, должны быть оговорены перед подписями судей.

В силу принципа непрерывности  суд обязан вынести решение немедленно после разбирательства дела. По особо сложным делам составление мотивированного решения может быть отложено на срок не более пяти дней, но в этом случае резолютивная часть решения должна быть объявлена в том же судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела. Решение суда объявляется публично, за исключением случаев, когда такое объявление решения затрагивает права и законные интересы несовершеннолетних (ст. 10 ГПК). Например, по делам об усыновлении решение оглашается в закрытом судебном заседании.

Информация о работе Понятие, сущность и значение стадий судебного разбирательства