Установление фактов, имеющих юридическое значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 23:12, курсовая работа

Описание работы

Значение юридических фактов состоит в том, что на их основании различные органы и должностные лица делают заключения о возникновении, изменении или прекращении субъективных прав граждан и организаций. Обычно наличие юридических фактов подтверждается соответствующими документами или другими письменными актами (свидетельствами органов записи актов гражданского состояния, договорами, односторонними сделками, справками и т.д.). Но не всегда юридический факт может быть удостоверен.

Например, юридический факт не может быть надлежаще зарегистрирован вследствие смерти лица, которого касается данный факт, либо вследствие утери документа и невозможности его восстановления. Кроме того, регистрация отдельных фактов не требуется в силу закона (например, нахождение одного лица на иждивении другого).

Для таких случаев предусмотрен судебный порядок установления юридических фактов.

Содержание

Введение

1. Понятие факта, имеющего юридическое значение

2. Виды гражданского судопроизводства

2.1 Особое производство

3. Установление фактов, имеющих юридическое значение

3.1 Установление факта родственных отношений

3.2 Установление факта нахождения на иждивении

3.2.1 В целях получения права на наследство

3.2.2 В целях получения трудовой пенсии по случаю потери кормильца

3.2.3 В целях возмещения вреда

3.3 Установление факта регистрации рождения, усыновления (удочерения), брака, расторжения брака, смерти

3.4 Установление факта признания отцовства

3.5 Установление факта принадлежности правоустанавливающих документов

3.6 Установление факта владения и пользования недвижимым имуществом

3.7 Установление факта несчастного случая

3.8 Установление факта смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах

3.9 Установление факта принятия наследства и места открытия наследства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Библиография

Работа содержит 1 файл

Установление фактов, имеющих юридическое значение.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

Однако если по каким-либо причинам соответствующий акт своевременно составлен не был либо был утрачен после составления, а восстановить его невозможно, заинтересованные лица имеют возможность установить факт несчастного случая в судебном порядке в рамках особого производства.

Заявителем по данной категории дел может выступать работник, с которым произошел несчастный случай. При этом работниками признаются не только непосредственно лица, работающие по трудовому договору, но и:

- студенты, проходящие производственную практику в организациях;

- лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду администрацией мест заключения;

- другие лица, участвующие в производственной деятельности организации.

Кроме того, с подобным заявлением могут обратиться и иждивенцы работника, погибшего в результате несчастного случая, которым установление искомого факта будет необходимо для получения социального обеспечения.

В качестве заинтересованных лиц к участию в деле должны быть привлечены администрация предприятия, на котором произошел несчастный случай, а также органы пенсионного и социального обеспечения. Необходимость их участия в деле обусловлена наличием у них материально-правовой заинтересованность: в компетенции данных органов находится вопрос о предоставлении заявителю социального обеспечения в случае удовлетворения его требований.

В обоснование заявленных требований суду могут быть представлены любые виды доказательств. Так, заявитель может ссылаться на медицинские документы, подтверждающие наличие повреждений и момент их возникновения, свидетельские показания и т.д.

Решение суда об установлении факта несчастного случая должно содержать указание на фамилию, имя, отчество потерпевшего, время и место несчастного случая, а также на его связь с производством. В этом случае решение суда может заменить собой акт о несчастном случае и послужить основанием для назначения пособия по социальному страхованию.

 

3.8 Установление факта смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах

Факт смерти регистрируется органами загса на основании соответствующих документов, подтверждающих событие смерти. Однако возможны случаи, когда заявителю известно время и место смерти гражданина, однако подтверждающие документы у него отсутствуют, в связи с чем органы загса лишены возможности произвести регистрацию смерти. В этом случае установление факта смерти будет относиться к подведомственности судов общей юрисдикции.

Круг заявителей по данной категории дел прямо не установлен законом. Полагаем, что возможностью обращения в суд обладают родственники умершего, а при их отсутствии - иные заинтересованные лица, которым достоверно известно о наступлении факта смерти гражданина.

Что касается целей установления данного факта, то они могут лежать в сфере наследственных, жилищных, семейных и иных правоотношений.

Установление факта смерти производится судом в тех случаях, когда время и место смерти известны, однако данный факт не был зарегистрирован, а документы, подтверждающие это событие, утрачены, в связи с чем органы загса лишены возможности произвести регистрацию факта смерти. Соответственно, в предмет доказывания, прежде всего, будет входить само событие смерти, те обстоятельства, при которых она произошла. Представляемые суду доказательства (свидетельские показания и др.) должны неоспоримо подтверждать конкретное время и место смерти. Кроме того, доказыванию подлежит тот факт, что событие смерти не было своевременно зарегистрировано и не может быть зарегистрировано в административном порядке в связи с отсутствием соответствующих документов.

Принципиально другие обстоятельства образуют предмет доказывания по делам об объявлении гражданина умершим. При рассмотрении данной категории дел суд исходит не из факта смерти, а лишь из его предположения.

Решение суда должно не только содержать указание на само событие смерти и данные (фамилия, имя, отчество, дата рождения) умершего гражданина, в его резолютивной части также должно быть четко установлено конкретное время и место смерти.

После вступления решения в законную силу выписка из него направляется в органы загса. Однако если по делам об установлении факта смерти и делам об объявлении гражданина умершим такое решение будет служить основанием для регистрации факта смерти, то решение по делам об установлении факта смерти будет служить основанием лишь для восстановления утраченной записи акта гражданского состояния.

 

3.9 Установление факта принятия наследства и места открытия наследства

Статья 35 Конституции РФ гарантирует каждому право наследования. При этом под наследованием принято понимать переход имущества одного физического лица (наследодателя) в случае его смерти к другим лицам (наследникам) в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Право получения наследства как по закону, так и по завещанию установлено разделом V Гражданского кодекса РФ.

Фактическое принятие наследства должно быть подтверждено соответствующими документами. Однако нередко у наследников отсутствуют письменные доказательства, свидетельствующие о фактическом принятии наследства. Так, например, факт его принятия часто может быть подтвержден только свидетельскими показаниями. В этом случае и возникает необходимость обращения в суд с заявлением об установлении факта принятия наследства.

Таким образом, дело об установлении факта принятия наследства будет подведомственно суду при соблюдении следующих условий: 1) заявитель относится к числу наследников умершего; 2) фактически наследство было принято заявителем в течение 6 месяцев со дня смерти наследодателя; 3) заявитель своевременно не обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства; 4) у заявителя отсутствуют доказательства, неоспоримо подтверждающие факт принятия наследства; 5) нотариус отказал заявителю в выдаче свидетельства о праве на наследство.

При этом следует помнить, что, согласно п. 2 ст. 1155 ГК РФ, нотариус вправе выдать свидетельство о праве на наследство также лицу, обратившемуся с соответствующим заявлением по истечении 6-месячного срока, установленного для принятия наследства, при условии согласия на это всех остальных наследников, принявших наследство. Таким образом, нотариусам также предоставлены полномочия по установлению факта принятия наследства при условии, если наследник фактически своевременно принял наследство, но не обратился к нотариусу с необходимым заявлением.

Для рассмотрения дел об установлении факта принятия наследства характерны следующие процессуальные особенности.

В качестве заявителей по данной категории могут выступать граждане, относящиеся к числу наследников умершего (по закону или по завещанию), фактически принявшие наследство.

Заявление об установлении факта принятия наследства должно содержать следующие данные: обстоятельства фактического принятия наследства: (Какое именно имущество, в какое время и каким способом было принято наследником; причины невозможности установления искомого факта в нотариальном порядке - отсутствие необходимых письменных доказательств); цель установления данного факта - получение свидетельства о праве на наследство; в резолютивной части заявления должен быть четко сформулирован искомый юридический факт, а именно кем и после чьей смерти было фактически принято наследство.

Особенное значение для установления факта принятия наследства приобретает стадия подготовки к судебному разбирательству. В целях правильного рассмотрения дела представляется необходимым на стадии подготовки истребовать ряд письменных доказательств, поскольку сам заявитель получить их возможности не имеет. В частности, суду необходимо запросить у нотариуса по месту открытия наследства следующие сведения: заведено ли наследственное дело после смерти гражданина; каков состав наследственного имущества; кем в течение шести месяцев после смерти гражданина поданы заявления о принятии наследства либо отказе от наследства; поступили ли заявления от других лиц, которые не рассматривались нотариусом в качестве наследников; имеются ли сведения о других лицах, призываемых к наследованию; какие действия были совершены нотариусом.

В большинстве случаев заинтересованными лицами выступают другие наследники, призванные к наследованию, т.е. наследники той же очереди либо наследники последующей очереди, если к наследникам предыдущей очереди относится только заявитель. В случае их отсутствия в качестве заинтересованного лица к участию в деле должна быть привлечена инспекция Федеральной налоговой службы по месту жительства умершего.

По результатам рассмотрения дела судом может быть вынесено решение об установлении факта принятия наследства либо об отказе в установлении данного юридического факта. В случае удовлетворения заявления решение суда само по себе не устанавливает право собственности наследника на принятое им наследственное имущество. Оно лишь является основанием для выдачи наследнику свидетельства о праве на наследственное имущество в установленном законом порядке. В случае если в состав наследства входит недвижимое имущество, то впоследствии право собственности на него подлежит государственной регистрации в соответствии с общими правилами.

Если же судом в ходе рассмотрения дела будет установлено наличие спора о праве, то вместо решения суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения (статья 263 ГПК РФ) и разъясняет заявителю возможность рассмотрения дела по общим правилам искового производства.

Помимо дел об установлении факта принятия наследства, в рамках особого производства нередко возникает необходимость установления места открытия наследства.

Согласно ст. 1115 Гражданского кодекса РФ местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя. Само понятие "место жительства" раскрывается в ст. 20 Кодекса, устанавливающей, что под местом жительства гражданина следует понимать место его постоянного или преимущественного проживания. При этом местом жительства несовершеннолетних до 14 лет и недееспособных граждан признается место жительства их законных представителей. В случае, если последнее место жительства наследодателя неизвестно или находится за пределами России, местом открытия наследства признается место нахождения его имущества на территории России, а в случае если наследственное имущество находится в разных местах - место нахождения наиболее ценной его части.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Перечень юридических фактов, которые могут быть установлены судом в порядке особого производства, не является исчерпывающим. Судебной практике известны, в частности, дела об установлении в порядке п. 10 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ следующих юридических фактов:

1) факт состояния в фактических брачных отношениях, возникших до 8 июля 1944 г.;

2) факт фактического расторжения брака в соответствии с ранее действовавшим законодательством;

3) факт фактического усыновления по ранее действовавшему законодательству;

4) факт отцовства (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 9 от 25 октября 1996 г.) [37];

5) факт проживания граждан на оккупированной немецкими войсками в период Великой Отечественной войны территории;

6) факт нахождения в немецких концентрационных лагерях в определенный период и в определенном месте;

7) факт применения политических репрессий в отношении определенного лица;

8) факт участия в работах по ликвидации последствий ядерной катастрофы на Чернобыльской АЭС;

9) факт проживания на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на производственном объединении "Маяк";

10) факт выплаты заработной платы в определенном размере.

Наиболее часто в порядке п. 10 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ на сегодняшний день устанавливаются факт состояния в фактических брачных отношениях

Нормы об установлении юридических фактов пронизывают ткань отраслей материального права. Более того, большинство этих норм материального права имеют двойной эффект: они одновременно регулируют саму процедуру установления юридических фактов (то есть имеют процессуальные черты) и влекут определенные материально-правовые последствия (что говорит об их материальном характере). Таким образом, подобное сочетание сугубо процессуальных норм и норм, определенным образом воздействующих на материальные правоотношения, свидетельствует о комплексном общеправовом характере института установления юридических фактов.

Институт установления юридических фактов отвечает двум общепринятым критериям самостоятельности правовых институтов:

- характеризуется наличием специфической системы норм, находящихся между собой в неразрывной системной связи;

- регулирует конкретный вид правоотношений - отношений по установлению фактов, имеющих юридическое значение.

В особом производстве установление материально-правового юридического факта может быть необходимо заявителю само по себе. Именно этим обусловлены специфические требования, предъявляемые законодателями к тем условиям, наличие совокупности которых делает возможным установление юридического факта в особом производстве: наличие у заявителя определенной цели, отсутствие спора о праве и др.

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Установление фактов, имеющих юридическое значение