Уголовная ответственность несовершеннолетних в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:32, дипломная работа

Описание работы

Действующее законодательство впервые предусматривает специальный раздел, посвященный особенностям уголовной ответственности несовершеннолетних, с учетом определенных особенностей этой категории лиц. Органы дознания, следствия и суды должны учитывать социально-психологический аспект жизни подростка, уровень сознания, способность осознавать происходящее и давать этому оценку.
Затрагивая вопрос об уголовной ответственности несовершеннолетних , представляется возможным рассмотреть информацию о преступности и уголовной ответственности несовершеннолетних на примере статистических данных прокуратуры Советского района города Брянска.

Содержание

Глава 1. Историческое развитие уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних. 3
1.1. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних в различные периоды…. 3
1.2. Уголовной ответственность несовершеннолетних в современной России. 16
Глава 2. Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности. 23
2.1. Основания и условия освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности. 23
2.2 Принудительные меры воспитательного воздействия. 27
Глава 3. Особенности наказания несовершеннолетних. 31
3.1. Сущность, цели и принципы наказания несовершеннолетних. 31
3.2. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним. 38
3.1. Освобождения несовершеннолетнего от наказания. 47
Заключение 52
Список используемой литературы 53

Работа содержит 1 файл

основная работа по малолеткам.doc

— 254.50 Кб (Скачать)

Оглавление

 

Введение 

 

Глава 1. Историческое развитие уголовного законодательства об ответственности  несовершеннолетних.

    1. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних в различные периоды….

 

 

Для уяснения характера  и перспектив совершенствования уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних чрезвычайную важность имеет обращение к содержанию дореволюционного законодательства. На первом этапе для него было свойственно зарождение дифференцированного подхода к уголовной ответственности несовершеннолетних на «здравых заключениях человеческого разума, на долговременном опыте и наблюдениях». Он продолжился почти до середины XVIII века, а его основным итогом стало формирование концепции уголовной безответственности несовершеннолетних детей 6-7- летнего и признания малолетия лица наряду с душевным заболеванием и сословностью основанием для применения неравного наказания за одинаковые преступления.

В дальнейшем развитие юридической  науки и новых общественных отношений  привело к изменению взглядов на преступность и на самих преступников. Отказ от идеи устрашения наказанием «в высшей мере» и провозглашенный переход к его соразмерности способствовал и большему учету личностного фактора при регламентации уголовной ответственности несовершеннолетних. Поэтому второй этап развития уголовного права был связан с постепенным формированием и признанием в доктрине и законодательстве деления молодого возраста на безответственное детство, условно ответственное отрочество, безусловно, но со смягчением ответственную юность.

Качественные изменения  в отечественном законодательстве в регулировании уголовно-правового  значения несовершеннолетнего возраста связанные с принятием 15 августа 1845г. Уложения о наказаниях уголовных и исправительных (в дальнейшем с уточнением редакции в 1866 и 1885 гг.).

В нем в частности  были предусмотрены следующие новеллы, имеющие четко выраженный дифференцирующий характер:

  1. Исключение из сферы правового регулирования детей («младенцев») и фактическое назначение наказания несовершеннолетним стало возможно только в случаях совершения ими преступления после достижения десятилетнего возраста;
  2. Определение минимального и максимального возрастного порога несовершеннолетия, определившие его протяженность в интервале между 10 и 21 годами.
  3. Выделение в контингенте уголовно ответственных лиц в возрасте до 21 года трех возрастных категорий: от 10 до 14 лет – малолетние, от 14 до 17  и от 17 до 21 – несовершеннолетние.
  4. Регламентирование различий в наказуемости лиц молодого возраста, относящихся к разделяемым по возрасту контингентам, не только исходя из тяжести деяния, но и разумения.
  5. Конкретизация судебного усмотрения по выбору меры и размера ответственности несовершеннолетним в зависимости от формы разумения и возрастных особенностей несовершеннолетнего. Так для несовершеннолетних (малолетних) в возрасте 10-14 лет предписывалось установить наличие способности к виновной ответственности вообще, т.е. относительное разумение; для несовершеннолетних же в возрасте от 14 до 17 лет признавалось необходимым установление способности к полному (абсолютному) разумению. Например, если несовершеннолетний от14 до 17 лет был признан действовавшим с полным разумением, то он наказывался как несовершеннолетний от 17 до 21 года (ст. ст. 139, 140 Уложения).
  6. Конкретизация влияния на наказание несовершеннолетних обстоятельств, имеющих особо смягчающее значение. Например, предусматривалось обязательное уменьшение наказания малолетним и несовершеннолетним на одну или две степени при вовлечении их в преступление взрослым, а также факультативное смягчение наказания при вовлечении несовершеннолетним (п.1 ст.138, ст.143 Уложения).
  7. Замена наказания несовершеннолетним за совершение неосторожных преступлений домашним исправительным взысканием по распоряжению родителей или опекунов (ст.146 Уложения).
  8. Установление общего режима ответственности для несовершеннолетних в случаях совершения ими нового равного или более тяжкого преступления с разумением (ст.146 Уложения).

Следующим значительным шагом на пути совершенствования  института уголовной ответственности несовершеннолетних стал Закон от 2 июня 1897 года «Об изменении форм и обрядов судопроизводства по делам о преступных деяниях малолетних и несовершеннолетних» и принятое 22 марта 1903 г. Уголовное Уложение. Они имели межотраслевой характер и внесли существенные изменения во все действовавшие тогда законы, связанные как с расследованием преступлений несовершеннолетних, так и регламентированием применения уголовного наказания и его исполнения. Например, они отменили все наиболее суровые уголовные наказания для несовершеннолетних в возрасте до 17 лет: смертную казнь, каторгу, поселение, ссылку. Устанавливалось обязательное раздельное содержание несовершеннолетних от взрослых при тюремном заключении, а функция воспитания несовершеннолетних правонарушителей признавалась главной.

Уголовная политика в  отношении несовершеннолетних рассматривала  в качестве главнейшего средства воздействия на малолетних и несовершеннолетних, впавших в преступления, мер не карательных, а воспитательно-исправительных.

Все это позволяет  признать, что, несмотря на определенные недостатки, отечественному законодателю к началу XX века удалось сформировать достаточно развитое уголовное законодательство об ответственности несовершеннолетних и приблизиться к установлению баланса между дифференциацией уголовной ответственности и ее индивидуализацией, что создавало возможность назначения несовершеннолетнему правонарушителю справедливой меры воздействия в каждом конкретном случае.

В разработку отечественного уголовного законодательства об ответственности лиц молодого возраста внесли вклад представители различных школ уголовного права: классической, социологической и антропологической, которые, хотя и по-разному подходили к определению содержания личностных критериев ответственности, сущности и целей наказания, в отношении несовершеннолетних придерживались идеи дифференцированного подхода.

К сожалению нормы  уголовного законодательства дореволюционной  России в позитивном плане не только не получили дальнейшего детального развития и закрепления, но и были попросту проигнорированы.

На этапе становления  в России новой государственности (1917 г.) в доктрине и законодательстве предусматривалась почти полная замена наказания несовершеннолетних воспитательными мерами. Поэтому развитие законодательства в этот период характеризовалось следующими тенденциями:

  1. унификацией уголовно-правового воздействия в отношении несовершеннолетних, имевших существенные различия в степени криминальной пораженности личности;
  2. чрезмерным увеличением пределов судебного усмотрения, поскольку суды могли определять не только меру ответственности несовершеннолетних, но и основания и условия применения институтов и норм, т.е. большинство их решений основывались не на прямых указаниях закона;
  3. вовлечение в сферу индивидуализаций комиссий по дела несовершеннолетних.

В декрете СНК РСФСР  от 14 января 1918 г. «О комиссиях для  несовершеннолетних» указывалось, что «суды и тюремное заключение для малолетних и несовершеннолетних упраздняются, а дела о несовершеннолетних до 17 лет, замеченных в деяниях общественно опасных, подлежат ведению комиссии о несовершеннолетних».

Основная идея декрета - исправление прежде всего мерами воспитательного характера, была воплощена  при разработке уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних. Ст. 13 «Руководящих начал» по уголовному праву РСФСР 1919 г. предусматривалось, что несовершеннолетние до 14 лет не подлежат суду и наказанию. К ним применяются лишь воспитательные меры (приспособления). Такие же меры применяются к лицам от 14 до 18 лет, «действующим без разумения». Если же они «действуют с разумением», т.е. сознавая общественную опасность своих действий, то возможны меры уголовного наказания. Право решения этого вопроса предоставлялось суду.

Декрет СНК РСФСР  “О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно-опасных действиях”, принятый 4 марта 1920 г., повысил возраст несовершеннолетних, дела которых подлежали рассмотрению на комиссиях, до 18 лет. В соответствии со ст. 4 декрета эти комиссии имели право передавать в суд дела лиц в возрасте 14-18 лет только в том случае, когда меры медико-педагогического воздействия не оказали должного влияния.1

В 1920г. на территории РСФСР  было создано 245 комиссий по делам несовершеннолетних, детально разработаны меры, которые они могли применять. Перечень мер медико-педагогического характера содержался в инструкции, утверждённой в 1920г. постановлением Наркомпроса, Наркомздрава и Наркомюста РСФСР. Комиссии широко использовали предоставленные им права. Их деятельность сыграла важную роль в ликвидации беспризорности и предупреждения преступности среди несовершеннолетних.

Однако многие подростки, жившие вне семьи и общавшиеся со взрослыми преступниками, нуждались  в более эффективных методах, связанных с помещением в воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения. Первые из них были созданы уже в 1918г. Это были детские дома, приёмники-распределители, школы-коммуны, институты трудового воспитания для особо трудных подростков, реформатории. Так, на созданный российский реформаторий для особо трудных правонарушителей в возрасте от 17 до 21 года была возложена задача обучения, воспитания и подготовки молодёжи к трудовой жизни. Просуществовало это учреждение недолго. Трудности экономического порядка, отсутствие достаточного числа педагогов и воспитателей привели к его ликвидации.2

Аналогично складывались судьбы и других воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей (школы фабрично-заводского обучения, трудовые коммуны и др.). Комиссии по делам несовершеннолетних, действовавшие, в основном, на общественных началах, не могли обеспечить надлежащий уровень работы с социально запущенными детьми. Контингент самих комиссий был нестабилен, члены их в большинстве случаев не имели педагогического образования и опыта работы.

В связи с создавшимся  положением третья сессия ВЦИК 1-го созыва 1922 г., обсуждавшая проект уголовного законодательства, положительно решила вопрос о расширении компетенции  суда в борьбе с преступностью  несовершеннолетних. Д.И. Курский по этому поводу сказал: «Это, конечно, объясняется не ошибочностью нашего метода, а недостатком материальных средств. Если бы у нас была сейчас возможность организацию медико-педагогического воздействия поставить так, как нужно, то есть открыть сеть учреждений для малолетних и несовершеннолетних, тогда этот вопрос был бы решен вполне благополучно».

Названный аргумент, к  сожалению, и в дальнейшем развитии законодательства нередко служил причиной усиления уголовно-правовых репрессий  в отношении лиц, не достигших 18 лет. УК РСФСР 1922 г. вновь снизил возраст уголовной ответственности с 18 до 16 лет. Для лиц младше этого возраста основным средством воздействия по-прежнему были меры воспитательного характера. Уголовная ответственность к подросткам 14-16 лет применялась по постановлениям комиссий в исключительных случаях, когда меры воспитательного характера не оказывали надлежащего воздействия.

Основными началами уголовного законодательства Союза ССР и  союзных республик 1924 г. были введены  понятия “малолетний и несовершеннолетний” правонарушитель. В ст. 7 Основ указывалось, что к первым можно применять лишь меры медико-педагогического характера. Ко вторым они применяются только в тех случаях, когда соответствующие органы признают невозможным назначить меры судебно-исправительного характера. Определение возраста, с наступлением которого связывалось понятие малолетнего и несовершеннолетнего, а также обязательных случаев привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности относились к компетенции союзных республик. Однако УК РСФСР 1926 г. не указал точного возраста уголовной ответственности. Деление на малолетних и несовершеннолетних производилось лишь теоретически; в законе эти понятия отсутствовали.3

В период с 1925 по 1931г. большинство  дел на правонарушителей в возрасте до 18 лет рассматривалось комиссиями по делам несовершеннолетних. В суды передавалось около 10% дел.

В инструкции Наркомпроса  РСФСР по делам несовершеннолетних, принятой в 1921 г., указывалось, что комиссии должны передавать в суд дела лишь о тех несовершеннолетних, которые неоднократно привлекались за преступления или совершали побеги из детских учреждений, куда определялись комиссиями в связи с совершением нетяжкого преступления.

Все это облегчило в уголовной политике 30-х годов смещение акцента с личностной характеристики правонарушителя на деяние и отступление от педагогико-воспитательной ориентации мер борьбы с преступностью несовершеннолетних. Поэтому, несмотря на то, что в стране наблюдалось динамичное улучшение состояния преступности несовершеннолетних, законодательство и правоприменение того времени характеризуется повышением репрессивности, проявившееся, в частности, в снижении минимального возрастного порога уголовной ответственности до 12 лет и свертывании специализации ответственности несовершеннолетних.

Преодолев почти полный отказ от дифференциации уголовной  ответственности и наказания  несовершеннолетних, имевший место  в первые годы советской власти, а также карательную направленность ювенального судопроизводства с 1935 г. почти до конца 50 гг., в дальнейшем поэтапно складывалась система, охватывавшая значительное число признаков, характеризующих тяжесть преступления, обстоятельства его совершения и личность несовершеннолетнего правонарушителя.

Данный период характеризовался, с одной стороны, более чёткой разработкой мер по ликвидации беспризорности и безнадзорности подростков, а с другой - резким расширением и ужесточением уголовно-правовых методов борьбы с преступностью несовершеннолетних, в ущерб мерам воспитательного характера. Наличие этих черт объяснялось рядом причин. Одна их них состояла в том, что к этому времени в стране, в основном, была ликвидирована беспризорность в том смысле, в каком она существовала в 1917-1927 гг. (отсутствие семьи, смерть родителей и близких родственников). Беспризорными стали считать подростков, которые, уйдя из дома, в течении двух месяцев и более находились вне семьи, учебного либо трудового коллектива. Наличие беспризорных и безнадзорных (т.е. находившихся вне родительского контроля) несовершеннолетних ставилось в вину не только родителям, но и местным советам, партийным, профсоюзным, комсомольским организациям, которые не прилагали достаточных усилий для ликвидации и предупреждения детской безнадзорности. В постановлении предлагалось принять безотлагательные меры к предупреждению преступности несовершеннолетних. Рекомендовалось привлекать к уголовной ответственности лиц, вовлекающих подростков в преступную деятельность.

Крайне важный в деле борьбы с преступностью несовершеннолетних документ носил декларативный характер и не был обеспечен практическими мерами. Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, принятое ещё в 1931 г., не содержало чёткого перечня мер воспитательного характера. Отсутствовала материальная база для увеличения числа детских воспитательных и лечебных заведений. Более того, названным постановлением комиссии по делам несовершеннолетних были вообще ликвидированы. С 1935 по 1960 г. в стране не было специального органа, координирующего работу многих учреждений, ведомств и общественных организаций по предупреждению преступности несовершеннолетних.

Одновременно был принят Закон, датированный 7 апреля 1935г., который  резко понизил возраст уголовной  ответственности за ряд наиболее распространённых среди несовершеннолетних преступлений. С 12 лет к ответственности с применением всех мер уголовного наказания стали привлекать за кражу, насилие, телесные повреждения, увечья, убийство либо попытку убийства.

Информация о работе Уголовная ответственность несовершеннолетних в современной России