Защита права собственности и иных вещных прав

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является комплексный анализ таких основных юридических понятий, как «собственность», «собственник» и «субъект права собственности», а также форм и видов собственности, оснований возникновения и прекращения права собственности и определение способов защиты и охраны абсолютного права у собственника. Средством постижения этой цели будет являться изучение трудов как казахстанских, так и зарубежных трудов ученых-юристов, изучение и проведение анализов практических материалов и сопоставление статистических данных.

Содержание

Введение

Глава 1. Право собственности граждан
1.1. Понятие и виды права собственности граждан
1.2. Субъекты права собственности граждан
1.3. Объекты права собственности граждан
1.4. Содержание и прекращение права собственности граждан
Глава 2. Право собственности негосударственных юридических лиц
2.1. Понятие и основные формы права собственности негосударственных юридических лиц
2.2. Объекты права собственности негосударственных юридических лиц
Глава 3. Право государственной собственности
3.1. Понятие права государственной собственности
3.2. Субъекты права государственной собственности
3.3. Содержание права государственной собственности
3.4. Объекты права государственной собственности
3.5. Процесс приватизации государственной собственности в Казахстане
Глава 4. Право общей собственности
4.1. Понятие и виды права общей собственности
4.2.Общая долевая собственность
4.3.Общая совместная собственность
Глава 5. Возникновение и прекращение права собственности
5.1. Критерии разделения оснований возникновения права собственности
5.2. Первоначальные основания возникновения права собственности
5.3. Производные основания возникновения права собственности
5.4. Прекращение права собственности
Глава 6. Защита права собственности и иных вещных прав
6.1. Система гражданско-правовых средств защиты права собственности
6.2. Иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения (виндикационный иск)
6.3. Иск об устранении нарушений, не связанных с лишением владения (негаторный иск)
6.4. Иск о признании права собственности

Работа содержит 1 файл

Государство, право, собственность.doc

— 418.50 Кб (Скачать)

     Республика  Казахстан (и административно-территориальная  единица) не пользуется в  гражданских  правоотношениях властными полномочиями, на нее в полной мере распространяются нормы гражданского законодательства. Споры с участием субъекта государственной собственности, по общему правилу, рассматриваются государственными судами. Однако, по желанию сторон спор может быть рассмотрен третейским судам, решение которого является окончательным и  обеспечивается государственными судами.

      Итак, из вышесказанного следует, что в право собственности государства в объективном смысле понимается как совокупность правовых  норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность (присвоенность) материальных благ государству в лице Республики Казахстан и устанавливающих порядок владения, пользования и распоряжения  государственным имуществом.

      В субъективном смысле право государственной  собственности состоит из принадлежащих государству правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, которые осуществляется им по своему усмотрению с учетом интересов народа Казахстана. 

                   3.2. Субъекты  права государственной собственности 

      Государство является специфичным субъектом  права собственности. Это определяется его повышенной абстрактностью и  формальностью. Необходимость осуществления большого числа разнохарактерных функций и разветвленная система  соподчиненных государственных органов предопределили множественность субъектов, которые  реализуют правоспособность  государства. Поэтому следует разделять два уровня: уровень, кого представляют и уровень представляющего.

      Законодательство  Казахстана предусматривает два  субъекта государственной собственности, имеющих право выступать от своего имени: Республику Казахстан в целом (в отношении имущества, составляющего республиканскую собственность) и административно- территориальную единицу (в отношении имущества, составляющего коммунальную собственность). То есть в гражданском обороте данные являются носителями права государственной собственности. В  зависимости от выполняемых задач государство осуществляет правомочия собственника от имени одного из перечисленных субъектов.

      Республика  Казахстан и  административно-территориальная  единица не являются юридическими лицами. Однако, к ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях,  регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из  законодательных актов. Государство и административно-территориальная единица, как особые субъекты, обладают всеми правами субъектов гражданских правоотношений и ограничены в  правосубъектности только действующим законодательством.

     В случаях, указанных законом, административно-территориальная  единица может выступать  в  гражданских правоотношениях от  имени государства, и своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени Республики Казахстан могут органы государственной власти и управления Республики Казахстан в рамках их компетенции, установленной законодательными актами, определяющими статус этих органов (п. 2 ст. 111 ГК РК).

      Как было сказано выше, государство выступает  в гражданских правоотношениях  через свои органы. Первую позицию  в этом контексте занимает Правительство. Правовой статус его определен Указом   Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, от  18 декабря 1995 года, «О правительстве Республики Казахстан». В соответствии со статьей 9 данного Указа  Правительство «организует управление государственной собственностью, вырабатывает и осуществляет меры по ее  использованию, обеспечивает защиту права государственной собственности на территории Республики». То есть Правительство может выступать от имени государства как  субъекта права государственной собственности. В этом качестве оно может совершать любые действия по владению, использованию и  распоряжению государственным имуществом, совершать сделки, распределять и перераспределять государственное имущество.

      Функции собственника выполняют и другие центральные органы исполнительной власти. Так, по отношению к республиканскии государственным предприятиям функциями субъекта государственной собственности наделены министерства, ведомства и иные управомоченные Правительством органы.

        В случаях и в порядке, предусмотренных  законодательствам, по специальному  поручению Республики казахстан от ее имени могут вымтупать государственные органы,  юридические лица и  граждане (п. 2 ст.111 ГК РК). Например,  в акционерном обществе с участием государства назначается лицо, уполномоченное от имени государства выполнять функции акционера-государства.

      От  имени административно- территориальной  единицы могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные  и личные неимущественные права  и обязанности, выступать в суде местных представительные органы в  рамках из компетенции, установленной законодательными актами, положениями и иными актами, определяющими  статус этих органов. В соответствии с законодательством по специальному поручению по имени административно- территориальной единицы могут выступать местные  государственные органы, юридические лица (включая негосударственные) и граждане.

      От  имени административно-территориальной  единицы в  гражданские правоотношения могут вступать лишь   те  государственные  органы и юридические лица, которые  прямо на это уполномочены законодательством.

     К  органам власти и управления, имеющим  право выступать гражданском  обороте от имени указанного субъекта, в первую относятся маслихаты,  акимат,  территориальные органы исполнительной власти (областные управления юстиции, областные финансовые управления, территориальные комитеты по управлению государственным имуществом и т.п.).

      Местные государственные органы обладают статусом учреждения, поэтому необходимо различать, когда они выступают как учреждения от  своего имени, а когда как  государственные органы от имени административно- территориальной единицы. В обоих случаях правоспособность является специальной и определяется их компетенцией.

      На  административно-территориальную единицу  и ее органы распространяются положения  Гражданского Кодекса об участии соответственно государства и его органов в  отношениях, регулируемых гражданским законодательствам, если иное не вытекает из законодательства.

      Средства  местной казны находятся в  ведении местных органов Министерства финансов Республики, которые распоряжаются ими от имени административно- территориальной  единицы. Иное государственное имущество, не закрепленное  за  коммунальными государственными юридическими лицами, находится в ведении местных органов Министерства финансов или иного уполномоченного органа государства.

      Имущество, находящееся в государственной  собственности, может  закрепляться за государственными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения  или оперативного управления (п.4 ст.192 ГК РК) В первом случае речь идет о  государственном предприятии на праве хозяйственного ведения, а во втором -  о казенном предприятии и государственном учреждении. Перечень республиканских государственных  предприятий утвержден Постановлением Правительства от 25 июня 1996 года. Перечни государственных коммунальных предприятий утверждаются соответствующими главами местных администраций (акимами).

      Все субъекты права государственной  собственности, по общему правилу, не отвечают по долгам друг друга и имеют имущественную  обособленность. Одно из исключений распространяется на случаи, когда Республика Казахстан или  административно- территориальная единица приняли не себя гарантию (поручительство) по обязательствам административно- территориальной единицы,  юридического лица или граждан. В этом случае ответственность наступает в соответствии с правилами гарантии (поручительства).

      Другое  исключение предусмотрено Гражданским  Кодексом. В соответствии с ним  Республика Казахстан несет субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам (кроме договорных обязательств) республиканских казенных  предприятий и государственных учреждений в случае  нехватки у них собственных денег, а также по обязательствам республиканского предприятия на праве хозяйственного при его преобразовании в казенное предприятие при отсутствии достаточных средств у самого предприятия.

      Республика  Казахстан и административно-территориальная  единица отвечают по обязательствам  соответственно республиканского и  местного предприятий, основанных на праве  хозяйственного ведения в случае их банкротства, которое было вызвано действиями учредителей (уполномоченных органов), пир недостаточности средств предприятий для удовлетворения требований кредиторов (ст. 30 Указа о государственном предприятии).

      Помимо  упомянутых выше случаев, государства (административно- территориальная единица) может нести ответственность за деятельность хозяйственного товарищества, где оно является основным вкладчикам, имея в собственности его акции (доли), в случае несостоятельности (банкротства) юридического лица, вызванной неправильными  указаниями либо иными действиями  со стороны вкладчика государства (административно-территориальной единицы). Наличие оснований такой  ответственности должно быть указано заинтересованными лицами. 

                  3.3.  Содержание права государственной собственности 

            Содержание права  государственной  собственности определяется совокупностью прав и обязанностей. Право собственника абсолютно и заключается в праве владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Право  владения государственной собственностью представляет собой юридически обеспеченную возможность осуществлять фактическое обладание имуществам. Государство, как особый нематериализованный субъект, во всех случаях сохраняет титул права владения, осуществляя фактическое обладание своим имуществом опосредовано через систему государственных органов или юридических лиц. Право пользования государственной собственностью представляет собой юридически обеспеченную возможность извлекать из государственного имущества его полезные естественные свойства, а также получать от него выгоды. Выгоды может выражаться в виде дохода, приращения, плодов, приплода и в  иных формах. Пользование государственным имуществом осуществляется в разных формах. Например, широко практикуется сдача государством в аренду и пользование земельных участков, эксплуатация зданий, оборудования и мебели государственными организациями и т.д.

      Право распоряжения государственной собственностью представляет собой юридически  обеспеченную возможность определить юридическую судьбу имущества. Поскольку основную массу движущегося в обороте государственного имущества  составляют денежные средства, то правомочия пользования и распоряжения, как правило, совпадают. Государство распределяет, в основном, бюджетные деньги. В осуществлении этой функции задействованы органы представительной и исполнительной   власти. Сначала  Парламент и маслихаты утверждают бюджеты, а затем Казначейство и акиматы распределяют денежные средства по государственным органом, которые, в свою очередь, доводят их до субъекта финансирования.

      Достаточно  широко применяется в пределах государственной  собственности схема, когда государство  передает права владения, пользования  и распоряжения имуществом государственным  юридическим лицам (в рамках права хозяйственного ведения и оперативного управления) полностью или частично. В этом случае государство не утрачивает право собственности. Это говорит о том, что кроме трех упомянутых выше вещных правомочий, государство имеет титульное право, которое может быть отчуждено им только добровольно  по договору  с утратой права собственности либо прекращает  существование в результате потребления объекта при пользовании и  распоряжении им (например, при сжигании государственного угля на государственной теплоэлектростанции).

      Содержание  права собственности предполагает не только наличие прав, но и обязанностей на стороне собственника. Обязанности  делятся на вытекающие из закона и  из юридических фактов. Основу формулы  составляет пункт 2 статьи 6  Конституции, в  соответствии с которой «собственность обязывает, пользование ею должно одновременно служить общественному благу». В случаях, на условиях и в пределах, предусмотренных законодательными актами, указанный субъект обязан допустить ограниченное пользование его имуществом другими лицами. Речь идет, в основном, о законных (публичных) земельных сервитутов. Мотивы установления сервитута могут быть разными. Чаще всего на практике речь идет о праве прохода через государственный земельный участок, когда иным образом нельзя пройти к своему земельному участку или сооружениям общего пользования (дороге, магазину и т.п.). Все возможные случаи сервитутов, по общему правилу, могут быть предусмотрены только на уровне законодательных актов или договором. Основания возникновения сервитута на земельные участки устанавливаются статьей 47 Указа о земле. 

Информация о работе Защита права собственности и иных вещных прав