Защита права собственности и иных вещных прав

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является комплексный анализ таких основных юридических понятий, как «собственность», «собственник» и «субъект права собственности», а также форм и видов собственности, оснований возникновения и прекращения права собственности и определение способов защиты и охраны абсолютного права у собственника. Средством постижения этой цели будет являться изучение трудов как казахстанских, так и зарубежных трудов ученых-юристов, изучение и проведение анализов практических материалов и сопоставление статистических данных.

Содержание

Введение

Глава 1. Право собственности граждан
1.1. Понятие и виды права собственности граждан
1.2. Субъекты права собственности граждан
1.3. Объекты права собственности граждан
1.4. Содержание и прекращение права собственности граждан
Глава 2. Право собственности негосударственных юридических лиц
2.1. Понятие и основные формы права собственности негосударственных юридических лиц
2.2. Объекты права собственности негосударственных юридических лиц
Глава 3. Право государственной собственности
3.1. Понятие права государственной собственности
3.2. Субъекты права государственной собственности
3.3. Содержание права государственной собственности
3.4. Объекты права государственной собственности
3.5. Процесс приватизации государственной собственности в Казахстане
Глава 4. Право общей собственности
4.1. Понятие и виды права общей собственности
4.2.Общая долевая собственность
4.3.Общая совместная собственность
Глава 5. Возникновение и прекращение права собственности
5.1. Критерии разделения оснований возникновения права собственности
5.2. Первоначальные основания возникновения права собственности
5.3. Производные основания возникновения права собственности
5.4. Прекращение права собственности
Глава 6. Защита права собственности и иных вещных прав
6.1. Система гражданско-правовых средств защиты права собственности
6.2. Иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения (виндикационный иск)
6.3. Иск об устранении нарушений, не связанных с лишением владения (негаторный иск)
6.4. Иск о признании права собственности

Работа содержит 1 файл

Государство, право, собственность.doc

— 418.50 Кб (Скачать)

                     3.4.  Объекты права  государственной  собственности 

      Государство может иметь в своей собственности  любой объект, которые  входят либо в республиканскую, либо в коммунальную собственность. Субъектами  республиканской государственной собственности является Республика Казахстан, а коммунальной  государственной собственности административно- территориальная единица. Такое разделение осуществляется. Правительством Казахстана.

         Объекты государственной собственности  классифицируются в зависимости  от видовой принадлежности. Так,  республиканская собственность  состоит из республиканской казны  и имущества, закрепленного за  государственными республиканскими  юридическими лицами в соответствии с законодательными актами.

      Средства  республиканского бюджета, золотовалютный запас и алмазный фонд, объекты  государственной собственности  на землю и другие природные ресурсы, а также иное государственное  имущество, не закрепленное за государственными юридическими лицами, составляют  государственную казну Республики (п. 2 ст.192 ГК РК).

      Понятие республиканского бюджета определяется Законом Республики Казахстан  «О бюджетной системе», то есть это  централизованный денежный фонд, утверждаемый казахстанским законодательством, формируемый за счет поступлений и финансирования дефицита (профицита) и  предназначенный для финансирования республиканских бюджетных программ, определяемых Правительством для осуществления функций, возложенных на него Конституцией и законодательными  актами Республики.

      Золотовалютные  активы Национального Банка Казахстана создаются и  используются для  обеспечения внутренней и внешней  устойчивости казахстанского тенге  и состоят из: аффинированного  золота; иностранной валюты  в виде банкнот, монет и остатков средств на счетах Национального Банка Республики, находящихся в Казахстане и за рубежам; валютных ценностей, хранящихся в нем; простых и переводных векселей в иностранной валюте; ценных бумаг, выпушенных и гарантированных иностранными правительствами или  международными финансовыми организациями; других внешних активов, деноминированных в иностранной валюте, при условии обеспечения ликвидности и сохранности таких активов.

      Коммунальная  собственность состоит из местной  казны и имущества, закрепленного за  коммунальными юридическими лицами в соответствии с законодательными актами. Средства местного и иное коммунальное имущество, не закрепленное за государственными юридическими лицами, составляют местную казну.

      Объектом  сделки с участием государства могут быть имущество казны, объекты исключительной собственности государства и его неимущественные права, связанные с имущественными, а также специальные объекты,  предусмотренные законодательством о приватизации.

      Казахстанское законодательство сохраняет понятие исключительной собственности. Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Конституции, «земля и ее недра, воды,  растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Из смысла статьи следует, что природные ресурсы, по общему правилу, не могут быть переданы  в собственность гражданам и юридическими лицам. Однако, исключительная государственная собственность, как правило, не исключает предоставление указанных объектов частным лицам в пользование  по другим правовым основаниям.

      Пункт 3 статьи 6 Конституции установил, что  земля  может находиться в  частной  собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом. В частной собственности граждан  могут находиться участки, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и дачного строительства. Однако, такие участки не могут находиться в частной собственности иностранных граждан. В частной собственности граждан и негосударственных юридических лиц могут находиться земельные участки, предоставленные под застройку или застроенные производственными и непроизводственными, в том  числе жилыми зданиями, сооружениями и их комплексами, включая земли, предназначенные для обслуживания зданий и  сооружений в соответствии с их назначением (ст. 33 Указа о земле).

      Не  могут находиться в частной собственности (то есть принадлежат только государству) земельные участки:

       - сельскохозяйственного назначения (за исключением выделенных для  ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и дачного строительства);

       - обороны;

       - особо охраняемых природных  территорий;

       - лесного и водного фондов;

       - земли общего пользования на  землях населенных пунктов.

          В  соответствии с Конституцией  Республики Казахстан и Указа о недрах, недра, в том числе полезные ископаемых находятся в государственной собственности. Право их разработки может быть предоставлено предпринимателю по лицензии. Но право собственности у недропользователя может возникнуть только с момента, когда разработанные (добытые) полезные ископаемые  превратятся в минеральное сырое или техногенные минеральные образования.

      Объектом  сделки с участием административно- территориальной единицы может  быть имущество лестной казны,  объекты исключительной собственности государства, находящиеся в ведении административно- территориальной единицы, и ее  неимущественные права, связанные и имущественными, а также специальные объекты, предусмотренные законодательством  о приватизации. Все эти  перечисленные объекты образуют коммунальную собственность, которая является составной частью государственной собственности.

      Право государственной собственности  возникает по общим основаниям, предусмотренным  Гражданским Кодексам для любых  форм и вида собственности. В то же время основу образования государственной собственности составляют налоговые и таможенные сборы, собственная производственная и коммерческая деятельность. Одна из групп оснований возникновения права собственности, характерных только для государственной собственности, связана с  правоохранительной, обеспечительной и карательной функциями государства. Законодательство предусматривает случаи, когда конфискации и реквизиции имущества допустимы и пополняют  государственную казну. Но в то же время «никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законом, может быть произведено при условии равноценного его возмещения» (п. 3 ст.26 Конституции РК). 

             3.5.  Процесс приватизации государственной собственности

    в Казахстане

         Приватизация означает продажу государственного имущества в собственность физическим лицам, негосударственным юридическим лицам и иностранным юридическим лицам, производимую по воле государства, как собственника, в рамках специальных процедур, установленных законодательными актами.

      Логика  приватизации означает передачу частному собственнику государственного имущества  для более инициативного и  эффективного использования. Предполагается, что только рынок определит точно соотношение между спросом и предложением, организует общественно необходимое производство и будет стимулировать продуктивный труд членов общества.

      Начало  приватизации было положено еще в  бытность СССР. Закон СССР от 1 июня 1991 года «Об основных началах разгосударствления и приватизации» и Закон Казахстанской СССР от  22 июня 1991 года «О разгосударствлении  приватизации» предусмотрели сокращение  государственного сектора экономики в двух направлениях:  преобразования государственных предприятий в предприятия, основанные на других (негосударственных) формах собственности (разгосударствление), и посредством приобретения государственного имущества в собственность граждан и  созданных ими юридических лиц (приватизация).

      Приватизация  в Казахстане проводится в четыре этапа. В рамках Программы разгосударствления и приватизации государственной  собственности Казахской ССР  на 1991-1992 годы (1-ой этап) проводилось: передача предприятий в аренду трудовым коллективам с правам  последующею выкупа; преобразование в коллективное предприятие; безвозмездный выкуп трудовым коллективам государственного имущества; участие населения в приватизации через приватизационные инвестиционные купоны (ПИКИ); продажа государственного имущества через аукционы и конкурсы.

           Указом Президента Республики  Казахстан от 5 марта 1993 года была  утверждена «Национальная программа  разгосударствления и приватизации  в Республике Казахстан» на 1993-1995 года (2-ой этап). Она выполняла следующие задачи: акционирование государственных предприятий; приватизация по индивидуальным проектам; массовая приватизация; малая приватизация; приватизация в агропромышленном комплексе. В соответствии с Указом  Президента «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества», работники трудового коллектива имели право на безвозмездное получение до 10 % акций; по объектам массовой приватизации не менее 51% акций должно было быть продано на купонных аукционах инвестиционным приватизационным фондам за ПИК и населения; 39% акций должны  были реализоваться за денежные средства через фондовые биржи, аукционы и конкурсы. В соответствии с Указом  Президента Республики Казахстан от 11 марта 1994 года «О выделении части государственного пакета акций руководителям государственных акционерных обществ», руководители предприятий имели возможность приобрести до 5 % акций номинальной стоимости.

      Основным  нормативным актом, регулирующим приватизацию с 1996 года в Казахстане, является Указ Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, от 23 декабря 1995 года «О приватизации». В развитие данного Указа принято Постановление Правительства от 7 февраля 1996 года, которым утверждена Программа приватизации государственной собственности на  1996-1998 годы (3-й этап). Основными принципами при проведении приватизации является гласность,  конкретность, правопреемственность,  ответственность должностных лиц за законность проведения приватизации и достоверность предоставленных данных об объектах, выставляемых  на продажу.

      В целях приватизации государство  определяет, какое государственное  имущество подлежит продаже частным  лицам. Как правило, это предприятия  как имущественные  комплексы  и государственные пакеты акций. В то же время Правительство оставило перечень не подлежащего приватизации имущества. При приватизации недвижимого имущества и покупателю переходит право собственности на земельный участок в соответствии с земельным законодательством. Стоимость земельного участка включается в цену объекта приватизации.

      Приватизация  осуществляется путем продажи на  торгах (аукционах, тендерах) или прямой адресной продажи. Для проведения торгов или адресной продажи объект проходит соответствующую подготовку. Уточняется его баланс, определяются его долги, может выделяется социальная инфраструктура и т.п. Предприятие может быть акционировано или передано в доверительное управление. Действия, непосредственно не ведущие к продаже государственного имущества, но  предусматривающие его последующую продажу (преобразование государственного предприятия в

акционерное общество, сдача в аренду государственного имущества либо передача его в  доверительное управление с правом последующего выкупа соответственно арендатором  либо доверительным управляющим), рассматриваются  не как виды приватизации, а как ее  предварительные стадии (статья 12 Указа о приватизации).

      Продажа  государственного имущества осуществляется уполномоченным государственным органом. Обычно это один из департаментов  Министерства финансов.

      Покупателями  при приватизации не могут быть хозяйственные товарищества, в уставном  капитале которых доля  государства составляет более 20 %, а также  юридические лица, которые в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан или учредительными документами, не вправе заниматься теми видами деятельности, осуществление которых является условием продажи объекта на торгах.

      Если  продажа государственного имущества  осуществлялась под условием, то существует постприватизационный период, в течение  которого уполномоченный государственный  орган может контролировать исполнение покупателем  взятых на себя обязательств по договору приватизации. Естественно, несоблюдение договорных условий влечет понуждение к их исполнению или прекращение договора о приватизации с возмещением государству ущерба, нанесенного недобросовестным  покупателем.

      Постановлением  Правительства Республики Казахстан  от 1 июня 1999 года была  утверждена Программа  приватизации и повышения эффективности  управления государственным имуществом на 1999-2000 годы (4-й этап), в которой предусматривается: совершенствование законодательства о приватизации; улучшение учета государственного имущества и создание Сводного реестра активов Республики Казахстан; усиление роли «национальных компаний» обеспечение конкурсной и транспортной приватизации; продажа акций «голубых фишек», крупных объектов приватизации и государственных пакетов акций; обеспечение пост приватизационного контроля и выполнения инвестиционных обязательств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Защита права собственности и иных вещных прав