Анализ особенности легализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 04:35, курсовая работа

Описание работы

Борьба с отмыванием преступных доходов в последние годы вошла в число приоритетных задач, учитывающихся при формировании антикриминальной политики России, так как возрастающие масштабы этого явления стали не только подрывать стабильность финансово-экономической системы, но и напрямую создали угрозу национальной безопасности государства. По данным МВД России, до 70% доходов, приобретенных преступным путем, вкладываются в различные формы предпринимательской деятельности1.
Цель настоящей работы - рассмотреть и проанализировать особенности расследования легализации («отмывания») денежных средств.

Содержание

Введение………………………………..………………………………………….3
§1. Генезис, понятие, и признаки легализации денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем………………………………..4
§2. Основные способы совершения легализации денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем………………………………10
§3. Место и время совершения легализации…………………………………...26
§4. Фактора и обстоятельства, способствующие совершению легализации...33
Заключение………………………………..……………………………………...37
Список использованной литературы…………………………………………...38

Работа содержит 1 файл

Легализ.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

По окончании досудебного производства согласно ст. 158 УПК следователь вправе внести в соответствующую организацию или должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств.

Практика показывает, что обстоятельства, способствующие легализации преступных доходов, разнообразны. Выделяются такие их группы.

1. Нарушение законодательства по  противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом, не сообщают о сделках, подлежащих обязательному контролю, в Федеральную службу по финансовому мониторингу РФ, игнорируют необходимость фиксации информации и сообщения о подозрительных сделках.

Некоторые банки представляют информацию только после проверок Центробанка  РФ или Генеральной прокуратуры  РФ. ФСФМ РФ подготовлен также список профессиональных участников фондового  рынка, которые не соблюдают Закон о противодействии отмыванию преступных доходов и не сообщают о подозрительных сделках своих клиентов. Росфинмониторинг утверждает, что оборот профучастников сопоставим с банковским. Ожидалось, что на их долю будет приходиться около 8% от общего объема информации о подозрительных сделках. Однако большинство брокеров за несколько лет действия Федерального закона РФ от 7 августа 2001 г. "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" не прислали ни одного документа в ФСФМ РФ.

При прокурорских проверках выявлены многочисленные нарушения кредитными организациями требований этого  Закона, связанные с непредставлением в органы ФСФМ России сведений о подозрительных финансовых операциях и сделках: в 2009 г. 20 банков вообще не прислали ни одного сообщения о подозрительных операциях.

В банках, иных организациях не выполняются  требования об обязательных процедурах внутреннего контроля, предусмотренные п. 2 ст. 7 Федерального закона РФ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма": не фиксируется информация о подозрительных сделках, не разрабатываются правила внутреннего контроля и программы его осуществления, не организуется обучение персонала способам выявления подозрительных сделок, сотрудники подразделений внутреннего контроля зачастую недостаточно квалифицированны. Ломбарды, организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, проводящие лотереи и иные игры, не встают на учет в ФСФМ России37.

Организации, осуществляющие денежные переводы, не требуют от клиента  представить документ, удостоверяющий его личность, хотя такое требование закреплено в п. 1 ст. 7 ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", предусматривающем процедуру идентификации клиента. В бланке перевода денежных средств некредитными организациями указываются только сумма, полное имя получателя и отправителя, адрес отправителя.

2. Отсутствие контроля со стороны  учредителей, ревизионных органов  за деятельностью руководства  организаций. Легализация была бы невозможна при смене скомпрометировавшего себя руководства. Между тем зачастую наблюдается картина круговой поруки руководства банка или финансовой организации. Этому способствует коррупция в кредитных и иных организациях.

3. Есть недостатки и в организации государственного контроля и надзора за исполнением законов в сфере экономики. В современных условиях хозяйствования возрастает значение контролирующих органов государства, которым отводится значительная роль в сборе, анализе и предоставлении информации об отмывании денег в органы финансового мониторинга. Известно, что чем сложнее и запутаннее связи между компаниями, тем больше "пользы" извлекают из этого легализаторы. В деятельности российских фирм сложилось положение, когда номинально независимые фирмы при помощи различных схем фактически подчинены друг другу. Например, руководство организацией осуществляется управляющей компанией в интересах третьей компании, находящейся в офшоре, или компания владеет контрольным пакетом акций второй компании, которая, в свою очередь, владеет контрольным пакетом акций третьей компании, и т.д.38 Отследить расчеты между такими организациями чрезвычайно сложно.

Банки могут не иметь достаточных  капиталов для эффективной работы и, чтобы не "прогореть", используют лазейки в законодательстве, сотрудничают с криминалом. Некоторые банки подконтрольны иным коммерческим структурам и вынуждены выполнять любые, в том числе незаконные, указания. В многообразии финансово-хозяйственной деятельности контролирующие государственные органы призваны выявлять и устранять нарушения Закона о противодействии легализации преступных доходов. Однако они не всегда должным образом выполняют свои обязанности. В ряде случаев не было реакции на выявленные нарушения со стороны управлений Банка России по субъектам Федерации, когда не принимались меры, предусмотренные ст. ст. 73 и 74 ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Проявляя лояльность, территориальные подразделения Банка России создают почву для повторных и систематических нарушений закона.

Фирмы, используемые для легализации  преступных доходов, не ликвидируются в течение длительного времени, не принимаются меры для отзыва лицензий у организаций, нарушающих антилегализационное законодательство. Прокурорские проверки показывают, что деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг по соблюдению законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не всегда охватывается проверками Федеральной службы по финансовым рынкам России. Надзорный орган (Федеральная служба страхового надзора России) проверки соблюдения вышеназванного законодательства страховыми компаниями проводит редко.

4. Незаконная миграция способствует  передаче преступных денег. В 2003 г., по данным Центробанка РФ, иностранцы-нерезиденты обналичили 10,5 миллиарда долларов США. Так, один вкладчик обналичил 605 млн. долларов США, каждый день получая наличными более 2 млн. долларов. Деньги, которые поступают со всего мира, обналичивают представители 130 государств39.

 

Заключение

Криминалистические аспекты противодействия  легализации преступных доходов имеют огромное значение для следственной практики. Изучение особенностей расследования данной категории дел позволит повысить эффективность деятельности органов следствия, поможет следователю при планировании расследования, в том числе в получении доказательственной информации по уголовному делу, что обеспечит положительный результат расследования.

Подводя итог, можно сказать, что  следователь обязан постоянно развивать свои интеллектуальные способности в различных сферах науки, а при расследовании данной категории преступлений особенно уделять внимание экономической составляющей. В процессе доказывания он должен досконально исследовать доказательства, особенно документы, полученные в ходе проведения следственных действий, и обращать внимание на особенности проведения иных следственных действий, в том числе допроса свидетелей.

Наряду с этим важно изучать  не только отечественную, но и зарубежную правоприменительную и законодательную практику в этой сфере, включая и международные договоры и соглашения.

 

 

Список использованной литературы

  1. Белкин Р.С. Курс советской криминалистики: Т. 3. М., 1979.
  2. Владимирский-Буданов М.Ф. Хрестоматия по истории русского права. Вып. 2. Киев, 1880. С. 87.
  3. Волеводз А.Г. Международный розыск, арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества. М., 2000.
  4. Волобуев А., Литвинов А. Криминалистические особенности легализации доходов, полученных незаконным путем // Законность. N 6. 2001. С. 28.
  5. Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Преступление в сфере экономической деятельности. М., 1998. С. 181.
  6. Гришанков М. Финансовая разведка доложила точно // Парламентская газета. 2004. 10 ноября.
  7. Гуськов Н.В. Формирование криминалистической характеристики преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем // Российский следователь. 2008. N 6. С. 22.
  8. Джек А. Блам, Майкл Леви, Р. Томас Нэйлор, Фил Уильмс. Финансовые убежища, банковская тайна и отмывание денег / ОНН. Нью-Йорк, 1999. С. 6.
  9. Жубрин Р. Расследование легализации преступных доходов // Законность. 2006. N 2. С. 43.
  10. Жубрин Р. Установление обстоятельств, способствующих легализации преступных доходов // Законность. 2006. N 10. С. 51.
  11. Зимин О.В. Современные способы, экономические схемы и классификация моделей легализации (отмывания) преступных доходов // Законодательство и экономика. 2007. N 8. С. 36.
  12. Зуйков Г.Г. Криминалистическое учение о способе совершения преступления: Дис... д-ра юрид. наук. М., 1970. С. 162 - 167.
  13. Кернер Х-Х, Дах Э. Отмывание денег. М., 1996. С. 60.
  14. Кириленко В.С. Криминологическая характеристика легализации денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем // Современное право. 2010. N 2. С. 114 - 117.
  15. Колесниченко А.Н. Общие положения методики расследования отдельных видов преступлений. Харьков, 1965. С. 18.
  16. Комментарий к Уголовному кодексу РСФСР / Отв. ред. В.И. Радченко; научные редакторы А.С. Михлин, И.В. Шмаров. М., 1994. С. 386.
  17. Коростелев С.Ю. Подробнее о способе, месте и времени совершения преступления, предусмотренного ст. 174 УК РФ "Легализация (отмывание) денежных средств, полученных преступным путем" // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2004.
  18. Кулюгин А.И. Правители России. Чебоксары, 1994. С. 311 - 315.
  19. Кушниренко С.П. Расследование хищений, совершаемых с использованием лжепредприятий: Учебное пособие. СПб., 1995.
  20. Лузгин И.М. Способ сокрытия преступления и его криминалистическое значение. М., 1980.
  21. Мельникова В.Е. Глава 8. Преступления в сфере экономической деятельности // В кн.: Уголовное право РФ / Под ред. проф. Б.В. Здравомыслова. М.: Юристъ, 2000. С. 112.
  22. Оффшорные фирмы в международном бизнесе: Принципы, схемы, методы. М., 1997. С. 11.
  23. Памятники русского права / Под ред. К.А. Софроненко. Законодательные акты Петра I. Вып. 8. М., 1961. С. 345, 365.
  24. Панов В.П. Международное уголовное право. М., 1997.
  25. Прохоров А.Г., Колесников А.Л. О некоторых способах легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем // Безопасность бизнеса. 2008. N 4. С. 14.
  26. Российское законодательство X - XX веков. В девяти томах. Т. 2. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М., 1998. С. 69.
  27. Розенгейм М.П. Очерк истории военно-судебных учреждений в России до кончины Петра Великого. СПб., 1878. С. 287.
  28. Салтевский М.В. Формы отражения фактора времени при совершении преступления // Криминалистические проблемы пространственно-временных факторов в методике расследования. Иркутск, 1983. С. 50.
  29. Таганцев Н.С. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 года. Издание одиннадцатое. СПб., 1901. С. 896 - 897.
  30. Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. Б.В. Здравомыслова. М.: Юрист, 1993. С. 456.
  31. Уголовный кодекс РСФСР. Постатейный комментарий / Составили: Д. Карницкий, Г. Рогинский, М. Строгович. Издание пятое. М., 1932. С. 128.
  32. Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 101.
  33. Шиканов В.И. Пространственно-временные факторы в криминалистической характеристике преступлений // Криминалистические проблемы пространственно-временных факторов в методике расследования преступлений. Иркутск, 1983. С. 19.
  34. Энциклопедический юридический словарь. М., 1998. С. 221.
  35. Яблоков Н.П. Криминалистическая методика расследования. М., 1985. С. 46 - 47.

Судебная практика.

  1. Определение Верховного Суда РФ от 24.09.2007 N 83-Д07-17.
  2. Определение Верховного Суда РФ от 18.02.2008 N 13-Д08-2.

 

 

1 Кириленко В.С. Криминологическая характеристика легализации денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем // Современное право. 2010. N 2. С. 114 - 117.

2 Мельникова В.Е. Глава 8. Преступления в сфере экономической деятельности // В кн.: Уголовное право РФ / Под ред. проф. Б.В. Здравомыслова. М.: Юристъ, 2000. С. 112.

3 Владимирский-Буданов М.Ф. Хрестоматия по истории русского права. Вып. 2. Киев, 1880. С. 87.

4 Российское законодательство X - XX веков. В девяти томах. Т. 2. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М., 1998. С. 69.

5 Владимирский-Буданов М.Ф. Указ. соч. С. 56.

6 Розенгейм М.П. Очерк истории военно-судебных учреждений в России до кончины Петра Великого. СПб., 1878. С. 287.

7 Памятники русского права / Под ред. К.А. Софроненко. Законодательные акты Петра I. Вып. 8. М., 1961. С. 345, 365.

8 Таганцев Н.С. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 года. Издание одиннадцатое. СПб., 1901. С. 896 - 897.

9 Там же. С. 898.

10 Кулюгин А.И. Правители России. Чебоксары, 1994. С. 311 - 315.

11 Уголовный кодекс РСФСР. Постатейный комментарий / Составили: Д. Карницкий, Г. Рогинский, М. Строгович. Издание пятое. М., 1932. С. 128.

12 Комментарий к Уголовному кодексу РСФСР / Отв. ред. В.И. Радченко; научные редакторы А.С. Михлин, И.В. Шмаров. М., 1994. С. 386.

13 Речь идет о реализации любым способом имущества, полученного в результате совершения названных преступлений. См.: Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. Б.В. Здравомыслова. М.: Юрист, 1993. С. 456.

14 Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Преступление в сфере экономической деятельности. М., 1998. С. 181.

15 Определение Верховного Суда РФ от 18.02.2008 N 13-Д08-2.

16 Определение Верховного Суда РФ от 24.09.2007 N 83-Д07-17.

17 Белкин Р.С. Курс советской криминалистики: Т. 3. М., 1979.

18 Колесниченко А.Н. Общие положения методики расследования отдельных видов преступлений. Харьков, 1965. С. 18.

19 Зуйков Г.Г. Криминалистическое учение о способе совершения преступления: Дис... д-ра юрид. наук. М., 1970. С. 162 - 167.

20 Яблоков Н.П. Криминалистическая методика расследования. М., 1985. С. 46 - 47.

21 Прохоров А.Г., Колесников А.Л. О некоторых способах легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем // Безопасность бизнеса. 2008. N 4. С. 14.

22 Лузгин И.М. Способ сокрытия преступления и его криминалистическое значение. М., 1980.

23 Джек А. Блам, Майкл Леви, Р. Томас Нэйлор, Фил Уильмс. Финансовые убежища, банковская тайна и отмывание денег / ОНН. Нью-Йорк, 1999. С. 6.

24 Панов В.П. Международное уголовное право. М., 1997.

25 Зимин О.В. Современные способы, экономические схемы и классификация моделей легализации (отмывания) преступных доходов // Законодательство и экономика. 2007. N 8. С. 36.

26 Кушниренко С.П. Расследование хищений, совершаемых с использованием лжепредприятий: Учебное пособие. СПб., 1995.

27 Волеводз А.Г. Международный розыск, арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества. М., 2000.

28 Жубрин Р. Расследование легализации преступных доходов // Законность. 2006. N 2. С. 43.

29 Энциклопедический юридический словарь. М., 1998. С. 221.

30 Оффшорные фирмы в международном бизнесе: Принципы, схемы, методы. М., 1997. С. 11.

31 Кернер Х-Х, Дах Э. Отмывание денег. М., 1996. С. 60.

32 Шиканов В.И. Пространственно-временные факторы в криминалистической характеристике преступлений // Криминалистические проблемы пространственно-временных факторов в методике расследования преступлений. Иркутск, 1983. С. 19.

33 Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 101.

34 Салтевский М.В. Формы отражения фактора времени при совершении преступления // Криминалистические проблемы пространственно-временных факторов в методике расследования. Иркутск, 1983. С. 50.

35 Волобуев А., Литвинов А. Криминалистические особенности легализации доходов, полученных незаконным путем // Законность. N 6. 2001. С. 28.

36 Коростелев С.Ю. Подробнее о способе, месте и времени совершения преступления, предусмотренного ст. 174 УК РФ "Легализация (отмывание) денежных средств, полученных преступным путем" // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2004.

37 Гуськов Н.В. Формирование криминалистической характеристики преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем // Российский следователь. 2008. N 6. С. 22.

38 Жубрин Р. Установление обстоятельств, способствующих легализации преступных доходов // Законность. 2006. N 10. С. 51.

Информация о работе Анализ особенности легализации