Контрольная работа по "Криминология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 00:44, контрольная работа

Описание работы

Раскройте понятие и охарактеризуйте методы криминологии.

Ответ: Криминология – общетеоретическая и прикладная наука о преступности, исследующая сущность и формы проявления преступности, причины и закономерности ее возникновения, изменения и возможности ее уменьшения, изучающая особенности личности субъектов, совершающих преступления, жертв преступлений, а также методы, формы социального воздействия на причины и условия преступности в целях ее предупреждения.

Работа содержит 1 файл

контрольная.криминалогия.ситникова.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

ИНСТИТУТ  МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ  И ИНФОРМАТИЗАЦИИ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 

Криминология 
 
 
 

Студент: Ситникова Мария  Павловна                  
 
 
 
 
 

МОСКВА - 2012

  1. Раскройте понятие и охарактеризуйте методы криминологии.

Ответ: Криминология – общетеоретическая  и прикладная наука о преступности, исследующая сущность и формы  проявления преступности, причины и  закономерности ее возникновения, изменения  и возможности ее уменьшения, изучающая  особенности личности субъектов, совершающих преступления, жертв преступлений, а также методы, формы социального воздействия на причины и условия преступности в целях ее предупреждения.

Методы:

- Статистические  методы (для цифровой характеристики  количественно-качественных показателей преступности, для установления зависимости между преступностью и другими социальными процессами, для дачи прогноза о тенденциях преступности, для оценки эффективности деятельности правоохранительных органов).

- Метод  анализа документов, или документальный метод – представляет собой изучение документов, содержащих криминологически значимую информацию.

- Опрос  – это получение сведений криминологического  характера от отдельных лиц  (респондентов) путем постановки  перед ними определенных вопросов, отражающих проблему исследования.

- Метод  наблюдения. Под наблюдением понимается  непосредственное восприятие исследователем  фактов, явлений, процессов и т.п., имеющих криминологическое значение, и их соответствующая фиксация.

- Метод  эксперимент – научно поставленный опыт, позволяющий в специально созданных условиях выявить и измерить криминологически значимые факторы и связи общественных явлений.

- Метод  экспертной оценки. Суть метода  экспертных оценок заключается  в том, выясняются мнения опытных  ученых и практических работников о будущем преступности, отдельных ее видах.

- Метод  социометрии  – в социологии  понимается совокупность методов,  направленных на получение данных  о структуре малых социальных  групп, о межличностных отношениях  в этих группах. 
 
 

  1. Проанализируйте понятие преступления и его признаки.

Ответ: Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания. Преступление-это всегда деяние, которое может выражаться в форме преступного действия и преступного бездействия.

Признаки:

- Общественная опасность (качественный признак преступления. Данный признак выражает материальную сущность преступления и объясняет, почему, то или иное деяние признается преступлением. Общественная опасность преступления представляет собой объективное свойство преступления и заключается в том, что им причиняется, либо создается угроза причинения существенного вреда объектам уголовно-правовой охраны. При этом вред может быть физический, имущественный или моральный).

- Уголовная противоправность. Под противоправностью в теории уголовного права принято понимать запрещенность преступления соответствующей уголовно - правовой нормой под угрозой применения к виновному наказания. Уголовная противоправность, с одной стороны, означает, что признаки преступного деяния описаны в диспозиции уголовно-правовой нормы, т. е. преступно только то, что запрещено уголовным законом.

- Виновность. Под виновностью в уголовном праве понимают психическое отношение лица к совершаемому деянию в виде умысла и неосторожности 
 

  1. Опишите соотношение  преступности и преступления.

Ответ: Преступность исторически изменчивое и неизбежное, общественно-опасное, относительно массовое, социально-правовое явление, представляющее собой совокупность всех преступлений, совершенных в государстве либо ином территориально-административном образовании за определенный период времени.

Признаки:

- Историческая  изменчивость и неизбежность  преступности. Изменчивость преступности  четко отражается в истории уголовного законодательства.

- Неизбежность  преступности заключается в том,  что в любом обществе находят  место социальные противоречия  между людьми не нашедшие должного  и своевременного разрешения  со стороны государства, следствием  чего, выступает реализованное преступное поведение определенных лиц, с присущим им, как правило, антиобщественным поведением.

- Общественная  опасность преступности. Состояние  преступности различно, в зависимости  от социально-экономического развития  общества

- Преступность  – социально-правовое явление. Социальное в преступности то, что ее субъекты являются членами общества. Вред, причиняемый преступностью антисоциален, он нарушает нормальное функционирование общественных институтов. 

  1. Проанализируйте структуру преступности и ее виды

Ответ: Структура преступности – представляет собой качественную характеристику преступности. Она отражает соотношение  между различными видами преступлений в общей совокупности учтенной преступности либо соотношение различных категорий  лиц, совершивших преступления, в общей структуре выявленных преступников.

Виды  преступности - организованная, профессиональная, рецидивная, несовершеннолетних, женская, должностных лиц, насильственная, корыстная, корыстно-насильственная, в свою очередь  подразделяющиеся на подвиды (хищения, разбои, и т.п.); неосторожные преступления 
 

  1. Раскройте понятие личности преступника и  дайте криминологическую характеристику структуры личности преступника.

Ответ: Личность преступника – это система  негативных социально-психических  свойств, качеств и черт, образующих ее общественную опасность, которая детерминирует совершение преступления.

      Личность  преступника – основное звено  механизма преступного поведения, ее особенности, порождающие такое  поведение, составляют особый объект предупреждения.

      Структура личности преступника – это упорядоченное  взаимодействие признаков, свойств  и качеств, характеризующих правонарушителя. Личность преступника охватывает социальную сущность человека. Эта сторона личности преступника может быть выяснена лишь при системно-структурном анализе ее признаков, свойств и качеств.

      Структура личности преступника формируется, из следующих групп признаков: 1) социально-демографических; 2) уголовно-правовых; 3) социально-ролевых; 4) нравственно-психологических.

      Социально-демографические признаки (пол, возраст, образование, семейное положение, принадлежность к социальной группе, материальное положение).

      По  половому признаку лица, совершившие преступления, подразделяются на мужчин и женщин.  Количество женщин преступниц в 2001 г. было меньше количества мужчин преступников в 5,9 раза.

      По  возрастному признаку можно отметить, что криминальная активность наиболее характерна для молодежи.

      По  уровню образования. Чем выше уровень  образованности личности, тем выше ее культура, социальный статус, жизненные планы и реальная возможность воплощения их в действительность.  

  1. Проанализируйте особенности преступной мотивации.

Ответ: Мотивация преступления, как и все психические процессы, относится к фактам поведения, непосредственно наблюдаемым. Однако это не означает ее нереальность. Психические факты и процессы существуют реально наряду с физическими действиями и вещественными элементами преступления. Они имеют материальную основу. Психические элементы, входящие в мотивационный процесс, "записаны" в нервных клетках мозга человека в виде определенных белковых образований. Мотивация преступного поведения, будучи невидима, является не менее реальной, чем, скажем, следы, орудия и результаты преступления, которые непосредственно воспринимаются через органы чувств.

     В механизме преступного поведения  процесс мотивации выполняет  одновременно две основные функции - отражательную и побудительно-регуляционную.

     Мотивация является структурным компонентом  механизма волевых действий и  отсутствует в рефлекторных, инстинктивных, импульсивных действиях. 

  1. Проанализируйте способы получения  информации о  личности преступника.

Ответ: беседы, анкетирование, непосредственное наблюдение. Изучение личности направлено на выявление типичных для различных категорий преступников антиобщественных взглядов, привычек, шаблонов поведения, условий нравственного формирования и характера их взаимодействия с окружающей социальной средой. При этом важно проводить комплексное изучение, включающее социологические, психологические и юридические средства и способы получения информации о личности преступника.

       Основными источниками криминологической  информации являются сами обследуемые,  их родители, дети и другие  члены семьи, знакомые и соседи, близкие друзья и приятели, сослуживцы  и товарищи по работе, представители администрации и общественных организаций, материалы уголовных дел, исправительно-трудовых учреждений. При изучении нравственно-психологических свойств личности преступника, его ценностных ориентаций и правосознания хорошие результаты дает применение специальных тестов. 
 

  1. Охарактеризуйте криминогенную ситуацию как причину  конкретного преступления.

Ответ: В криминологии конкретная ситуация – это определенное сочетание  обстоятельств жизни человека, непосредственно  влияющих на его поведение в данный момент. Ситуации могут быть проблемные, конфликтные, способствующие преступлению, препятствующие преступлению.

      Объективное содержание конкретной ситуации может  включать в себя повод к совершению преступления: оскорбление, насилие, угроза, обман, подстрекательство, провокация и другие отрицательные обстоятельства, воздействующие на волю и сознание личности и вызывающие у него решимость совершить преступление.

     Элементами  криминогенной ситуации являются также обстоятельства, способствующие совершению преступления. Таковы различные недостатки административно-служебной деятельности, поведение отдельных лиц, а иногда и природные явления. Так, плохая охрана оружия, несовершенный учет и контроль, халатность облегчает совершение хищения оружия и боеприпасов; пьяное состояние потерпевшего - его ограбление; ненастная погода - нарушение государственной границы и т.д. Подобные обстоятельства могут иметь противоправный или даже преступный характер (например, ненадлежащий контроль начальника заставы за поведением и времяпровождением солдат, недобросовестное отношение к охране техники) либо противоречить нормам морали (уголовно ненаказуемое недонесение о готовящемся преступлении). Указанные обстоятельства являются не причиной, а условием преступления, поскольку сами по себе не вызывают его совершение, хотя и способствуют этому. Виновный может даже не знать об их наличии. Однако в тех случаях, когда подобные обстоятельства повлияли на решение лица совершить преступление, они включаются в психологический механизм индивидуального преступного поведения. 
 

  1. Приведите классификацию мотивов криминогенного поведения.

Ответ: политические, гражданские, нравственные, а среди нравственных выделение мотивов низменных и высоконравственных. 

  1. Охарактеризуйте понятие и основные положения виктимологии.

Ответ: Виктимизация – процесс превращения в жертву преступления конкретного лица, а  также определенной общности людей.

      Виктимизация  распространяется среди населения  неравномерно: чем выше степень тяжести  преступления, тем реже проявляется виктимизация. Время виктимизации тяготеет к вечеру и ночи (насильственные преступления – вечер/ночь, кражи – ночь).

Информация о работе Контрольная работа по "Криминология"