Криминологическая характеристика преступлений против собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 22:00, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы данной дипломной работы заключается в том, что преступления против собственности в различных государствах являются самыми распространёнными в мире в отношении любых форм собственности. По мнению многих научных авторов данные преступления появились уже со времён зарождения древнего общества, с того самого момента когда люди научились производить орудия труда и вести собственное хозяйство.
Именно наличие имущества в собственности людей и повлекло за собой неравенство людей в имущественном положении и как следствие появление посягательств на чужое имущество. Данную теорию развивают К. Маркс и Ф. Энгельс в своих научных трудах.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 4
1 Преступления против собственности………………………………………... 7
1.1 Понятие и сущность корыстных преступлений …………………… 7
1.2 Виды преступлений против собственности ……………………….. 14
2 Криминологическая характеристика преступлений против собственности..…………………………………………………………………..
29
2.1 Основные причины и условия совершения преступлений против собственности …………………………………………………………………...
29
2.2 Типология личности корыстного преступника ………………….... 34
2.3 Предупреждение преступлений против собственности ………...... 42
3 Современное состояние преступлений против собственности …………… 49
Заключение……………………………………………………………………… 57
Список использованных источников…………………………………………. 60
Приложения..…………………………………………………………………… 63
Содержание

Работа содержит 1 файл

криминологическая характеристика против собственности.doc

— 479.00 Кб (Скачать)

Во вторую группу признаков  структуры личности преступника  можно включить уровень: образование, знания, умственного развития и т.п., другими словами социальные функции  личности.

Если раньше для преступников был характерен низкий уровень образования, то теперь он несколько повысился. Абсолютное большинство преступников имеет среднее образование. Среди лиц, совершающих должностные преступления, соответственно, уровень образования выше.

Результаты конкретных криминологических исследований свидетельствуют о том, что среди преступников ценится информированность, а не образованность. При этом в такой среде важно владение информацией, полезной с точки зрения занятия преступной деятельностью и общения в неформальных группах. Интерес к достижениям культуры у значительной части преступников невелик. Хотя соответствующие показатели у лиц, совершающих так называемые интеллектуальные преступления (мошенничество, компьютерные преступления), могут быть достаточно высоким.

Важно отметить и высокий образовательный и квалификационный уровень лиц, виновных в хищениях. По этому признаку они заметно отличаются от большинства других преступников, что также имеет значение для предупреждения подобных преступлений, проведения в отношении конкретных лиц индивидуальных воспитательных мероприятий. Этот фактор значим и в аспекте расследования совершенных хищений.

Образовательный уровень  лиц, совершающих кражи, примерно такой  же, что и основной массы преступников, но ниже, чем расхитителей. Надо отметить в связи с этим, что данные об уровне образования рассматриваемой группы носят, как правило, формальный характер, т.е. фактическое образование, знания далеко не соответствуют тому уровню, который зафиксирован в соответствующих документах.

Низкому уровню культуры лиц, совершающих кражи, обычно сопутствуют примитивные интересы и запросы, стремления к удовлетворению низменных удовольствий, особенно к пьянству, что отмечается рядом исследований. Сахаров отмечает: "Низкое образование, недостаточная развитость и культура приводят к значительному снижению и упрощению интересов, к огрублению нравов, развитию индивидуалистических тенденций и эгоистических инстинктов, У подобных людей хуже развито чувство коллективизма, слабее критика собственного поведения; они обычно не считаются с тем, что их потребности, и желания могут противоречить интересам других лиц, элементарным условиям общественного существования человека. В результате такие люди относительно легко совершают различные посягательства против личности: телесные повреждения, изнасилования, хулиганство, кражи, разбой и т.п [26].

Многие исследования говорят о том, что по возрасту виновные в кражах моложе (иногда значительно) расхитителей, взяточников и представителей других категорий корыстных преступников. Как известно, кражи относятся к числу наиболее распространенных преступлений несовершеннолетних. Более того, по данным, в частности, В.В. Панкратова, М.И. Арсеневой и Н.И. Куличевой, большинство несовершеннолетних еще до совершения преступлений, ставших поводом для возбуждения уголовного дела, совершали множество краж как государственного и общественного, так и личного имущества граждан. На той или иной стадии развития или изменения личности у таких подростков может проявиться «моноклепизм», т.е. совершение краж только определенного вида или краж определенных предметов.

Вообще лица, совершающие  кражи, во многом отличаются от расхитителей тем, что нравственная деградация их личности и развитие ее антиобщественной направленности начались задолго до совершения преступления. Так, по результатам исследования личности квартирных воров, проведенного В.А. Кузнецовым, свыше половины их в течение года, предшествующего началу преступной деятельности, совершали мелкие хулиганства или иные нарушения общественного порядка, 45,8 %- вели паразитический образ жизни, 47,6%- систематически употребляли спиртные напитки, 6,5%- доставлялись в мед вытрезвитель, причем многие по два. раза и более.

Перечисленные обстоятельства во многом определяют последующее устойчивое противоправное поведение лиц, совершающих кражи, и является одной из наиболее существенных причин рецидива, в том числе специального. В тесной связи с этими обстоятельствами следует рассматривать данные об их семейном положении, занятости, уровне квалификации и образовании и т.д., поскольку понятно, что дезадаптированные личности, столь характернее для контингента воров, имеют значительно меньше объективных и субъективных возможностей для ведения социально одобряемого существования.

К третьей группе признаков  в структуре личности преступника можно отнести нравственные качества. Ценностные ориентации и стремления личности, ее социальные позиции и связи, интересы, потребности, привычки.

Преступники склонны  неверно истолковывать, либо не хотят  следовать требованиям, предъявленным обществом к каждому своему члену. Многим из преступников свойственна повышенная чувствительность (и даже ранимость) в сфере межличностных отношений. Однако эти черты проявляются в основном, в отношении собственной личности. Что же касается других людей, то преступники склонны демонстрировать эмоциональную холодность, равнодушие, злобу, агрессивность.

Эти качества не просто соседствуют, а вытекают из общего низкого уровня духовных притязаний лиц, совершающих  преступления, их нравственной неразвитости, эгоизма. Отсюда же приверженность к алкоголю, который все чаще становится спутником досуга и «помощником» в преступной деятельности. Статистика свидетельствует, что в числе лиц, выявленных в связи с совершением преступлений против собственности, существенно снизился вес находившихся в состоянии алкогольного опьянения: с 40,6% в 1993 г. до 33,6% в1997 г. Весьма показательны цифры и по отдельным видам преступлений этой группы: грабежам с 11,5% до 9,7%; по фактам присвоения или растраты с 5,3% до 3,7%. Но по таким видам как кража и разбой наблюдается рост, так: кражи с 78,8% до 82%; разбой с 4,5% до 4,8%.

Неразвитость навыков  полноценного культурного межличностного общения влечет преувеличение со стороны таких лиц значения алкоголя. На самом же деле происходит нравственное и физическое разрушение человека, что способствует усилению его социальной и психологической деградации, конфликтности, развивает предрасположенность к попаданию в криминогенные ситуации, решению конфликтов с помощью насилия.

Как алкогольные напитки, так и наркотические средства, потребление которых все чаще отмечается у преступников, становится не просто средством, облегчающим контакты, дающим состояние эйфории, но вызывает коренное всей ранее сложившейся системы мотивов и потребностей, а со временем превращается в один из главных стимулов поведения. Неудивительно, что для преступников характерна ненадежность моральных ориентацией, а современная преступность становится все более дерзкой и жестокой.

Криминологическая характеристика лиц, совершающих корыстные преступления.

Корыстный тип преступника  подчеркивает наличие у всех лиц, совершивших корыстные преступления, общего качественного признака - корысти. Это качество может быть однородным или неоднородным, большим или меньшим по объему, устойчивости, т.е. с определенными количественными характеристиками. Учитывая это, следующая классификация корыстных преступников: Монокорыстный тип или "чистая" корысть не связана с агрессивностью, насилием и реализуется "тихим” способом кражи, мошенничество, взяточничество и др.

Насильственно-корыстный тип сопряжен всегда с насилием, находит отражение в агрессивных формах корыстного поведения. Грабеж, разбой, рэкет и др. присущи насильственно-корыстному типу. Псевдо-корыстный тип объединяет лиц, у которых корыстный личный интерес едва выражен или отсутствует вовсе. Их антиобщественное поведение отражает внешние признаки корыстного преступления. Это может быть поведение лица, ворующего " за компанию", у которых мотив преступных действий определяется не корыстью, а конформизмом, стремлен ем приспособится к нравственным ценностям преступной группы, при внутреннем, субъективном их принятии.

С учетом количественной характеристики корысти (объем, степень выраженности и т.п.) корыстные преступники соответствующих типов могут быть: профессиональными, злостными, ситуационными, импульсивными [27].

Профессиональный  корыстный преступник.

По качественному содержанию корысть может быть как моно-корыстным, так и насильственно-корыстным преступлением. К моно-корыстным профессиональным преступникам следует отнести профессиональных воров, мошенников, т.е. тех, кто преступным способом извлекает материальную выгоду.

К насильственно-корыстным  профессиональным преступникам следует отнести лиц, которые в качестве средства приобретения материальных благ используют насилие в любой форме: от психической угрозы до любой степени физического воздействия над потерпевшим. К ним относят лиц, профессионально занимающихся грабежами бандитизмом, рэкетом, разбоями.

Общий признак, позволяющий  говорить о профессиональном преступнике монокорыстного или насильственно-корыстного типа, – профессионализм.

Злостный корыстный  преступник.

По качественным признакам  корысти этот тип может быть как  моно-корыстный, так и насильственно-корыстный. Злостность корыстного преступника выражается в многократном совершении преступлений, которые превращаются в привычный род занятий, однако черты профессионализма отсутствуют. Как и профессиональные преступники, злостные корыстные преступники могут быть участниками преступных сообществ.

Ситуативный корыстный преступник.

Представители этого  типа совершают корыстные преступления под влиянием криминогенных обстоятельств внешней среды. Корыстный ситуативный преступник может применять насильственные и ненасильственные способы реализации преступных намерений и, следовательно, быть монокорыстным и насильственно-корыстным.

В основу выделения корыстных  преступников ситуативного типа положен  типичный для этой группы признак  – корысть. Проявление корысти для ситуативного преступника, выражение корысти вовне возможно только при доминирующем криминогенном влиянии обстоятельств. Для этой категории преступников очень характерно сильное влияние конкретной жизненной ситуации.

Импульсивный  псевдо-корыстный преступник.

Импульсивность обозначает быстрое внезапно сформировавшееся побуждение, которое вызывает определенное действие. Для этой категории корыстных преступников реализация корысти (псевдокорысти) возможна лишь в форме импульсивных действий. Эти действия могут быть противоправными, преступными, но не дающими лицу никаких имущественных выгод. Этот тип личности преступника оценивает свои действия позже, уже после наступления последствий. Для этой категории характерно отсутствие лично значимых корыстных стремлений. У них, как правило, не сформированы корыстные качества [28].

Криминологическая характеристика лиц, совершающих разбой.

Криминологическая характеристика лиц, совершивших разбой, свидетельствует  о стойкой корыстной направленности. Как правило, эти лица ранее привлекались к уголовной ответственность за кражи, грабежи, хулиганство. Их характерными признаками являются импульсивность, которая проявляется в сниженном контроле за своим поведением, пренебрежение социальными нормами, агрессивность, значительная отчужденность, что снижает способность адекватной оценки ситуации.

Им свойственны такие  черты личности, как ригидность, застреваемость, что усиливает их агрессивность, а так же импульсивность и неуправляемость поведения. Их поведение определяется тенденцией к удовлетворению возникающих желаний и потребностей, что сочетается с нарушением общей нормативной регуляции поведения, интеллектуального и волевого контроля.

Особо выражено стремление к самоутверждению. Для них характерны низкий культурный и духовный уровень  развития, деньги и иные ценности составляют главную часть их бытия. Именно без них они чувствуют свою ущербность и испытывают беспокойство.

Нельзя не отметить роль и степень участия женщин в  разбоях, а так же личностную характеристику женщин-разбойниц. Женщины, как правило, выполняют функцию пособниц, они завлекают жертву, спаивают ее, помогают соучастникам скрыться, сбывают похищенное. Совершая преступление вместе с мужчинами, они более изощренны, агрессивны, жестоки, способны выполнить действия, традиционно считающиеся мужскими. Это объясняется двумя обстоятельствами: во-первых, таким путем женщины утверждают себя в группе и в глазах определенных мужчин, и, во-вторых, они рассчитывают на мужчин, чтобы подавить сопротивление потерпевшего [29].

Воры. Преступная деятельность воров начинается раньше, чем у многих других правонарушителей. Следовательно, они уже в более молодом возрасте включаются в соответствующие отношения как с обществом в лице его правоохранительных органов, так и с теми, кто также нарушает уголовно-правовые запреты. У них рано накапливается значительный антиобщественный опыт, формируются соответствующие взгляды и представления, склонности и привычки к антисоциальному образу жизни, разрешению возникающих жизненных трудностей противоправным путем. Раннее включение в противоправную деятельность приводит к тому, что воры по сравнению с насильственными преступниками и хулиганами более дезадаптированы, находятся в большей социально-психологической изоляции от микросреды, ее ценностей, позитивного общения.

В тесной связи с этими обстоятельствами следует рассматривать данные об их семейном положении, занятости, уровне квалификации и образования и т.п.

Информация о работе Криминологическая характеристика преступлений против собственности