Личности современного насильственного преступника

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:37, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования личности насильственного преступника в настоящее время обусловлена тем, что насилие стало наиболее острой, злободневной проблемой современного российского общества. Насильственная преступность это не просто совокупность насильственных преступлений, а угроза национальной безопасности страны, угроза конституционным правам граждан, страх значительного числа граждан за свою жизнь и здоровье. Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого россиянина на жизнь, охрану здоровья, достоинство личности, свободу и личную неприкосновенно

Работа содержит 1 файл

курсовая работа криминология.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

 

1.3. Классификация и типология личности преступников, их основания.

 

Классификация преступников может быть построена по различным  основаниям, среди которых следует  выделить две большие группы признаков:

  • социологических (социально-демографических)
  • правовых.

К первой из них относятся: пол, возраст, уровень образования, уровень материальной обеспеченности, социальное положение, наличие семьи, социальное происхождение, занятость  общественно полезным трудом, род  занятий, наличие специальности, место жительства.

Ко вторым - характер, степень тяжести совершенных  преступлений, совершение преступлений впервые или повторно, в группе или в одиночку, длительность преступной деятельности, объект преступного посягательства, форма вины.

 Отдельную группу составляют признаки, характеризующие состояние здоровья преступников. В этой связи могут быть выделены здоровые, а также лица, страдающие соматическими или психическими расстройствами. Конечно, приведенный перечень признаков (критериев) классификации преступников не является исчерпывающим и может быть дополнен другими. Здесь многое зависит от того, для чего осуществляется классификация, каким конкретным целям она подчинена.

Проблема типологии  личности преступника может быть решена лишь на прочной методологической основе. Говорить о личности преступника как о социальном типе можно лишь в том случае, если она отличается каким-либо признаком, которого нет у представителей других социальных типов. Таким признаком, свойством является его общественная опасность, заключающаяся в возможности нанесения вреда тем отношениям, которые охраняет государство. Личность преступника как явление типологического порядка есть носитель наиболее общих, устойчивых, существенных социально-психологических черт и свойств. 3

Классифицировать преступников можно следующим образом.

1. Последовательно-криминальный тип. Для него характерны самая высокая степень криминальной «зараженности», стойкая по охвату личности антиобщественная ориентация, достигающая уровня преступной установки. Совершение преступлений для этих лиц стало своеобразной профессией.

Может совершать преступления вопреки ситуации, устраняя при необходимости  все элементы, которые мешают достижению преступного результата. В рамках данного типа выделяются преступники с преобладанием агрессивно-насильственной либо корыстной мотивации.

К последовательно-криминальному  типу следует отнести и так  называемых асоциальных преступников. Это лица с устойчивой линией преступного поведения, многократно совершающие преступления в силу моральной деградации, обесценения в социальном аспекте качеств личности. Большинство асоциальных преступников не имеют постоянного места жительства, не поддерживают связи с родственниками (или не имеют их), занимаются бродяжничеством, нищенствуют. Их преступное поведение обычно отличается импульсивностью, примитивным характером действий, своего рода мелочностью, неквалифицированными способами совершения и сокрытия преступлений. В то же время они могут по самым ничтожным поводам совершать особо опасные преступления, вплоть до умышленных убийств. Отрицательные нравственно-психологические черты у рассматриваемой категории преступников зачастую отягощены хроническим алкоголизмом, наркоманией, психопатологическими отклонениями.

2. Ситуативно-криминальный тип. Формируется по общему правилу в противоречивой среде, соответственно как бы и раздвоена их личность: положительные качества уживаются с отрицательными, причем последние чаще преобладают. Решающее значение в генезисе преступного поведения имеет именно взаимосвязь, взаимодействие, взаимодополнение отрицательных признаков личности с негативными характеристиками среды. В рамках данного типа также возможно выделение подтипов по критерию мотивации преступных действий и другим признакам. Характеризуется нарушением моральных норм и совершением правонарушений непреступного характера, ненадлежащим исполнением требований общественно приемлемых социальных ролей; формируется и действует в противоречивой микросреде; преступление в значительной мере обусловлено неблагоприятной с социально-экономической, нравственной и правовой точек зрения ситуацией его совершения (пребывание в преступном формировании, конфликты с другими лицами). К преступлению такое лицо приводят его микросреда и весь предшествующий образ жизни, закономерным развитием которых оказывается ситуация преступления.

3. Ситуативный  тип. По основным криминологическим параметрам противоположен первому из выделенных типов. Характерными признаками являются: идейно-психологическая слабость, социальный инфантилизм личности, отсутствие интеллектуальных, эмоциональных и волевых ресурсов, необходимых для того, чтобы успешно справиться со сложной ситуацией. В генезисе преступного поведения решающую роль играет криминогенная ситуация. Возможна дифференциация преступников по мотивам поведения и другим признакам. Безнравственные элементы сознания и поведения такой личности и ее микросреды, если и имеются, то выражены незначительно. Более существенны дефекты механизма взаимодействия социальной среды и личности в сложной ситуации, в т. ч. в результате неподготовленности к ней личности.

4. Случайный тип. Эти преступники, встречающиеся сравнительно редко, по своим личностным качествам практически не отличаются от тех, для кого характерно устойчивое законопослушное поведение. Однако и им присущи какие-то негативные черты, относящиеся не столько к самой личности, сколько к ее проявлениям в конкретной ситуации: отсутствие осмотрительности, беспечность, чрезмерная импульсивность и т. д. Преступление для них не линия или стиль поведения, не закономерный результат криминогенного взаимодействия личности и ситуации, а скорее досадный эпизод, следствие неблагоприятного течения объективных и субъективных обстоятельств.

Рассмотренная классификация  преступников, как и любая другая, в какой-то мере условна, однако нельзя отрицать значение и пользу изложенной и других классификаций преступников, ибо они позволяют дифференцировать профилактические, исправительные и другие меры противодействия преступности.

Практика показывает, что можно выделить наиболее типологические группы преступников: корыстные, насильственные, корыстно-насильственные, сексуальные  (по мотивационным критериям).                          

1. Корыстный тип. Могут быть выделены отдельные типы личности преступника, например по мотивам личного обогащения. Однако стремление к повышению материального достатка не является противоправным и главное здесь заключается в том, какие средства для достижения этой цели избираются. Такой тип личности традиционно называется корыстным, но это скорее всего моральная оценка; понятие корысти обозначает здесь общую направленность личности и избираемые средства деятельности, а не только сам по себе мотив. Поэтому выделение корыстного типа приемлемо лишь с такой оговоркой. Этот тип объединяет всех лиц, совершивших преступления (любые) по мотивам личного обогащения. Чаще всего - это кражи, грабежи, разбои, хищения, мошенничество, ряд должностных преступлений.

2. Престижный  тип. Следует отметить, что среди виновных в корыстных (прежде всего в хищениях государственной собственности) и должностных преступлениях заметно выделяется группа, совершающая такие действия из престижных побуждений, т.е. для того, чтобы занять в жизни более высокое социальное, в первую очередь, должностное положение, завоевать авторитет среди окружающих, быть все время на виду и т.д. Это часто сопровождается неправильным пониманием производственных и иных нужд своего предприятия или учреждения. Корысть, понимаемая в смысле личного обогащения, если она здесь есть, выступает в качестве дополнительного мотива.

3. Корыстно-насильственный  и насильственный тип. Сложнее определить тип личности преступников, совершающих так называемые корыстно-насильственные преступления, например разбои и грабежи. Для решения этого вопроса необходимо исходить из того, какие мотивы преступления были главными. Так, если разбой совершался с целью обогащения, то субъекта следует отнести к корыстному типу. Но практика показывает, что некоторые разбойные нападения, например, организуются лидерами соответствующих преступных групп не для обогащения этих лидеров, а для того чтобы сплотить их участников, еще больше подчинить своему влиянию. Стало быть, такие преступления могут совершаться из некорыстных побуждений.

4.Сексуальный  тип. Виновных в изнасиловании и других половых преступлениях на почве сексуальных побуждений можно отнести именно к этому типу.

Легко заметить в приведенной  типологии, что вид преступлений не всегда совпадает с типом личности преступника. Так, виновный в убийстве (являющемся насильственным преступлением по мотивам личного обогащения) должен быть отнесен к корыстному типу. Мотив весьма важный, но не единственный признак для типологии преступников.

Типологические группы могут быть построены и по характеру антиобщественной направленности и ценностных ориентаций. и по степени их общественной опасности, криминогенной зараженности, ее выраженности и активности.

Разумеется, эта типология, как и другие, носит условный характер и, по-видимому, не каждый преступник может  быть без колебаний отнесен к какому-нибудь определенному типу. Можно также встретить и смешанные, промежуточные типы, которым присущи черты иных типов. 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Характеристика личности насильственного преступника

 

2.1. Деформация направленности личности преступника как криминогенная предпосылка его преступного поведения

 

В настоящее время  юридическая наука обнаруживает в себе значительное количество зарубежных и отечественных концепций в  области криминологии, криминалистики, уголовного права и юридической (криминальной) психологии, предлагающих различные подходы к изучению и анализу личности преступника, его преступного поведения, а также его поведенческих предпосылках. Особое внимание исследователями уделяется вопросам мотивационной структуры личности преступника, возникновению у него преступных намерений.

Главной проблемой здесь, безусловно, является поиск причинно-следственной связи преступного поведения  и ответа на сакраментальный вопрос о мотивах преступного поведения.

Мотивы преступлений чрезвычайно разнообразны. Юридическая наука обнаруживает значительное количество различных классификаций преступных мотивов. Выделяются исключительно психологические (глубинные) мотивы антисоциального поведения: мотивы самоутверждения (статусные), защитные, замещающие, игровые мотивы, мотивы самооправдания. Но данный подход, также как и многие другие, имеет свою ограниченность и больше напоминает психоаналитические умозаключения, при которых психологизация достигает некоторого абсурда. Например, сложно назвать поступок человека, в котором не был бы заключен элемент (мотив) самоутверждения.

Если говорить о преступнике  как объекте исправления, то, конечно, целесообразно учитывать мотивы его поведения, например, с целью  реадаптации. Но если мы рассматриваем  преступника как личность, обладающую совокупностью социально-психологических качеств, как смягчающих и отягчающих его вину обстоятельств, которые, в конечном счете обусловили совершенное им преступление, то, вряд ли, психологические (глубинные) мотивы будут иметь целесообразность.5

В целях установления истины по уголовному делу, а также  назначения справедливого наказания  за содеянное, мотивацию личности преступника  необходимо рассматривать не просто с точки зрения ее психологического понятия, а в ее уголовно-правовом значении. Основным критерием здесь будет являться степень общественной опасности деяния, а также ущерб, нанесенный потерпевшему, для которого важен факт самого преступления и не важен факт самоутверждения преступника в момент совершения преступления, или проекции на него своих комплексов неполноценности.

Использование психологического подхода в анализе генезиса преступления необходимо для формулирования ряда обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность.

В юридической психологии под направленностью понимается система устойчивых побуждений человека, определяющая его социальную активность, избирательность отношений к различным явлениям, к той или иной социально полезной, либо напротив, антиобщественной деятельности.

Этими побуждениями являются потребности, взгляды, идеалы, убеждения, установки, ценностные ориентации, интересы и мировоззрение. При этом один из компонентов направленности доминирует, другие выполняют опорную роль. Эти внутренние компоненты направленности личности и являются действующей силой формирования мотивов.

Направленности принадлежит, пожалуй, системообразующая, приоритетная роль в правовой психологии личности. Она определяет избирательность  активности и отношений личности в жизни и деятельности, включая  и взаимоотношения с правовой системой. Они вовлекают в этот процесс и компоненты других психологических подструктур, влияя на степень, характер и способы их действия и направляя в линию правомерных или неправомерных устремлений. Никакие криминологические предпосылки в других подструктурах никогда не проявятся, пока не будут санкционированы направленностью, ее слабостями или деформациями, если они есть. Правонарушения, совершаемые даже психопатическими личностями, обусловлены не их психопатией как клиническим явлением, а только если она сочетается с криминогенной деформацией их направленности.6

В самом общем виде все компоненты направленности можно  классифицировать на четыре группы:

1. Потребности и формы  их проявлений: влечения и желания  (стремления).

2. Интересы и интересы, переходящие в склонности.

3. Мировоззрение, проявляющееся  в убеждениях, взглядах и идеалах.

4. Установки и их  виды: стереотипы и ценностные  ориентации.

Эти компоненты направленности условно можно объединить в две  большие группы побуждений (потребности, влечения, установки) и намерения (смыслообразующие мотивы, ценности). Критерии деформации в каждой группе компонентов направленности имеют свою специфику.

Информация о работе Личности современного насильственного преступника