Шпаргалка по "Криминологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 16:43, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие, предмет криминологии
2. Место криминологии среди других отраслей научного знания.
3. . Понятие и признаки преступности
4. Преступность как социальное явление и относительно-массовое явление
5. Преступность как уголовно-правовое и исторически изменчивое явление
6.Количественные показатели преступности
7. Качественные показатели преступности
8. Дополнительные показатели преступности.
9. Латентная преступность, понятие, виды латентности
10.Латентная преступность, методы ее вычисления
11.Латентная преступность, понятие, ее причины
13. Виктимология: понятие, предмет и задачи
14.Виктимность: понятие и уровни
15.Виктимность, понятие, виды
16.Виктимологические ситуации, понятие, виды
17.Виктимологические меры профилактики
18.Криминологическое прогнозирование (экстраполирование), метод экспертных оценок
19.Криминологическое планирование. Его виды
20.Понятие и структура личности преступника

Работа содержит 1 файл

криминология.doc

— 1.01 Мб (Скачать)

34.Объекты  и субъекты профилактической  деятельности и  их классификация

Субъекты  предупреждения - это органы, должностные  лица, негосударственные организации и граждане, оказывающие какое-либо позитивное воздействие на объект с целью предупреждения преступлений.

Одни  осуществляют предупреждение непринудительными  методами, другие - с использованием методов принуждения. В первую группу входят субъекты социальной профилактики, во вторую - субъекты мер безопасности, компенсации и наказания.  

1 Общесоциальные субъекты профилактики преступлений - органы представительной власти (Федеральное Собрание, законодательные собрания субъектов Федерации), государственные органы исполнительной власти (Президент РФ, Правительство РФ, министерства, комитеты, службы, администрации территориальных органов исполнительной власти), органы здравоохранения, учреждения образования, культурно-воспитательные учреждения, социального обслуживания и подчиненные им организации, учреждения и службы, решающие вопросы предупреждения преступлений в рамках своей общей компетенции;  

2 Специальные субъекты – правоохранительные органы, организации, учреждения, подразделения органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции, адвокатуры, таможенные органы, органы федеральной службы безопасности, решающие вопросы предупреждения преступлений, включая применения мер принудительного характера, в рамках их компетенции по обеспечению законности, общественной и государственной безопасности; 

-судебные  органы, рассматривающие вопросы  предупреждения преступлений в  рамках своей компетенции по  осуществлению правосудия (по материалам  конкретных уголовных дел суды  выносят частные определения  об устранении причин и условий преступлений и о принятии мер в отношении граждан в связи с неправильным поведением на работе или в быту либо нарушением ими общественного долга, а также они контролируют принятие мер по ранее внесенным по этим же делам представлениям следователей. Формы профилактической деятельности судов: проведение выездных заседаний, привлечение представителей общественности к рассмотрению судебных дел, отчеты судей перед населением с освещением причин и условий преступлений, выступления судей в печати, по радио, участие в контроле за поведением условно осужденных и т. д.).  

Основные  субъекты мер безопасности названы  в ст. 12 Закона РФ “О безопасности”. Это - вооруженные силы, федеральные  органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной и судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы, службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; пограничные войска, внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопас-ности, действующие на основании законодательства.

Судьи участвуют в анализе состояния  преступности и выработке мер  по ее предупреждению, а также в  координации и комплексоном планировании профилактики, обобщая судебную практику по этим вопросам.

Суд, предварительное  следствие, уголовный розыск, должностные  лица, уполномоченные привлекать к  ответственности, - это субъекты мер  юридической ответственности - наказания.

Так, например, участковый инспектор милиции одновременно реализует меры социальной профилактики, безопасности и ответственности.  

Органы  юстиции участвуют в профилактике преступлений, посредством правовой пропаганды и правового воспитания, обобщений экспертной практики и  разработки на этой основе предложений, направленных на совершенствование мер специальной профилактики, правовой всеобуч населения, организационное и методическое обучение правового воспитания в учебных заведениях. 

Адвокатура, являясь общественной организацией, входит в систему юстиции. Работая по уголовным делам в ходе следствия и судебного заседания, адвокаты содействуют выявлению причин и условий преступлений (в рамках основной задачи - защиты). Обслуживая юридические учреждения и предприятия, адвокаты оказывают помощь должностным лицам, предупреждая возможность совершения ими правонарушений. Члены коллегий адвокатов консультируют по вопросам применения права граждан, выступают с лекциями, проводят беседы, оказывают юридическую помощь. 

Федеральная служба безопасности в пределах предоставленной ей компетенции предупреждает особо опасные государственные преступления, взаимодействуя в этой работе с органами внутренних дел и прокуратуры, участвует в общепрофилактических мероприятиях (беседы, лекции), используют в этих же целях возможности средств массовой информации. 

Налоговая полиция осуществляет контроль за соблюдением  организациями, учреждениями, предприятиями  и гражданами налогового законодательства и применяет санкции за его  нарушение. 

Таможенные  органы осуществляют контроль за перемещением товаров и услуг через границу, своевременной и полной уплатой таможенных пошлин. 

Вспомогательные учреждения, организации по предупреждению преступлений:

1 коммерческие  и некоммерческие организации;

2 учреждения  физкультуры и спорта; туризма; культуры; частные детективы и охранные службы (оказывающие помощь в выявлении причин и условий, которые могут способствовать совершению преступлений, лиц, в отношении которых требуется профилактическое воздействие, а также помощь в социальной адаптации и реабилитации этих лиц.

Объекты предупреждения преступности

Объект  предупреждения преступности (преступления) – представляет собой систему  общественных отношений и связей, на которые воздействует субъект  с целью предупреждения преступности (преступления).

В этом смысле прав В.Н. Бурлаков, указывая, что  «поскольку личность есть совокупность общественных отношений, постольку  оказать на нее воздействие можно  не иначе, как преобразуя эти отношения» .

Объектами предупреждения выступают:

1)личность  профилактируемого (проф., А.И. Алексеев);

2)преступные  группы, а также места концентрации  лиц с преступным поведением, территории городов или даже  государственные образования, социально-криминогенное  пространство  (проф., Л.М. Прозументов,  проф., А.В. Шеслер ) Криминогенность территории составляют не ее природный ландшафт, а сложившиеся общественные отношения;

      3)отклоняющееся поведение (проф., А.М. Яковлев)

35.Требования, предъявляемые к  мерам профилактики

Профилактика  преступности должна отвечать принципам:

1. Законности - наличие достаточного правового регулирования на уровне законов и иных нормативных актов,задач, методов, форм профилактики, прав и обязанностей субъектов (участников) этой работы, гарантий законных интересов лиц, в отношении которых она осуществляется.

2. Демократизма - осуществление профилактики под контролем органов представительной власти соответствующего уровня; при непосредственном активном участии и под контролем общественных объединений с учетом результатов постоянного мониторинга общественного

3. Гуманизма и справедливости - лица, в отношении которых проводится профилактика, должны являться полноправными субъектами взаимодействия с органами

профилактики. Ставится задача - возможно раньше выявить  и предупредить дальнейшее развитие криминогенных процессов, чтобы минимизировать ущерб для личности, общества

и государства.

Профилактическое  воздействие начинается с наиболее щадящих мер, и лишь при их недостаточности  осуществляется переход к более  интенсивному воздействию.

4. Научности - наличие и востребование в программировании и планировании предупредительной деятельности, правовом регулировании и управлении ею, а также

в непосредственном применении профилактических мер, научной концепции этой деятельности, основанной на познании ее закономерностей и места в социальных системах.

А также:

- сопровождение  всех уровней, этапов, направлений,  видов профилактической деятельности  научно-методическим обеспечением, основанным на комплексном использовании  данных наук в борьбе с преступностью;

- проведение криминологических или комплексных экспертиз законодательных и управленческих актов, связанных с профилактикой преступности, в процессе их подготовки.

Для того чтобы такие меры были эффективными, они

должны  быть:

1) законными,  т. е. не нарушать закон и  права граждан;

2) своевременными - как правило, применяться сразу

после выявления причин и условий преступлений;

3) радикальными - должны применяться такие меры

и в  таком количестве, чтобы устранились  все причины

и условия  преступления, а не отдельные их части;

4) экономически  целесообразными;

5) обоснованными  - т. е. применяться тогда, когда

к этому  есть основание.

Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы являются обстоятельства, предусмотренные  выше, если они зафиксированы в  следующих документах:

1) заявление  несовершеннолетнего либо его  родителей или законных представителей  об оказании им помощи по  вопросам, входящим в компетенцию  органов и учреждений системы  профилактики безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних;

2) приговор, определение или постановление суда;

3) постановление  комиссии по делам несовершеннолетних  и защите их прав, прокурора,  следователя, органа дознания  или начальника органа внутренних  дел;

4) документы,  определенные как основания помещения  несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

5) заключение, утвержденное руководителем органа  или учреждения системы профилактики  безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних, по результатам  проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений. 

Сроки проведения индивидуальной профилактической работы

Индивидуальная  профилактическая работай проводится в следующие сроки:

-необходимые  для оказания социальной и  иной помощи несовершеннолетним;

-либо  до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних;

-или  до достижения ими возраста  восемнадцати лет;

-или  наступления других обстоятельств,  предусмотренных законодательством Российской Федерации.

36.Стадии, этапы предупреждения  преступности

1)меры  ранней профилактики (меры предкриминального  контроля  - пр., постановка на  учет в отделах профилактики  несовершеннолетних, которые еще  не нарушили уголовный закон,  но уже совершили ряд административных правонарушений); 

2)меры  предупреждения рецидива (меры посткриминального  контроля - меры пенитенциарного  предупреждения, когда предупредительное  воздействие связано с лишением  свободы, и меры постпенитенциарного  предупреждения (контроля) когда предупредительные мероприятия осуществляют после освобождения из исправительного учреждения).

В технологическом  плане система уголовно-правовой профилактики реализует свои возможности  в функционировании систем, обеспечивающих поэтапное прохождение объектов профилактического воздействия. Это система обнаружения и расследования преступлений или система оперативно-розыскной и следственной профилактики. Ее субъекты – аппараты и органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность и расследование и, соответственно, использующие в этих целях оперативно-розыскные, криминалистические и уголовно-процессуальные возможности. 

На данном этапе профилактический эффект обеспечивается за счет выявления преступлений и  лиц, их совершивших (а также и  намеривающихся совершить), и применения к ним мер пресечения или иных нейтрализующих, исключающих продолжение ими преступной деятельности. На втором этапе работает система уголовно-судебной профилактики. Ее субъекты – суды, а их профилактический инструментарий – уголовный и уголовно-процессуальный законы. На третьем этапе профилактика осуществляется учреждениями уголовно-исполнительной системы.   На заключительном этапе функционирует система административно-контрольной профилактики, субъекты которой – органы, осуществляющие административный надзор, надзор и профилактическую  работу в отношении лиц, отбывших наказание и др.

Информация о работе Шпаргалка по "Криминологии"