Шпаргалка по "Криминологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 16:43, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие, предмет криминологии
2. Место криминологии среди других отраслей научного знания.
3. . Понятие и признаки преступности
4. Преступность как социальное явление и относительно-массовое явление
5. Преступность как уголовно-правовое и исторически изменчивое явление
6.Количественные показатели преступности
7. Качественные показатели преступности
8. Дополнительные показатели преступности.
9. Латентная преступность, понятие, виды латентности
10.Латентная преступность, методы ее вычисления
11.Латентная преступность, понятие, ее причины
13. Виктимология: понятие, предмет и задачи
14.Виктимность: понятие и уровни
15.Виктимность, понятие, виды
16.Виктимологические ситуации, понятие, виды
17.Виктимологические меры профилактики
18.Криминологическое прогнозирование (экстраполирование), метод экспертных оценок
19.Криминологическое планирование. Его виды
20.Понятие и структура личности преступника

Работа содержит 1 файл

криминология.doc

— 1.01 Мб (Скачать)
lign="justify">по предмету: охватывающее борьбу с преступностью  в целом и по видам либо только борьбу с отдельными видами преступлений;

по срокам: долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное.

3. Базой  криминологического планирования  является прогноз, данные о  преступности, влияющих на нее  процессах и состоянии борьбы  с нею. При этом разработчики  оценивают существующие возможности  воздействия на прогнозируемые неблагоприятные тенденции преступности и закладывают в план (программу) соответствующие мероприятия, стремясь разрушить или смягчить их и, наоборот, стимулировать позитивные для общества тенденции.

20.Понятие  и структура личности  преступника

Личность  преступника - совокупность свойств, присущих совершающему или совершившему преступление человеку, составляющих его индивидуальность. Криминологи изучают эту совокупность свойств для того, чтобы на их основе определить факторы, влияющие на совершение конкретного преступления, которые могут быть использованы в процессе расследования и рассмотрения уголовного дела, а также при создании основ и методик индивидуальной профилактики.

Личность  преступника отличается своей общественной опасностью, степень которой зависит от глубины деформации нравственно-психологических ее качеств. Классификация преступников может быть построена на различных основаниях, среди которых следует выделить 2 большие группы признаков:

1) социологические  (социально-демографические) - пол, возраст, уровень образования, уровень материальной обеспеченности, социальное положение, наличие семьи и др.;

2) правовые - характер, степень тяжести совершенных  преступлений, совершение преступлений  впервые или повторно, в группе  или в одиночку, длительность преступной деятельности, объект преступного посягательства, форма вины и др.

Основным  стимулом человеческой деятельности является мотив - явление субъективное, связанное  с индивидуальными особенностями  и установками личности, но в то же время включающее в себя и ее социально-психологические черты. Типы личности преступника: 1) корыстный - этот тип объединяет всех лиц, совершивших преступления по мотивам личного обогащения (кражи, грабежи, разбои, хищения, мошенничество, ряд должностных преступлений);

2) насильственный - мотивы насильственных преступлений (убийства, телесные повреждения, изнасилования и хулиганства) достаточно разнообразны. Назвать насилие мотивом ошибочно, потому что совершать насильственные действия ради них самих могут лишь психически больные, невменяемые люди. Понятие насилия во многом отражает внешний характер действия, а не только его внутреннее содержание.

По степени  их общественной опасности, криминогенной  зараженности, ее выраженности и активности выделяют типы личности преступника: 1)особо опасные (активные антисоциальные) -многократно судимые рецидивисты, устойчивая преступная деятельность которых носит характер активной оппозиции обществу; 2)десоциализированные опасные (пассивные, асоциальные) - лица, выпавшие из системы нормальных связей и общения, длительное время ведущие паразитическое, часто бездомное, существование (бродяги, попрошайки, алкоголики);

3) неустойчивые - лица, совершающие преступления  не в силу стойких антиобщественных  тенденций, а в связи с включенностью  в жизнедеятельность некоторых групп отрицательной направленности;

ситуативные - лица, общественная опасность личности которых выражена в поведении  незначительно, но тем не менее имеется  и проявляется в соответствующих  ситуациях.

Элементы  структуры личности:

1) социальный статус личности - принадлежность лица к определенному классу, группе;

2) социальные  функции личности - совокупность  видов деятельности лица в  системе общественных отношений  как гражданина, семьянина и т.  д.;

3) нравственно-психологическая  характеристика - отражает отношение личности к социальным ценностям и выполняемым функциям.

21.Методы  криминологического  исследования

1. Методы  криминологического исследования  определяются как система приемов,  способов, средств сбора, обработки  и анализа информации, применяемых с целью познания преступности, ее причин и условий, личности преступника и выработки мер предупреждения преступности. 

2. В  криминологических исследованиях  используются общенаучные и специальные  методы.

Общенаучные методы познания - это общие способы и пути исследования процессов и явлений и определение тенденций их изменений, которые используются в различных отраслях научного знания.

3. К  общенаучным методам криминологических  исследований относятся следующие:  анализ и синтез, индукция и  дедукция, гипотеза, обобщение, абстракция, эксперимент, формализация, аналогия, исторический подход, системный подход, системный анализ, моделирование, математические методы и др.

4. Анализ  представляет собой процесс мысленного  или реального разложения целого  на части, а синтез - процесс соединения элементов в единое целое.

Индукция - это способ рассуждения от частных  фактов и положений к общим  выводам; дедукция же понимается как  выведение следствия из посылок, совершаемое на основе законов логики и носящее достоверный характер.

Обобщение - это отражение и формулирование тенденций, лежащих в основе изучаемого процесса.

Абстракция - это процесс мысленного выделения  определенных свойств и связей изучаемого явления и отвлечение их от побочных явлений.

Эксперимент (проба, опыт) определяет характеристики функционирования объекта в заданных условиях с целью получения новой информации о нем.

Формализация - это представление и изучение какой-либо содержательной области  знания в виде форм, системы исчисления, например в виде математических или логических методов.

Аналогия  — это соответствие, сходство предметов, явлений или процессов в каких-либо свойствах. Умозаключения по аналогии — это знания, полученные при  изучении одного объекта, которые переносятся  на менее изученные, сходные по существенным свойствам и качествам.

Исторический  подход — это рассмотрение и изучение закономерного процесса движения и  развития общества с учетом характеристик  и особенностей конкретного временного периода.

Системный подход — это направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, целостности этих объектов и многообразия их связей в единстве.

Системный анализ - это совокупность методологических средств и приемов, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам. Системный анализ опирается на принципы системного подхода, а также на ряд математических и других количественных методов. Основная процедура — это построение обобщенной модели, отображающей взаимосвязи реальной ситуации.

Моделирование — это способ исследования процессов  или систем объектов путем построения и изучения моделей с целью  получения новой информации. Эффективное  исследование такого комплексного явления, как преступность невозможно без  использования методов моделирования.

Математические  методы - это совокупность способов, подходов, путей и средств количественного  и качественного познания предметов  реального мира.

Специальные (частнонаучные) методы криминологических  исследований — это способы и приемы конкретного исследования объекта или процесса с целью его оптимального регулирования.

2. К специальным методам относятся:

аналитическое обследование (группировка и ранжирование);

социологическое обследование (контент-анализ, выборка, экспертные оценки);

статистический  анализ (аппроксимация, экстраполяция);

социологические методы (опрос, анкетирование, интервьюирование);

функциональный  анализ (дисперсионный и корреляционный) и другие.

22.Соотношение  социального и  биологического в  формировании личности преступников

Соотношение социального и биологического в  поведении человека не является статичным. В процессе развития организма и общественного развития человека это соотношение изменяется.

1. Развитие человеческого организма. Преобладают биологические факторы. На биологическое развитие индивидуума оказывают влияние 3 фактора: 1) генетические (наследственные); 2) экологические (влияние внешней среды); 3) индивидуальные (образуются под влиянием

названных факторов).

В настоящее  время наукой не доказано существование каких-либо прирожденных программ социапьно-попожительного или же преступного поведения Генетика доказала, что приобретенные при жизни признаки наследовать невозможно, но при этом о биологическом элементе забывать не следует.

2. В процессе формирования личности биологический элемент выражен гораздо слабее, чем в предыдущем, а социальный - значительно сильнее.

В процессе формирования личности существенное значение имеют следующие биологические  факторы: пол, возраст, состояние физического  и психического здоровья, а также наличие патологических отклонений.

Наибольшее  влияние на формирование личности оказывают  возрастные признаки. На разных возрастных этапах воздействие социальной среды  на личность не одинаково.

Так, незрелость нервной системы в раннем возрасте, неподготовленность организма ко многим психическим проявлениям, особенности юношеского восприятия окружающей действительности, повышенная эмоциональность и неумение реально оценить возможные последствия при

неблагоприятных обстоятельствах могут способствовать совершению преступления.

3. Зарождение преступного намерения и реализация преступного замысла.

В этом звене взаимодействуют 2 социальных фактора:

- конкретная жизненная ситуация, имеющая значение для повода к совершению преступления;

- личность преступника со сложившейся криминогенной мотивацией.

Это звено  ближе всех других стоит к акту преступного поведения.

В поведение  человека включаются воля, творчество, эмоциональная сфера. Для индивидуальной специфики поведенческой реакции  существенное значение имеют особенности биологии человека. Данное звено является реальным показателем соотношения социального и биологического факторов в личности, это соотношение влияет на характер и механизм совершаемого личностью преступления.

23.Типология  личности преступника по степени общественной опасности

Типология лиц, совершивших преступления, представляет собой более высокий уровень  обобщения и познания этих лиц. В  основе типологии всегда лежат наиболее существенные криминологически значимые признаки преступников, закономерно связанные с преступным поведением. 

Основные  типы личности преступника: 

а) Последовательно-криминогенный  тип. У этих лиц – стойкие антиобщественные взгляды, это в основном преступники  – профессионалы, рецидивисты, "воры в законе" и другие опасные субъекты, которые действуют не под влиянием сложившейся ситуации, а большей частью сами ее создают. Еще таких преступников называют "злостными". Их насчитывается в среднем до 20% от общего числа. 

б) Ситуативно-криминогенный  тип. Он отличается от предыдущего тем, что обычно действует при благоприятной для него ситуации и под влиянием. Про такого можно сказать, что "крадет, если что плохо лежит". К данному типу относятся во многих случаях не прямые исполнители преступления, а второстепенные соучастники; нередко такими являются подростки. 

Информация о работе Шпаргалка по "Криминологии"