Проблемы международного сотрудничества России и стран СНГ в сфере таможенных правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:48, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного исследования состоит в комплексном, системном изучении отношений, складывающихся в процессе международного сотрудничества в таможенной сфере, представлении рекомендаций, направленных на совершенствование методов государственно-правового регулирования правового обеспечения интеграции в таможенном законодательстве.

Работа содержит 1 файл

проблемы сотрудничества России и стран СНГ в сфере таможенных правоотношений.doc

— 394.50 Кб (Скачать)

    В межправительственных соглашениях  и в других международных правовых актах, а также во внутригосударственных актах подробно определяются содержание, порядок представления и исполнения запросов.

    В Российской Федерации порядок подготовки и содержание запросов в таможенные органы иностранных государств регламентируются письмом ГТК России от 11.04.1996 № УБТП-22-05/1022 (согласно приказу ГТК России от 17.07.2002 № 758 настоящее письмо действует в части, не противоречащей КоАП РФ); Инструкцией о порядке подготовки международных запросов по делам об административных правонарушениях и в связи с проведением оперативных проверок, а также ответов на запросы таможенных служб иностранных государств, утв. приказом ГТК России от 17.04.2003 № 420; письмом ГТК России от 21.05.1998 № 22-05/3811 «О подготовке запросов территориальными таможенными органами ГТК России по делам о нарушении таможенного законодательства для исполнения таможенными службами зарубежных стран»; а также письмом ГТК России от 29.04.1998 № 22-05/3339 «О порядке подготовки и содержании запросов в таможенную службу США».

    Запрос  должен представляться в письменной форме. К запросу должны быть приложены документы, необходимые для его выполнения. В условиях чрезвычайной ситуации может быть принят устный запрос, однако он должен быть незамедлительно подтвержден в письменной форме.

    Как правило, запросы должны быть составлены на официальном языке государства запрашиваемой таможенной службы, под которой имеется в виду таможенная служба, получившая запрос об оказании содействия по таможенным вопросам. Помимо общего правила об использовании государственного языка при представлении запросов в межправительственных соглашениях о сотрудничестве в таможенной сфере предусматриваются и иные варианты:

- официальный  язык государства запрашиваемой  таможенной службы либо английский  или французский (Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 14.06.2000);

- английский  язык или язык, приемлемый для  обеих сторон (Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Норвегия о взаимной помощи между таможенными службами от 30.04.1993);

- государственный  язык страны запрашиваемой таможенной  службы, английский язык или другой  приемлемый язык (Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Венгерской Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 13.01.1998);

- любой  приемлемый язык, английский, французский  языки (Международная конвенция  о взаимном административном  содействии в предотвращении, расследовании  и пресечении таможенных правонарушений от 09.06.1977);

- государственные  языки государств и английский  язык (Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах от 24.02.1995);

- государственный язык запрашиваемой таможенной службы или другой приемлемый язык (Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Словацкой Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 10.10.1995);

- русский  язык (Постановление коллегии Таможенного комитета Союза Беларуси и России «О взаимодействии белорусских и российских таможенных органов в сфере борьбы с таможенными правонарушениями» от 15.06.1999);

- отсутствует  статья о закреплении языков  запроса, но по общему правилу - государственные языки государства (Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 03.09.1994; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилия о взаимной помощи в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных нарушений от 12.12.2001).

    В запросы включается следующая информация:

  1. название таможенной службы, делающей запрос;
  2. вид разбирательства;
  3. цель и причина запроса;
  4. перечень нормативных актов, имеющих отношение к делу;
  5. точные и исчерпывающие сведения о физических и юридических лицах, являющихся объектом расследования;
  6. краткое описание обстоятельств, имеющих отношение к делу;
  7. перечень действий, подлежащих выполнению.

    Запрос  может быть скорректирован или дополнен. При этом может быть дано указание о принятии необходимых мер предосторожности.

    Запрос  подписывается начальником таможенной службы, передающей запрос об оказании содействия. К запросу могут быть приложены необходимые материалы в форме документов или их заверенных копий, протоколов и других подобных материалов.

    Должностным лицам таможенных органов РФ следует  тщательно изучать соответствующие положения соглашений, так как в статьях отдельных межправительственных соглашений, определяющих форму и содержание запросов, перечень данных, необходимых для включения в запрос, отличается от приведенного. Так, в Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилия о взаимной помощи в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных нарушений от 12.12.2001 установлено, что письменные запросы и обращения должны содержать:

    - наименование  и функции запрашивающего таможенного  органа;

    - вид разбирательства;

    - цель  и причины запроса;

    - идентификационные  данные вовлеченных сторон (фамилия,  дата и место рождения - для  физических лиц, наименование  для юридических лиц и их  адреса (юридический адрес - для  юридических лиц);

    - общее  изложение сути дела, а также законы и другие нормативные акты, имеющие к нему отношение. Аналогичные требования к запросу установлены в Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Норвегия о взаимной помощи между таможенными службами от 30.04.1993.

    Еще более краткие требования к запросу  установлены в Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша о сотрудничестве в таможенных делах от 18.02.1995:

    - таможенный  орган по инициативе которого  делается запрос;

    - изложение  существа дела, юридических и  фактических причин запроса;

    - необходимые  сведения о причастных физических  и юридических лицах.

    В некоторых соглашениях требования к содержанию запроса отсутствуют  вообще. Так, в Меморандуме о взаимопонимании между Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и Ее Величества Таможенной и акцизной службой Соединенного Королевства Великобритании и северной Ирландии, касающемся сотрудничества между ними и взаимной помощи, от 06.01.1994 содержатся только условия об информации, которая может быть предоставлена по запросам.

    В ряде соглашений указывается на наличие  в запросе такого элемента, как  законы, правила и другие законодательные  акты, имеющие отношение к делу (Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 03.09.1994).

    Некоторые соглашения (Решение Совета руководителей  таможенных служб государств - участников СНГ о едином порядке обмена информацией по запросам таможенных служб государств - участников СНГ в связи с производством по делам о нарушении таможенных правил и проведением проверок от 16.05.1996, Постановление коллегии Таможенного комитета Союза Беларуси и России «О взаимодействии белорусских и российских таможенных органов в сфере борьбы с таможенными правонарушениями» от 15.06.1999), наоборот, отличаются требованиями большего количества элементов содержания. К общепринятым элементам добавляются такие, как информация о документах (ДКД, ГТД, ТТН и др.), имеющих отношение к перемещению товаров или транспортных средств через таможенную границу; сведения о перевозчиках и принадлежащих им транспортных средствах; желаемый срок исполнения поручения с учетом законодательства запрашиваемой стороны; данные о других поставках между этими же отправителями и получателями, выявлялись ли при этом административные таможенные правонарушения, какие и др.

    Выполнение  запроса об оказании содействия, проведении расследования и т. д. осуществляется в соответствии с законодательством государства запрашиваемой таможенной службы. Однако по просьбе запрашивающей таможенной службы она может применить и правовые нормы запрашивающей стороны, если они не противоречат законодательству запрашиваемой стороны.

    При выполнении запроса об оказании содействия запрашиваемая таможенная служба в пределах своей компетенции и возможностей передает имеющуюся у нее информацию или проводит соответствующие расследования либо предпринимает меры к проведению такого расследования, как если бы она действовала от своего собственного имени или по запросу у другого органа своего государства.

    В случае если выполнение запроса не входит в компетенцию запрашиваемой  таможенной службы, она незамедлительно  передает его соответствующему органу и предпринимает действия по получению содействия от этого органа. Уведомление об этом направляется запрашивающей таможенной службе по ее просьбе.

    Уполномоченные  должностные лица одной таможенной службы в отдельных случаях с согласия и в соответствии с условиями, установленными другой таможенной службой, в рамках национального законодательства ее государства могут присутствовать при расследованиях нарушений, проводимых на территории государства этой таможенной службы. В этих случаях упомянутые должностные лица могут предоставлять и получать информацию, включая документальную, или содействие в отношении сделанного запроса.

    Когда должностные лица таможенной службы государства одной стороны находятся на территории государства другой стороны, они должны быть готовы представить в любое время доказательство своих официальных полномочий. Эти лица не должны носить форменную одежду и иметь при себе оружие.

    По  общему правилу запрашиваемая таможенная служба предоставляет запрашивающей таможенной службе акты, свидетельские показания или заверенные копии документов, содержащие всю имеющуюся информацию. Вместо документов для тех же целей может быть передана компьютеризированная информация. Подлинники дел и документов могут быть запрошены лишь в случаях, когда предоставления заверенных копий недостаточно. Они должны быть возвращены при первой же возможности.

    Для обмена информацией таможенные службы могут устанавливать прямые связи между своими подразделениями, уполномоченными вести действия по предотвращению, расследованию и пресечению таможенных нарушений. В этом случае они обмениваются списками сотрудников, специально назначенных для этих целей.

    Информация, полученная в соответствии с запросом, используется только для целей, указанных в нем. Любое другое использование такой информации возможно лишь в случае явно выраженного письменного согласия предоставившей ее таможенной службы.

    Информации, сведениям и документам, полученным таможенной службой в соответствии с запросом, обеспечивается такой же режим конфиденциальности, который предусмотрен законодательством государства этой таможенной службы для собственной информации аналогичного характера и содержания.

    Таможенные  службы могут использовать сведения и документы, полученные на основании запроса, в качестве доказательства в своих протоколах, актах, записях свидетельских показаний, а также в ходе судебных и административных разбирательств.

    Доказательственная  сила таких сведений и документов определяется в соответствии с законодательством, действующим на территории государства запрашивающей службы.

    В случае соответствующего запроса судебных или административных органов государства одной из сторон таможенная служба государства другой стороны может уполномочить своих служащих выступить в качестве свидетелей или экспертов в ходе таких судебных или административных разбирательств.

    Эти служащие в рамках имеющихся у  них полномочий дают показания по фактам, установленным ими при  исполнении своих служебных обязанностей.

Информация о работе Проблемы международного сотрудничества России и стран СНГ в сфере таможенных правоотношений