Проблемы международного сотрудничества России и стран СНГ в сфере таможенных правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:48, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного исследования состоит в комплексном, системном изучении отношений, складывающихся в процессе международного сотрудничества в таможенной сфере, представлении рекомендаций, направленных на совершенствование методов государственно-правового регулирования правового обеспечения интеграции в таможенном законодательстве.

Работа содержит 1 файл

проблемы сотрудничества России и стран СНГ в сфере таможенных правоотношений.doc

— 394.50 Кб (Скачать)

    Соглашение  не затрагивает права любой договаривающейся стороны на принятие в соответствии с международным правом, а также ее внутренним законодательством мер, необходимых для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения, культурно-исторического наследия своих народов, охраны редких животных и растений (ст. 4).

    Для обеспечения функционирования Таможенного союза, выработки общей таможенной политики, координации взаимодействия таможенных служб, сбора и анализа таможенной статистики в ст. 5 Соглашения предусмотрено учреждение Таможенного совета.

    Таможенный  совет - высший орган Таможенного союза. Его деятельность регламентируется Положением о Таможенном совете от 13.03.1992.

    Основными целями Совета являются:

    - обеспечение  функционирования Таможенного союза;

    - выработка  и проведение единой таможенной  политики, учитывающей интересы субъектов хозяйственной деятельности государств - участников Таможенного союза;

    - противодействие  монополизму, а также дискриминационным  акциям иностранных государств  и союзов;

    - пресечение  недобросовестной конкуренции при  осуществлении экспортно-импортных операций;

    - защита  потребительского и промышленного  рынков в рамках объединенного  рынка государств - участников Таможенного  союза;

    - разработка  и реализация конкретных межгосударственных  программ развития таможенного дела и др.

    Для достижения указанных целей Совет наделен следующими функциями:

    - разработка, рассмотрение и утверждение предложений  по основным направлениям таможенной  политики государств участников  Таможенного союза, включая Общий  таможенный тариф государств-участников, формируемый на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров; порядок установления, отмены или изменения ставок таможенных пошлин; предоставления тарифных льгот и преференций; положение о применении таможенных пошлин, включая специальные, антидемпинговые и компенсационные; порядок организации и проведения необходимых процедур, предшествующих принятию решений о применении таможенных пошлин; изменение номенклатурной части Общего таможенного тарифа;

    - разработка  и рассмотрение проектов актов  законодательств;) Таможенного союза и его международных договоров в части, касающейся таможенно - тарифного регулирования;

    - изучение  всего комплекса вопросов таможенного  сотрудничества, которому государства - участники Таможенного союза согласились содействовать, технических аспектов таможенных систем с целью предложения практических средств достижения возможно более высокого уровня их единообразия и согласованности;

    - разработка  и принятие решений, обеспечивающих  единообразие в толковании и применении соглашений в области таможенного дела, действующего таможенного законодательства Таможенного союза, включая вопросы номенклатуры для классификации товаров, а также разрешение споров по толкованию и применению документов;

    - обеспечение  распространения информации, касающейся таможенно-тарифного регулирования и таможенных процедур, предоставление правительствам государств - участников Таможенного союза предложений по таможенному делу; сотрудничество с международными организациями по вопросам, входящим в компетенцию Совета. Членами Совета являются все члены правительств государств - участников Таможенного союза. Каждый член Совета вправе определить в качестве своих представителей своего заместителя и не более трех советников (экспертов). Члены Совета, их заместители и советники (эксперты) назначаются правительствами государств - участников Таможенного союза. Совет избирает председателя и определяет его полномочия. Совет назначает секретаря, который руководит деятельностью рабочего аппарата и специализированными техническими комитетами Совета (ст. 5 Положения).

    Заседания Совета проводятся по мере необходимости, не реже одного раза в два месяца. Для координации действий национальных служб таможенных администраций и исполнения своих функций Советом создаются исполнительные органы. При необходимости для содействия своей работе формируются специализированные технические комитеты. Функции рабочего аппарата осуществляются его Секретариатом. Заседания Совета проходят поочередно в столицах государств - участников Таможенного союза. Штаб-квартира находится в г. Москве (Российская Федерация).

    Правовые  основы и формы деятельности Совета. В своей работе Совет руководствуется  Соглашением о принципах таможенной политики, Положением о Таможенном совете, Регламентом работы Совета, Положением об установлении, отмене и изменении ставок таможенных пошлин, Правилами оценки в таможенных целях, а также Правилами определения страны происхождения, которые разрабатываются и принимаются Советом.

    Международно-правовые формы деятельности Совета оформляются в следующем порядке:                                                         

- установление  размеров ввозных и вывозных  таможенных пошлин на товары и иные предметы;

- установление  сезонных таможенных пошлин;

- установление, изменение и отмена ставок таможенных пошлин на предметы личного пользования;

- определение  условий возврата таможенных  пошлин при вывозе с таможенных  территорий государств - членов Таможенного  союза товаров, ввезенных для  сборки, монтажа, переработки или  обработки;

- освобождение от уплаты таможенных пошлин на товары и иные предметы, воплощающие в себе новейшие достижения научно-технического прогресса, не производимые или производимые в недостаточных количествах в государствах - участниках Таможенного союза;

- внесение  изменений в номенклатуру Общего таможенного тарифа в целях регулирования и защиты объединенного рынка государств - участников Таможенного союза с учетом международных норм и практики;

- установление  иных правил в целях более  эффективного использования средств регулирования внешнеэкономической деятельности, предусмотренных в законодательствах государств - участников Таможенного союза, и сближения этих средств с международной практикой;

- внесение  в правительства договаривающихся  сторон рекомендаций, направленных на укрепление объединенного рынка государств - участников Таможенного союза, совершенствование системы регулирования внешнеэкономической деятельности государств - участников Таможенного союза, включая вопросы налогообложения, количественного регулирования режима иностранных инвестиций, а также иные вопросы, связанные с эффективным действием Общего таможенного тарифа;

- формулирование  запроса и получение от органов  государственного управления, субъектов хозяйственной деятельности и банковских учреждений государств - участников Таможенного союза документов и сведений, необходимых для своей деятельности;

- учреждение  бюджета для решения вопросов  материально-технического, финансового,  кадрового, социального и иного обеспечения деятельности Таможенного совета, а также для реализации межгосударственных программ таможенного дела, включая вопросы обустройства общих таможенных границ.

    Решения Совета принимаются с общего согласия его членов либо их заместителей, присутствующих на заседании Совета. Каждое государство - участник Таможенного союза обладает в Совете одним голосом.

    С общего согласия Совет устанавливает  порядок голосования, приглашает на свои заседания с правом совещательного голоса представителей органов государственного управления, субъектов хозяйственной деятельности, банковских учреждений, а также международных организаций. Решения Совета принимаются в форме постановлений, подписываются Председателем Совета и подлежат публикации для всеобщего сведения в официальном издании, устанавливаемом Советом. Решения Совета являются окончательными и подлежат непосредственному применению во всех государствах - участниках Таможенного союза без каких-либо дополнительных процедур.

    Постановления Совета, имеющие общее значение, если они не устанавливают более  льготные нормы по сравнению с ранее действующими, вступают в силу по истечении одного месяца с даты опубликования для всеобщего сведения. По вопросам текущей деятельности Председатель Совета издает распоряжения ненормативного характера.

    Однако  формирование этого многостороннего Таможенного союза еще не завершено

    Примером  успешной реализации планов создания реальных таможенных союзов в рамках СНГ является Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 г.

    На основании этого Соглашения были приняты Указ Президента РФ от 25.05.1995 № 525 «Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь», приказ ГТК России от 21.03.1995 № 167 «О первоочередных мерах по реализации Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь» и ряд других нормативных актов. Образование российско-белорусского Таможенного союза привело к переносу таможенного контроля с границы РФ с Республикой Беларусь на внешние границы Республики Беларусь, отмене взимания таможенных платежей в отношении двустороннего товарооборота и т. д. Однако единое таможенное пространство Союза Белоруссии и России не упраздняет национальные таможенные территории государств - участников Союза.

    Одновременно продолжается формирование многостороннего Таможенного союза с участием Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. В Москве 26.02.1999 был подписан руководителями России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. В нем было подтверждено обязательство завершить формирование Таможенного союза и создать на его основе Единое экономическое пространство. 

2.2  Запрос как правовая  форма международного  взаимодействия таможенных органов

    В ходе взаимодействия таможенные органы РФ и иностранных государств на основании  запросов:

- информируют  об основных положениях таможенных  и валютных правил своего государства;

- сообщают  данные, которые могут способствовать  раскрытию или борьбе с нарушениями действующих в государствах таможенных и валютных правил;

- сообщают  о лицах, о которых известно, что они нарушают таможенное  законодательство или подозреваются  в таких нарушениях;

- предоставляют  информацию о товарах, о которых  известно, что они являются предметом незаконного перемещения или подозреваемых в таких перемещениях; о средствах сухопутного, морского, воздушного и иного транспорта, о которых известно, что они используются при нарушении таможенных законов и правил или подозреваются в таких нарушениях;

- информируют  о случаях незаконного перемещения  наркотических и психотропных веществ, оружия, валюты с территории одного государства на территорию другого государства;

- предоставляют  информацию, касающуюся вопросов  законности ввоза товаров и таможенных процедур на территорию запрашиваемой страны, законности вывоза товаров с территории запрашиваемой страны;

- передают  предметы, незаконно ввезенные с  территории одного государства  на территорию другого;

-  передают  имеющие особую ценность предметы старины и искусства, если они провезены через границы государств с нарушением таможенных, валютных и иных правил;

- сообщают  о случаях нарушения лицами, проживающими  на территории государства, таможенных  и валютных правил, регулирующих провоз через границу транспортных средств, грузов, багажа, почтовых отправлений, валюты, других платежных средств и валютных ценностей;

- обмениваются  текстами действующих законов  и служебных предписаний по  таможенным вопросам;

- совершают  другие действия, способствующие борьбе с нарушениями таможенных и валютных правил, если такого рода действия допускаются законодательством РФ.

    В межправительственных соглашениях  о сотрудничестве в таможенной сфере  даются разные терминологические обозначения запроса и его конкретное содержание. Так, в Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Бельгия о взаимной административной помощи в таможенных делах от 01.10.2001 используется термин «запрос об оказании помощи»; в Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилия о взаимной помощи в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных нарушений от 12.12.2001, а также в Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Норвегия о взаимной помощи между таможенными службами от 30.04.1993 - термин «запрос о помощи»; в Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 14.06.2000 - термин «запрос об оказании содействия»; в Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Венгерской Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 13.01.1998 - термин «запрос о содействии». Но наиболее часто в международно-правовых документах по таможенным вопросам употребляются термины «запрос» или «обращение».

Информация о работе Проблемы международного сотрудничества России и стран СНГ в сфере таможенных правоотношений