Проблемы международного сотрудничества России и стран СНГ в сфере таможенных правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:48, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного исследования состоит в комплексном, системном изучении отношений, складывающихся в процессе международного сотрудничества в таможенной сфере, представлении рекомендаций, направленных на совершенствование методов государственно-правового регулирования правового обеспечения интеграции в таможенном законодательстве.

Работа содержит 1 файл

проблемы сотрудничества России и стран СНГ в сфере таможенных правоотношений.doc

— 394.50 Кб (Скачать)
align="justify">- представляет  в установленном порядке данные  таможенной статистики Высшему  Совету Союза, Парламентскому  Собранию Союза, Исполнительному комитету Союза, отраслевым органам управления Союза, высшим органам государственной власти государств Союза;

- обеспечивает  информирование иных государственных  органов государств Союза, предприятий,  учреждений, организаций и граждан  посредством официальных публикаций  данных таможенной статистики  внешней торговли по принятым в международной практике формам;

- обеспечивает  в установленном порядке Высший  Совет, Парламентское Собрание, Исполнительный комитет и отраслевые органы управления Союза, высшие органы государственной власти государств Союза информацией по таможенным вопросам.

8. Функции,  связанные с защитой прав физических  и юридических лиц. В их числе ТК Союза:

- принимает  меры по защите прав и интересов  граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела;

- создает  систему по оказанию консультационных услуг;

- обеспечивает  в пределах своей компетенции  опубликование нормативно-правовых  актов по таможенному делу;

- проводит  информационно-разъяснительную работу  по состоянию и развитию таможенного дела в Союзе, используя для этого различные средства, включая публикации в средствах массовой информации и др.

9.  Функции,  связанные с международным сотрудничеством.  В их числе ТК Союза:

- в установленном  порядке согласовывает проекты  международных договоров государств Союза по вопросам таможенного дела, а также других международных договоров государств Союза в части, касающейся таможенного дела, представляет предложения о заключении таких договоров;

- координирует  участие центральных таможенных  органов государств Союза в международном сотрудничестве по таможенным вопросам;

- обеспечивает  изучение и анализ таможенной  политики иностранных государств и состояния таможенного дела в этих государствах и др.

  1. Функции, связанные с кадровой и социальной политикой} В их числе ТК Союза:

- обеспечивает подготовку, переподготовку и повышение квалификации должностных лиц и специалистов для таможенных

- органов  и подведомственных им предприятий,  учреждений и организаций;

- утверждает  единые учебные программы для  учебных заведений, подведомственных центральным таможенным органам государств Союза;

- организует  систему обучения специалистов  в области таможенного дела для государственных органов, предприятий, учреждений и организаций государств Союза;

- развивает  материально-техническую и социальную  базу таможенных органов и подведомственных им предприятий, учреждений и организаций;

- содействует  реализации мер правовой и  социальной защиты должностных лиц и работников таможенных органов и подведомственных им предприятий, учреждений и организаций и др.

Из приведенных  функций Таможенного комитета Союза  видно, что они носят аналитический, координационный, регулирующий и организационный  характер. Это еще раз подчеркивает, что ТК Союза является функциональным центром Союза в таможенной сфере, обеспечивающим:

- организацию  применения и совершенствование  средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности исходя из приоритетов развития экономики Союза;

- формирование  нормативно-правовой базы Союза  по таможенному делу.

Перечень  функций ТК Союза, закрепленных в Положении от 23 июля 1997 г., не является исчерпывающим. ТК Союза выполняет и другие функции, возложенные на него Высшим Советом и Исполнительным комитетом.

В процессе осуществления возложенных на него функций ТК Союза пользуется следующими правами:

- вносить  в Исполнительный комитет предложения  по основным направлениям таможенной  политики, организации и совершенствованию таможенного дела в Союзе;

- издавать  в пределах своей компетенции  нормативные акты по таможенному  делу и контролировать их исполнение;

- поручать  центральным таможенным органам  Союза подготовку предложений  по вопросам тарифного и нетарифного  регулирования внешнеэкономической деятельности;

- запрашивать  и получать у отраслевых органов  управления Союза и у таможенных органов государств документы и сведения, необходимые для выполнения возложенных на него задач и функций;

- заслушивать  отчеты руководителей таможенных  органов государств Союза по вопросам совместной организации таможенного дела в Союзе;

- согласовывать  решения о создании, реорганизации и ликвидации центральными таможенными органами государств Союза региональных (областных) таможенных управлений, таможен, таможенных постов и подведомственных центральным таможенным органам государств Союза предприятий, учреждений и организаций, а также при необходимости положения (уставы) о них.

В случаях, предусмотренных правовыми актами органов Союза, ТК Союза наделен правом:

- издавать  в пределах своей компетенции  нормативные акты по таможенному  делу и контролировать их исполнение;

- взаимодействовать  в пределах своей компетенции  с государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, а также должностными лицами и гражданами, как в государствах Союза, так и в иных странах;

- принимать  в установленном порядке иностранные делегации по вопросам, касающимся таможенного дела в Союзе;

- образовывать  координационные и экспертные  советы, временные творческие коллективы и рабочие группы по вопросам таможенного дела;

- осуществлять  иные правомочия, предоставленные  Высшим Советом и Исполнительным комитетом Союза.

Как юридическое  лицо ТК Союза вправе:

  1. - осуществлять издательскую деятельность;
  2. - выполнять функции заказчика продукции (работ, услуг);
  3. - привлекать на договорной основе научные учреждения, ученых и специалистов, включая зарубежных, к решению проблем таможенной политики и таможенного дела.

Возложенные на ТК Союза задачи и функции в  свою очередь определяют и внутреннюю организационную структуру, состоящую из руководства и рабочего аппарата ТК Союза.

ТК Союза  является органом, руководство которым осуществляется на принципах сочетания коллегиальности единоначалия.

Возглавляет ТК Союза председатель, который осуществляет общее руководство деятельности ТК Союза, представляет ТК Союза и обеспечивает его взаимодействие с другими отраслевыми органами управления Союза, осуществляет другие функции и пользуется другими правами в соответствии с решениями Высшего Совета и Исполнительного комитета Союза.

На должность  председателя ТК Союза назначается  руководитель таможенной службы государства, председательствующего в Исполнительном комитете Союза. Назначение на должность и освобождение от должности оформляются решением Высшего Совета Союза по представлению Исполнительного комитета.

Председатель  ТК Союза имеет заместителей по числу государств Союза, назначаемых на должность и освобождаемых от должности по его представлению Исполнительным комитетом Союза.

В ТК Союза  образуется коллегия в составе председателя ТК Союза (председатель коллегии), его  заместителей (по должности), а также руководящих работников центральных таможенных органов с равным представительством государств Союза. Члены коллегии ТК Союза утверждаются Исполнительным комитетом Сообщества по представлению председателя ТК Союза.

Функции рабочего аппарата ТК Союза выполняет центральный аппарат федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела. Финансирование расходов на содержание указанного аппарата осуществляется за счет средств, выделяемых на содержание таможенной системы РФ.

Финансирование совместных программ развития таможенного дела, реализуемых ТК Союза, осуществляется за счет средств бюджета Союза либо на основании специальных решений Исполнительного комитета Союза.

Самые важные решения по вопросам таможенной деятельности ТК Союза принимает в форме постановлений коллегии на основе единогласия, при этом каждое государство Союза имеет один голос. Подписывает постановления коллегии ТК Союза и организует их исполнение председатель ТК Союза.

В качестве примера приведем постановление коллегии Таможенного комитета Союза Беларуси и России от 15.06.1999 «О взаимодействии белорусских и российских таможенных органов в сфере борьбы с таможенными правонарушениями».

Коллегия  ТК Союза постановила:

- утвердить  Положение о взаимодействии таможенных органов России и Беларуси в борьбе с таможенными правонарушениями;

- поручить  разработать механизмы совместных  операций и оперативного управления процессом борьбы с таможенными правонарушениями.

Положение принято в развитие и на основании  Соглашения о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах стран СНГ от 15.04.1994, Соглашения о Таможенном союзе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией от 06.01.1995, Договора об образовании Сообщества от 02.04.1996, Договора об образовании Союза Беларуси и России от 02.04.1997, Положения о Таможенном комитете Союза, утв. решением Исполнительного комитета Союза России и Беларуси от 23.07.1997.

Положение имеет следующую структуру:

1. Общие  положения.

2. Создание  совместных рабочих групп.

3. Обмен информацией.

4.  Оперативно-розыскные  и проверочные мероприятия, специальные операции.

5. Контролируемая  поставка.

6. Оказание  помощи по делам об административных  таможенных правонарушениях.

7. Оказание  помощи по уголовным делам.

8. Исключения  из обязательств по взаимопомощи.

9. Расходы.

10. Сфера  применения и осуществление.

Как видно, структура Положения в целом  идентична структуре двусторонних межправительственных соглашений о  сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах. Основное отличие в четком разграничении порядка оказания помощи по делам об административных таможенных правонарушениях и по уголовным делам и в определении объема такой помощи по сравнению с многосторонними и двусторонними соглашениями о сотрудничестве в таможенных делах. Так, в п. 6.1 Положения дан закрытый перечень процессуальных действий, которые могут выполняться сторонами по взаимным запросам в ходе производства по делам о НТП.

Также подробно излагаются требования к запросу (поручению).

Относительно  же порядка направления поручений о производстве следственных действий по уголовным делам сказано, что таковой регламентируется Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 21.05.1993.

Постановления коллегии по вопросам, отнесенным национальными законодательствами к компетенции центральных таможенных органов государств Союза, в течение трех дней вводятся в действие приказами их руководителей.

Иные  постановления коллегии при необходимости  в установленном порядке подлежат трансформации в национальные законодательства государств Союза. Так, коллегия Таможенного комитета Союза Беларуси и России приняла постановление «О транзите через территорию Республики Беларусь товаров, перемещаемых физическими лицами между Калининградской областью и остальной частью Российской Федерации» от 15.06.1999, в котором ГТК Беларуси поручалось:

    - разработать  нормативный акт, в котором  предусмотреть установленный постановлением порядок перемещения физическими лицами в сопровождаемом багаже товаров, предназначенных для производственной и иной коммерческой деятельности;

Информация о работе Проблемы международного сотрудничества России и стран СНГ в сфере таможенных правоотношений