Проблемы международного сотрудничества России и стран СНГ в сфере таможенных правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:48, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного исследования состоит в комплексном, системном изучении отношений, складывающихся в процессе международного сотрудничества в таможенной сфере, представлении рекомендаций, направленных на совершенствование методов государственно-правового регулирования правового обеспечения интеграции в таможенном законодательстве.

Работа содержит 1 файл

проблемы сотрудничества России и стран СНГ в сфере таможенных правоотношений.doc

— 394.50 Кб (Скачать)

    С самого начала создания Содружества  основные усилия государств-членов были направлены на развитие и углубление сотрудничества в экономической сфере, на создание общих рынков товаров и услуг, рабочей силы, капитала и ценных бумаг.

    Как верно в этой связи отмечает ЮВ Шишкова, «развитие интеграционных процессов определяется сначала экономическим «материалом», а затем уж – политической волей8. Сходная позиция была озвучена так же одним из лидеров СНГ Н. Назарбаевым в своем выступлении9.

    Протокол  к Соглашению о создании Содружества  Независимых Государств, подписанному 08.12.1991 в г. Минске Республикой Беларусь, Российской Федерацией (РСФСР), Украиной от 21.12.1991 (Алма-Ата), Алма-Атинская Декларация государств - участников СНГ от 21.12.1991, Устав Содружества Независимых Государств (Решение Совета глав государств от 22.01.1993, Минск) окончательно закрепили намерения государств создать общий рынок товаров и услуг. Реализуя это намерение, Российская Федерация заключила со всеми участниками СНГ двусторонние соглашения о свободной торговле.

    В 1993 г. государствами -участниками СНГ подписан и в дальнейшем ратифицирован Договор о создании Экономического союза.

    На  основе двусторонних соглашений о свободной  торговле и Договора о создании Экономического союза государства СНГ в 1994 г. заключили Соглашение о зоне свободной  торговли. Таким образом, к 1994 г. была создана нормативно-правовая основа для создания зоны свободной торговли, включающей территории всех государств - участников СНГ.

    Правовой  основой всей системы договоров, регулирующих экономические отношения  государств - участников СНГ, является, в первую очередь, уже упомянутый Договор о создании Экономического союза от 24.09.1993 (Москва). Российская Федерация ратифицировала этот Договор 02.11.1994 (ФЗ от 02.11.1994 № 32-ФЗ). В статье 3 Договора установлено, что данный Экономический союз предполагает:

    - свободное  перемещение товаров, услуг, капиталов  и рабочей силы;

    - согласованную  денежно-кредитную, бюджетную, налоговую,  ценовую, внешнеэкономическую, таможенную  и валютную политику.

    В Договоре содержатся основные принципы и нормы, регулирующие согласование между независимыми государствами таможенной политики. Статьей 5 предусмотрены меры, которые стороны согласились предпринимать в целях сближения хозяйственного законодательства и проведения согласованной политики в области таможенных правил и тарифов.

    Основополагающим  источником правового регулирования  сотрудничества государств - участников СНГ в таможенной сфере является Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах от 15.04.1994. Оно предусматривает, что таможенные службы, под которыми понимаются центральные таможенные органы сторон, в рамках своей компетенции и с соблюдением законодательства сторон будут сотрудничать в целях:

    - совершенствования  пассажирского и грузового сообщения  между сторонами;

    - обеспечения правильного взимания таможенных пошлин, сборов и других платежей, а также применения таможенных льгот;

    - предотвращения, пресечения и расследования таможенных  правонарушений.

    В соответствии со ст. 3 Соглашения таможенные службы:

    - принимают  по взаимному согласованию необходимые меры по упрощению таможенного оформления;

    - признают  таможенные обеспечения друг  друга (пломбы, оттиски печатей, штампы), таможенные документы друг друга, а при необходимости накладывают собственные таможенные обеспечения на перемещаемые товары.

      Товары  и транспортные средства, следующие  транзитом, освобождаются от таможенного досмотра, за исключением случаев, когда есть основания полагать, что их ввоз, вывоз и транзит запрещены в соответствии с законодательством сторон, либо имеет место таможенное правонарушение.

      Таможенные  службы представляют друг другу по запросу свидетельства, подтверждающие, что товары, которые вывезены с территории одной стороны, ввозятся на территорию другой стороны на законных основаниях. В свидетельствах указываются вид и результаты таможенных процедур, в соответствии с которыми оформлялись товары. Это касается также тех случаев, когда товары реэкспортируются с территории другой стороны.

      Таможенные  службы представляют друг другу по запросу сведения о том, что представленные подчиненными им таможенными органами свидетельства или другие документы являются подлинными и содержат все необходимые данные.

      Соглашение  предусматривает порядок информационного  обмена между таможенными службами, меры борьбы с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ, а также порядок проведения проверок и расследований по запросам. Подробно регламентируется форма и содержание запросов, порядок их выполнения, представления подлинных документов, режим использования полученных сведений и другие вопросы.

    В целях исполнения Соглашения предусмотрено, что сотрудничество осуществляется непосредственно между таможенными

службами.

    Таможенные  службы издают в рамках своей компетенции  необходимые для исполнения Соглашения нормативные акты.

    В целях исполнения Соглашения таможенные службы обеспечивают взаимное представительство при этих службах, устанавливают необходимые связи между подчиненными им таможенными органами, а также могут осуществлять совместный таможенный контроль.

    В дополнение к данному.Соглашению Правительство  РФ заключило двусторонние соглашения о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах с правительствами всех государств -участников СНГ.

    Одни  из этих соглашений, как, например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах от 02.03.1994, полностью повторяют текст многостороннего Соглашения государств - участников СНГ. Содержание других, например, Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах, также идентично тексту многостороннего Соглашения стран - участников СНГ, но имеет одно формальное отличие. В многостороннем Соглашении вопрос об отказе в содействии включен в ст. 12 «Выполнение запроса», а в приведенном двустороннем соглашении он представляет собой отдельную ст. 15 «Отказ в содействии», хотя пп. 1,2 ст. 15 двустороннего соглашения полностью повторяют пп. 2,3 ст. 12 многостороннего Соглашения стран - участников СНГ.

    В целом вывод о дублировании многостороннего  и двустороннего соглашения является обоснованным. Тексты и юридическая сила этих соглашений одинаковы.

    Неким курьезом среди двусторонних соглашений следует считать Договор между Правительством Российской Федерации и Правительством Чеченской Республики Ичкерия о взаимодействии в сфере таможенного дела от 12.06.1997.

    Это договор между РФ и ее субъектом, заключение которого является беспрецедентным  и противоречащим Конституции РФ, относящей таможенное регулирование исключительно к ведению РФ и не допускающей договорных начал в регламентации этой сферы (п. "ж" ст. 71), а также запрещающей установление на территории РФ таможенных границ, пошлин, сборов и других препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 74).

    Договор состоит из 8 статей. Субъектом, осуществляющим таможенное оформление и таможенный контроль в Республике Ичкерия, названа  Государственная погранично-таможенная служба Чеченской Республики Ичкерия. Договор имеет характер соглашения о намерениях и не регулирует какие-либо сферы взаимодействия между РФ и Ичкерией в таможенном деле.

Таможенными органами Азербайджана, Армении, Белоруссии, Кыргызстана, Туркменистана, Узбекистана принято Соглашение о порядке таможенного оформления транзитных грузов от 02.04.1992. В нем определены обязательства сторон по согласованию общих терминов и понятий технологии таможенного оформления транзитных грузов. Установлено, что товары, ввезенные для внутреннего потребления на территорию одного из договаривающихся государств с территории другого, пропускаются таможнями государства вывоза в соответствии с его национальным законодательством при наличии разрешения, которое выдается в порядке, определенном внутренним законодательством. В Соглашении регламентируется порядок определения государства происхождения товара, требования к сертификату, подтверждающему происхождение товара, и форма этого сертификата.

    В целях обеспечения практического взаимодействия в области таможенного дела при реализации Договора о создании Экономического союза государства - участники СНГ учредили Совет руководителей таможенных служб государств -участников СНГ, положение о котором утверждено Решением Совета глав правительств стран - участников СНГ от 23.12.1993 (в ред. от 26.07.1996).

    Совет возглавляет Председатель, избираемый на основе ротации. На Совет возложена разработка предложений для Совета глав государств СНГ, Совета глав правительств СНГ и межгосударственного экономического комитета Экономического союза по принятию решений и заключению договоров, касающихся таможенного дела.

    Советом были подготовлены Основы таможенных законодательств государств - участников Содружества Независимых Государств, утв. 10.02.1995 решением Совета глав государств - участников СНГ. На базе этого основополагающего акта СНГ по таможенному делу осуществляется гармонизация и унификация национальных таможенных законодательств.

    Основы  определяют принципы правового, экономического и организационного регулирования таможенного дела государств - участников СНГ. При этом за государствами сохраняется право введения национальных норм регулирования при условии, что они не будут противоречить Основам. Благодаря разработке Основ государства - участники СНГ получили возможность унифицировать основные функции таможенных органов и основные понятия, используемые в таможенном деле.

    Основы  закрепили, что каждое государство - участник СНГ имеет свою таможенную территорию, над которой оно сохраняет суверенитет и обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Как международно-правовой документ Основы устанавливают не только материальные и процессуальные нормы таможенного оформления, контроля, выявления и пресечения таможенных правонарушений, но также базовые нормы, применяемые для целей тарифного регулирования внешней торговли.

    Кроме названных международно-правовых актов, регулирующих отношения сотрудничества в области таможенного дела государств -участников СНГ, существует еще ряд важных договоров, касающихся создания таможенных союзов в рамках СНГ.

    В рамках СНГ Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан в целях сохранения и укрепления единого экономического пространства и обеспечения в пределах этого пространства свободного движения товаров заключили Соглашение о принципах таможенной политики от 13.03.1992.

    Это Соглашение имеет ключевое значение для международно-правового сотрудничества в таможенной сфере в рамках СНГ.

    В соответствии с Соглашением (ст. 1) для  реализации его целей создается Таможенный союз, который в пределах своих функций является самостоятельным субъектом международного права. В связи с этим образуется общая таможенная территория государств - участников Соглашения, представляющая собой совокупность таможенных территорий договаривающихся сторон.

    Стороны согласовывают общий таможенный тариф и содействуют единообразному внутреннему налогообложению товаров и иных предметов, ввозимых на общую таможенную территорию и вывозимых с этой территории. Товары, обращающиеся внутри Таможенного союза, не облагаются таможенными пошлинами и иными налогами и сборами, имеющими эквивалентное действие.

    Стороны будут воздерживаться от установления таможенных барьеров между собой  и обязуются пересматривать качественные ограничения, с тем чтобы объем ограничений на вывоз товаров во взаимном обмене уменьшался.

    При этом количественные ограничения могут сохраняться лишь по взаимному согласованию между государствами только на вывоз товаров и на конкретный срок. Одновременно стороны обязуются отменить количественные ограничения на вывоз вещей личного пользования, принадлежащих гражданам государств, участвующих в Соглашении.

Информация о работе Проблемы международного сотрудничества России и стран СНГ в сфере таможенных правоотношений