Проблемы международного сотрудничества России и стран СНГ в сфере таможенных правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:48, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного исследования состоит в комплексном, системном изучении отношений, складывающихся в процессе международного сотрудничества в таможенной сфере, представлении рекомендаций, направленных на совершенствование методов государственно-правового регулирования правового обеспечения интеграции в таможенном законодательстве.

Работа содержит 1 файл

проблемы сотрудничества России и стран СНГ в сфере таможенных правоотношений.doc

— 394.50 Кб (Скачать)

    Особенности отдельных меморандумов. Кроме обмена информацией, Меморандум указывает  еще на одну форму оказания содействия. Это наблюдение за лицами, товарами и транспортными средствами.

    Расследование как форма оказания содействия регламентируется ст. 14 Меморандума. В частности, по запросу  одной из таможенной служб другая таможенная служба может провести проверку, досмотр и начать официальное  расследование в отношении операций, которые повлекли или могут повлечь за собой нарушение таможенных законов и правил.

    Процессуальному положению экспертов и свидетелей в ходе расследования дел о  нарушениях таможенных правил посвящены  ст. 15-16 Меморандума. Фактически эти  статьи устанавливают еще одну форму содействия - запрос на участие в качестве свидетеля или эксперта и его выполнение.

    Меморандум  в ст. 17 предусматривает и исключение из взаимопомощи. Так, в помощи может быть отказано в следующих случаях: а) если выполнение запроса может нанести ущерб суверенитету, безопасности, публичному порядку и другим сферам национальных интересов государства; б) если выполнение запрос;: связано с раскрытием промышленной, коммерческой или профессиональной тайны.

    Отдельно  в Меморандуме рассмотрен вопрос о каналах взаимопомощи между соответствующими таможенными службами. Такая взаимопомощь осуществляется непосредственно двумя этими службами. Согласно ст. 21 Меморандума такими службами являются: Управление по борьбе с контрабандной и нарушениями таможенных правил ФТС России и 18-й отдел Следственного управления Ее Величества Таможенной и акцизной службы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Также ст. 18 «Каналы взаимопомощи» определяет, что обе таможенные службы могут организовывать для своих центральных и местных подразделений правоохранения и расследования прямой контакт друг с другом в целях облегчения посредством обмена информацией предупреждения, расследования и пресечения нарушения таможенных законов и правил.

    Меморандум  действует на территории РФ и территории Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.

    В целом Меморандум по своей структуре  и содержанию соответствует соглашениям между Правительством РФ и правительствами иностранных государств о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах. Однако имеются и разделы, не свойственные соглашениям, в частности такие, как «каналы взаимопомощи» и «осуществление», где устанавливаются конкретные подразделения центральных таможенных служб стран, ответственных за исполнение запросов, ведение переписки и обмен информацией. 

1.4. Протоколы между  центральными таможенными  органами о реализации  соглашений о сотрудничестве  и взаимной помощи  в таможенных делах

      В настоящее время действует немало протоколов и меморандумов, заключенных с центральными таможенными службами иностранных государств о реализации соглашений о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах:

  • Протокол между Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и Таможенной службой Федеративной Республики Германия о мерах по практической реализации Договора между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия о сотрудничестве и взаимопомощи таможенных служб от 16.12.1992 (Москва, 05.05.1997);
  • Протокол между Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и Государственной таможенной службой Украины от 24.06.1997 о реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах от 24.06.1993;
  • Меморандум между ГТК России и Таможенным департаментом при Министерстве финансов Литовской Республики от 24.02.1997 о реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 24.02.1995;
  • Протокол о намерениях между ГТК России и ГТК Республики Узбекистан от 12.10.1998 в отношении реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах.

    Центральные таможенные органы Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана подписали целый ряд протоколов в целях реализации Договора о создании Евразийского экономического сообщества от 10.10.2001.

    Юридическая сила протоколов и меморандумов одинаковая. Необходимость принятия этих актов вызывается тем, что с момента принятия межправительственных соглашений проходит определенное время (от 2 до 5 лет), которое выявляет новые проблемы в реализации соглашений и делает насущным принятие более конкретных документов, направленных на практическую реализацию соглашений.

    Содержание  протоколов и меморандумов включает: преамбулу, основной текст, состоящий от 4 (с Узбекистаном) до 12 статей (с ФРГ), подписи правомочных лиц от имени каждой из сторон, приложения, определяющие список контактных лиц таможенных служб и перечень товаров, по которым обмен информацией осуществляется по собственной инициативе.

    Цели  принятия протоколов (меморандумов) состоят  в следующем:

    - осуществление  более эффективного таможенного контроля за перемещением товаров, транспортных средств и пассажиров;

    - своевременный  обмен информацией и сведениями, способствующими совершенствованию таможенного контроля;

    - реализация  двусторонних межправительственных  соглашений о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах;

    - определение  сторонами соответствующих самостоятельных  структурных подразделений своих  центральных аппаратов, обеспечивающих  урегулирование вопросов, связанных  с реализацией межправительственных соглашений, и уполномочивание их на осуществление прямых контактов между собой;

    - быстрая  передача информации, ее письменная  форма, хотя в срочных случаях  информация может быть передана  в устной форме, но с дальнейшим  письменным подтверждением;

    - направление  запросов только в тех случаях, когда речь идет о значительных суммах пошлин, налогов и других сборов;

    - организация  двусторонних рабочих групп по  таможенным вопросам для координации работы по реализации соглашений и протоколов;

    - осуществление  мер по координации таможенного контроля и обмен информацией в соответствии с действующим национальным законодательством сторон.

    Вместе  с тем каждый из протоколов, меморандумов имеет и свои особенности. Так, особенности  российско-украинского протокола состоят в следующем:

- отсутствует  приложение с перечнем товаров,  по которым обмен информацией  осуществляется по собственной  инициативе;

- в приложении  о контактных лицах конкретно  выделены лица, ответственные:

    а) за международные вопросы;

    б) вопросы борьбы с таможенными  правонарушениями;

    в) вопросы организации таможенного  контроля;

    г) региональное сотрудничество;

    д) сотрудничество на местном уровне. Особенности российско-литовского меморандума иные:

- вопросы  по использованию метода контролируемой  поставки в каждом конкретном случае подлежат дополнительному согласованию между компетентными органами государств, ответственными за проведение таких операций;

- запрос  направляется только в случаях,  когда речь идет о суммах  пошлин, налогов и других сборов  не менее 5 тыс. долл. США. Особенности российско-узбекского протокола:

а) содержит пункт о том, что взаимные запросы направляются только в тех случаях, когда речь идет о значительных суммах пошлин, налогов и других сборов;

б) предусматривает создание постоянной двусторонней рабочей группы по таможенным вопросам.

Особенности российско-германского протокола:

а) указывается  на подробность составления информации, которая должна содержать все  необходимые документы, с тем  чтобы запрашивающая таможенная служба имела возможность оценить полученную информацию с фактической и юридической стороны;

    б) определяется, что копии документов других государственных органов (решения суда, справки), находящиеся в делах одной из таможенных служб, передаются только с согласия этих органов;

    в) устанавливается, что порядок практической реализации метода контролируемой поставки в каждом отдельном случае должен согласовываться между РТУ по БТП ГТК России (сейчас - ГУБК) в Москве и Оперативно-розыскным таможенным ведомством Таможенной службы Германии в Кельне;

    г) уточняется порядок направления запросов: только в соответствии с Договором РФ и ФРГ от 16.12.1992 (ст. 2 и п. 2 ст. 10), причем в запросах должно быть указано, проводилось ли запрашивающей стороной собственное дознание и какие были достигнуты результаты; если собственное дознание не проводилось, то должны указываться причины этого;

    д) констатируется, что сведения о физических лицах передаются лишь в тех случаях, если сторона, которая должна получить эти сведения, обеспечивает им необходимую степень защиты в соответствии со своим национальным правом и административными нормами. 

2. Организационно-правовые основы осуществления интеграции Российской Федерации и зарубежных стран в таможенной сфере.  

2.1. Организационно-правовые  формы сотрудничества  таможенных органов РФ с таможенными органами государств участников СНГ

    Соглашение  о сотрудничестве таможенных органов  государств участников СНГ было подписано главами 12 стран: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины 08.12.1991 и Грузии 09.12.1993.

    Статьей 1 Соглашения закрепляются обязательства  договаривающихся сторон образовать Содружество Независимых Государств (СНГ). К сфере их совместной деятельности, реализуемой на равноправной основе через общие координационные институты Содружества, согласно ст. 7 Соглашения относится сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, а также сотрудничество в области таможенной политики.

    В соответствии с положениями Соглашения о координационных институтах Содружества Независимых Государств (Алма-Ата, 21.12.1991) Общими координационными институтами Содружества являются следующие.

    - Совет  глав государств - высший орган  Содружества. Он рассматривает и принимает решения по основным вопросам деятельности государств-членов, находящимся в сфере их общих интересов.

    - Совет  глав правительств координирует  сотрудничество органов исполнительной власти государств-членов в экономической, социальной и других областях.

    - Координационно-консультативный  комитет - постоянный исполнительный  и координационный орган СНГ.  Он состоит из постоянных полномочных  представителей (по два от каждого  государства-члена) и координатора Комитета. Его задачами являются, в частности, разработка и представление предложений по вопросам сотрудничества в различных областях, в том числе в таможенной области.

    Исполнительный  секретарь СНГ отвечает за организационно-техническое обеспечение работы органов СНГ. В его функции входит также предварительный анализ вопросов, представляемых на рассмотрение глав государств, и правовая экспертиза проектов документов, подготавливаемых для основных органов СНГ.

    Среди других органов Содружества - Совет  министров иностранных дел, Совет министров обороны, Штаб по координации военного сотрудничества государств - членов Содружества, Экономический суд, Межгосударственный банк, Межпарламентская Ассамблея и другие.

Информация о работе Проблемы международного сотрудничества России и стран СНГ в сфере таможенных правоотношений