Проблемы международного сотрудничества России и стран СНГ в сфере таможенных правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:48, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного исследования состоит в комплексном, системном изучении отношений, складывающихся в процессе международного сотрудничества в таможенной сфере, представлении рекомендаций, направленных на совершенствование методов государственно-правового регулирования правового обеспечения интеграции в таможенном законодательстве.

Работа содержит 1 файл

проблемы сотрудничества России и стран СНГ в сфере таможенных правоотношений.doc

— 394.50 Кб (Скачать)

    2) перемещение через таможенную  границу РФ определенной категории  товаров, таких как наркотические  средства, вооружение и другие, независимо от размера;

    3) деяния, предусмотренные ч. 1,2 ст. 188 УК РФ, совершенные с рядом  квалифицирующих признаков, таких  как с использованием служебного  положения, с применением насилия  к лицу, осуществляющему таможенный контроль;

    4) деяния, предусмотренные ч. 1,2,3 ст. 188 УК РФ, совершенные организованной группой.

    Таким образом, предметом регулирования  Конвенции являются в основном административные таможенные правонарушения, имеющие  признаки контрабанды в широком  смысле. И само название Конвенции говорит о регулировании взаимного содействия только при таможенных, то есть административных правонарушениях в таможенном деле. Если исходить из смысла Конвенции, контрабанду наркотических средств и психотропных веществ тоже следует отнести к административным таможенным правонарушениям, а не к преступлениям.

    Во  второй главе определена сфера применения Конвенции. В статье 2 говорится, что  договаривающиеся стороны будут  оказывать друг другу взаимное содействие в целях предотвращения, расследования и пресечения таможенных правонарушений. При этом таможенная служба договаривающейся стороны может обратиться с просьбой о взаимном содействии в ходе любого расследования или в связи с любым административным или судебным разбирательством.

    Третья глава Конвенции устанавливает общие положения об оказании содействия. Строго целевой характер использования информации и документов, полученных в ходе взаимодействия, устанавливается в ст. 5. Статья 6 Определяет, что связь между договаривающимися сторонами осуществляется непосредственно между таможенными службами. При этом таможенные службы назначают подразделения или официальных лиц, ответственных за такую связь.

    Письменная  форма запроса, а также необходимость  дополнительных сведений и документов, которые могут ускорить выполнение запроса, определяются ст. 7. Но также п. 4 ст. 7 предусматривает и устную форму запроса, если запрос является срочным, однако с дальнейшим письменным подтверждением.

    Особый  интерес представляет Приложение X к Конвенции "Помощь в борьбе с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ", которое включает в себя следующие разделы:

    1. Обмен информацией между таможенными  службами по их собственной  инициативе.

    2. Помощь по запросу, относящаяся  к наблюдению.

    3.  Расследования по запросу от имени другой Договаривающейся Стороны.

    4. Действия таможенных служащих  одной Договаривающейся Стороны  на территории другой Договаривающейся  Стороны.

    5. Накопление информации.

    6. Центральная справочная картотека,  часть I: Лица.

    7. Центральная справочная картотека, часть II: Методы.

    8. Центральная справочная картотека,  часть III: Суда, причастные к контрабанде.

    Таким образом, согласно разделам приложения предусмотрены следующие виды взаимодействия между таможенными службами различных  стран:

    1) обмен информацией по собственной  инициативе;

    2) наблюдение по запросу;

    3) расследование по запросу;

    4) действия таможенных служащих  одной стороны на территории другой стороны;

    5)  накопление и использование информации, в том числе из центральной  справочной картотеки.

    Соглашение  о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между  Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны (Корфу, 24.06.1994). Соглашение о партнерстве  и сотрудничестве вступило в силу для Российской Федерации 1 декабря 1997 г. Оно действует во взаимоотношениях таможенных органов РФ и государств - членов Европейского сообщества. Данное соглашение было подписано РФ и Королевством Бельгия, Королевством Дания, Федеративной Республикой Германия, Греческой Республикой, Королевством Испания, Французской Республикой, Ирландией, Итальянской Республикой, Великим Герцогством Люксембург, Королевством Нидерландов, Португальской Республикой, Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии.

    Целью сотрудничества в области таможенного  дела является достижение совместимости  таможенных систем сторон. Соглашение регулирует различные сферы сотрудничества: экономическое, таможенное, в области  законодательства, по предотвращению противоправной деятельности, культурное и финансовое сотрудничество. Пункт 3 ст. 78 «Таможенное дело» Соглашения содержит ссылку на положение Протокола 2 «О взаимном административном содействии в целях надлежащего применения таможенного законодательства».

    Данный  Протокол состоит из 14 статей. Стороны  в пределах их компетенции оказывают  друг другу содействие в обеспечении  правильного применения таможенного  законодательства, в особенности на основе предупреждения, обнаружения и расследования случаев нарушения данного законодательства (ст. 2 «Сфера применения»).

    Протокол  предусматривает два вида содействия - содействие по запросу и содействие без предварительного запроса. Установлено  две формы запроса - письменная и  устная. Устные запросы связаны со срочностью и требуют дальнейших письменных подтверждений (ст. 5 Протокола 2).

    Запросы исполняются в соответствии с  законами и правилами запрашиваемой  стороны. Запрашиваемый орган действует  в рамках своей компетенции и  имеющихся в его распоряжении средств, как если бы он выступал от своего имени или по запросу другого органа данной стороны. Должностные лица запрашивающей стороны могут при согласии запрашиваемой стороны присутствовать при проведении расследования на ее территории.

    Помимо  полного исполнения запросов предусмотрена возможность его частичного исполнения, исполнения при некоторых условиях, а также возможность полного отказа от оказания содействия (ст. 8 Протокола). В процессе передачи и приема сведений сторонами должны быть обеспечены меры по защите информации. На любую информацию, полученную согласно Протоколу, распространяется служебный режим секретности. Исполнение запросов, в соответствии со ст. 13 Протокола, возлагается на центральные таможенные органы РФ, с одной стороны, и компетентную службу Комиссии Европейских сообществ и таможенные органы государств-членов, с другой стороны.

    Важно подчеркнуть, что Протокол дополняет, а не затрудняет применение любого соглашения о взаимном содействии. Протокол также не исключает более  широкое взаимное содействие, которое устанавливается в рамках уже заключенных или могущих быть заключенными в будущем подобных соглашений (ст. 14). Имеются в виду двусторонние соглашения между РФ с некоторыми государствами - членами Европейских сообществ, которые конкретизируют взаимодействие и оказание помощи в таможенных делах.

    В настоящее время из стран - членов Европейских сообществ двусторонние соглашения о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах заключены  РФ с Данией, ФРГ, Францией, Испанией, Италией, Королевством Нидерландов, Великобританией (на уровне таможенных служб). Взаимодействие же с такими странами, как Бельгия, Ирландия, Люксембург, Португалия, осуществляется только в рамках Европейского Соглашения.

    Одной из форм международного сотрудничества в рассматриваемой сфере являются двусторонние межправительственные соглашения в таможенной сфере.

    Подобные  соглашения способствуют более эффективному решению стоящих перед таможенными органами РФ задач, в том числе борьбе с контрабандой, нарушениями таможенных правил, проведению таможенных расследований и т. д. Межправительственные соглашения являются той нормативной базой, на основе которой таможенные органы РФ могут получать документы и иную информацию от таможенных служб иностранных государств.

    Российская  Федерация заключила межправительственные соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах с Великобританией, Данией, Швецией, Норвегией, Финляндией, Литвой, Чехией, Словенией, Польшей, Болгарией, Германией, США, Китаем, Монголией, Южной Кореей, Югославией, Индией, Израилем, государствами - участниками СНГ. В межправительственных соглашениях о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах устанавливаются предметы, формы и порядок сотрудничества, а также определяется организационный механизм его осуществления.

    Регулирование отношений по взаимодействию в таможенной сфере с помощью двусторонних договоров имеет тенденцию к  увеличению. Соглашения имеют следующую  структуру: преамбула, текст, приложение. Текст соглашений, как правило, включает следующие разделы: определение терминов, сфера применения, формы сотрудничества и взаимопомощи, организация расследования, контролируемая поставка, форма и содержание запроса, конфиденциальность и использование полученной информации, исключения из обязательств о взаимопомощи, расходы, выполнение договора, территориальное действие договора, дополняемость, ратификация, вступление в силу и прекращение действия. Разделы текста двусторонних соглашений разрабатываются с учетом многосторонних соглашений и повторяют их разделы.

    Двусторонние  соглашения широко используются для  регулирования взаимодействия таможенных органов РФ и зарубежных стран  по всем основным вопросам таможенного  дела, являясь основными правовыми  актами, в рамках которых осуществляется сотрудничество. В качестве примера проанализируем и сравним: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о взаимной административной помощи в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных нарушений и Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Дания сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах.

    Соглашение  между Правительством Российской Федерации  и Правительством Французской Республики было заключено в Москве 31 октября 1997 года. Оно включает 16 статей. Статья 2 определяет цели взаимной помощи: предотвращение, расследование и пресечение нарушений таможенного законодательства. Помощь осуществляется в соответствии с таможенным законодательством, действующим на территории государства запрашиваемой службы, и в пределах компетенции этой таможенной службы. Таким образом, соглашение представляет собой основу для оказания помощи, но внутреннее законодательство запрашиваемой стороны может повлиять на выполнение запроса. Соответственно, при подготовке запроса необходимо опираться не только на Соглашение, но и на внутреннее таможенное законодательство запрашиваемой стороны.

    Соглашение  предусматривает взаимное предоставление информации: по собственной инициативе, по письменному запросу или в условиях чрезвычайной ситуации устному запросу.

    Соглашение  регулирует проведение расследования  по запросу. Запрашиваемая таможенная служба проводит расследование, как  если бы она выступала от своего имени или по просьбе других органов своего государства.

    Для обмена информацией таможенные службы могут устанавливать прямые связи  между своими подразделениями, уполномоченными вести действия по предотвращению, расследованию и пресечению таможенных нарушений.

    Соглашением установлен режим конфиденциальности полученных сведений, сообщений и документов, причем режим тождественен режиму, предусмотренному для собственной информации аналогичного характера и содержания запрашивающей стороны.

    Полученные  сведения и документы могут быть использованы в качестве доказательств в протоколах, актах, записях свидетельских показаний, а также в ходе судебных и административных разбирательств. Доказательственная сила таких сведений и документов определяется в соответствии с национальным законодательством.

    Соглашение  предусматривает также создание смешанном комиссии, составленной из представителей обеих таможенных служб, которые уполномочиваются рассматривать вопросы, связанные с применением Соглашения. Эта комиссия собирается по мере необходимости поочередно на территории РФ и Французской Республики.

    Соглашение  между Правительством Российской Федерации  и Правительством Королевства Дания  о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах (Копенгаген, 13.08.1997) по характеру сотрудничества и взаимопомощи, а также по их регламентации отличается в принципе от аналогичного Соглашения с Францией. Имеются различия между ними формального характера. Так, хотя Соглашение РФ с Данией, на первый взгляд, имеет более общий характер по названию, имея в виду помощь и сотрудничество в таможенных делах вообще, а Соглашение РФ с Францией более конкретно называет своим предметом только административную помощь в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных нарушений, по содержанию они тем не менее не отличаются друг от друга. Наоборот, Соглашение РФ и Франции регулирует не только взаимопомощь в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных нарушений, что следует из названия, но и другие аспекты таможенного дела. Соглашение же РФ с Данией не ограничено в своем названии оказанием взаимной помощи в предотвращении, расследовании и пресечении нарушений таможенного законодательства, что реально отражено в его содержании, но оно охватывает также такие аспекты таможенного дела, как правоохранительная деятельность таможенных органов, борьба с контрабандой, нарушениями таможенных правил, информирование, консультирование, таможенные платежи и др.

Информация о работе Проблемы международного сотрудничества России и стран СНГ в сфере таможенных правоотношений