Значение таможенно-тарифного регулирования для развития современной международной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 13:56, автореферат

Описание работы

В течение последних двух десятилетий в процессе либерализации международной торговли значительно снизился общий уровень таможенных пошлин и увеличилась доля беспошлинных позиций в национальных тарифах, получила широкое распространение новая универсальная внешнеторговая товарная номенклатура и практика заключения региональных соглашений с преференциальным таможенно-тарифным режимом для их участников, осуществлено преобразование основных многосторонних организаций в области регулирования торговли, сопровождавшееся предоставлением им больших функций и вызвавшее увеличение числа стран-членов.

Работа содержит 1 файл

Автореферат_Ильин.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

      Вместе  с тем острый конфликт между развивающимися странами, фактически получающими ограниченный доступ на внешние рынки, несмотря на тарифную либерализацию торговли, и развитыми странами, который осложнял все последние годы переговоры членов ВТО, свидетельствует о сокращении возможностей дальнейшего согласования уступок при большем числе и диапазоне интересов участников переговоров. Последнее побуждает обе группы стран к заключению преференциальных торговых соглашений на региональном уровне.

      Договоренности  в области секторальной либерализации  привели к отмене пошлин (1) на гражданскую авиатехнику (одно из немногих соглашений ВТО с добровольным участием); (2) на компьютеры, телекоммуникационное оборудование, полупроводники и оборудование по их производству, компьютерные программы и научные приборы, а также (3) к необложению пошлинами товаров, торговля которыми поддается преобразованию в цифровой формат и которые могут быть доставлены покупателю электронным способом.

      Подробно  анализируется "Соглашение по применению статьи VП ГАТТ 1994" о методе оценки товаров в таможенных целях, поскольку эта оценка считается одной из самых сложных процедур в международной таможенной практике, и от метода оценки зависит величина таможенной пошлины (может вести к усилению протекционистской защиты внутреннего рынка). Обращено внимание на Решение относительно случаев, где таможенная администрация имеет причины сомневаться в правильности или точности декларированной стоимости (дает таможенным органам дополнительные права для обеспечения объективности данных декларации и накладывает на них определенные обязательства в соответствии со статьей VII ГАТТ).

      Рассмотрено и впервые заключенное в области регулирования международной торговли Соглашение по правилам происхождения, которое также ориентировано на более точное таможенное обложение в связи с тем, что большое развитие получили международное производственное кооперирование, усложнившее определение страны основного производителя товара, региональные преференциальные соглашения, дающие поставщикам из стран-участниц таких соглашений тарифные льготы, и кумулятивный подход к определению последних.

      Деятельность  Совета таможенного сотрудничества/Всемирной таможенной организации (СТС/ВТО) вносит существенный вклад в совершенствование административно-технического управления международной торговлей, дополняя тем самым деятельность ВТО в области либерализации товарооборота и гармонизации тарифов. Косвенно об этом свидетельствует постоянный рост ее членов (17 при создании и более 160 в настоящее время).

      Отмечаются  два противоречивых процесса. С одной  стороны, либерализация торговли на основе многосторонних, региональных и двусторонних соглашений упрощает процедуру таможенного оформления грузов и сокращает число используемых товаросопроводительных документов, а с другой – с ростом масштабов товарооборота и увеличением в нем доли обработанной продукции (достигает в настоящее время 75% против менее 50% в середине прошлого века), особенно технически сложной, дорогостоящей и опасной, оформление пропуска товаров через границу становится более обременительным.

      Кроме того, в мировой торговле повышается доля внутрифирменных поставок ТНК, осложняющих определение уровня пошлин, а либерализация международной торговли побуждает криминальные круги к поставке за границу контрабандных и контрафактных товаров, что требует усиления противодействия со стороны таможенных органов и контроля за соблюдением правил пропуска товаров через границу, в том числе и обложения пошлинами одних и тех же товаров разного происхождения, а также поставляемых по конкурентным или трансфертным ценам.

      Наконец, под влиянием глобализации усиливается  взаимодействие таможенных служб в  интересах как содействия расширению торговли, так и более эффективной борьбы с правонарушениями ее участников. Это стимулирует страны к развитию новых направлений деятельности таможенных органов, созданию дополнительных административных подразделений и разработке соответствующих документов.

      Подробно  анализируются основные конвенции  Организации, прежде всего подписанные  при ее создании - по таможенной номенклатуре и по оценке товаров в таможенных целях, в частности, две конвенции  по таможенной номенклатуре - Брюссельская (1959 г.) и Гармонизированная система описания и кодирования товаров (1988 г.), а также более поздние - об упрощении и гармонизации таможенных процедур ("Киотская") и о временном ввозе ("Стамбульская", заменившая ряд прежних аналогичных документов по отдельным группам товаров).

      Большое внимание уделяется деятельности СТС/ВТО по борьбе с таможенными правонарушениями, особенно с массовыми их видами ("отмывание" денег, нелегальная перевозка оружия, ядерных материалов и вредных отходов, нанесение ущерба владельцам интеллектуальной собственности и культурных ценностей, противозаконный ввоз редких животных и растений), а также налаживанию международного сотрудничества в этой области. Рассматриваются соответствующие мероприятия: принятие Международной конвенции о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (вступила в силу в 1980 г.) и создание Комитета по мерам пресечения (1983 г.), который разрабатывает программы борьбы с определенными видами таможенных правонарушений, осуществляет сбор криминальной информации, анализирует ее и дает рекомендации по технике противодействия. Россия присоединилась к Конвенции в 1994 г., а в Москве действует региональный центр связи СТС/ВТО по правоохранительной деятельности.

      После образования Всемирной таможенной организации борьба с правонарушениями значительно усилилась. В частности, в июне 2002 г. принята Конвенция о взаимной административной помощи в таможенном деле (имеется ввиду обмен информацией, в том числе заблаговременное сообщение о прибытии подозрительных грузов) и об оказании технической поддержки в целях совершенствования методов контроля и противодействия организованной преступности, а в июне 2004 г. одобрено решение о создании в Секретариате специального подразделения для координации деятельности стран-членов по вопросам безопасности. В целом отмечается существенно возросшее значение таможенных служб в таких областях, как гарантирование безопасности международных товаропотоков, борьба с коррупцией, незаконным оборотом наркотиков и терроризмом.

     В третьей главе рассматриваются наиболее распространенные в мировой торговой практике преференциальные таможенно-тарифные режимы -  ОСП, двусторонние преференциальные торговые соглашения и региональные интеграционные группировки.   Указанные международные договоренности формально противоречат РНБ, однако ВТО допускает соответствующие изъятия из этого принципа. Тем или иным льготным режимом во внешней торговле пользуется большинство государств, чьи импортные таможенные тарифы содержат преференциальные ставки пошлин в отношении  товаров, ввозимых из определенных стран. В последнее время наблюдается активизация процесса предоставления преференций на двусторонней или региональной основе.

      ОСП представляет собой систему односторонних (невзаимных) тарифных льгот на товары, вывозимые развивающимися государствами в развитые страны. Этот механизм был создан 40 лет назад под эгидой ЮНКТАД чтобы способствовать экспорту освободившимися от колониальной зависимости государствами готовой продукции и полуфабрикатов на рынки развитых стран, делая их товары более конкурентоспособными. Такой режим отвечал и интересам развитых стран, учитывая начинающие складываться  глобальные взаимозависимости в мировом хозяйстве.

      В соответствии с ОСП каждая развитая страна-донор индивидуально определяет объем тарифных преференций: круг стран-бенефициаров и товарные позиции, на которые эти льготы распространяются, а также уровень снижения  пошлин или их  отмену. В частности, развитые страны исключили из ОСП большинство сельскохозяйственных и ряд промышленных товаров, внутренние рынки которых особенно чувствительны к иностранной конкуренции. Важными в функционировании ОСП являются правила определения происхождения товара, устанавливающие возможность  получения преференций (страны-доноры пошли по пути их гармонизации и унификации). Нередко эти правила используются чтобы ограничить импорт на преференциальных условиях.

      Крупнейшими донорами ОСП являются страны ЕС, которые  одни из первых предоставили тарифные льготы развивающимся странам, а также США и Япония. Отмечается, что Россия является как донором, так и бенефициаром ОСП.

      В целом ОСП имела наибольший эффект в первое десятилетие своего функционирования, однако затем под различными предлогами произошло сужение сферы ее воздействия.

      Двусторонние  преференциальные торговые соглашения предусматривают взаимные таможенно-тарифные льготы в торговле договаривающихся государств. На рубеже ХХ и XXI веков заключение двусторонних торговых преференциальных соглашений резко активизировалось. Сейчас, по оценкам ВТО, насчитывается свыше 400 действующих или же подписанных, но еще не вступивших в силу региональных торговых соглашений, а также соглашений, по которым ведутся переговоры.

      Распространению преференциальной торговли на двусторонней основе благоприятствуют два фактора: договоренности о либерализации товарообмена между двумя странами достигается быстрее, чем при многосторонних торговых переговорах, и при создании зоны свободной торговли не требуется формирование наднациональных институтов и выработка единой торговой политики.

      В последнее время двусторонние соглашения о привилегированном партнерстве  предусматривают в основном  создание зон свободной торговли. Они устанавливают  полную или почти полную либерализацию торговли, оговаривая сроки реализации договоренностей и иногда ограничения в отношении отдельных групп товаров. Такого рода соглашения позволяют их участникам в относительно короткие сроки либерализовать взаимную торговлю, пользоваться преимуществами беспошлинной торговли и интеграционного взаимодействия. В результате такая форма соглашений  может рассматриваться в качестве переходной на пути к достижению либерализации трансграничного движения товаров во всем мире. Заключая и используя их, страны-участницы приобретают  опыт осуществления свободной трансграничной торговли.

      Тарифная  деятельность на региональном уровне прослеживается на примере Европейского Союза – крупнейшего интеграционного  объединения в мире (с 1 января 2007 г. включает 27 стран) и главного торгово-экономического партнера России.

      Проанализированы  сущность и цели таможенного союза, ставшего фундаментом дальнейшего  развития интеграции в объединенной Европе (к настоящему времени в ЕС, помимо таможенного, создан экономический и валютный союз), компетенция органов этого объединения в вопросах тарифной политики, основные ее инструменты и направления.

      Подробно  охарактеризован Единый таможенный тариф (ЕТТ) – важнейший инструмент деятельности ЕС в данной сфере. Либерализация  международной торговли в ГАТТ/ВТО,  проводимая на протяжении последних десятилетий, привела к значительному снижению первоначально установленных ставок ЕТТ. В 2006 г., по данным Еврокомиссии, среднеарифметический уровень по всем товарам равнялся 6,9%, в том числе по несельскохозяйственным – 4,0%, а по сельскохозяйственным – 18,4%.

      Более трети  тарифных позиций ЕТТ предусматривают  беспошлинный ввоз или обложение  ввозимых в ЕС товаров по ставкам, не превышающим 2,0%. Нулевые ставки применяются, в частности, к рудам, изделиям из олова, древесной массе, фармацевтическим товарам, книжной продукции и газетам, гражданским самолетам. Максимальные ставки (в пересчете на адвалорные пошлины) составляют для живой домашней птицы, ананасового сока, замороженной говядины и отдельных видов хлебопекарной муки от 167 до 428%. Приводятся примеры относительно высоких ставок ЕТТ, применяемых к импорту  в ЕС некоторых промышленных товаров из России.

      Констатируется, что тарифные преференции активно  используются ЕС, на односторонней  и двусторонней основе, прежде всего в отношениях с развивающимися странами, для которых взимание стандартных ставок  ЕТТ во многих случаях  является фактором, существенно снижающим конкурентоспособность  их продукции на европейском рынке. На страны ЕС приходится порядка одной  пятой экспорта развивающихся стран. ЕС – крупнейший  в мире импортер их сельскохозяйственных товаров: покупает больше таких товаров, чем США, Канада и Япония вместе взятые.

      В целях повышения своего влияния  в развивающихся странах ЕС стал одним из первых доноров ОСП ООН (практикует с 1971 г.). Получателями общих преференций, предоставляемых ЕС в одностороннем порядке, являются около 140 стран, включая Россию (с 1993 г.).

      Раскрыт подход ЕС к таким пересмотрам его схемы ОСП: наряду с расширением льгот для наименее развитых стран, элементами упрощения и большей предсказуемости, обычно сохраняются разного рода оговорки, дающие ЕС возможность не распространять преференциальный режим  на отдельные товары и страны, чья растущая конкурентоспособность может представить угрозу для  европейских производителей. Под этим углом зрения проанализирована схема общих преференций ЕС на 2006-2008 гг.

      Особое  внимание уделено  продолжающемуся  формированию вокруг европейского ядра обширной сети зон преференциальной торговли с разной степенью тарифной либерализации. Отмечена тенденция проведения двусторонних переговоров  по этим вопросам с региональными объединениями развивающихся стран (например, с Меркосур и Советом  сотрудничества стран Персидского залива). В цели  соглашений включаются положения о содействии развитию региональной интеграции внутри соответствующих групп стран.

Информация о работе Значение таможенно-тарифного регулирования для развития современной международной торговли