Антиинфляционная политика и ее основные методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование антиинфляционной политики, определение ее основных методов.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность инфляции, ее причины и последствия;
рассмотреть классические методы антиинфляционной политики;
обозначить особенности борьбы с инфляцией в Республике Беларусь.
Объектом исследования данной курсовой работы являются инфляционные процессы. Предметом исследования курсовой работы являются методы антиинфляционной политики.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3
1. Экономическая сущность и последствия инфляции ………………………6
2. Классические методы антиинфляционной политики…………………….18
3. Методы регулирования инфляции в Республике Беларусь………………30
Заключение……………………………………………………………………..42
Список использованных источников ………………………………………...45

Работа содержит 1 файл

курсовая Антиинфляционная политика.doc

— 382.00 Кб (Скачать)
  • операции на открытом рынке ценных бумаг. Предполагают, с одной стороны, покупку и продажу государственных облигаций национальным банком, с другой стороны – коммерческими банками, организациями и населением. Покупая ценные бумаги, банк увеличивает денежную базу, продавая - сокращает ее. Однако использование этого метода ограниченно, так как при значительном увеличении массы государственных облигаций растет государственный долг, что приводит к некоторым отрицательным последствиям, в том числе, связанным с нестабильностью национальной валюты и инфляции. Широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг;
  • норма обязательного резервирования. Обязательные резервы – это та часть суммы депозитов, которую коммерческие банки обязаны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке. Чем норма выше, тем меньше кредитов могут предоставлять коммерческие банки, и это ограничивает количество находящихся в обращении денег. Снижение нормы резервов действует в обратном направлении.

        Чрезмерное повышение нормы обязательных резервов чревато снижением деловой активности банков, невозможностью эффективного использования привлеченных ресурсов, что, в свою очередь, является тормозом развития банковской системы и может привести к ее кризису.

        Значительное уменьшение нормы резервов может привести к резкому увеличению денежной массы и, как следствию, росту уровня цен, то есть росту темпов инфляции;

  • валютная политика (валютное регулирование);
  • таргетирование инфляции – установление целевых показателей. Получило в последние 5-6 лет большое распространение как метод регулирования национального финансового рынка: в настоящее время таргетирование инфляции применяют около 21 стран (8 развитых и 13 развивающихся). Таргетирование инфляции предусматривает непосредственное следование целевым показателям инфляции;
  • политика процентной ставки (учетной ставки, ставки рефинансирования), под которую национальный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Когда национальный банк снижает ставку рефинансирования, он уменьшает издержки коммерческих банков, что поощряет банки к получению кредитов. Получение же кредитов коммерческими банками увеличивает количество имеющихся у них свободных средств. Банки начинают активнее выдавать кредиты организациям и частным лицам, что увеличивает денежную массу в целом. Повышая процентную ставку, национальный банк меньше стимулирует банки к выдаче кредитов, что уменьшает денежную массу;
  • контроль над денежной эмиссией. Она должна производиться по трем каналам: кредитование государства, хозяйства и под прирост золотовалютных резервов. Эмиссия денег должна проходить в определенных рамках и должна жестко контролироваться. Уменьшение денежной массы уменьшает совокупный спрос, что приводит к последующему уменьшению совокупного предложения и краху экономики. Избыточная эмиссия денег приводит к значительному увеличению денежной массы, что, в свою очередь, вызывает рост совокупного спроса и, как следствие, рост уровня цен, так как экономические субъекты не в состоянии в течение короткого промежутка времени увеличить предложение.

    Приведенные выше инструменты борьбы с инфляцией могут быть использованы  государством для борьбы с инфляцией, но ошибочно полагать, что монетарные инструменты – это единственный способ влияния на инфляцию. Объем денежной массы, конечно, влияет на инфляционные процессы, но его влияние не безгранично. Нельзя бороться с инфляцией только путем сжатия денежной массы [20, с.58-59].

    Монетарные методы воздействия на инфляцию могут быть действенными только в условиях сбалансированной экономики, когда изменение денежного предложения затрагивает по цепочке производственных связей весь хозяйственный комплекс.

    На уровень инфляции, кроме размеров денежной массы, бюджетного дефицита и государственного долга, очень сильно влияет реальное состояние экономики. Поэтому стратегия экономического роста при инфляции издержек может в значительной степени  помочь «победить» инфляцию.

    Особое место в антиинфляционной политике принадлежит банковской системе. Являясь институтом обмена, банк стал тем единственным  каналом, по которому денежные средства перетекают в хозяйственный оборот. Будучи участником кредитных отношений, банк неизбежно преобразует деньги в капитал, осуществляет его прилив из одной отрасли, одного региона в другие отрасли национального хозяйства и регионы страны. Банковская система должна быть связана с реальным сектором экономики, чтобы она могла оказывать реальное влияние на динамику производства.

    Налоговая система также может стать сильным инструментом антиинфляционной политики. С помощью налогов можно ограничить рост заработной платы, что может быть особенно актуальным в случае инфляции заработной платы. Для этого достаточно ввести прогрессивную шкалу налогообложения физических лиц. Тогда, по мере роста доходов населения, растет и доля изымаемых налогов. Происходит рост начислений, но  уровень реальной зарплаты не возрастает. Однако в некоторых случаях это может привести переходу большой части работников на укороченный рабочий день и появлению большого количества незаконных заработков, что может значительно снизить эффективность экономики.

     В целом возможности использования налогов в качестве антиинфляционного фактора ограничены. Увеличение налогов может привести к падению производительности производства из-за снижения стимулов к предпринимательской деятельности. В некоторых случаях производители компенсируют повышение налоговых ставок повышением цен. Если это возможно в данной экономической ситуации, то повышение налогов становится инфляционным фактором.

    Иногда в качестве альтернативы чисто монетарным методам борьбы с инфляцией предлагают так называемую политику цен и доходов. Ее суть состоит в том, что правительство замораживает цены и номинальные доходы, либо ограничивает рост денежной зарплаты ростом средней (по стране) производительности труда, а рост цен – ростом расходов на оплату труда.

    Когда в стране инфляция достигает таких размеров, что грозит перерасти в гиперинфляцию, выбор правительства имеется только в отношении того как сокращать темп роста денежной массы: резко («шоковая терапия») или постепенно (градуировано). Эта дилемма решается по-разному в зависимости от социально-экономической обстановки в стране. Достоинством шоковой терапии считают то, что при ее последовательном проведении у экономических субъектов возникает доверие относительно намерений правительства и их инфляционные ожидания снижаются, следовательно инфляция пойдет на убыль. Издержками «шоковой терапии» является резкое сокращение объема производства и занятости. Наиболее ярким примером «шоковой терапии» служит экономическая политика, проводимая в Польше с конца 1989 г., которая была основана на допуске свободного ценообразования при временном замораживании заработной платы. В итоге за короткий период к началу 1990 г. Польша избавилась от товарного дефицита, но после восьмикратного роста цен произошло замедление темпов инфляции. Таким образом, стабилизация обошлась дорого — жизненный уровень населения снизился почти вдвое, а безработица осенью 1990 г, достигла 10%. С. Никитин считает, что «среди республик бывшего СССР удачными примерами «шоковой терапии» антиинфляционную политику, проводимую с середины 1992 г. в Эстонии, Латвии. Введя собственную валюту, эти страны защитили себя от влияния инфляционных процессов в странах рублевой зоны. Одновременно была осуществлена либерализация цен, ликвидировано большинство субсидий и дотаций, бюджетный дефицит был сведен к минимуму (1-1,5%)» [15,с.19].

    Одним из вариантов «шоковой терапии» является проведение предваряющей либерализацию цен (или совмещение с ней) денежной реформы конфискационного типа с последующим проведением жесткой монетарной политики. Реформы такого типа предполагают проведение обмена старых денег на новые в определенном соотношении без изменения номинального уровня доходов и цен. При этом на суммы подлежащих обмену старых денег нередко накладываются определенные ограничения, иногда дифференцированные для различных экономических субъектов.

    Реформы конфискационного типа могут оказаться полезными при переходе от подавленной к открытой инфляции. В этом случае конфискационная денежная реформа выравнивает номинальную массу новых денег по сложившемуся уровню реальных доходов. Такого рода денежная реформа может оказаться эффективной в долгосрочном аспекте при условии одновременного изменения денежной и кредитной политики в сторону ее ужесточения.

    При проведении политики постепенного снижения темпов роста денежной массы – градуирования – инфляционные ожидания порождают инфляционную инерцию - прошлая инфляция рождает будущую. Одним из факторов, порождающих инфляционную инерцию, является индексация денежных доходов, которая часто ассоциируется с защитой от инфляции, хотя на деле провоцирует ускорение роста денежной массы и самой инфляции.

   Необходимой составляющей антиинфляционной политики, направленной на предотвращение гиперинфляции, является снижение темпа прироста денежной массы, приводящее к спаду производства и сокращению занятости. Выбор между «шоковой терапией» и градуированием осуществляется в зависимости от конкретной социально-экономической ситуации в стране. В условиях высокой инфляции перед правительством стоят две главные задачи: не допустить глубокого спада производства и защитить население от обнищания.

    Использование немонетарных инструментов – это эффективный метод борьбы с инфляцией, так как таким образом правительство активно влияет непосредственно на состояние экономики. Однако использование этих инструментов вне связи с монетарными не будет эффективным.

    С целью предотвращения инфляции или смягчения ее последствий государство проводит на разных стадиях инфляционного процесса антиинфляционную политику. Она будет эффективна лишь в случае воздействия на причины и механизм инфляции. С этой точки зрения политику государства, осуществляющего компенсационные выплаты, надбавки, административный контроль за ценами, нельзя в полном смысле назвать антиинфляционной, так как она касается лишь последствий инфляции и не может устранить ее причины. 
    Во всем мире на практике разработан и апробирован комплекс мер антиинфляционного регулирования как на долгосрочную перспективу (антиинфляционная стратегия), так и на короткий отрезок времени (антиинфляционная тактика). Для успешной реализации долгосрочной стратегии необходимо правительство, пользующееся доверием большинства граждан и твердо придерживающееся курса на подавление инфляции. Большое значение для обуздания инфляции имеет правильная долгосрочная денежная политика, направленная на введение жестких ограничений роста денежной массы, независимо от состояния бюджета, уровня безработицы и т.д.

   Национальная антиинфляционная стратегия должна быть построена так, чтобы свести к минимуму воздействие на экономику со стороны внешних инфляционных импульсов. Особенно это связано с перемещением через границы краткосрочных капиталов, что отражается в сальдо платежного баланса. Если страна получила прилив капиталов из-за рубежа, то сальдо платежного баланса положительное. Часть этих капиталов проникает в банковскую систему, переводится в национальную валюту и превращается в краткосрочные кредиты, увеличивая деньги в экономике [25, с. 400].

    Другая часть капиталов может поступить к правительству, которое берет кредиты за границей, отправляя туда свои облигации. В обоих случаях возникают инфляционные эффекты. Их можно устранить, если национальный банк расширит объем продаж государственных ценных бумаг (операции на открытом рынке), чтобы уменьшить возросшую денежную массу и переправить определенную ее часть в централизованные резервы. Таковы основные черты антиинфляционной стратегии, результаты которой экономика почувствует по прошествии длительного периода времени.

    Когда инфляционная обстановка нетерпима, требуется мобилизовать тактический, быстродействующий потенциал антиинфляционного регулирования. Эти методы не рассчитаны на устранение причин инфляции, демонтаж ее механизмов, они носят чрезвычайный характер и направлены на ослабление инфляции, резервы краткосрочного регулирования не безграничны и не могут заменить антиинфляционную стратегию.

    Антиинфляционная тактика даст максимальный результат, воздействуя на инфляционный разрыв между спросом и предложением, если она поможет увеличить предложение без соответствующего повышения спроса, либо будет способствовать снижению текущего спроса без соответствующего    падения  предложения.    Любые   другие противоинфляционные мероприятия принесут меньший эффект.

        Государство в столкновении возникающих  в результате инфляции противоречий далеко не всегда способно действовать в интересах всего общества или большинства населения: у него имеются свои собственные политические, экономические и социальные интересы, не говоря о том, что государственный аппарат в любом обществе проводит определенную классовую и социальную политику, которая, как показывает практика реформ, часто не считалась с интересами основной массы населения.

    Государство, с одной стороны, заинтересовано в снижении инфляции, так как это усиливает сбалансированность экономики, создает более прогнозируемую для предпринимательства ситуацию на рынке, ослабляет социальные противоречия в обществе. В тоже время оно теряет часть инфляционных доходов и вынуждено искать дополнительные их источники – повышать прямые налоги либо сокращать расходы государственного бюджета. А это связано с изменением законодательства, рассмотрением проектов новых законов.

      В каждый отдельный период правительство любой страны при намерении проводить антиинфляционную политику связано определенными ограничениями объективного характера. Оно не свободно в выборе антиинфляционных мер. Более доступны те из них, которые относятся к применению различных инструментов денежной, кредитной, бюджетной, налоговой, таможенной политики и ограничивают расширение конечного спроса. Труднее активизировать факторы, способные привести к расширению производства и поставок на внутренний рынок товаров и услуг – увеличить инвестиции и поднять их эффективность, осуществить структурную перестройку производства, активизировать инновационную деятельность и др. Для этого требуется большее время и достижение некоторого минимального уровня макроэкономической сбалансированности пропорций воспроизводства.

Информация о работе Антиинфляционная политика и ее основные методы