Антиинфляционная политика и ее основные методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование антиинфляционной политики, определение ее основных методов.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность инфляции, ее причины и последствия;
рассмотреть классические методы антиинфляционной политики;
обозначить особенности борьбы с инфляцией в Республике Беларусь.
Объектом исследования данной курсовой работы являются инфляционные процессы. Предметом исследования курсовой работы являются методы антиинфляционной политики.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3
1. Экономическая сущность и последствия инфляции ………………………6
2. Классические методы антиинфляционной политики…………………….18
3. Методы регулирования инфляции в Республике Беларусь………………30
Заключение……………………………………………………………………..42
Список использованных источников ………………………………………...45

Работа содержит 1 файл

курсовая Антиинфляционная политика.doc

— 382.00 Кб (Скачать)

   Сегодня антиинфляционная политика смещена в плоскость ограничения инфляции путем усиления государственного контроля за ростом цен, денежно-кредитного регулирования и ограничительной бюджетной политики.

    Таким образом, для борьбы с  инфляцией важно помнить, что инфляция – это многофакторное явление, требующее особого подхода. Для борьбы с инфляцией требуется составить стратегию, построенную на поэтапном проведении мер, направленных на регулирование инфляции.

  

 

3. МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ  ИНФЛЯЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ

БЕЛАРУСЬ 

      В экономиках с формирующимися рынками необходимым является наличие со стороны государства действий компенсационного типа, поддерживающих макроэкономическую сбалансированность и минимизирующих инфляцию. Причем эти меры должны не только целенаправленно восполнять «незрелость» рыночных механизмов переходной экономики, но и перекрывать дефицит потенциала системной устойчивости, так как в ином случае система будет сохранять разбалансированность.

    Стратегической целью антиинфляционной политики в переходных экономиках вообще и в Республике Беларусь, в частности, является достижение и поддержание таких значений инфляции, которые позволят осуществлять структурные преобразования, не приводя к нежелательному снижению темпов экономического развития [26, с.608].

      Целью антиинфляционной политики государства должно стать не подавление инфляции любой ценой,  а управление инфляционным процессом рыночными и государственными методами в интересах подъема национального производства и обеспечения экономической безопасности страны и народа. Небольшая инфляция увеличивает  платежеспособный спрос и  тем самым стимулирует экономический рост.

    Для Республики Беларусь учет  данного подхода к специфике  инфляции означает следующее:

  • в Республике Беларусь, как в стране с транзитивной экономикой, имеет место существенная доля инфляции, обусловленной объективно существующими немонетарными (структурные, институциональные) детерминантами. Нейтрализация данного типа инфляции возможна исключительно в рамках единой макроэкономической политики государства, направленной на становление и развитие в Беларуси развитой рыночной экономики, достижение относительно долгосрочного макроэкономического равновесия, роста потенциала системной устойчивости национальной экономики;
  • роль органов денежно-кредитного регулирования в контроле за немонетарной инфляцией заключается в более полной реализации кредитной направленности монетарной политики, обеспечивающей благоприятные условия для поступательного роста инвестиций в передовые технологии и достижения «экономики знаний», в поддержании параметров денежного предложения, соответствующих потребностям растущей инновационной экономики. Для этого национальные деньги на исходной стадии вхождения в экономический оборот должны усилить свой кредитный характер, более полно реализовывать возможности кредитного стимулирования;
  • снижение немонетарной инфляции традиционными методами денежно-кредитной рестрикции неизбежно повлечет за собой недополученный экономический рост, невозможность осуществления структурных и институциональных преобразований, иными словами, издержки, которые априори превзойдут возможную выгоду.

          Ключевое место в регулировании  инфляции занимают меры по  совершенствованию бюджетно-налоговой политики, направленные на укрепление бюджетной системы и эффективный контроль за исполнением этих мер. Налоги, составляющие основу доходной части бюджета должны более эффективно использоваться как инструмент антиинфляционной политики. В этом направлении налоговая политика эффективна, если она нацелена не только на фискальные ориентиры, но и на стимулирование экономического развития в целом путем уменьшения налогового бремени, на совершенствование налогового администрирования, на повышение собираемости налогов.

    Актуальна оптимизация существующей системы налогообложения по следующим основным направлениям: во-первых, сокращение количества взимаемых налогов; во-вторых, пересмотр налоговых платежей, включаемых в себестоимость продукции, которые стимулируют повышение цен; в-третьих, регулярная переоценка основных фондов; в-четвертых, оптимизация системы косвенного налогообложения.

        К не менее важным антиинфляционным инструментам бюджетно-налоговой политики следует отнести сокращение (ликвидацию) государственной задолженности перед бюджетополучателями, отраслями экономики по госзаказам и регулирование межбюджетных отношений. Важным направлением антиинфляционной политики является также оптимизация внутреннего и внешнего долга государства, который представляет угрозу ценовой стабильности, создавая дополнительную нагрузку на бюджет в связи с его обслуживанием и составляя существенную долю бюджетных расходов [17, с.72] .

    Все вышеперечисленные мероприятия  бюджетно-налоговой политики должны быть четко взаимоувязаны с денежно-кредитной политикой как при ее формировании, так и на стадии реализации.  

    Также одним из главных факторов, стимулирующих инфляцию в Беларуси, является девальвация белорусского  рубля, которая в течение мая 2011 года составила более 50%. Поэтому одной из приоритетнейших задач антиинфляционной политики является стабилизация курса белорусского рубля и соответствующая политика обменного курса по отношению к валютам других стран.

    Сочетания низкой инфляции с  устойчивым хозяйственным ростом  можно добиться только на основе оживления реального сектора экономики (включая его наукоемкую часть) и повышении общей деловой активности. Только увеличение инвестиций в развитие всех отраслей материального производства и социальной сферы обеспечит рост поступлений в бюджет и благоприятный эффект от повышения платежеспособного спроса (рис. 3.1).

Рисунок 3.1- Инвестиции в основной капитал в Республике Беларусь в 2000-2010 гг.

    Источник - собственная разработка. Составлен на основе изучения экономической литературы.

    Со стороны государственного  регулирования возможности снижения  инфляции не сводятся к ограничению роста расходов государства на социальные цели (через реформирование жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения), развитие науки, государственное управление и оборону.  Они имеются также по линии улучшения качества правительственных прогнозов и программ развития важнейших отраслей и сфер экономики.  Последнее связано с более осмотрительным использованием при их разработке показателя ВВП (рис. 3.2).

Рисунок 3.2 - Валовой внутренний продукт в Республике Беларусь в 2000-2010 гг.

    Источник - собственная разработка. Составлен на основе изучения экономической литературы.

   Административные регуляторы должны быть локализованы для каждого из рынков – валютно-денежного, инвестиционного, фондового, потребительского и т.п. Это способствует дискретности регулирования, сглаживающей конъюнктурные волны и не допускающей превращения их в цунами мощной инфляции или даже стагфляции. Регулирование экстремальной инфляции тяготеет к последовательно монетарным манипуляциям с количеством денег и уровнем цен.

     Поведение государства не может не учитывать рыночной самоорганизации, т. е. оно должно ориентироваться на коммуникативные взаимодействия, а не на подчинение.

     Правительство  и  Национальный  банк будут тесно  координировать  свою  деятельность  по  достижению  целей и  реализации  приоритетов,  предусмотренных Программой социально-экономического развития  страны на  2011-2015  годы. Условие низкой инфляции является ключевым для обеспечения стабильного  функционирования и развития  всех  секторов  экономики, эффективного   выполнения  национальной  денежной   единицей   своих функций,  активизации  аккумулирования финансовых  ресурсов  в виде сбережений  в  банковской системе с их последующей трансформацией  в инвестиции.  Поэтому предусматривается снизить инфляцию,  измеряемую индексом потребительских цен. Инфляция в Беларуси замедлилась, но остаётся высокой.  Рост индекса потребительских цен в июле 2011 года составил 3,5% по сравнению с июнем

(рис. 3.3).

Рисунок 3.3 - Динамика сводного и базового индексов потребительских цен по Республике Беларусь в 2011 году (к декабрю 2010г., в %)

    Источник - собственная разработка. Составлен на основе изучения Национального статистического сборника Республики Беларусь

         Если в июне, рост индекса потребительских цен (ИПЦ) составил 8,6%, то в июле – 3,5%. Индекс потребительских цен на товары и услуги в июле 2011 г. по сравнению с июнем 2011 г. составил 103,5%, с декабрем 2010 г. – 141%».

Нынешний  уровень инфляции – рекордный  для Беларуси. [27]

     В Беларуси потребительские цены на товары и услуги в июле 2011 г. по сравнению с июнем 2011 г. увеличились на 3,5%, с декабрем 2010 г. – на 41%.

      В годовом исчислении (к июлю прошлого года) инфляция составила 48,4%.

     Цены на продовольственные товары в июле 2011 г. по сравнению с июнем 2011 г. выросли на 3,5%, с декабрем 2010 г. – на 41,6%, с июлем 2010 г. – на 53,5%.[27]

     Непродовольственные товары в июле с июнем подорожали на 4,5%, с декабрем 2010 г. – на 52,3%, с июлем 2010 г. – на 55,6%.

     Цены и тарифы на платные услуги в июле 2011 г. по сравнению с предыдущим месяцем увеличились на 1,7%, с декабрем 2010 г. – на 23,1%, в годовом исчислении – на 25,8%. [27]

    Цен производителей промышленной продукции в июле 2011 г. по сравнению с июнем 2011 г. увеличились на 6,9%, с начала года – на 58,8%, в годовом исчислении – на 72,9%. [27]

      В течение семи месяцев 2011 года инфляция официально зафиксирована на уровне 41%.

     Базовая инфляция (исключающая изменения цен на отдельные товары и услуги, регулируемые государством, а также на товары сезонного характера) в июле составила 4,9%, с начала года 48%, в том числе на продовольственные товары – соответственно 5,9% и 47%, на непродовольственные товары – 4,2% и 53,3%, на платные услуги – 3,3% и 34,9%.

    Номинальная начисленная средняя зарплата в Беларуси в январе-мае 2011 года составила 1521 тысяч рублей, в том числе в мае – 1648,7 тысяч, увеличившись по сравнению с апрелем нынешнего года на 5,5%, или на 85,3 тысяч рублей. [27]

     Однако с учетом рекордного уровня инфляции (в мае цены выросли на 13,1% по сравнению с апрелем, с начала года – на 25,4%) реальная зарплата белорусов в мае сократилась на 6,7% по сравнению с апрелем 2011 года. При этом по итогам пяти месяцев наблюдается рост реальной зарплаты на 19,6% по сравнению с январем - маем 2010 года.

     В промышленности средняя зарплата в мае составила 1780,3 тысяч рублей, в строительстве – 1976 тысяч, на транспорте и в связи – 1767,7 тысяч, в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве – 1187,8 тысяч, в образовании – 1312,2 тысяч, в том числе учителей – 1558 тысяч, профессорско-преподавательского состава – 2302,6 тысяч рублей. Зарплата работников здравоохранения в мае сложилась в размере 1386,7 тысяч рублей. Средняя зарплата врачей составила 2329,5 тысяч, среднего медицинского персонала – 1332,8 тысяч.

    Среди областей по уровню зарплаты традиционно лидирует Минск (номинальная среднемесячная зарплата 2130,7 тысяч), самая низкая зарплата сложилась в Брестской области (1448,8 тысяч). Начисленная средняя зарплата работников по отдельным видам деятельности в мае 2011 года (в тысячах рублей)

   Реализация  задачи по снижению инфляции будет достигаться Правительством  и Национальным  банком  с  помощью монетарных  инструментов  наряду  с другими  мерами экономической политики. Темпы наращивания  денежного предложения в национальной валюте будут выдерживаться в соответствии со  спросом  экономики  на  деньги и  целевым  параметром  инфляции.

    Основными  каналами  наращивания денежного  предложения  со  стороны Национального  банка  будут  покупка  иностранной  валюты,  операции рефинансирования банков на рыночных принципах.

   Снижению   уровня  инфляции  будет  способствовать   дальнейшее укрепление   белорусского   рубля,   повышение   его   покупательной способности  и  курса  по  отношению  к  иностранным  валютам.  Это главные задачи денежно-кредитной политики на 2011год.

     Направления реализации этих задач предусматривают: постепенный переход в рамках привязки к корзине иностранных валют к более гибкому формированию обменного курса по мере повышения внутренней и внешней сбалансированности экономики в целях поддержания конкурентоспособности отечественных производителей и ограничения инфляционных процессов; формирование золотовалютных резервов на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны; совершенствование системы рефинансирования банков, основанной на рыночных условиях формирования цены ресурсов, что позволит повысить эффективность процентной политики и снизить процентные риски для банковской системы; поддержание процентных ставок на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность ресурсов в национальной валюте, а также доступность банковского кредита для нефинансового сектора экономики [17, с.73].

Информация о работе Антиинфляционная политика и ее основные методы