Банковские ресурсы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 04:48, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования проблем курсовой работы заключается в том, что банковские ресурсы являются ключевым моментом в деятельности коммерческого банка. Планирование и прогнозирование банковских ресурсов является важнейшей областью управления банком второго уровня.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА
БАНКОВСКИХ РЕСУРСОВ
1.1 Сущность банковских ресурсов и их значение……………………… …….5
1.2 Виды банковских ресурсов и необходимость их классификации ……….14
1.3 Необходимость планирования и прогнозирования
банковских ресурсов…………………………………………………………….18
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ БАНКОВСКИМИ РЕСУРСАМИ
НА АО «БАНК КАСПИЙСКИЙ»
2.1 Анализ использования банковских ресурсов
АО «Банк Каспийский»…………………………………………………………26
2.2 Оценка организации планирования и прогнозирования банковских
ресурсов на АО «Банк Каспийский»…………………………………………...33
2.3 Проблемы развития кредитования и пути их решения…………………...34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………….…………………………………41

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ банковские ресурсы.doc

— 374.00 Кб (Скачать)

      В то же время внедрение системы "Контур Корпорация. Бюджет" явилось только первым этапом сотрудничества с банком. В планах банка уже предусмотрены  следующие этапы работ: сбор и  анализ портфелей сделок, расчет рыночных рисков, ведение бюджетов клиентов и VIP-менеджеров.

      АО  «Банк Каспийский» является одним из самых динамично развивающихся казахских коммерческих банков. На 1 апреля 2011 года банк занимает 8 место среди казахских банков по активам.

      Компания  Intersoft Lab разрабатывает программную платформу интеллектуального анализа данных Контур для создания аналитических и управленческих приложений для банков, коммерческих и производственных предприятий, бюджетных организаций..В основе продуктов Контур - современные информационные технологии - Data Warehouse, OLAP, XML. Бизнес-решения компании Intersoft Lab использует крупнейшая в России Инвестиционная банковская группа "НИКойл", Головной банк Министерства путей сообщения России "ТрансКредитБанк", один из ведущих банков Украины "Укрсиббанк", ООО "Мострансгаз" и др. Компания Intersoft Lab также имеет клиентов и партнеров в Украине, Казахстане, Молдове, Таджикистане, Литве, Болгарии, Франции, Канаде и США и др.  

      2.3 Проблемы развития  кредитования и пути их решения

       

      Банки последовательно и целенаправленно  становятся полноценными финансовыми  посредниками, перераспределяющими  средства в реальный сектор экономики. Но это становление происходит на фоне ряда нерешенных проблем, к которым  относятся: во-первых, недостаточная капитализация; во-вторых, преобладание «коротких» и неустойчивых пассивов (пассивы срочностью свыше 1 года составляют примерно 15% валюты баланса коммерческих банков, тогда как удельный вес активов с аналогичными сроками приближается к 35%. Такая несоразмерность усиливает риски кредитования и потери ликвидности); в-третьих, высокий уровень кредитного риска.

      Решение проблем недостаточности уровня капитализации и преобладания «коротких» и неустойчивых пассивов во многом зависит от законодательной и исполнительной власти. Введение в Гражданский кодекс РК положения, которое бы предусматривало невозможность досрочного изъятия срочного банковского вклада, – одно из направлений решения проблемы дефицита долгосрочных ресурсов.

      Требуются законодательные решения о внеочередности платежей в счет погашения кредита заемщиком, испытывающим финансовые затруднения. Погашение банковских ссуд практически в последнюю очередь замедляет оборачиваемость ресурсов банков, требует поиска различных форм обхода очередности платежей. Очевидно, что своевременное погашение ссуд позволит предприятиям привлекать больше заемных средств и тем самым оздоровить свое финансовое положение в целом.

      Повысить  уровень капитализации казахстанских  коммерческих банков возможно за счет привлечения ряда дополнительных источников. Прежде всего, это использование средств институциональных инвесторов. Целесообразно внести изменения в действующее законодательство, которые бы позволили банкам осуществлять управление активами инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.

      В сложившейся модели казахстанского рынка ценных бумаг коммерческие банки стали его основными  участниками (эмитенты, инвесторы, представители  инфраструктуры рынка) и накопили большой опыт. Их искусственное отстранение от этой работы негативно повлияет на конкурентный отбор и качество предоставления услуг в области управления активами вышеназванных фондов. Повысить уровень капитализации можно путем расширения возможностей выпуска банками среднесрочных ценных бумаг и их размещения как на внутреннем, так и на внешнем рынках. В послекризисный период первая крупная эмиссия на мировом рынке заимствований (на сумму 200 млн долл.) была осуществлена в конце 2002г. Газпромбанком. Однако рассматривать ее как чисто банковскую в полной мере нельзя: конечным получателем средств была компания Газпром, имеющая хорошую репутацию на международном уровне. Реальное возвращение казахстанского банковского сектора на рынок еврооблигаций началось год спустя, когда были размещены выпуски Альянс-банка и МДМ-банка. С этого момента расширение спроса на долговые бумаги казахстанских эмитентов стало особенно заметным. Каждое последующее размещение происходило на более выгодных условиях.

      Присвоение  Казахстану агентством Moody’s инвестиционного рейтинга существенно улучшает условия для расширения как объемов заимствований, так и круга участников. В связи с этим важно развивать практику презентаций банков за рубежом. Опыт показывает, что такие презентации, содействуют установлению деловых контактов между казахстанскими и зарубежными банками.

      Еще один источник повышения капитализации  казахстанских коммерческих банков – остатки средств на счетах региональных бюджетов. Как известно, в соответствии с Бюджетным кодексом РК контроль за использованием и распоряжением бюджетными средствами возлагается на казначейство и региональные казначейства областей. Такая практика, несомненно, соответствует мировому опыту. Следует, однако, отметить, что в ряде стран кредитные организации также не исключаются из этого процесса. Например, в США коммерческие банки могут осуществлять функцию агента по расчетно-кассовому обслуживанию бюджета в доходной части.

      К сожалению, практика нецелевого использования  рядом коммерческих банков бюджетных  средств, а также банкротства многих из них дискредитировали идею привлечения кредитных организаций к обслуживанию бюджетных счетов. В то же время накопленный за последние годы опыт работы Казначейства показывает, что оно еще не в полной мере готово выполнять возложенные на него функции, в том числе и задачу эффективного контроля за использованием бюджетных средств. Кроме того, при полном переводе счетов из коммерческих банков в Национальный банк РК нерешенными остаются вопросы кредитования кассовых разрывов при исполнении бюджета, осуществления различного рода государственных и региональных программ, получения дополнительных доходов в бюджет за счет платы за остатки на счетах.

      Представляется, что на региональном уровне указанные  задачи могут и должны решаться в рамках эффективного взаимодействия Казначейства и коммерческих банков. Для осуществления этого в масштабах бюджета отдельного региона объективно существуют не только экономические предпосылки, но и правовые возможности. Обслуживание банками региональных бюджетов недотационных регионов соответствует принципу разграничения полномочий между центром и областями РК.

      Для расширения объемов кредитования предприятий  реального сектора экономики  необходимо решить проблему существенных кредитных рисков.

      Недостаточная платежеспособность предприятий – фактор, определяющий высокий уровень рисков при кредитовании. Кроме того, зачастую предприятия ведут «двойную» бухгалтерию, что не позволяет банку правильно оценить их финансовое положение и рассчитать уровень кредитного риска. Плюс техническое оснащение значительной части промышленных предприятий тормозит производство конкурентоспособной продукции, реализация которой позволит вернуть выданную ссуду.

      Ужесточение конкуренции на кредитном рынке  приводит к снижению некоторыми банками своих требований к заемщику, что негативно сказывается на качестве кредитного портфеля. По оценкам специалистов, от 20 до 60% кредитов могут стать «плохими». Если не предусмотреть возможность неблагоприятного развития событий и не заложить это в стратегию банка и продолжать кредитную политику, исходя из ожидания отличной конъюнктуры, качество портфеля может долгое время снижаться, не искажая формальные показатели надежности.

      Большую роль играет методическая и нормативная  база организации кредитного процесса. Ситуация такова, что каждый коммерческий банк, исходя из своего опыта, вырабатывает подходы и систему кредитования. И это несмотря на то, что хотя есть непреложные общие организационные основы, отражающие международный и отечественный опыт, которые помогли бы банкам существенно упорядочить кредитные отношения с клиентом и улучшить возвратность ссуд. В зарубежных банках основным фактором создания эффективной системы управления кредитным риском стало развитие единой культуры кредитования путем внедрения стандартных инструкций для инициирования, анализа, принятия решения и мониторинга отдельных кредитов.

      В настоящее время большинство  коммерческих банков ограничиваются наличием кредитного отдела, деятельность которого сводится к заключению и исполнению кредитных договоров. Нужно, что бы кредитный отел решал задачи стратегического планирования, методического и инструктивного обеспечения, анализа и контроля за выполнением условий кредитной сделки. Это повысит уровень организации кредитной работы во многих банках.

      Следует определить степень компетенции  работников на каждом уровне иерархической  структуры банка, предоставив им определенные права и строго контролируя  ответственность каждого работника. Такое разделение кредитных полномочий в коммерческих банках повысит эффективность работы их кредитных подразделений.

      Необходимо  наладить качественное информационно-аналитическое  обеспечение. Самая совершенная  методика анализа заемщика или оценка риска не даст надежных результатов, если исходная информация недостаточно полная или ненадежная. Для этого в нашей стране уже с этого года начнут работу кредитные бюро. А пока этого не произошло, то весьма перспективно было бы сотрудничество в области накопления базы данных по неплатежеспособным или не выполняющим своих обязательств клиентам. В частности, Сбербанк мог бы предоставить обширную информацию, так как его филиальная сеть охватывает все регионы страны.

      Создание  кредитных бюро в Казахстане –  актуальная тема. Основные трудности  вызваны высокими затратами на сбор информации, законодательными ограничениями, а также нежеланием большей части крупных кредитных организаций делиться сведениями о своих клиентах: такая информация обоснованно считается важным конкурентным преимуществом, на ее сбор и анализ уже были потрачены значительные материальные и иные ресурсы. Таким образом, существуют серьезные препятствия на пути формирования системы полноценных кредитных бюро – вне зависимости от того, будут ли они основаны на принципах добровольности или обязательности.

      Поэтому формировать кредитные бюро нужно поэтапно, и в качестве первого шага следует создать на базе Центрального банка открытую информационную систему, содержащую данные о недобросовестных заемщиках. НБ РК может собирать и хранить такую информацию, а также сообщать кредитной организации по ее запросу сведения о зачисленных в «черный список». Важно предусмотреть, чтобы такого рода обмен информацией не нарушил режим банковской тайны.

      Современная казахстанская практика кредитования клиентов показала, что наилучший способ оценки кредитоспособности можно определить только исходя из специфических условий каждой сделки. Каждый казахстанский коммерческий банк в рамках своей кредитной политики должен разрабатывать собственную методику анализа кредитоспособности клиентов и по мере изменения условий функционирования, рыночной конъюнктуры и приоритетов кредитной политики вносить необходимые коррективы..

      В казахстанских условиях необходимо применять современные финансовые инструменты, в частности: комплексные  финансовые операции, позволяющие снизить реальную ставку процента за кредит (она должна быть доступна для заемщика и выгодна кредитору) путем оптимальной комбинации имеющихся в распоряжении банка финансовых продуктов. Чем доступнее ресурс, тем выше спрос на него, и тем более полно может быть использован имеющийся кредитно-инвестиционный потенциал; новые перспективные виды кредитных операций (овердрафт, лизинг, факторинг, форфейтинг и др.).

      Существенное  значение имеет развитие концепций  и методов стратегического банковского планирования и управления.

      В случае неисполнения заемщиком своих  обязательств по кредитному договору за счет сложной и непредсказуемой  процедуры судебного разбирательства  увеличивается риск кредитных вложений в реальный сектор. Рассмотрение дела может затянуться более чем на год, в течение которого банк вынужден каким-то образом возмещать потерю ликвидности из-за невозврата кредита. Фактическое отсутствие практики применения Уголовного кодекса РК в части экономических преступлений, а также отсутствие механизмов розыска должника по Закону об исполнительном производстве заставляют банки придерживаться консервативной политики в области кредитования, значительно снижают потенциал развития кредитных операций в Казахстане. Кроме того, фактически отсутствует и правовой механизм выявления заведомо фиктивных кредитов. И даже если будет доказано, что и кредитор, и заемщик изначально были осведомлены о последующем невозврате кредита, ни для одного из участников такой фиктивной сделки действующее законодательство не предусматривает какой-либо ответственности.

      Также в соответствии с международной  практикой в случае банкротства  заемщика предоставленное в залог  имущество должно выводиться из конкурсной массы. Необходимо улучшить и саму технику  обращения взыскания на предмет залога, инициировав для этого соответствующие процедуры: создать систему регистрации залогов и имущественных прав, предоставить право залогодержателю вводить временное управление заложенным имуществом путем назначения выбранного им управляющего и т.д. Решение проблемы защиты прав кредиторов значительно снизит риски, и банки смогут активнее стимулировать экономический рост в стране.

      Подводя итоги вышесказанного, можно подчеркнуть: развитие кредитных отношений коммерческих банков с реальным сектором экономики зависит как от государственной политики, так и от работы и усилий коммерческих банков и предприятий-заемщиков. В числе важнейших мероприятий, способствующих развитию данных отношений, необходимо выделить три: создание совершенной законодательной базы организации кредитования предприятий коммерческими банками; повышение уровня капитализации и создание долгосрочной ресурсной базы коммерческих банков; снижение кредитных рисков.

Информация о работе Банковские ресурсы