Финасовый анализ инвестиционного проекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 09:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотрение сущности и развития денежной системы Украины и её элементов, а так же выявление и изыскание путей решения актуальных проблем денежной системы в Украине.
Для написания работы поставлены следующие задачи:
-Характеристика сущности денег денежной системы, классификация денежных систем.
-Обзор истории становления денежной системы в Украине.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 77.03 Кб (Скачать)

    Если  же действующее законодательство разрешает  оборот других платежных средств, например, векселей, чеков, то оно определяет и условия их оборота, ответственность  эмитентов этих способов и механизм реализации такой ответственности. Государство не несет ответственности  за их обеспечение.

    Право эмиссии дензнаков  и ответственность  за их обеспечение закон возлагает  на определенный государственный орган. В современных условиях им, как  правило, есть центральный банк страны. В этом случае дензнаки  имеют  вид банковских билетов (банкнот).

    Эмиссия банковских билетов используется для  кредитования центральным банком коммерческих банков и правительственных структур. В первом случае эмитированные банкноты направляются в реальный экономический  оборот, который создает предпосылки  для их возвращения к эмитенту вследствие погашения ссуд и предотвращения лишнего накопления банкнот в  обороте. В втором случае эмитированные  банкноты используются для покрытия бюджетных затрат. Но поскольку правительственные  структуры получили их от центрального банка на кредитных основах эти  структуры вынуждены так вести  свое финансовое хозяйство, чтобы возвратить полученные кредиты и не допустить  оседания лишней массы дензнаков  в обороте и их обесценивание. Но этот механизм будет работать успешно  лишь при условии, что правительство  действительно будет возвращать центральном банку полученные ссуды. Если этого не будет, то эмитированные  центральным банком банкноты превратятся  по сути в обычные вещевые билеты и неизбежно обесценятся.  Об этом красноречиво свидетельствует эмиссионный  опыт Национального банка Украины  в 1992-1993 годах. В результате эмитированные  НБУ дензнаки испытали непомерное для  мирных условий обесценение ( больше 10000% только за один 1993 год). Начиная  с 1994 года, в Украине проводится большая  кропотливая работа по проведению эмиссии  банковских билетов НБУ исключительно  на кредитной основе.

    Особое  место в денежной наличности занимает разменная монета. По характеру эмиссии  она обычно относится к дополнительному  виду дензнаков  основной валюты. Она  играет вспомогательную роль относительно основной валюты:  обеспечивает платежи на суммы, меньшие, чем размер принятой в стране денежной единицы. Если величина денежной единицы очень велика, то потребность в разменной монете снижается или вообще отпадает. Такое произошло в Украине в 1993 году, когда в связи с гипервысоким обесценением рубля мелкие платежи стали использоваться бумажными купюрами и монета исчеза из оборота. Потребность в монете появилась лишь после увеличения масштаба цен в 100 тыс. раз во время денежной реформы 1996 года. Если в стране установленна большая денежная единица, то потребность в монете возрастает, поскольку увеличивается удельный вес платежей на суммы, меньшие, чем размер денежной единицы. В таких странах важна доля монет в общей сумме денежной наличности, что делает денежные системы этих стран более экономическими, поскольку монеты снашиваются медленнее, чем бумажные банкноты. По этой причине периодически выпускаются монеты в одину или несколько денежных единиц, которые по сути не является разменными, а замещают бумажные купюры соответствующего номинала.

    Кроме видов дензнаков законодательство государства определяет также их купюрность. Правильно установленная  розмерность номиналов банкнот  и разменной монеты прежде всего  создает значительные удобства участникам платежного оборота. Кроме того, при  довольно долгой судьбе больших купюр  достигается экономия на использовании  дензнаков. Вместе с тем наличие  больших купюр делает денежную наличность более привлекательной  для фальшивометчиков, более удобной для обслуживания незаконных, теневых операций. Именно по этой причине государства избегают выпуска купюр чересчур больших  номиналов.

    В Украине после денежной реформы 1996 г. в оборот выпущены банковские билеты номиналом 1, 2, 5, 10, 20, 50, 100 гривен, а также разменная монета 1, 2, 5, 10, 25, 50 копеек.

Безналичные расчеты

    Современные висококомпьютеризированные банковские технологии открыли возможность  дать преобладающей части денежной массы депозитную форму и обслуживать  денежный оборот преимущественно в  порядке безналичных расчетов. Поэтому  в денежных системах все большее  значение приобретает государственное  регулирование безналичного денежного  оборота. Поскольку безналичный  оборот денег совершается по банковским счетам и не выходит из границ банковской системы, это упрощает регулирование  и контроль за законностью платежных  операций, что создает благоприятные  условия для защиты общественных интересов, а также интересов  участников денежного оборота.

    Вместе  с тем депозитная форма не защищает деньги от обесценивания. Ведь непосредственно  ответственность за обеспечение  депозитных денег несет тот банк, в котором открыты счета. А  банки, как известно, имеют склонность к банкротству, которое влечет полную или частичную потерю вкладчиками  своих средств. Даже в высокоразвитых странах ежегодно становятся  банкротами десятки банков, не говоря уже о  молодых странах, в которых банковские системы только формируются.

    Кроме того, депозитные деньги приводятся в  движение командами, которые поступают  в банки извне в бумажной или  электронной форме. Это открывает  возможности для несанкционированного вмешательства и использования  депозитных денег как со стороны  работников банков, так и третьих  лиц. Мировая банковская практика знает  неоднократное вмешательство посторонних  в компьютерные сети, благодаря чему были похищенны огромные средства. Опыт молодых независимых стран, в частности России и Украины, свидетельствует о широких возможностях разворовывания депозитных денег с  помощью фальшивых бумажных носителей  банковской информации (фальшивых авизо, чеков), о несанкционированном использовании  самими банками депозитных средств  после того, как они поступят на счета их собственников (так называемое “прокручивание денег”). Поэтому для собственников депозитных денег и банков потенциально существует не меньшая угроза их утраты, чем для собственников денежной наличности. Нейтрализовать эту угрозу возможно путем законодательного урегулирования всех этих вопросов на уровне денежной системы.

    Регламентация режима валютного  курса и операций с валютными ценностями - чрезвычайно важный и эффективный элемент денежной системы. Во всех странах он активно используется для защиты и обеспечения постоянства национальной валюты.

    Регламентация режима банковского  процента обеспечивает регулирование цены денег на финансовом рынке с целью влияния на их массу в обороте, а следовательно ¾ на постоянство денег.

       Органы регулирования  денежного оборота

    Организация оборота денег обычно возлагается  действующим законодательством  на банки. Это одна из важных функций  банков, которую они выполняют  в процессе расчетно-кассового обслуживания клиентов. Тем не менее важная роль денежного оборота, переплетена  с интересами отдельных экономических  субъектов и общества в целом  требует государственного надзора  и контроля за выполнением банками  упомянутой функции. Каждое государство  возлагает эту задачу на специальные  органы регулирования денежного оборота и контроля за соблюдением законодательства по монетарным вопросам. В Украине таким органом является Национальный банк Украины, что предусмотрено Конституцией и Законом “О банках и банковской деятельности”. Другие органы государственного управления экономикой,  реализуя свои мероприятия экономической и финансовой политики, тоже влияют на денежный оборот. Тем не менее свои регулирующие действия в монетарной сфере они должны координировать с НБУ.[11, с 250]

глава 2.Анализ становление  и развитие денежной системы украины

2.1. Этапы становления денежной системы Украины.

 

     Современная денежная система Украины имеет длительную историю, которая состоит из следующих  зтапов:

     Кунная  система денег

     Во  времена Киевской Руси огромное развитие приобрела кунная система денег, основу которой составляла гривна в виде золотого и серебряного слитков, векши и веверицы - единицы более низких номиналов. Они истолковываются двояко: как меха (кожаные деньги) и как металлические деньги. Монеты попадали в каналы товарно-денежного обращения, выполняли функции денег и составляли основу кунной системы денег.

     Понятие «гривна» употреблялась во времена  Украины-Руси в трояком понимании. Во-первых, как основная счетная единица кунной системы денег. Во-вторых, категория «гривна» выражала название серебряного слитка денежного назначения, который использовался для обслуживания достаточно значительных по объему финансовых операций. В-третьих, гривна использовалась как весовая единица.. Вес гривны составлял 409,5 г. 

     Еще во времена Киевской Руси гривна приобрела  все функции полноценных денег. Она действовала:

     а) как мера стоимости в определении цен товаров на внутреннем рынке, в фискальных и других платежах и в международных торговых отношениях; 

     б) средство обращения, которое обеспечивало обмен товаров и превращение в торговый капитал;

     в) как средство платежа, которое постепенно превратило натуральне повинности в денежные платежи в форме фиксированных налоговых платежей;

     г) как средство накопления богатств; 

     Деньги  казацкой республики

     Внутренний  рынок Запорожской Сечи обслуживали  преимущественно медные монеты, а  большие торговые соглашения заключались  на основе золотых дукатов, серебряных цехинов и других иностранных  стоимостных монет. Гетман Петр Конашевич-Сагайдачный, создав казну, положил начало основам  формирования собственной денежной системы, которую достроил и развил Богдан Хмельницький. При его гетманате  сложились все атрибуты независимого государства: создана государственная  казна с соответствующей структурой финансов и таможенных пошлин и чеканки  украинских денег в Чигирине; разработана  и внедрена в целом необременительная  налоговая система, которая позволяла  субъектам ведения хозяйства  накапливать ресурсы для развития.

     При этом государственные расходы даже в условиях войны были сбалансированы с доходами. Результатом такой  финансовой политики стала стабильность поступлений в государственную  казну, размеры которых составляли свыше 100 тыс. красных золотых. Этих средств вполне хватало для обеспечения  деятельности государственного механизма  управления и чеканки собственной  украинской монеты. Даже после подписания Переяславского соглашения финансы  Украины отмечались высоким уровнем  развития, полной самостоятельностью и независимостью организации.  

     Деньги  Украинской Народной Республики

     Образование Украинской Народной Республики положило начало возрождению украинской государственности  и позволило быстро изготовить и оперативно доставить из берлинской банкнотной фабрики украинские деньги и запустить их в обращение. Ввиду трудностей 1917-1920 гг. монет не чеканили. Обращались лишь:

     а) бумажные деньги-банкноты, стоимостью 10, 25, 50, 100, 250 и 1000 грн. их курсовая стоимость была привязана к полноценному довоенному рублю царской России, содержанием чистого золота 0,7742 г.

     б) государственные кредитные билеты стоимостью номинала 2,  10, 100, 500, 1000 и 2000 гривен, а также разменный знак государственной казны стоимостью 5 гривен;

     в) мелкие разменные «монеты». их роль выполняли бумажные денежные знаки-шаги, номиналом 10, 20, 30, 40 и 50 шагов;

     г) недостача денежных знаков, мелких разменных монет, потребность заменить в обращении российские рубли и другие обстоятельства нестабильности времен войны обусловили появление в обращении отдельных видов региональных и городских денег разных наименований.

     В то же время основу денежной системы  УНР составляла гривна, курс которой  был привязан к российскому довоенному рублю как 2 гривны : 1 рубль. Гривна разменивалась на 100 шагов. На денежных знаках было нанесены изображения эмблемы украинского государства и украинские надписи: на лицевой стороне печатались надписи украинским языком, а на обороте - русским, польским и еврейским языками.

     Особенным феноменом и разновидностью национальных денег стали так называемые «лесные  денежные знаки» Украинской повстанческой  армии 1942-1948 гг. Воинские подразделения  УПА использовали их в расчетах за предоставленные услуги как облигационные  знаки кредита, который будет  возвращен в будущем после  завоевания государственной независимости. 
 

     Обращение российского рубля

     Игнорирование законов денежного обращения  ради реализации идеи декларируемого строительства социализма сначала  привели к прекращению размена  бумажных червонцев на золото, а  в начале 30-х гг. - к полному  развалу денежной системы. Для благоустройства  денежного обращения в 1937 г. курс рубля был приравнен к доллару как 1 дол. : 5,3 руб. Попытками адаптироваться к новым социально-экономическим условиям после II мировой войны стали денежная реформа 1947 г., в ходе которой обменены старые денежные знаки на новые как 10:1, и в 1960 г.- следующий обмен - 10:1. С распадом СССР Украина получила возможность для формирования собственной денежной системы и перестройки социально ориентированной рыночной экономики.[23, с 274]

     Становление современной денежной системы

     Зарождение  украинской денежной системы происходило  путем эволюционного развития купонной системы, которая сначала действовала  как добавление к рублю и выполняла  функцию защиты внутреннего рынка  от внешнего инфляционного процесса, а дальше и внедрение купоно-карбованца, который конвертировался с рублем по курсу, установленному НБУ. Внедрения  купоно-карбованца как временной  валюты, наработки опыта его эмиссии  и обращения, сохранения и инкассации, а главное, защита внутреннего рынка  и стабилизации экономики стали  важным этапом наработки опыта управления денежной системой. В то же время  слишком растянутый во времени процесс  перехода к постоянно действующей  и стабильной национальной денежной единице - гривне - привел купоно-карбованец к преждевременного обесценивания. Частые экономически немотивированные и даже деструктивные решения, экономически немотивированная кредитная политика, дотационный характер финансирования многих отраслей и целых сфер экономики  спровоцировал рост внешней задолженности, гиперинфляцию и резкое ухудшение состояния экономики и социальной сферы.

Информация о работе Финасовый анализ инвестиционного проекта