Финасовый анализ инвестиционного проекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 09:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотрение сущности и развития денежной системы Украины и её элементов, а так же выявление и изыскание путей решения актуальных проблем денежной системы в Украине.
Для написания работы поставлены следующие задачи:
-Характеристика сущности денег денежной системы, классификация денежных систем.
-Обзор истории становления денежной системы в Украине.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 77.03 Кб (Скачать)

     При этом, согласно сообщению, объем мобилизационных  операций НБУ в декабре составил 3,4 млрд грн, а с начала года - 57,2 млрд грн.

     Средневзвешенная  процентная ставка по операциям НБУ  по поддержанию ликвидности в 2008 году составила 15,3% по сравнению с 10,1% в 2007 году.

     В сообщении также указывается, что  объем корсчетов банков в декабре  незначительно снизился - на 3,3%, до 18,6 млрд грн (с начала года - на 2,2%).

Что же касается валютного курса, то здесь  можно отметить официальный курс гривны относительно иностранных валют  который устанавливает НБУ один раз в месяц (за ноябрь 2009 года) [7, с 63] 

п/п

Код

валюты

Наименование 

валюты

Официальный

Курс(01.11.09-30.11.09)

1 978EUR 100 ЕВРО 1183.04 – 1190.59
2 756CHF 100 ШВЕЙЦ. ФРАНКОВ 783.00 – 790.36
3 643RUB 10 РОССИЙСКИХ РУБЛЕЙ 2.7263 – 2.6765
4 392JPY 1000 ЯПОНСКИХ ЕН 89.0454 – 92.1510
5 840USA 100 ДОЛЛАРОВ США 800.00 – 798.09
6 985PLN 100 ПОЛЬСКИХ ЗЛОТЫХ 277.94 – 285.96

 

     2.3 Проблемы современной денежной системы Украины

     Отечественного  товаропроизводителя гнетет не только завышенный курс гривни и чрезмерные налоги. Не дает ему развернуться и  примитивный набор существующих у нас денежных знаков.

     В нашей стране есть самые разные виды денежных знаков, но есть один специфический, этим денежным знаком является банковский билет или банкнота, которую относят  к разряду кредитных денег.

     В современном мире банкнота - это  бессрочный кредит центрального банка, выданный коммерческому банку под  залог его портфеля кредитов субъектам  хозяйственной деятельности. Понятно, что все кредиты должны иметь  хорошее обеспечение. Лучшее обеспечение  в данном случае - это ипотека  недвижимости.

     Таким образом, количество банкнот необходимое  для обращения определяется не потребностями  государственного бюджета в платежных  средствах, не объемом поступающей  в страну валюты и не величиной  золотовалютных резервов центрального банка, а потребностями товарного  обращения в средствах обращения  и платежа.[13, с 25]

     Субъект хозяйствования (в данном случае он выступает в качестве покупателя-заемщика) оплачивает взятыми в кредит банкнотами покупку факторов производства, необходимых  ему для выпуска продукции. В  свою очередь, получатель банкнот (т.е. продавец какого-то товара) использует их в дальнейшем в качестве средства платежа.

     Вернемся  к покупателю-заемщику. Чтобы погасить свой кредит, покупатель-заемщик будет  просить за произведенный им товар  или полноценные деньги, которые он затем должен будет менять на банкноты, или непосредственно банкноты. Таким образом, обращение банкнот само по себе способно поддерживать спрос на самих себя. После погашения кредита покупателем-заемщиком банкноты возвращаются в коммерческий банк, который может их выдать в кредит опять или же вернуть в центральный банк.

     В случае если покупатель-заемщик не может по каким-то причинам вернуть  коммерческому банку кредит, а  банк не может взыскать и реализовать  имущество заемщика в счет погашения  долга, банк списывает безнадежную  задолженность себе в убыток, а  с центральным банком рассчитывается банкнотами из своего резерва банкнот.

     Таким образом, в отличие от бумажных денег, банкнота находится в обращении  только до тех пор, пока существует обеспечивающий ее коммерческий кредит. После его погашения она возвращается в центральный эмиссионный банк. То, что банкнота всегда возвращается в эмиссионный банк, является специфической  особенностью именно этого денежного  знака.

     Наличие товарного обеспечения банкноты ограничивает размеры эмиссии этих дензнаков. Поэтому выпуск банкнот  не способен создать инфляционную угрозу для экономики.

     Мощная  банкнотная эмиссия (рефинансирование НБУ под залог кредитов обеспеченных ипотекой) способна ростовщические по своей экономической природе  кредиты украинских банков превратить в нормальные коммерческие займы.

     Денежный  знак, эмитированный Национальным банком Украины, сможет выполнять функции  банкноты только в том случае, если ему не придется по совместительству «работать» казначейским билетом. Одно с другим несовместимо.

     Государственное казначейство должно будет выпускать  свой денежный знак (казначейский билет). Если казначейский билет не будут  принимать участники рынка в уплату поставок государству, то Госказначейство сможет предлагать его на денежном рынке тем, кому такие билеты требуются для уплаты налогов. Вырученными денежными знаками Госказначейство сможет оплачивать расходы государства.[6, с 8]

Глава 3. Пути совершенствования  денежной системы  Украины.

 

     Дело  в том, что речь вовсе не идет о  физическом уничтожении и запрете  использования банкнот и монет  НБУ. Речь идет прежде всего о юридическом  их уничтожении.

     Чтобы было более понятно, приведем пример с автомобилем. Можно уничтожить автомобиль физически, под прессом. А можно юридически, сняв с него номера государственной регистрации. И хотя физически автомобиль в  полном порядке, на нем можно ездить, кататься во дворе или в поле, но как нормального автомобиля, на котором можно ездить на работу, на дачу, в отпуск, его уже не существует. В конце концов он очень скоро  и сам умрет естественной смертью  без заботы и ухода, за ненадобностью.

     Юридическое уничтожение осуществляется некоторым  правовым актом, то есть его можно  осуществить, к примеру, одним президентским  указом.

     Как же осуществить юридическое уничтожение  наличных денег?

     Чтобы это понять, заметим, что главная  функция денег – средство платежа. Но деньги отнюдь не единственное средство платежа. Существуют неденежные средства. Простейший пример – автобусные абонементные билеты, с помощью которых мы оплачиваем проезд в автобусе. Билет в кино, в театр, на поезд и самолет, чек  в магазине и т. д. – все это  неденежные средства платежа. Причем они  могут быть одноразовыми, а могут  быть и многоразовыми, как, к примеру, билеты на проезд в метро или телефонные карты.

     Эти средства платежа мы покупаем за деньги, а уже потом используем для  оплаты некоторых услуг или товаров.

     Особенность неденежных средств платежа состоит  в их ограниченном характере. В отличие  от денег, которые являются универсальным  платежным средством, неденежные средства платежа имеют специализированный характер, их можно использовать исключительно на те цели, для которых они созданы. Абонементный талон можно использовать для оплаты поездки в автобусе, трамвае, троллейбусе, но нельзя использовать для покупки колбасы или поездки в самолете.[9, с 4]

     Неденежные  средства платежа имеют пониженную ценность. Поэтому они не могут  служить в качестве средства накопления. Кто будет копить автобусные билеты? Они не могут служить для выдачи заработной платы, ибо кто согласится получать ее автобусными билетами? Наконец, ограничения в их использовании, в объемах хранения, наценки при  продаже и скидки при покупке  выглядят вполне нормально и допустимо, чего не скажешь, когда речь идет о  деньгах. Не могут эти платежные  средства служить и криминальным целям. Неужели какой-то киллер захочет  получить за свою «опасную работу»  гору автобусных билетов? Или чиновник возьмет ими взятку? Или кто-то согласится за автобусные билеты подготовить  и совершить террористический акт? Или наркодилер захочет продавать  наркотики с риском попасть в  тюрьму на большой срок за эти фантики?

     Итак, мы продемонстрировали наглядно, как  можно юридически уничтожить наличные деньги, сохранив их физически, но резко  уменьшив их привлекательность и  возможности их использования в  криминальных и террористических действиях.

     Таким образом, все, что требуется, – это  понизить финансово-правовой статус существующих банкнот и монет НБУ: со статуса  денег до статуса законных неденежных платежных средств ограниченного  использования. А деньгами, то есть универсальными платежными средствами, объявить исключительно платежные  средства, размещенные на счетах в  банках Украины.

     Какова  же должна быть область целевого использования  неденежных платежных средств? Она  должна быть такой, чтобы сам переход  не произвел существенного изменения  в финансовой и экономической  жизни. Предполагается, что областью их использования должна стать розничная торговля предметами повседневного спроса и область повседневного бытового обслуживания населения. Но все предметы длительного пользования, бытовое обслуживание высокого класса, вся торговля валютой, выплата заработной платы и иных доходов должна происходить исключительно с помощью денег, то есть по безналичному расчету, через банковский счет. Запрещается осуществление любых платежей между юридическими лицами с помощью неденежных платежных средств, более того, даже хранение их запрещается любым юридическим лицам, кроме тех, которые непосредственно задействованы в указанном выше обслуживании населения с их помощью.

     Так как эти платежные средства уже  не являются деньгами, то им уже нельзя оставить название «банкноты и монеты НБУ», так как НБУ по закону не имеет право эмитировать неденежные платежные средства и даже вообще работать с ними. Кто же может  быть эмитентом этих неденежных средств? Так как это законные и даже общефедеральные платежные средства, то эмитентом и организатором  работы с ними может быть только государственный орган. И таким  органом может быть только Министерство финансов, которое постоянно имеет  дело со всякого рода неденежными  платежными средствами, например, векселями, ценными бумагами, налоговыми освобождениями и т. п.

     Поэтому все средства работы с наличными  средствами НБУ должны быть переданы безвозмездно на баланс Министерства финансов, которое и будет руководить этой сферой, в том числе их печатать и уничтожать. Причем в первое время  они будут оставаться такими, как  есть, но в дальнейшем они должны быть снабжены соответствующими надписями. Сохраняется и номинал платежного средства.[14, с 17]

     В субъектах государства основные средства работы с платежными средствами сосредоточены в НБУ. Эти средства в принципе можно оставить за ними, а Минфин мог бы просто заключить с ними агентское соглашение, по которому эти банки по совместительству исполняли функции хранения, перевозки, распределения наличных платежных средств сверх главной своей денежной деятельности.

     Откуда  же граждане будут получать платежные  средства? Покупать в финансовых отделениях Минфина, в качестве которых могут  быть по договоренности с Ощадбанком Украины использоваться все его  отделения. Эти же отделения будут  и покупать наличные средства от предприятий  розничной торговли. А все остальные  банки от работы с наличными платежными средствами отстраняются. Таким образом  мы и создаем од-нокомпонентную, чисто счетную банковскую систему. Это счета неденежных ценностей, например марок, акций, лотерейных билетов  и т. п., с которыми банки работает в качестве побочной деятельности по агентским соглашениям с владельцами  этих ценностей.

     Учет  наличных платежных средств в  банке ведется на обычных счетах учета, используемых на складах.

     На  изготовление и работу с этими  платежными средствами Минфину потребуются  затраты. Вряд ли стоит на эти цели тратить бюджетные средства, вполне логично, чтобы эти затраты покрывали  те, кто их использует. Следовательно, Минфин должен их продавать с маржой, например пять процентов от номинала, и покупать с дисконтом, например те же пять процентов от номинала. А  вырученные средства пойдут уже на финансирование этой деятельности, а  если будет избыток, то и на пополнение федерального бюджета. Причем часть  средств пойдет на оплату услуг банка. Использование этих средств физическими  лицами становится достаточно накладным, и это приведет автоматически  к бурному росту использования  безналичных платежных технологий. А чтобы при этом не пострадали беднейшие слои населения, одновременно с переходом на эту платежную технологию можно повысить пенсии и пособия на величину маржи, то есть на пять процентов.

Информация о работе Финасовый анализ инвестиционного проекта