Эволюция денег и денежных систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 11:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение и анализ особенностей эволюции денег и денежной системы.
Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теории происхождения и предпосылки возникновения денег;
выявить сущность и значение денег;
- рассмотреть существующие денежные системы и отдельно – денежную систему РФ.

Содержание

Введение. 4
1. Деньги: сущность, виды, теории. 6
1.1 История возникновения и развития денег 6
1.2 Теория денег. 11
1.2.1 Металлистическая теория денег. 11
1.2.2 Номиналистическая теория денег. 12
1.2.3 Количественная теория денег. 14
1.2.4 Монетаризм. 16
1.2.5 Кейнсианская теория денег. 17
1.2.6 Функциональная теория денег. 19
1.2.7 Другие теории денег. 19
1.3 Сущность и функции денег. 20
1.4 Классификация видов денег. 25
2. Денежные системы и их роль в современной экономике. 33
2.1 Понятие денежной системы и её типы. 33
2.2 Современные денежные системы зарубежных стран. 37
2.3 Денежная система Российской Федерации 39
2.4 О тенденциях развития современной денежной системы 45
3. Эволюция роли денег и денежных систем в ХХ веке. 49
3.1 Формирование ЦБ как институтов денежно-кредитных отношений. 49
3.1.1 Функции и задачи центрального банка. 51
3.2 Денежно-кредитная политика. 54
3.2.1 Основные концепции денежно-кредитной политики государства. 54
3.2.2 Кейнсианская теория. 55
3.2.3 Монетаристская теория. 56
3.2.4 Цели и задачи денежно-кредитной политики. 58
3.2.5 Инструменты денежно-кредитной политики. 59
4. Проблемы современной денежной системы РФ. 70
4.1 Проблемы развития денежной системы России. 70
4.2 Влияние кризиса 2008 г. на кредитно-денежную систему России. 72
4.3 Перспективы развития денежной системы России 84
Заключение. 88
Список литературы. 89
Приложение 1. 92
Приложение 2. 93
Приложение 3. 94

Работа содержит 1 файл

Курсовая дкб 2.docx

— 265.53 Кб (Скачать)

4. В денежном обороте все большая  роль отводится электронным деньгам. 

Любая денежная система основывается на нескольких основных принципах. Под  принципами организации денежной системы понимаются основные правила, в соответствии с которыми осуществляется функционирование и регулирование денежной системы. Рассмотрим основополагающие принципы современной денежной системы, базирующейся на рыночных отношениях.

Принципы организации денежной системы. Одним из основных принципов является наличие централизованного регулирования. Регулирование со стороны государства характерно как для рыночной, так и для административно-командной системы. Но при рыночной экономике помимо административных рычагов система подвергается воздействиям экономических реалий, что заставляет все финансовые механизмы оптимизировать свою работу.

Для денежных систем характерно прогнозирование  и планирование денежного оборота. Она должна быть гибкой и соответствовать  потребностям экономике: при росте  объемов товаров и услуг денежная масса должна увеличиваться и  наоборот.

Денежная эмиссия в современных  условиях носит кредитный характер, то есть наличные и безналичные деньги появляются в обороте только в  результате проведения банками кредитных  операций. Кредитный характер денежной эмиссии обеспечивается следующими механизмами: центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам, коммерческие банки, в свою очередь, под определенный процент, обеспечивающий прибыль, предоставляют  кредиты предприятиям. Выдача кредитов происходит на условиях платности, срочности  и возвратности предоставляемых  ссуд. Гарантом возврата предоставленного кредита служат активы коммерческих организаций и предприятий. Денежная эмиссия подкреплена золотом, валютой, ценными бумагами и товарами. Таким  образом, эмитированные денежные знаки  обеспечены материальными активами.

Центральный банк подотчетен парламенту страны и не подчиняется правительству. Борьба с инфляцией является одной  из основных задач центрального банка. Правительство, в силу возложенных  на него задач, для финансирования различных  программ может обращаться к центральному банку за дополнительными денежными  средствами, которые не будут иметь  материального подкрепления. Поэтому  для сохранения стабильности денежной системы роль арбитра в возможных противоречиях центрального банка и правительства выполняет парламент государства.

Денежные средства предоставляются  правительству только на условиях кредитования. Этот принцип предотвращает попытки  правительства финансировать дефицит  федерального и местных бюджетов за счет увеличения денежной массы. Центральный  банк должен кредитовать правительство  под обеспечение денежных знаков государственными товарно-материальными  ценностями, недвижимостью, государственными ценными бумагами и т.д.

Государство обеспечивает постоянный контроль за денежным оборотом и его элементами: пропорциями между объемами наличного и безналичного оборота.

На территории государства допускается  функционирование только национальной валюты. Население может свободно обменивать национальную валюту на валюту других стран, но использовать валюту, полученную при обмене, разрешается  только для платежей за рубежом.

Государством осуществляется регламентация  обеспеченности денежных знаков, в  частности устанавливается, какие  виды товарно-материальных ценностей, драгоценных металлов и камней, иностранной  валюты, ценных бумаг и т.п. могут  служить обеспечением денежной эмиссии.

Государством устанавливается  структура денежной массы в обороте. С одной стороны, это достигается  через установление пропорций между  наличным и безналичным оборотом, с другой – через определение  пропорций между денежными знаками  разной купюрности во всем объеме денежной массы.

Важным принципом является обязательность исполнения кассовой дисциплины. Порядок кассовой дисциплины отражает набор общих правил, форм первичных кассовых документов, форм отчетности, которыми должны руководствоваться предприятия, организации и учреждения всех форм собственности при организации налично-денежного оборота, проходящего через их кассы. Контроль за соблюдением кассовой дисциплины возлагается на коммерческие банки. По мере развития и совершенствования денежной системы все большее место в ней занимают различные формы безналичных расчетов, что делает ее более прозрачной для контроля, гибкой, экономит временные и материальные затраты.

Государством определяется и порядок  установления курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам 

Таким образом, можно сделать вывод  что, деньги сформировались довольно давно  и широко применялись в повседневной жизни. Деньги намного облегчили  жизнь тем что, деньги это товар, выступающий в роли всеобщего  эквивалента, отражающего стоимость  всех прочих товаров.

 

3. Эволюция роли денег и денежных систем в ХХ веке.

3.1 Формирование  ЦБ как институтов денежно-кредитных  отношений.

 

В эпоху стихийного развития рынка и обращения настоящих (золотых и серебряных) денег банки  выступали преимущественно в  роли простых посредников в осуществлении  торговых операций. Но и тогда какой-нибудь банк выделялся из общего их числа  как наиболее крупный или обслуживающий  нужды властей. В течение многих веков подобную роль выполняли известные, обладавшие значительным состоянием и  внушавшие доверие конкретные банкиры (банкирские дома). Но в целом в  тех исторических условиях (чисто  стихийное развитие плюс то, что  государство стояло в стороне  от экономики) банки отличались друг от друга размерами, а не специализацией. Даже близость к правительству не делала какой-либо банк центральным  в современном понимании.

Идея центрального банка зародилась в условиях относительно развитых капиталистически-рыночных отношений, когда в нем возникла историческая и экономическая потребность, когда  стало ясно, что дальнейшее развитие рынка вообще и финансового рынка  в частности без центрального банка как одного из органов государственного (общественно организованного) управления и надзора чревато глубокими  потрясениями и неоправданными потерями.

В большинстве  западных стран функции центрального банка были закреплены за определенными  банками с середины XIX — начала XX в. Так, Банк Франции стал единым эмиссионным  центром страны в 1848 г., Рейхсбанк  и Банк Испании — с 1874 г., Федеральная  резервная система США (ФРС) —  с 1913 г. Государственный (центральный) банк России был учрежден в 1860 г. Однако самые первые центральные банки  возникли значительно раньше: шведский Риксбанк — в 1668 г., Банк Англии — в 1694 г., Банк Финляндии — в 1811 г.

Совсем недавно (по историческим меркам) был учрежден центральный банк Турции; это произошло  лишь в 1930 г. Народный банк Китая был  создан в 1948 г., хотя полностью функции  центрального банка ему были поручены только в 1983 г.

Выделение из общего ряда банков одного из них на роль центрального означало начало формирования в соответствующей стране двухуровневой  банковской системы, на верхнем уровне которой располагается центральный  банк. В свою очередь, необходимость  создания двухуровневой системы  банков была обусловлена противоречивым характером рыночных отношений: с одной  стороны, они требуют свободы  предпринимательства и распоряжения частными финансовыми средствами, что  обеспечивают элементы нижнего уровня — коммерческие банки и иные кредитные  организации; с другой стороны, указанные  отношения необходимо регулировать (осуществлять целенаправленное воздействие  и контроль), а это обстоятельство требует, в частности, особого института  в виде центрального банка.

История доказала, что централизация и общественно  организованный контроль служат обязательными  предпосылками эффективности банковской системы. Сугубо децентрализованное функционирование и развитие банковского дела, через  которое в свое время проходили  все страны, из-за разнородности  бумажных денег, плохого регулирования  и денежного предложения, не соответствующего нуждам экономики, вносило дополнительный беспорядок в и без того стихийную экономику. Создание центральных банков с функциями регулирования денежных и кредитных отношений явилось выдающимся историческим открытием, позволившим обуздать стихию рынка при сохранении относительной свободы частного предпринимательства в этой специфической области.

Первоначально термин «центральный банк» подразумевал самый крупный банк, находившийся в центре системы. Затем такие  банки постепенно монополизировали некоторые специфические функции, а на определенном этапе власти национализировали их (акционерный статус при этом может сохраняться). В большинстве случаев капитал центрального банка полностью принадлежит государству, но, как показывает опыт немногих стран, у него могут быть и другие акционеры — коммерческие банки и иные финансовые институты. Центральные банки по сравнению с коммерческими стали скромными по масштабам капиталов и балансов, а их функции и методы воздействия на банковскую систему постоянно модифицируются. Вместе с тем сущность названных банков остается в принципе неизменной и заключается в посредничестве между обществом, государством и экономикой путем регулирования через банки денежных и кредитных потоков в стране. Какие бы конкретные функции ни возлагались на центральный банк, он всегда является органом регулирования денежного компонента экономики и в его деятельности сочетаются черты государственного ведомства и банка.

3.1.1 Функции и задачи центрального банка.

Долгий опыт функционирования множества центральных банков стран мира позволил в целом неплохо выявить выполняемые ими функции и задачи, хотя определенные разночтения в их толковании разными специалистами сохраняются. Последнее, впрочем, в определенной мере является следствием применения не всегда согласованных терминов.

В наших банковских законах и частично в литературе вместо «функций» пишут «задачи», и наоборот. Это вносит в вопрос ненужную путаницу. На деле под функциями  следует понимать объективно обусловленные  постоянные цели, которые центральный  банк должен преследовать, а под  задачами — тот набор конкретных проблем, решение которых в совокупности и будет означать достижение указанных  целевых функций. Первые отвечают на вопрос «для чего делается?», а вторые — «что именно делается?».

Функциями всякого  национального центрального банка  можно назвать:

• обеспечение  устойчивости национальной денежной единицы  внутри страны и на мировых рынках, ее покупательной способности, минимизации  инфляции для создания благоприятных  условий экономического роста;

• обеспечение  формирования и эффективного развития банковской системы страны, включая  организацию функционирования расчетно-платежного механизма в народном хозяйстве (прежде всего концептуальный и методический аспекты).

Это по сути как  раз то, что в ст. 3 Закона «О Центральном  банке РФ» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ обозначено как цели деятельности Банка России. Кстати, в Конституции РФ (ч. 2 ст. 75) защита и обеспечение устойчивости рубля названы основной и исключительной функцией Центрального банка.

Первейшая обязанность  центрального банка в рыночной экономике  — защищать стоимость и покупательную  способность денег и помогать нормальному функционированию финансовых рынков, а тем самым опосредованно  — нормально-му экономическому росту. Следовательно, центральный банк должен знать все рынки и действующие на них организации, но главное — господствующие и еще только складывающиеся на данных рынках тенденции, чтобы предлагать их участникам обоснованную денежную и кредитную политику, отвечающие коренным интересам экономики и населения.

Денежную  и кредитную политику в их ключевых моментах нельзя делегировать никому: единая денежная система требует  единой денежной и кредитной политики, а значит, вырабатываться они должны в центре. В центре должны приниматься  решения, касающиеся исполнения денежной и кредитной политики. В то же время механизмы их исполнения в  разумной мере могут быть децентрализованными, что немаловажно для таких  больших стран, как Россия.

Чтобы вырабатывать денежную и кредитную политику и  играть ведущую роль в их практической реализации, центр должен быть крайне ответственным и располагать  необходимыми полномочиями. Для любых  функций и задач, которые ставятся перед центральным банком, должны быть предусмотрены хорошо продуманные средства их выполнения. При этом нельзя возлагать на центральный банк задачи, которые бы противоречили его первичным функциям и той ответственности, которая из них следует.

По названному выше Закону (ст. 4) Банк России выполняет  следующие задачи (в тексте Закона по ошибке названные функциями): 1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную  политику; 2) монопольно эмитирует наличные деньги и организует их обращение; 3) является кредитором последней инстанции  для кредитных организаций, организует их рефинансирование; 4) устанавливает правила проведения расчетов (платежей) в стране; 5) устанавливает правила проведения банковских операций; 6) обслуживает счета бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ (если иное не установлено в федеральных законах); 7) управляет находящимися у него золотовалютными резервами; 8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их; 9) надзирает за деятельностью кредитных организаций и банковских групп; 10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями; 11) самостоятельно или по поручению Правительства РФ проводит все виды банковских операций (сделок), необходимых для выполнения его функций ; 12) организует и проводит валютное регулирование и валютный контроль; 13) определяет порядок расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами; 14) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ; 15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю; 16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление такого баланса; 17) устанавливает порядок и условия деятельности валютных бирж по организации операций покупки и продажи иностранной валюты, выдает, приостанавливает и отзывает разрешения валютным биржам на организацию операций покупки и продажи иностранной валюты; 18) анализирует и прогнозирует состояние экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные; 19) компенсирует физическим лицам их вклады в банках, признанных банкротами, но не участвующих в системе страхования вкладов в банках РФ.

Информация о работе Эволюция денег и денежных систем