Шпаргалка к государственному экзамену по специальности "Банковское дело"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 22:59, шпаргалка

Описание работы

Раздел №1 «Экономическая теория»
№ 2 Рыночная экономика и её характерные черты. Субъекты рыночной экономики Государственное регулирование экономики.Рыночная экономика (рынок в широком смысле) - форма социально-экономической жизни общества, при которой воспроизводство материальных благ, отношений и интересов осуществляется на основе принципов товарного производства и обращения, главным из которых является свобода хозяйственной деятельности в целях извлечения прибыли. Функции рыночных отношений: информационная, коммуникативная, оценочная, регулирующая, стимулирующая, распределительная.

Работа содержит 1 файл

Ответы_на_госы2.doc

— 940.00 Кб (Скачать)

- общегосударственный финансовый контроль;

- ведомственный финансовый контроль;

- внутрихозяйственный финансовый контроль;

- независимый финансовый контроль.

Сущность финансов – предмет дискуссий, возникающих по поводу возникновения и сущности финансов, в зависимости их от государств и выполняемых функций.

Одни экономисты придерживаются так называемой императивной концепции финансов, согласно которой финансы возникли с образованием государства и в современных условиях выполняют функции, связанные с ролью государства в регулировании общественной жизни.

Наибольшее распространение получила распределительная концепция финансов, сторонники которой утверждают, что финансовые отношения возникают на второй стадии общественного воспроизводства (этапы общественного воспроизводство – производство, распределение, обмен, потребление).

Существует и воспроизводственный подход в рассмотрении содержания финансов. Приверженцы этой концепции исходят из того, что отношения по поводу формирования финансов возникают не только при распределении стоимости общественного продукта и национального дохода, но и во всех сферах его движения и, прежде всего, в сфере непосредственного создания.

Если учесть, что финансы – это денежные ресурсы, необходимые для обеспечения процесса воспроизводства, как в рамках страны, так и на уровне каждого предприятия, то воспроизводственная концепция финансовой системы не лишена экономического смысла.

 

№27. Финансовая система РФ: понятие и структура.

Под финансовой системой понимают совокупность взаимосвязанных элементов (звеньев), непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих ее.

Российская финансовая система состоит из финансовых институтов (организаций, учреждений, осуществляющих и регулирующих финансовую деятельность – МИНФИН, Казначейство, ЦБ РФ, Министерство по налогам и сборам, фондовые и валютные биржи, финансово-кредитные учреждения и т.д.) и финансовых инструментов (финансовые активы и пассивы, которые можно покупать и продавать на рынке и посредствам которых осуществляется распределение и перераспределение капитала), создающих необходимые условия финансовой деятельности.

              Финансовая система РФ образует многоуровневую, иерархическую структуру:

        Верхний уровень занимают государственные финансы, которые разделяются на федеральные финансы и финансы субъектов Федерации (республики, края, области).

        Местные, муниципальные финансы отдельных городов, районов.

        Финансы хозяйствующих субъектов, организаций разных форм собственности.

В целом финансовая система РФ состоит из бюджетной системы, внебюджетных фондов, фондов страхования, финансов организаций различных форм собственности.

Бюджетная система страны охватывает федеральный бюджет РФ, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Федеральный бюджет РФ выражает экономические отношения в процессе образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и утверждается Федеральным собранием РФ как закон на три года. В бюджетах субъектов Федерации и местных – главным являются расходы на социальные цели.

Государственные внебюджетные фонды имеют целевое назначение – расширение диапазона социальных услуг населению, стимулирование развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечение дополнительными ресурсами приоритетных отраслей экономики. Одним из них является Пенсионный фонд РФ, средства которого формируются за счет ЕСН, дотаций из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций Фонда.

Фонды страхования формируются из страховых взносов физ.и юр. лиц  с целью снижения экономического риска.

Финансы организаций делят на финансы коммерческих организаций (хозяйственных товариществ и обществ, гос-х и муниципальных унитарных предприятий и др.) и финансы некоммерческих организаций (общественных и религиозных организаций, благотворительных фондов и др.)

К финансовой системе непосредственно примыкает и тесно взаимодействует с ней кредитная система, однако в отличие от финансовой системы кредитная система оперирует только возвратными денежными средствами.

Финансовая система характеризуется движением финансовых ресурсов, потоками денежных средств, связывающими агентов финансовых отношение и реализующими денежные расчеты между ними.

Финансы коммерческих организаций составляют основу финансов страны. Здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов.

 

№ 28  Гос.финансы: структура и принципы организации.

 

Государственные финансы: сущность и структура
Госфинансы - это составная часть общей финансовой системы. Классификация: I. К по эк. сущности: Госфинансы - это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения национального дохода и части национального богатства. Эти отношения связаны с: 1. Формированием финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении государства и его предприятий. 2. С использованием госстредств на затраты по расширению производства, удовлетворению потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления. К субъектам денежных отношений в государственных финансах относятся: 1. Государства в лице соответствующих структур власти. 2. Предприятия. 3. Объединения. 4. Учреждения. 5. граждане. Госфинансы - это единый комплекс финансовых операций органов госуправления, с помощью которых они аккумулируют ден. средства и осуществляют ден. расходы. II. Групировка по уровню управления: Госфинансы РФ состоят из: 1. федеральные Ф. 2. Ф субъектов федерации. 3. Местные (муниципальные) Ф.                 

Источники и виды финансовых ресурсов
Финансовые ресурсы (ФР) - это ден. доходы и поступления, находящиеся в распоряжении субъекта хозяйствования и предназначены для осуществления затрат по расширению воспроизводства и экономического стимулирования работающих. Источники финансовых ресурсов: 1. Внутренние - образуемые за счет собственных и приравненных средств (доходы, поступления и накопления). 2. Внешние - мобилизуемые на Ф рынках или поступаемые в порядке поступления (средства мобилизуемые на рынке и полученные в порядке перераспределения). Виды ресурсов: Внутренние: 1. Прибыль от основной деятельности предприятий. 2. Прибыль от выполнения НИР (научно-ислед. работ). 3. Прибыль от финансовых операций. И т.д. Внешние: 1. Кредиты и займы. 2. Средства от продажи ценных бумаг. 3. Продажа облигаций.

 

№ 29. Гос. Бюджет и бюджетное устройство страны. Структура бюджета.

Гос. бюджет явл. осн. финансовым планом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств. Бюджет явл. инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики.

Действующая бюджетная система РФ состоит из 3 звеньев: федеральный бюджет, региональные бюджеты (их 89, в т.ч. республиканские, краевые, областные, автономной области, автономных округов, г. Москвы и Санкт-Петербурга) и местные бюджеты (их около 29 тыс., в т.ч. районные, поселковые, городские, сельские).

Каждый бюджет функционирует автономно, т.е. нижестоящий бюджет со своими доходами и расходами не включается в вышестоящий бюджет. С целью планирования бюджетных ресурсов составляется консолидированный бюджет - статистический сводный бюджет, который объединяет финансовые ресурсы всех уровней бюджетной системы.

Главным и осн. источником формирования бюджета явл. налоги с предприятий и населения (75-80%). Остальная доходная часть госбюджета пополняется за счет таможенных пошлин, государственного займа, денежной эмиссии.

№ 30. Внебюджетные фонды в системе гос. Финансов. Структура. Функции. Источники фор мирования внебюджетных фондов.

Внебюджетные фонды - это средства федерального правительства и местных труда. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность.

Внебюджетные фонды представляют собой те денежные средства, которые аккумулируются вне системы государственного бюджета и имеют строго целевое назначение: пенсионный фонд, фонд социального страхования и др.

властей, связанные с финанс-ем расходов, не включенных в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Осн. суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты

 

Раздел №2 «Финансовый менеджмент, инвестиционная и банковская деятельность»

№1. Внутрифирменное финансовое планирование.

Фин. планирование – процент разработки фин. планов и показателей по обеспечению предприятия необходимыми ресурсами по повышению гарантии его фин. деятельности. Системы:1) прогнозирование фин. деятельности (до 3лет) 2) текущее планирование 3) оперативное планирование.
В основе финансового планирования лежат стратегический и производственные планы. Стратегический план подразумевает формирование цели, задач, масштабов и сферы деятельности компании.
Производственные планы составляются на основе стратегического плана и предусматривают определение производственной, маркетинговой, научно-исследовательской и инвестиционной политики.
Известны 2 типа фин планов: 1. долгосрочный, основное назначение которго определение допустимых с позиции фин-ой устойчивости темпов расширения фирмы. 2. краткосрочный, целью кот явл-ся обеспечение постоянной платежеспособности фирмы.

№2. Управление капиталом (пассивом) предприятия.

 

№.3. Управление собственным капиталом предприятия.

Управление собственным капиталом.

Принадлежащие хозяйствующему субъекту средства, авансируемые им в создание чистых активов предприятия, составляют собственный капитал. Величина собственного капитала также является одним из главных показателей эффективности и экономического потенциала предприятия. Собственные средства распределяются между собственными внеоборотными и собственными оборотными активами. Обычно общая сумма собственных средств превышает величину внеоборотных активов. Собственный капитал включает в себя акционерный капитал, инвестирования и нераспределенную прибыль. Собственный капитал рассчитывается как сумма уставного, дополнительного, резервного капиталов и принадлежащих обществу денежных фондов. Формирование собственного капитала начинается в момент учреждения предприятия. В дальнейшем наращивание собственного капитала осуществляется за счет внутренних и внешних, собственных и заемных средств. Главным источником выступает прибыль предприятия, а в ее составе — фонд накопления предприятия. Помимо прибыли источником пополнения собственных средств является выпуск акций, прирост устойчивости пассивов, заемные средства, кредиторская задолженность и др.

Управлению собственным капиталом должно предшествовать изучение эффективности управления им в предыдущем периоде. Анализ необходим для определения резервов формирования собственных средств. Управление собственным капиталом предполагает управление процессом его формирования, поддержания и эффективного использования, т. е. управление уже сформированными активами. Это предполагает как управление собственным капиталом в целом, так и управление его структурными элементами.

№.4. Управление имуществом (активами) предприятия.

Процесс управления активами является одной из важнейших

составляющих функционирования предприятия как обособленного

хозяйствующего субъекта. Практика работы предприятий подтверждает наличие прямой зависимости эффективности их деятельности от уровня качества и научной обоснованности системы управления в данной области. В связи с этим большое значение приобретают теоретические подходы к определению экономической сущности активов, позволяющие охарактеризовать их как объект управления. Мировая и отечественная экономическая наука внесла значительный вклад во всестороннее исследование активов: их экономического содержания, порядка представления, классификации, оценки. По поводу активов имеются самые разнообразные определения, которые обусловлены исследованием активов с позиций различных специальных областей знаний: экономики предприятия, финансового менеджмента, операционного и инновационного менеджмента, бухгалтерского учета, логистики, контроллинга и др. Понятие активов в экономической литературе часто отождествляется с такими категориями как собственность, недвижимость, имущество,

имущественный комплекс, имущественный потенциал, экономические

ресурсы, имущественные права, капитал. Так, ряд экономистов при определении активов используют термин «собственность». Новиков В.А., Григорьев В.В., Островкин И.Н. определяют активы как «собственность физического или юридического лица, имеющую

денежную оценку и приносящую при производственной или коммерческой деятельности доход». Рыжиков С.В., Золотогоров В.Г. отмечают, что «активы – это собственность юридического лица (предприятия), имеющая денежную стоимость, которую предприятие может использовать для осуществления предпринимательской деятельности». Такого же мнения придерживается и Р. Кох, отмечающий: «активы предприятия – это все, что является его собственностью и отражено в балансовом отчете». Итак, исходя из приведенных определений, понятие собственности является приоритетным для обозначения активов. В связи с этим необходимо

рассмотреть, что представляет собой собственность как экономическая категория. С одной стороны, собственность определяют как систему исторически изменяющихся объективных отношений между людьми, характеризующих присвоение средств производства и предметов труда. С другой стороны, собственность представляют как вещи, имущество, принадлежащее кому-либо. Последнее утверждение больше соответствует материально-вещественной основе собственности – объекту собственности, так как сами по себе вещи, имущество не становятся собственностью, и должна присутствовать вторая сторона – субъект собственности.

Информация о работе Шпаргалка к государственному экзамену по специальности "Банковское дело"