Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 07:44, курсовая работа
Необходимость бюджетного финансирования социальной сферы обусловлена свойствами социальных услуг как общественного товара, их ролью в социально-экономическом развитии страны.
Расходы на социальную сферу являются основным приоритетом бюджетных расходов, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. В последние годы бюджет России носит социально ориентированный характер. В его структуре прослеживается приоритетность темпов роста расходов на социальные цели. Социальная направленность проявляется и в обеспечении финансирования соответствующих национальных проектов, многочисленных целевых программ. Социальные параметры ориентированы на реализацию задач, поставленных в Посланиях Президента РФ Федеральному собранию РФ и в Бюджетных посланиях Президента РФ. Так при формировании бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов обеспечена реализация установленных стратегических приоритетов РФ, ключевой из которых является обеспечение достойной жизни граждан. В этом и проявляется актуальность данной проблемы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ 5
1. 1 Содержание и необходимость расходов государства на социальные нужды 5
1. 2 Классификация бюджета на социальные нужды 6
1. 3 Сущность и необходимость создания внебюджетных фондов 8
2 МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ 12
2. 1 Особенности финансирования расходов на социальные нужды из бюджета РФ 12
2. 2 Особенности финансирования социальных расходов из внебюджетных фондов 20
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ 31
3. 1 Проблемы финансирования расходов на социальные нужды 31
3. 2 Направления совершенствования системы финансирования социальных расходов из федерального бюджета 32
3. 3 Направления совершенствования системы финансирования социальных расходов из внебюджетных фондов 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:
Итак,
одним из источников финансирования социальных
нужд являются внебюджетные фонды социального
назначения. Внебюджетные фонды – один
из методов перераспределения национального
дохода органами власти в пользу определенных
социальных групп населения. Они имеют,
как правило, строго целевое назначение
и решают две важные задачи: обеспечение
дополнительными средствами приоритетных
сфер экономики и расширение социальных
услуг населения.
2 МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ
2.
1 Особенности финансирования
В условиях развивающейся в мире научно-технической революции все большее значение приобретает проблема обучения и воспитания подрастающего поколения. Образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Основы регулирования принципов государственной политики в области образования сформулированы в Федеральных законах от 13.01.96 г. № 12-ФЗ «Об образовании» и от 22.08.96 г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В них под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающейся констатацией гражданином установленных государством образовательных уровней, которые удостоверяются соответствующим документом.
Гражданам Российской Федерации гарантируется получение образования без каких-либо ограничений и условий независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, местожительства, состояния здоровья и т.п. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального образования, основного общего, среднего общего, образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных заведениях в пределах государственных и муниципальных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В
Российской Федерации в настоящее
время действуют
Кроме
бюджетных средств, которые являются
в настоящее время
Важнейший показатель развития человеческой цивилизации – уровень культуры. В нашей стране создан довольно крупный потенциал учреждений культуры. В целях поддержания и роста культурного уровня общества государство выделяет из бюджета финансовые ресурсы.
Особенность финансирования объектов культуры состоит в том, что часть из них имеет возможность получать внебюджетные доходы, поступающие в результате их коммерческой деятельности. Поэтому в этой области имеет место сочетание бюджетного финансирования с результатами хозрасчетной деятельности. Тем не менее, в большинстве случаев бюджетные ассигнования преобладают.
Что же касается СМИ. Бюджетное финансирование СМИ осуществляется в виде грантов и субсидий, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе. Выделение грантов производится на: оплату социально значимых информационно-публистических материалов о социальных проблемах; производство печатной продукции, предназначенной для инвалидов по зрению или с нарушением слуха и т.д.
Первым значимым документов в области здравоохранения является закон «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22.07.93 г. №5487-1, в нем отмечено, что государство гарантирует охрану здоровья каждого человека. При этом основные принципы охраны здоровья: доступность медико-социальной помощи и социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья – свидетельствуют о том, что изначально не гарантирована полная бесплатность здравоохранения, а гарантирован лишь определенный минимум. Основными доступными и оплачиваемыми из бюджета для каждого гражданина видами медицинского обслуживания являются: лечение наиболее распространенных болезней; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий; медицинская профилактика важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое образование; меры по охране семьи, материнства, отцовства, детства; другие мероприятия. Вторым значимым документов в области здравоохранения является закон РФ от 28.06.91 г. №1499-1 «О медицинском страхование граждан в РФ». Источниками обязательного медицинского страхования являются: для работающего населения – средства работодателей; для неработающего населения и работников бюджетной сферы – соответствующий бюджет. В России существует три системы организации финансирования здравоохранения, две из которых государственные (муниципальные): государственная бюджетная система здравоохранения; государственная система обязательного медицинского страхования; негосударственная медицина.
Из бюджетов субъектов РФ значительные средства направляются на страхование неработающего населения. Кроме того, субъектами РФ оплачивается специализированная скорая медицинская помощь, высокотехнологичные виды медицинской помощи и др.
За
счет средств бюджетов муниципальных
образований оплачивается скорая медицинская
помощь, первичная медико-санитарная
помощь в амбулаторно-поликлинических,
стационарно-поликлинических и
Основные
понятия и принципы государственной
политики в области физической культуры
и спорта приводятся в Федеральном
законе «О физической культуре и спорте
в РФ» от 29.04.1999 г. №80 – ФЗ. Вопросы
физической культуры и спорта, их финансирование
находятся в совместном ведении
РФ и субъектов РФ. С участием
бюджетных средств учреждениями
и организациями
Существует три источника финансирования социальной защиты населения: средства налогоплательщиков, за счет которых формируются доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ; страховые средства работодателей и работников; общественные и частные пожертвования на благотворительность. Основными видами расходов по социальному обеспечению являются пенсии и пособия.
Пенсия – это денежная выплата, предоставляемая гражданам, в целях компенсации заработка, утраченного в связи с достижением установленного законом возраста, наступлением инвалидности, потерей кормильца, а также по другим основаниям, право на получение, которой определяется по условиям и нормам, установленным законодательством РФ.
Пособие
– это денежная выплата, которая
производится гражданам в случаях,
предусмотренных
Проанализируем структуру общего объема расходов федерального бюджета на социальные нужды за 2007-2009 год и на начало 2010 года. (таблица 1).
Таблица 1 - Объем и структура расходов бюджета на социальные цели
на 01.01.2008 | на 01.01.2009 | на 01.01.2010 | на 01.03.2010 | |||||||
Наименование раздела | Сумма, млн. руб. | Удельный вес, % | Сумма, млн. руб | Удельный вес, % | Изменение структуры по сравнению с предыдущим годом | Сумма, млн. руб | Удельный вес, % | Изменение структуры по сравнению с предыдущим годом | Сумма, млн. руб | Удельный вес, % |
Образование | 294 611,48 | 4,92 | 354 996,79 | 4,69 | -0,23 | 418 007,57 | 4,34 | -0,35 | 41 430,39 | 2,80 |
Культура, кинематография и СМИ | 70 992,90 | 1,19 | 88 851,50 | 1,17 | -0,01 | 111 684,59 | 1,16 | -0,02 | 11 235,26 | 0,76 |
Здравоохранение и спорт | 196 494,30 | 3,28 | 278 245,20 | 3,68 | 0,39 | 352 313,71 | 3,66 | -0,02 | 21 554,40 | 1,46 |
Социальная политика | 214 039,45 | 3,58 | 293 644,98 | 3,88 | 0,30 | 323 519,61 | 3,36 | -0,52 | 31 272,66 | 2,12 |
Сумма | 776 138,12 | 12,97 | 1 015 738,46 | 13,42 | 0,45 | 1 205 525,48 | 12,51 | -0,91 | 105 492,71 | 7,14 |
Сумма бюджета | 5 983 035,51 | 7 566 638,72 | 9 636 823,31 | 1 477 825,27 |
Как видим расходы на образование, здравоохранение, спорт, культуру реализацию социальной политики вместе составляли 12,97% на 1 января 2008 года, 13,42% - на 1 января 2009 года, и на 1 января 2010 года составили 12,51%. Как видно, 2007-2008 доля расходов на социальные нужды увеличивалась, но с происшедшим финансово-экномическим кризисом в конце 2008 года – 2009 года, доля социальных расходов в бюджете уменьшилась. Но не смотря на это сумма расходов на социальные цели растет.
Из
средств федерального бюджета на
образование выделяется в среднем
около 20%, основная же часть на финансирование
образования идет из бюджета субъекта
РФ. Приведем таблицу 2, финансирование
образования из бюджетов различных
уровней за 2007-2009 гг.
Таблица 2 – Объем финансирования образования из бюджетов различных уровней
Источники финансирования | на 01.01.2008 | на 01.01.2009 | на 01.01.2010 |
млн, руб | млн, руб | млн, руб | |
Консолидированный бюджет РФ и гос. Внебюджетных фондов | 1 342 265,50 | 1 665 498,24 | 1 777 872,06 |
Федеральный бюджет | 294 611,48 | 354 996,79 | 418 007,57 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ | 1 037 400,93 | 1 361 381,12 | 1346202,283 |
Государственные внебюджетные фонды | 10 243,04 | 10 942,52 | 13 657,48 |
Внебюджетные фонды субъектов РФ | 10,05 | 6,83 | 4,73 |
Не сложно заметить, что расходы на образования растут. Единственно только в 2009 году, расходы из бюджетов субъектов РФ на образования сократились, что связано с сокращением вообще расходов на социальные нужды в связи с кризисом. Удельный вес расходов на образования из федерального бюджета в 2009 г. составил 4,34%, а в 2007 4,92%. Это говорит об уменьшение доли расходов на образование в бюджете. Средства из федерального бюджета идут не только на финансирование учреждений профессионального образование, а также на реализацию национального проекта образование и на целевую программу развитие образования на 2006-2010 гг.
Информация о работе Социальные расходы государства и источники их финансиврвания