Социальные расходы государства и источники их финансиврвания

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 07:44, курсовая работа

Описание работы

Необходимость бюджетного финансирования социальной сферы обусловлена свойствами социальных услуг как общественного товара, их ролью в социально-экономическом развитии страны.

Расходы на социальную сферу являются основным приоритетом бюджетных расходов, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. В последние годы бюджет России носит социально ориентированный характер. В его структуре прослеживается приоритетность темпов роста расходов на социальные цели. Социальная направленность проявляется и в обеспечении финансирования соответствующих национальных проектов, многочисленных целевых программ. Социальные параметры ориентированы на реализацию задач, поставленных в Посланиях Президента РФ Федеральному собранию РФ и в Бюджетных посланиях Президента РФ. Так при формировании бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов обеспечена реализация установленных стратегических приоритетов РФ, ключевой из которых является обеспечение достойной жизни граждан. В этом и проявляется актуальность данной проблемы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ 5

1. 1 Содержание и необходимость расходов государства на социальные нужды 5

1. 2 Классификация бюджета на социальные нужды 6

1. 3 Сущность и необходимость создания внебюджетных фондов 8

2 МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ 12

2. 1 Особенности финансирования расходов на социальные нужды из бюджета РФ 12

2. 2 Особенности финансирования социальных расходов из внебюджетных фондов 20

3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ 31

3. 1 Проблемы финансирования расходов на социальные нужды 31

3. 2 Направления совершенствования системы финансирования социальных расходов из федерального бюджета 32

3. 3 Направления совершенствования системы финансирования социальных расходов из внебюджетных фондов 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Работа содержит 1 файл

Социальные расходы государства и источники их финансирования(2).docx

— 85.67 Кб (Скачать)

       Внебюджетные  фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом  особенностей:

    • запланированы органами власти и управления и имеют  строгую целевую направленность;
    • денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
    • формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
    • страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
    • на отношения, связанные с исчислением, уплатой  и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ "Об основах налоговой системы РФ";
    • денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
    • расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа.

       Итак, одним из источников финансирования социальных нужд являются внебюджетные фонды социального назначения. Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Они имеют, как правило, строго целевое назначение и решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер  экономики и расширение социальных услуг населения.  

 

       2 МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ

       2. 1 Особенности финансирования социальных  расходов из бюджетов разных  уровней 

       В условиях развивающейся в мире научно-технической  революции все большее значение приобретает проблема обучения и  воспитания подрастающего поколения. Образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Основы регулирования принципов государственной политики в области образования сформулированы в Федеральных законах от 13.01.96 г. № 12-ФЗ «Об образовании» и от 22.08.96 г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В них под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающейся констатацией гражданином установленных государством образовательных уровней, которые удостоверяются соответствующим документом.

       Гражданам Российской Федерации гарантируется получение образования без каких-либо ограничений и условий независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, местожительства, состояния здоровья и т.п. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального образования, основного общего, среднего общего, образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных заведениях в пределах государственных и муниципальных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

       В Российской Федерации в настоящее  время действуют государственные  и муниципальные и частные  учебные заведения. Финансирование их осуществляется из федерального, региональных, местных бюджетов. За счет федерального бюджета финансируется основная часть высших учебных заведений. Начальное и среднее профессиональное образование примерно поровну финансируется из региональных и местных бюджетов. Дошкольные учреждения и учреждения общего образования финансируется из местных бюджетов.

       Кроме бюджетных средств, которые являются в настоящее время превалирующим  источником финансирования образовательных  заведений, используются личные средства граждан, платящих за образовательные  услуги, предоставляемые государственными, муниципальными и частными учебными заведениями.

       Важнейший показатель развития человеческой цивилизации  – уровень культуры. В нашей  стране создан довольно крупный потенциал  учреждений культуры. В целях поддержания и роста культурного уровня общества государство выделяет из бюджета финансовые ресурсы.

       Особенность финансирования объектов культуры состоит  в том, что часть из них имеет  возможность получать внебюджетные доходы, поступающие в результате их коммерческой деятельности. Поэтому в этой области имеет место сочетание бюджетного финансирования с результатами хозрасчетной деятельности. Тем не менее, в большинстве случаев бюджетные ассигнования преобладают.

       Что же касается СМИ. Бюджетное финансирование СМИ осуществляется в виде грантов  и субсидий, предоставляемых на безвозмездной  и безвозвратной основе. Выделение  грантов производится на: оплату социально  значимых информационно-публистических материалов о социальных проблемах; производство печатной продукции, предназначенной  для инвалидов по зрению или с  нарушением слуха и т.д.

       Первым  значимым документов в области здравоохранения  является закон «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22.07.93 г. №5487-1, в нем отмечено, что государство гарантирует охрану здоровья каждого человека. При этом основные принципы охраны здоровья: доступность медико-социальной помощи и социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья – свидетельствуют о том, что изначально не гарантирована полная бесплатность здравоохранения, а гарантирован лишь определенный минимум. Основными доступными и оплачиваемыми из бюджета для каждого гражданина видами медицинского обслуживания являются: лечение наиболее распространенных болезней; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий; медицинская профилактика важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое образование; меры по охране семьи, материнства, отцовства, детства; другие мероприятия. Вторым значимым документов в области здравоохранения является закон РФ от 28.06.91 г. №1499-1 «О медицинском страхование граждан в РФ». Источниками обязательного медицинского страхования являются: для работающего населения – средства работодателей; для неработающего населения и работников бюджетной сферы – соответствующий бюджет. В России существует три системы организации финансирования здравоохранения, две из которых государственные (муниципальные): государственная бюджетная система здравоохранения; государственная система обязательного медицинского страхования; негосударственная медицина.

       Из бюджетов субъектов РФ значительные средства направляются на страхование неработающего населения. Кроме того, субъектами РФ оплачивается специализированная скорая медицинская помощь, высокотехнологичные виды медицинской помощи и др.

       За  счет средств бюджетов муниципальных  образований оплачивается скорая медицинская  помощь, первичная медико-санитарная помощь в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных организациях, в том числе женщинам в период беременности, во время  и после родов. Расходы местных бюджетов включают в себя обеспечение организаций муниципальной системы здравоохранения лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, донорской кровью и т.д.

       Основные  понятия и принципы государственной  политики в области физической культуры и спорта приводятся в Федеральном  законе «О физической культуре и спорте в РФ» от 29.04.1999 г. №80 – ФЗ. Вопросы  физической культуры и спорта, их финансирование находятся в совместном ведении  РФ и субъектов РФ. С участием бюджетных средств учреждениями и организациями предоставляются  услуги государственной значимости, такие как: обеспечение деятельности спорта высших достижений; подготовка спортсменов для сборных команд страны; развитие массовой физической культуры и спорта среди населения.

       Существует  три источника финансирования социальной защиты населения: средства налогоплательщиков, за счет которых формируются доходы бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ; страховые средства работодателей  и работников; общественные и частные  пожертвования на благотворительность. Основными видами расходов по социальному  обеспечению являются пенсии и пособия.

       Пенсия  – это денежная выплата, предоставляемая  гражданам, в целях компенсации  заработка, утраченного в связи с достижением установленного законом возраста, наступлением инвалидности, потерей кормильца, а также по другим основаниям, право на получение, которой определяется по условиям и нормам, установленным законодательством РФ.

       Пособие – это денежная выплата, которая  производится гражданам в случаях, предусмотренных законодательством, и является одной из форм материального  обеспечения в старости, при болезни  и потере трудоспособности, а также в некоторых случаях.

       Проанализируем  структуру общего объема расходов федерального бюджета на социальные нужды за 2007-2009 год и на начало 2010 года. (таблица 1).

       Таблица 1 - Объем и структура расходов бюджета на социальные цели

  на 01.01.2008 на 01.01.2009 на 01.01.2010 на 01.03.2010
Наименование раздела Сумма, млн. руб. Удельный вес, % Сумма, млн. руб Удельный вес, % Изменение структуры  по сравнению с предыдущим годом Сумма, млн. руб Удельный вес, % Изменение структуры  по сравнению с предыдущим годом Сумма, млн. руб Удельный вес, %
Образование 294 611,48 4,92 354 996,79 4,69 -0,23 418 007,57 4,34 -0,35 41 430,39 2,80
Культура, кинематография и СМИ 70 992,90 1,19 88 851,50 1,17 -0,01 111 684,59 1,16 -0,02 11 235,26 0,76
Здравоохранение и спорт 196 494,30 3,28 278 245,20 3,68 0,39 352 313,71 3,66 -0,02 21 554,40 1,46
Социальная  политика 214 039,45 3,58 293 644,98 3,88 0,30 323 519,61 3,36 -0,52 31 272,66 2,12
Сумма 776 138,12 12,97 1 015 738,46 13,42 0,45 1 205 525,48 12,51 -0,91 105 492,71 7,14
Сумма бюджета 5 983 035,51 7 566 638,72 9 636 823,31 1 477 825,27
 

       Как видим расходы на образование, здравоохранение, спорт, культуру  реализацию социальной политики вместе составляли 12,97% на 1 января 2008 года, 13,42% - на 1 января 2009 года, и на 1 января 2010 года составили 12,51%. Как видно, 2007-2008 доля расходов на социальные нужды увеличивалась, но с происшедшим финансово-экномическим кризисом в конце 2008 года – 2009 года, доля социальных расходов в бюджете уменьшилась. Но не смотря на это сумма расходов на социальные цели растет.

       Из  средств федерального бюджета на образование выделяется в среднем  около 20%, основная же часть на финансирование образования идет из бюджета субъекта РФ. Приведем таблицу 2, финансирование образования из бюджетов различных  уровней за 2007-2009 гг. 
 
 
 

       Таблица 2 – Объем финансирования образования  из бюджетов различных уровней

Источники финансирования на 01.01.2008 на 01.01.2009 на 01.01.2010
млн, руб млн, руб млн, руб
Консолидированный бюджет РФ и гос. Внебюджетных фондов 1 342 265,50 1 665 498,24 1 777 872,06
Федеральный бюджет 294 611,48 354 996,79 418 007,57
Консолидированные бюджеты субъектов РФ 1 037 400,93 1 361 381,12 1346202,283
Государственные внебюджетные фонды 10 243,04 10 942,52 13 657,48
Внебюджетные  фонды субъектов РФ 10,05 6,83 4,73
 

       Не  сложно заметить, что расходы на образования растут. Единственно  только в 2009 году, расходы из бюджетов субъектов РФ на образования сократились, что связано с сокращением  вообще расходов на социальные нужды  в связи с кризисом. Удельный вес  расходов на образования из федерального бюджета в 2009 г. составил 4,34%, а в 2007 4,92%. Это говорит об уменьшение доли расходов на образование в бюджете. Средства из федерального бюджета идут не только на финансирование учреждений профессионального образование, а также на реализацию национального проекта образование и на целевую программу развитие образования на 2006-2010 гг.

Информация о работе Социальные расходы государства и источники их финансиврвания