Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 07:44, курсовая работа
Необходимость бюджетного финансирования социальной сферы обусловлена свойствами социальных услуг как общественного товара, их ролью в социально-экономическом развитии страны.
Расходы на социальную сферу являются основным приоритетом бюджетных расходов, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. В последние годы бюджет России носит социально ориентированный характер. В его структуре прослеживается приоритетность темпов роста расходов на социальные цели. Социальная направленность проявляется и в обеспечении финансирования соответствующих национальных проектов, многочисленных целевых программ. Социальные параметры ориентированы на реализацию задач, поставленных в Посланиях Президента РФ Федеральному собранию РФ и в Бюджетных посланиях Президента РФ. Так при формировании бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов обеспечена реализация установленных стратегических приоритетов РФ, ключевой из которых является обеспечение достойной жизни граждан. В этом и проявляется актуальность данной проблемы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ 5
1. 1 Содержание и необходимость расходов государства на социальные нужды 5
1. 2 Классификация бюджета на социальные нужды 6
1. 3 Сущность и необходимость создания внебюджетных фондов 8
2 МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ 12
2. 1 Особенности финансирования расходов на социальные нужды из бюджета РФ 12
2. 2 Особенности финансирования социальных расходов из внебюджетных фондов 20
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ 31
3. 1 Проблемы финансирования расходов на социальные нужды 31
3. 2 Направления совершенствования системы финансирования социальных расходов из федерального бюджета 32
3. 3 Направления совершенствования системы финансирования социальных расходов из внебюджетных фондов 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
Что же касается здравоохранения, то на здравоохранение в среднем выделяется 3,5% из расходов федерального бюджета. Ниже приведем структуру расходов на здравоохранение за 2007-2009 гг.
Таблица 3- Структура расходов федерального бюджета на здравоохранение
на 01.01.2008 | на 01.01.2009 | на 01.01.2010 | |||||
млрд. руб | % | млрд. руб | % | млрд. руб | % | ||
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ | 0900 | 196494,30 | 100,00 | 278245,20 | 100,00 | 352313,71 | 100,00 |
Стационарная медицинская помощь | 0901 | 169836,01 | 86,43 | 143192,94 | 51,46 | 171371,59 | 48,64 |
Амбулаторная помощь | 0902 | 38090,80 | 13,69 | 52682,50 | 14,95 | ||
Скорая медицинская помощь | 0904 | 358,00 | 0,13 | 490,00 | 0,14 | ||
Санаторно-оздоровительная помощь | 0905 | 21877,72 | 7,86 | 30741,80 | 8,73 | ||
Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов | 0906 | 5953,65 | 2,14 | 6504,83 | 1,85 | ||
Санитарно-эпидемиологическое благополучие | 0907 | 21976,03 | 7,90 | 27784,75 | 7,89 | ||
Здравоохранение | 169836,01 | 86,43 | 231449,13 | 83,18 | 289575,47 | 82,19 | |
Физическая культура и спорт | 0908 | 11072,77 | 5,64 | 14506,96 | 5,21 | 14866,87 | 4,22 |
Прикладные научные исследования в области здравоохранения, физической культуры и спорта | 0909 | 3385,81 | 1,72 | 4592,30 | 1,65 | 5665,47 | 1,61 |
Другие
вопросы в области |
0910 | 12199,71 | 6,21 | 27696,80 | 9,95 | 42205,90 | 11,98 |
Одной из основных социальных статей федерального бюджета являются расходы на здравоохранение и спорт. Расходы в 2007 году составили на 01.01.2008 196494,30 млн. руб., в 2008 году они увеличились на 41.6%, а в 2009 по сравнению с 2008 г. на 26,62%, в целом, главной превалирующей статьей расходов являются расходы на здравоохранение. Доля расходов на здравоохранение составила в 2007 году 86,43%, в 2008 г. – 83,18%, в 2009 г. – 82,19. Меньшую долю в расходах на здравоохранение имеют расходы на прикладные исследования. 1,72% в 2007 г., 1,65% в 2008, 1,61% в 2009. В области здравоохранения сейчас действует приоритетный национальный проект «Здоровье». Средства направляются на закупку новейшего оборудования, строительство новых высокотехнологичных центров медицинской помощи, часть средств идет на диспансеризацию и иммунизацию населения, а так же выделяются субсидии и субвенции, региональным бюджетам на осуществление различных мероприятий.
В общей сумме расходов федерального бюджета на 2007 г. расходы по разделу 1000 «Социальная политика» составляют 4%. К числу основных расходных обязательств федерального бюджета по этому разделу относится пенсионное и социальное обеспечение граждан, что следует из таблицы 4.
Таблица 4 – Структура федерального бюджета по разделу «Социальная политика»
на 01.01.2010 | на 01.01.2009 | на 01.01.2008 | |||||
млн. руб | % | млн. руб | % | млн. руб | % | ||
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА | 1000 | 323519,61 | 100,00 | 293644,98 | 100,00 | 214039,45 | 100,00 |
Пенсионное обеспечение | 1001 | 218638,89 | 67,58 | 212026,21 | 72,20 | 160573,42 | 75,02 |
Социальное обслуживание населения | 1002 | 6835,28 | 2,11 | 5229,49 | 1,78 | 3817,57 | 1,78 |
Социальное обеспечение населения | 1003 | 92335,34 | 28,54 | 73241,08 | 24,94 | 43569,12 | 20,36 |
Охрана семьи и детства | 1004 | 2090,98 | 0,65 | 1500,32 | 0,51 | 201,83 | 0,09 |
Прикладные научные исследования в области социальной политики | 1005 | 147,53 | 0,05 | 141,39 | 0,05 | 134,69 | 0,06 |
Другие вопросы в области социальной политики | 1006 | 3471,59 | 1,07 | 1506,49 | 0,51 | 5742,82 | 2,68 |
Несложно
заметить, что основной составляющей
в расходах бюджета по разделу «Социальная
политика» являются расходы на пенсионное
и социальное обеспечение. Не сложно заметить,
что расходы на социальную политику последние
годы заметно увеличиваются. Бюджетная политика
– самый точный измеритель приоритетов
и возможностей регионов. За 2004-2010 гг. она
стала более социально-ориентированной:
доля социальных расходов выросла в расходах
консолидированных бюджетов субъектов
Российской Федерации с 44% до 52%.
2.
2 Особенности финансирования социальных
расходов из государственных внебюджетных
фондов
Как мы рассмотрели ранее к Государственным внебюджетным фондам социального назначения относят:
Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованный внебюджетный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение денежных средств в целях пенсионного обеспечения граждан РФ. На долю Пенсионного Фонда приходится почти ¾ средств государственных социальных фондов. Пенсионная система функционирует на основе непрерывной солидарности поколений работающих граждан с нетрудоспособной частью населения. Такая система пенсионного обеспечения называется распределительной. Она характеризуется тесной зависимостью от демографической и общей экономической ситуации в стране. Накопительная систем существенно отличается от распределительной тем, что она менее чувствительна к проблемам старения населения. Каждый человек формирует пенсию сам. Его взносы идут на не оплату пенсии другому, а на индивидуальный счет в специализированной страховой компании
Средства пенсионного фонда формируются за счет следующих источников:
Аккумулируемые средства Пенсионного фонда направляются на следующие цели:
Фонд социального страхования РФ является государственным внебюджетным фондом финансовых ресурсов, предназначенных для оказания социальной помощи и социальных услуг. Фонд социального страхования является вторым по объему фондом аккумулирующим средства.
Средства фонда формируются за счет следующих источников:
Средства фонда используются на следующие мероприятия:
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является государственным учреждением. Фонд является юридическим лицом и подотчетным только Правительству РФ. Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное медицинское страхование является частью государственного медицинского страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи и предоставлении ее за счет средств обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование строится на основе соответствующих программ и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программой обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование осуществляется за счет средств предприятий и личных средств граждан путем заключения договора между страхователем и медицинским учреждением, в котором устанавливается размер страховых взносов.
Источниками финансирования медицинского страхования являются:
Средства фонда медицинского страхования используются на следующие цели:
Информация о работе Социальные расходы государства и источники их финансиврвания