Социальные расходы государства и источники их финансиврвания

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 07:44, курсовая работа

Описание работы

Необходимость бюджетного финансирования социальной сферы обусловлена свойствами социальных услуг как общественного товара, их ролью в социально-экономическом развитии страны.

Расходы на социальную сферу являются основным приоритетом бюджетных расходов, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. В последние годы бюджет России носит социально ориентированный характер. В его структуре прослеживается приоритетность темпов роста расходов на социальные цели. Социальная направленность проявляется и в обеспечении финансирования соответствующих национальных проектов, многочисленных целевых программ. Социальные параметры ориентированы на реализацию задач, поставленных в Посланиях Президента РФ Федеральному собранию РФ и в Бюджетных посланиях Президента РФ. Так при формировании бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов обеспечена реализация установленных стратегических приоритетов РФ, ключевой из которых является обеспечение достойной жизни граждан. В этом и проявляется актуальность данной проблемы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ 5

1. 1 Содержание и необходимость расходов государства на социальные нужды 5

1. 2 Классификация бюджета на социальные нужды 6

1. 3 Сущность и необходимость создания внебюджетных фондов 8

2 МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ 12

2. 1 Особенности финансирования расходов на социальные нужды из бюджета РФ 12

2. 2 Особенности финансирования социальных расходов из внебюджетных фондов 20

3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ 31

3. 1 Проблемы финансирования расходов на социальные нужды 31

3. 2 Направления совершенствования системы финансирования социальных расходов из федерального бюджета 32

3. 3 Направления совершенствования системы финансирования социальных расходов из внебюджетных фондов 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Работа содержит 1 файл

Социальные расходы государства и источники их финансирования(2).docx

— 85.67 Кб (Скачать)

       Что же касается здравоохранения, то на здравоохранение в среднем выделяется 3,5% из расходов федерального бюджета. Ниже приведем структуру расходов на здравоохранение за 2007-2009 гг.

 

       Таблица 3- Структура расходов федерального бюджета на здравоохранение

  на 01.01.2008 на 01.01.2009 на 01.01.2010
млрд. руб % млрд. руб % млрд. руб %
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ 0900 196494,30 100,00 278245,20 100,00 352313,71 100,00
Стационарная  медицинская помощь 0901 169836,01 86,43 143192,94 51,46 171371,59 48,64
Амбулаторная  помощь 0902 38090,80 13,69 52682,50 14,95
Скорая  медицинская помощь 0904 358,00 0,13 490,00 0,14
Санаторно-оздоровительная  помощь 0905 21877,72 7,86 30741,80 8,73
Заготовка, переработка, хранение и обеспечение  безопасности донорской крови и  ее компонентов 0906 5953,65 2,14 6504,83 1,85
Санитарно-эпидемиологическое благополучие 0907 21976,03 7,90 27784,75 7,89
Здравоохранение   169836,01 86,43 231449,13 83,18 289575,47 82,19
Физическая  культура и спорт 0908 11072,77 5,64 14506,96 5,21 14866,87 4,22
Прикладные  научные исследования в области  здравоохранения, физической культуры и спорта 0909 3385,81 1,72 4592,30 1,65 5665,47 1,61
Другие  вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта 0910 12199,71 6,21 27696,80 9,95 42205,90 11,98

        

       Одной из основных социальных статей федерального бюджета являются расходы на здравоохранение  и спорт. Расходы в 2007 году составили  на 01.01.2008 196494,30 млн. руб., в 2008 году они увеличились на 41.6%, а в 2009 по сравнению с 2008 г. на 26,62%,  в целом, главной превалирующей статьей расходов являются расходы на здравоохранение. Доля расходов на здравоохранение составила в 2007 году 86,43%, в 2008 г. – 83,18%, в 2009 г. – 82,19. Меньшую долю в расходах на здравоохранение имеют расходы на прикладные исследования. 1,72% в 2007 г., 1,65% в 2008, 1,61% в 2009. В области здравоохранения сейчас действует приоритетный национальный проект «Здоровье». Средства направляются на закупку новейшего оборудования, строительство новых высокотехнологичных центров медицинской помощи, часть средств идет на диспансеризацию и иммунизацию населения, а так же выделяются субсидии и субвенции,  региональным бюджетам на осуществление различных мероприятий.

     В общей сумме расходов федерального бюджета на 2007 г. расходы по разделу 1000 «Социальная политика» составляют 4%. К числу основных расходных обязательств федерального бюджета по этому разделу относится пенсионное и социальное обеспечение граждан, что следует из таблицы 4.

     Таблица 4 – Структура федерального бюджета  по разделу «Социальная политика»

    на 01.01.2010 на 01.01.2009 на 01.01.2008
    млн. руб % млн. руб % млн. руб %
СОЦИАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА 1000 323519,61 100,00 293644,98 100,00 214039,45 100,00
Пенсионное  обеспечение 1001 218638,89 67,58 212026,21 72,20 160573,42 75,02
Социальное  обслуживание населения 1002 6835,28 2,11 5229,49 1,78 3817,57 1,78
Социальное  обеспечение населения 1003 92335,34 28,54 73241,08 24,94 43569,12 20,36
Охрана  семьи и детства 1004 2090,98 0,65 1500,32 0,51 201,83 0,09
Прикладные  научные исследования в области  социальной политики 1005 147,53 0,05 141,39 0,05 134,69 0,06
Другие  вопросы в области социальной политики 1006 3471,59 1,07 1506,49 0,51 5742,82 2,68
 

     Несложно  заметить, что основной составляющей в расходах бюджета по разделу «Социальная политика» являются расходы на пенсионное и социальное обеспечение. Не сложно заметить, что расходы на социальную политику последние годы заметно увеличиваются. Бюджетная политика – самый точный измеритель приоритетов и возможностей регионов. За 2004-2010 гг. она стала более социально-ориентированной: доля социальных расходов выросла в расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации с 44% до 52%.                                                                                                      

       2. 2 Особенности финансирования социальных расходов из государственных внебюджетных фондов 

       Как мы рассмотрели ранее к Государственным внебюджетным фондам социального назначения относят:

    • Пенсионный фонд РФ;
    • Федеральный фонд социального страхования РФ;
    • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
    • Территориальные фонды обязательного медицинского страхования;
    • Государственный фонд занятости населения РФ.

       Пенсионный  фонд РФ представляет собой централизованный внебюджетный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение денежных средств в целях пенсионного обеспечения граждан РФ. На долю Пенсионного Фонда приходится почти ¾ средств государственных социальных фондов. Пенсионная система функционирует на основе непрерывной солидарности поколений работающих граждан с нетрудоспособной частью населения. Такая система пенсионного обеспечения называется распределительной. Она характеризуется тесной зависимостью от демографической и общей экономической ситуации в стране. Накопительная систем существенно отличается от распределительной тем, что она менее чувствительна к проблемам старения населения. Каждый человек формирует пенсию сам. Его взносы идут на не оплату пенсии другому, а на индивидуальный счет в специализированной страховой компании

       Средства  пенсионного фонда формируются  за счет следующих источников:

    • налоговые доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, от минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 60 процентов;
    • неналоговые доходы: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; страховые взносы по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации; недоимки; доходы от размещения средств Пенсионного фонда Российской Федерации; штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
    • безвозмездные поступления: межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Пенсионному фонду Российской Федерации; безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов; прочие поступления;

       Аккумулируемые  средства Пенсионного фонда направляются на следующие цели:

    • Выплата трудовых пенсий;
    • Компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами;
    • Выплата пенсий гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за границу;
    • Расходы на повышение пенсий участникам Великой Отечественной войны;
    • Выплата ритуальных пособий;
    • Расходы на выплату государственных пенсий пособий и оплату других расходов, финансируемых ПФ на условиях возврата этих средств из бюджета.

       Фонд  социального страхования РФ является государственным внебюджетным фондом финансовых ресурсов, предназначенных  для оказания социальной помощи и социальных услуг. Фонд социального страхования является вторым по объему фондом аккумулирующим средства.

       Средства  фонда формируются за счет следующих  источников:

    • Страховой взнос - составляет 2,9%;
    • доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, поступающие от уплаты различных налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами.
    • неналоговые доходы: страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; недоимки, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации; доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования Российской Федерации; штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
    • безвозмездные поступления: межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Фонду социального страхования Российской Федерации;
    • прочие поступления;

       Средства  фонда используются на следующие  мероприятия:

    • Выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим: на учет в ранние сроки беременности;
    • Выплаты на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
    • Оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом с детства до достижения им совершеннолетия;
    • Частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаторно-оздоровительных учреждений, имеющих лицензии на право занятия данными видами деятельности;
    • Создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда, его текущей деятельности и содержание аппарата фонда;
    • Финансирование подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих защиту, трудовых прав работников и охрану труда;
    • Проведение НИР по вопросам социального страхования и охраны труда;
    • Финансирование программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования и охраны труда;
    • Осуществление других мероприятий в соответствии с задачами и планами деятельности фонда.

       Федеральный фонд  обязательного медицинского страхования является государственным  учреждением. Фонд является юридическим  лицом и подотчетным только Правительству  РФ. Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное медицинское страхование является частью государственного медицинского страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи и предоставлении ее за счет средств обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование строится на основе соответствующих программ и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программой обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование осуществляется за счет средств предприятий и личных средств граждан путем заключения договора между страхователем и медицинским учреждением, в котором устанавливается размер страховых взносов.

       Источниками финансирования медицинского страхования  являются:

    • часть страховых взносов хозяйствующих субъектов и других организаций на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральным законодательством;
    • cсредства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов местного самоуправления, выделяемые на выполнение целевых программ;
    • средства государственных и общественных организаций, предприятий;
    • личные средства граждан;
    • безвозмездные и благотворительные во взносы и пожертвования физических и юридических лиц;
    • доходы от ценных бумаг, находящихся в распоряжении фонда медицинского страхования;
    • кредиты банков и других кредиторов;
    • другие источники дохода.

       Средства  фонда медицинского страхования  используются на следующие цели:

    • финансовое обеспечение медицинской помощи гражданам в соответствии с законодательными актами РФ;
    • обеспечение финансовой устойчивости системы медицинского страхования;
    • финансирование мероприятий по разработке и реализации целевых программ;
    • обеспечение профессиональной подготовки кадров сферы медицинского страхования;
    • финансирование НИР и развитие материально-технической базы учреждений медицинского страхования;
    • субсидирование конкретных территорий с целью выравнивания условий оказания медицинской помощи населению по обязательному медицинскому страхованию;
    • оплату особо дорогостоящих видов медицинской помощи;
    • финансирование медицинских учреждений, оказывающих помощь при социально значимых заболеваниях;
    • оказание медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий, катастроф;
    • финансирование иных мероприятий в области медицинской помощи населению.

Информация о работе Социальные расходы государства и источники их финансиврвания