Социальные расходы государства и источники их финансиврвания

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 07:44, курсовая работа

Описание работы

Необходимость бюджетного финансирования социальной сферы обусловлена свойствами социальных услуг как общественного товара, их ролью в социально-экономическом развитии страны.

Расходы на социальную сферу являются основным приоритетом бюджетных расходов, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. В последние годы бюджет России носит социально ориентированный характер. В его структуре прослеживается приоритетность темпов роста расходов на социальные цели. Социальная направленность проявляется и в обеспечении финансирования соответствующих национальных проектов, многочисленных целевых программ. Социальные параметры ориентированы на реализацию задач, поставленных в Посланиях Президента РФ Федеральному собранию РФ и в Бюджетных посланиях Президента РФ. Так при формировании бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов обеспечена реализация установленных стратегических приоритетов РФ, ключевой из которых является обеспечение достойной жизни граждан. В этом и проявляется актуальность данной проблемы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ 5

1. 1 Содержание и необходимость расходов государства на социальные нужды 5

1. 2 Классификация бюджета на социальные нужды 6

1. 3 Сущность и необходимость создания внебюджетных фондов 8

2 МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ 12

2. 1 Особенности финансирования расходов на социальные нужды из бюджета РФ 12

2. 2 Особенности финансирования социальных расходов из внебюджетных фондов 20

3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ 31

3. 1 Проблемы финансирования расходов на социальные нужды 31

3. 2 Направления совершенствования системы финансирования социальных расходов из федерального бюджета 32

3. 3 Направления совершенствования системы финансирования социальных расходов из внебюджетных фондов 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Работа содержит 1 файл

Социальные расходы государства и источники их финансирования(2).docx

— 85.67 Кб (Скачать)

       Государственный фонд занятости населения — это  централизованный фонд финансирования ресурсов, предназначенный для финансирования мероприятий в области содействия занятости населения.

       Фонд  формируется на страховой основе, средства которого образуются за счет:

    • обязательных страховых взносов работодателей (юридических лиц);
    • обязательных страховых взносов индивидуальных предпринимателей, занимающихся определенными видами трудовой деятельности;
    • ассигнований из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
    • добровольных взносов юридических и физических лиц, в том числе иностранных;
    • других поступлений, в частности, взыскиваемых с работодателей за нарушение требований налогового законодательства.

       Средства  фонда занятости расходуются  по следующим направлениям:

    • текущие выплаты по безработице, включая погашения по задолженностям;
    • финансирование деятельности органов федеральной государственной службы занятости по оказанию населению услуг по поиску работы, консультированию, предоставлению информации, содействию в трудоустройстве, обучению и т. д.;
    • возмещение расходов Пенсионного фонда РФ, связанных с оплатой досрочных пенсий безработным;
    • выплата стипендий гражданам при обучении по направлению органов федеральной государственной службы занятости;
    • финансирование доплат к заработку безработных граждан в период их участия в общественных работах.

       Расходы бюджета Фонда социального страхования  осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального  страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с  бюджетами указанных фондов, утвержденными  федеральными законами субъектов РФ. Общая сумма расходов на 01.01.2008 г. составила в объеме 375548,4 млн. руб., из них: на обязательное социальное страхование предусмотрено при временной нетрудоспособности предусмотрено 134059,6 млн. руб. (35,7%), на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 2395,88 млн. руб.(0,64% %).

     На  01.01.2009 год расходы Фонда составили в сумме 356067,4 млн. рублей (94,8 % к уровню на 01.01.2008 года), из них: на обязательное социальное страхование предусмотрено при временной нетрудоспособности предусмотрено – 128267,5 млн. рублей (36,0 %), на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 1768,2 млн. рублей (0,5 %).

     На  01.01.2010 год расходы Фонда составили в сумме 389463,6 млн. рублей (109,4% к уровню 2009 года), из них: на обязательное социальное страхование предусмотрено при временной нетрудоспособности предусмотрено – 14236,2 млн. рублей (36,8%), на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 55323,9 млн. рублей (0,5%).

     Рассмотрим динамику и структуру расходов ПФ РФ. Бюджет фонда в 2008 году составил 2113706,51, в 2009 году - 2481441,98 млн. рублей, что на 17,4% больше чем в предыдущем году, в 2010 - 4398037,33 млн. руб, что выше с предыдущим годом на 77,24%. Что же касается структуры расходов, то  наибольшую долю в расходах занимают средства идущие на пенсионное обеспечение, в 2008 г. их доля составила – 99,92%, в 2009 – 99,92%, в 2010 – 98,38. Снижение в 2010 году, связано с увеличением прежде всего расходов идущих на общегосударственные вопросы. Прирост расходов в 2007 г. по вопросам пенсионного обеспечения составил 17,4%, а в 2010 74,5%. По статье пенсионное обеспечение 98,29% в 2010 г. рассчитано на социальную помощь, и 0,09% на пенсии. Структура и динамика расходов приведены в таблице 6.

     Далее рассмотрим структуру и динамику фонда обязательного медицинского страхования. Бюджет ФОМС РФ в 2009 г составил 119313,2 млн. рублей, в 2010 г. составляет 137958,8, что на 15,63% больше чем в предыдущем году, в 2011 году планируется увеличить на 14,47%. Наибольшую долю в расходах бюджета ОМС занимают расходы на 93,32% на социальную помощь в 2009 г., и в 2010 г. 91,6. Основная часть из этих 93,32% идет на медицинское страхование граждан РФ, расходы по этой статье планируется увеличить в 2010 году на 15%, а в 2011 году на 16%.  
 
 
 

     Таблица 6 – Структура и динамика расходов ПФ РФ

  Сумма расходов, млн, руб Уд. Вес,% Сумма расходов, млн, руб Темп прироста,% Уд. Вес,% Сумма расходов, млн, руб Темп прироста, % Уд. Вес,%
Бюджет  фонда 2113706,51 100,00 2481441,98 117,40 100,00 4398037,33 177,24 100,00
1. Общегосударственные вопросы 5,49 0,00 5,72 104,13 0,00 70254,03 1228217,22 1,60
2. Образование  61,47 0,00 65,65 106,80 0,00 63,54 96,78 0,00
3. Социальная политика 2112628,85 99,95 2480158,69 117,40 99,95 4327640,77 174,49 98,40
3.1. Пенсионное обеспечение 2112088,85 99,92 2479573,49 117,40 99,92 4326963,97 174,50 98,38
3.1.1. Руководство  и  управление  в   сфере установленных функций 45163,04 2,14 47980,63 106,24 1,93 0,00 0,00 0,00
3.1.2. Бюджетные   инвестиции   в    объекты  капитального        строительства, не включенные  в целевые программы 1600,00 0,08 1000,00 62,50 0,04 0,00 0,00 0,00
3.1.3. Пенсии 2170,94 0,10 2570,80 118,42 0,10 4165,01 162,01 0,09
3.1.4. Социальная помощь 2063154,87 97,61 2428022,07 117,68 97,85 4322798,96 178,04 98,29
3.2. Прикладные  научные    исследования  и   разработки 40,00 0,00 58,00 145,00 0,00 76,50 131,90 0,00
3.3. Другие вопросы в  области   социальной    политики 500,00 0,02 527,20 105,44 0,02 600,30 113,87 0,01
4. Межбюджетные трансферты 1010,70 0,05 1211,91 119,91 0,05 79,00 6,52 0,00
 

     Второй  по значимости статьей на которую  идет больше всего расходов является статья расходов на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни. Доля расходов в 2009 году составляла 14,25%, в 2010 году составляет 13,41% , а в 2010 планируется ее уменьшение до 12,19%.  Расходы идущей по этой статье в 2010 планируется увеличить на 8,82%, а в 2011 году на 4,05%.

     Таблица 7 – Структура и динамика расходов ФОМС

  2009 2010 2011
  Расходы бюджета  в млн. руб Удельный вес  в, % Расходы бюджета  в млн. руб Удельный вес  в, % Темп роста  в,% Расходы бюджета  в млн. руб Удельный вес  в, % Темп роста  в,%
Бюджет  ФОМС 119313,2 100,00 137958,8 100,00 115,63 157923,3 100,00 114,47
1. Общегосударственные вопросы 7937,8 6,65 11549,1 8,37 145,49 13472,6 8,53 116,65
2. Образование 12,5 0,01 13,4 0,01 107,20 14,3 0,01 106,72
3. Культура, кинематография и СМИ 11,0 0,01 11,8 0,01 107,27 12,6 0,01 106,78
4. Здравоохранение, физ. Культура  и спорт 14,0 0,01 17,0 0,01 121,43 18,2 0,01 107,06
5. Межбюджетные трансферты 111337,9 93,32 126367,4 91,60 113,50 144405,7 91,44 114,27
5.1. Социальная помощь 111337,8 93,32 126367,4 91,60 113,50 144405,7 91,44 114,27
5.1.1. ФЗ РФ "О мед. Страхов  граждан РФ" 89509,6 75,02 103033,4 74,68 115,11 120264,9 76,15 116,72
5.1.2. Проведение диспансеризации, детей-сирот  и детей, находящихся в трудной  жизненной ситуации 828,2 0,69 834,0 0,60 100,70 890,7 0,56 106,80
5.1.3.Проведение  дополнительной диспансеризации  работающих граждан 4000,0 3,35 4000,0 2,90 100,00 4000,0 2,53 100,00
5.1.4. Оплата медицинской помощи женщинам  в период беременности, родов и послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни 17000,0 14,25 18500,0 13,41 108,82 19250,0 12,19 104,05

       Итак, основными источниками финансирования внебюджетных фондов являются, трансферты из федерального бюджета, работодатели - организации и личные средства граждан, несложно заметить также, что  расходы на социальные цели увеличиваются  с каждым годом. Положительная тенденция сказывается на качестве жизни. Наибольший бюджет имеет пенсионный фонд, на втором месте бюджет фонда социального страхования, а на последней позиции фонд обязательного медицинского страхования.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФИНАНСИРВОАНИЯ  РАСХОДОВ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ

       3. 1 Проблемы финансирования расходов на социальные нужды 

       Решение стратегических задач нашего государства  невозможно без повышения эффективности  работы государственных институтов, увеличения степени социальной защищенности наиболее нуждающихся слоев населения  и повышения результативности бюджетных  расходов.

       Совершенствование механизма финансирования социальной сферы необходимо осуществлять комплексно, что невозможно без учета всех проблем, которые влияют на финансовый механизм в данной сфере. Условно  существующие проблемы, влияющие на финансовый механизм, объединены в четыре крупные группы: историко-психологические, политические, финансовые, институциональные.

       К первой группе отнесены проблемы, связанные  с восприятием населением проводимых реформ, которые объясняются имеющимся  опытом получения социальных услуг. Население, особенно возрастная его  часть, в настоящий момент психологически, не готово к переходу на новый механизм получения социальных услуг, поскольку  на протяжении ряда поколений вырабатывалась привычка рассчитывать в данном вопросе  на государство. Привычка полагаться на государство привела к тому, что  население просто не видит социальных рисков, до тех пор, пока они не наступят.

       Во  вторую группу объединены проблемы, связанные  с деятельностью государства  в разработке стратегии развития социальной сферы: отсутствие четкости в определении статуса государства  в социальной сфере; отсутствие единой концепции развития социальной сферы, отсутствие взаимосвязи в выработке решений между различными сферами деятельности.

       К третьей группе социальной сферы  следует отнести проблемы, связанные  с обеспечением отрасли финансовыми  ресурсами:        пенсионеры, которые являются основными потребителями  социальных услуг, не располагают финансовыми возможностями оплачивать их, что является следствием экономических процессов, происходивших в России. Пережив две денежные реформы, два экономических кризиса, значительная часть населения лишилась всех своих накоплений, следовательно, не имеет возможности приобретать многие социальные услуги на платной основе.

       В четвертую группу включены проблемы организации финансовых отношений  в части предоставления социальных услуг и взаимодействия между  различными секторами в данной сфере  деятельности.

       Итак, основными проблемами финансирования социальной сферы являются следующие: историко-психологические, политические, финансовые, институциональные. 

       3. 2 Направления совершенствования  системы финансирования социальных  расходов из федерального бюджета  

       Все проблемы, которые мы рассмотрели  в предыдущем пункте, можно структуризировать, и предложить ряд направлений по совершенствованию финансирования расходов за счет бюджета.

       Ниже  приведем основные направления.

       Увеличение  объемов бюджетных средств на финансирования социальной сферы, это можно осуществить следующими способами: перейти от всеобщей социальной защиты к адресному социальному обеспечению только наиболее нуждающихся слоев населения; повысить эффективность социальных расходов за счет сокращения непроизводительных затрат; сократить сеть бюджетных социальных учреждении, финансируемых на основе сметного порядка, но при этом оказывающих платные социальные услуги, проконтролировать за эффективностью и результативностью социальных расходов. Необходимо также осуществить финансирование социальных расходов в соответствии с приоритетностью целей: необходимые расходы должны финансироваться в полном объеме, в соответствие с социальными стандартами; полезные расходы финансируются исходя из наличия бюджетных средств; избыточные расходы финансируются только при наличии бюджетных средств после 100% финансирования полезных расходов.

       Следующее основное направления заключается  в уравнении доступа всех граждан страны (независимо от территории проживания) к гарантированному уровню социальных услуг, это возможно осуществить следующими способами: законодательно утвердить социальные стандарты, действующие на территории страны, построить межбюджетные отношения в соответствии с реальной ценой выполнения социальных функций, рассчитанной на основе социальных стандартов.

Информация о работе Социальные расходы государства и источники их финансиврвания