Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 07:44, курсовая работа
Необходимость бюджетного финансирования социальной сферы обусловлена свойствами социальных услуг как общественного товара, их ролью в социально-экономическом развитии страны.
Расходы на социальную сферу являются основным приоритетом бюджетных расходов, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. В последние годы бюджет России носит социально ориентированный характер. В его структуре прослеживается приоритетность темпов роста расходов на социальные цели. Социальная направленность проявляется и в обеспечении финансирования соответствующих национальных проектов, многочисленных целевых программ. Социальные параметры ориентированы на реализацию задач, поставленных в Посланиях Президента РФ Федеральному собранию РФ и в Бюджетных посланиях Президента РФ. Так при формировании бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов обеспечена реализация установленных стратегических приоритетов РФ, ключевой из которых является обеспечение достойной жизни граждан. В этом и проявляется актуальность данной проблемы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ 5
1. 1 Содержание и необходимость расходов государства на социальные нужды 5
1. 2 Классификация бюджета на социальные нужды 6
1. 3 Сущность и необходимость создания внебюджетных фондов 8
2 МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ 12
2. 1 Особенности финансирования расходов на социальные нужды из бюджета РФ 12
2. 2 Особенности финансирования социальных расходов из внебюджетных фондов 20
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ 31
3. 1 Проблемы финансирования расходов на социальные нужды 31
3. 2 Направления совершенствования системы финансирования социальных расходов из федерального бюджета 32
3. 3 Направления совершенствования системы финансирования социальных расходов из внебюджетных фондов 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
Государственный
фонд занятости населения — это
централизованный фонд финансирования
ресурсов, предназначенный для
Фонд формируется на страховой основе, средства которого образуются за счет:
Средства фонда занятости расходуются по следующим направлениям:
Расходы
бюджета Фонда социального
На 01.01.2009 год расходы Фонда составили в сумме 356067,4 млн. рублей (94,8 % к уровню на 01.01.2008 года), из них: на обязательное социальное страхование предусмотрено при временной нетрудоспособности предусмотрено – 128267,5 млн. рублей (36,0 %), на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 1768,2 млн. рублей (0,5 %).
На 01.01.2010 год расходы Фонда составили в сумме 389463,6 млн. рублей (109,4% к уровню 2009 года), из них: на обязательное социальное страхование предусмотрено при временной нетрудоспособности предусмотрено – 14236,2 млн. рублей (36,8%), на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 55323,9 млн. рублей (0,5%).
Рассмотрим динамику и структуру расходов ПФ РФ. Бюджет фонда в 2008 году составил 2113706,51, в 2009 году - 2481441,98 млн. рублей, что на 17,4% больше чем в предыдущем году, в 2010 - 4398037,33 млн. руб, что выше с предыдущим годом на 77,24%. Что же касается структуры расходов, то наибольшую долю в расходах занимают средства идущие на пенсионное обеспечение, в 2008 г. их доля составила – 99,92%, в 2009 – 99,92%, в 2010 – 98,38. Снижение в 2010 году, связано с увеличением прежде всего расходов идущих на общегосударственные вопросы. Прирост расходов в 2007 г. по вопросам пенсионного обеспечения составил 17,4%, а в 2010 74,5%. По статье пенсионное обеспечение 98,29% в 2010 г. рассчитано на социальную помощь, и 0,09% на пенсии. Структура и динамика расходов приведены в таблице 6.
Далее
рассмотрим структуру и динамику
фонда обязательного
Таблица 6 – Структура и динамика расходов ПФ РФ
Сумма расходов, млн, руб | Уд. Вес,% | Сумма расходов, млн, руб | Темп прироста,% | Уд. Вес,% | Сумма расходов, млн, руб | Темп прироста, % | Уд. Вес,% | |
Бюджет фонда | 2113706,51 | 100,00 | 2481441,98 | 117,40 | 100,00 | 4398037,33 | 177,24 | 100,00 |
1. Общегосударственные вопросы | 5,49 | 0,00 | 5,72 | 104,13 | 0,00 | 70254,03 | 1228217,22 | 1,60 |
2. Образование | 61,47 | 0,00 | 65,65 | 106,80 | 0,00 | 63,54 | 96,78 | 0,00 |
3. Социальная политика | 2112628,85 | 99,95 | 2480158,69 | 117,40 | 99,95 | 4327640,77 | 174,49 | 98,40 |
3.1. Пенсионное обеспечение | 2112088,85 | 99,92 | 2479573,49 | 117,40 | 99,92 | 4326963,97 | 174,50 | 98,38 |
3.1.1. Руководство и управление в сфере установленных функций | 45163,04 | 2,14 | 47980,63 | 106,24 | 1,93 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
3.1.2. Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы | 1600,00 | 0,08 | 1000,00 | 62,50 | 0,04 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
3.1.3. Пенсии | 2170,94 | 0,10 | 2570,80 | 118,42 | 0,10 | 4165,01 | 162,01 | 0,09 |
3.1.4. Социальная помощь | 2063154,87 | 97,61 | 2428022,07 | 117,68 | 97,85 | 4322798,96 | 178,04 | 98,29 |
3.2. Прикладные научные исследования и разработки | 40,00 | 0,00 | 58,00 | 145,00 | 0,00 | 76,50 | 131,90 | 0,00 |
3.3. Другие вопросы в области социальной политики | 500,00 | 0,02 | 527,20 | 105,44 | 0,02 | 600,30 | 113,87 | 0,01 |
4. Межбюджетные трансферты | 1010,70 | 0,05 | 1211,91 | 119,91 | 0,05 | 79,00 | 6,52 | 0,00 |
Второй по значимости статьей на которую идет больше всего расходов является статья расходов на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни. Доля расходов в 2009 году составляла 14,25%, в 2010 году составляет 13,41% , а в 2010 планируется ее уменьшение до 12,19%. Расходы идущей по этой статье в 2010 планируется увеличить на 8,82%, а в 2011 году на 4,05%.
Таблица 7 – Структура и динамика расходов ФОМС
2009 | 2010 | 2011 | ||||||
Расходы бюджета в млн. руб | Удельный вес в, % | Расходы бюджета в млн. руб | Удельный вес в, % | Темп роста в,% | Расходы бюджета в млн. руб | Удельный вес в, % | Темп роста в,% | |
Бюджет ФОМС | 119313,2 | 100,00 | 137958,8 | 100,00 | 115,63 | 157923,3 | 100,00 | 114,47 |
1. Общегосударственные вопросы | 7937,8 | 6,65 | 11549,1 | 8,37 | 145,49 | 13472,6 | 8,53 | 116,65 |
2. Образование | 12,5 | 0,01 | 13,4 | 0,01 | 107,20 | 14,3 | 0,01 | 106,72 |
3. Культура, кинематография и СМИ | 11,0 | 0,01 | 11,8 | 0,01 | 107,27 | 12,6 | 0,01 | 106,78 |
4.
Здравоохранение, физ. |
14,0 | 0,01 | 17,0 | 0,01 | 121,43 | 18,2 | 0,01 | 107,06 |
5. Межбюджетные трансферты | 111337,9 | 93,32 | 126367,4 | 91,60 | 113,50 | 144405,7 | 91,44 | 114,27 |
5.1. Социальная помощь | 111337,8 | 93,32 | 126367,4 | 91,60 | 113,50 | 144405,7 | 91,44 | 114,27 |
5.1.1. ФЗ РФ "О мед. Страхов граждан РФ" | 89509,6 | 75,02 | 103033,4 | 74,68 | 115,11 | 120264,9 | 76,15 | 116,72 |
5.1.2.
Проведение диспансеризации, |
828,2 | 0,69 | 834,0 | 0,60 | 100,70 | 890,7 | 0,56 | 106,80 |
5.1.3.Проведение
дополнительной |
4000,0 | 3,35 | 4000,0 | 2,90 | 100,00 | 4000,0 | 2,53 | 100,00 |
5.1.4.
Оплата медицинской помощи |
17000,0 | 14,25 | 18500,0 | 13,41 | 108,82 | 19250,0 | 12,19 | 104,05 |
Итак,
основными источниками
3
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
3.
1 Проблемы финансирования расходов на
социальные нужды
Решение стратегических задач нашего государства невозможно без повышения эффективности работы государственных институтов, увеличения степени социальной защищенности наиболее нуждающихся слоев населения и повышения результативности бюджетных расходов.
Совершенствование механизма финансирования социальной сферы необходимо осуществлять комплексно, что невозможно без учета всех проблем, которые влияют на финансовый механизм в данной сфере. Условно существующие проблемы, влияющие на финансовый механизм, объединены в четыре крупные группы: историко-психологические, политические, финансовые, институциональные.
К первой группе отнесены проблемы, связанные с восприятием населением проводимых реформ, которые объясняются имеющимся опытом получения социальных услуг. Население, особенно возрастная его часть, в настоящий момент психологически, не готово к переходу на новый механизм получения социальных услуг, поскольку на протяжении ряда поколений вырабатывалась привычка рассчитывать в данном вопросе на государство. Привычка полагаться на государство привела к тому, что население просто не видит социальных рисков, до тех пор, пока они не наступят.
Во
вторую группу объединены проблемы, связанные
с деятельностью государства
в разработке стратегии развития
социальной сферы: отсутствие четкости
в определении статуса
К третьей группе социальной сферы следует отнести проблемы, связанные с обеспечением отрасли финансовыми ресурсами: пенсионеры, которые являются основными потребителями социальных услуг, не располагают финансовыми возможностями оплачивать их, что является следствием экономических процессов, происходивших в России. Пережив две денежные реформы, два экономических кризиса, значительная часть населения лишилась всех своих накоплений, следовательно, не имеет возможности приобретать многие социальные услуги на платной основе.
В четвертую группу включены проблемы организации финансовых отношений в части предоставления социальных услуг и взаимодействия между различными секторами в данной сфере деятельности.
Итак,
основными проблемами финансирования
социальной сферы являются следующие:
историко-психологические, политические,
финансовые, институциональные.
3.
2 Направления совершенствования
системы финансирования
Все проблемы, которые мы рассмотрели в предыдущем пункте, можно структуризировать, и предложить ряд направлений по совершенствованию финансирования расходов за счет бюджета.
Ниже приведем основные направления.
Увеличение объемов бюджетных средств на финансирования социальной сферы, это можно осуществить следующими способами: перейти от всеобщей социальной защиты к адресному социальному обеспечению только наиболее нуждающихся слоев населения; повысить эффективность социальных расходов за счет сокращения непроизводительных затрат; сократить сеть бюджетных социальных учреждении, финансируемых на основе сметного порядка, но при этом оказывающих платные социальные услуги, проконтролировать за эффективностью и результативностью социальных расходов. Необходимо также осуществить финансирование социальных расходов в соответствии с приоритетностью целей: необходимые расходы должны финансироваться в полном объеме, в соответствие с социальными стандартами; полезные расходы финансируются исходя из наличия бюджетных средств; избыточные расходы финансируются только при наличии бюджетных средств после 100% финансирования полезных расходов.
Следующее основное направления заключается в уравнении доступа всех граждан страны (независимо от территории проживания) к гарантированному уровню социальных услуг, это возможно осуществить следующими способами: законодательно утвердить социальные стандарты, действующие на территории страны, построить межбюджетные отношения в соответствии с реальной ценой выполнения социальных функций, рассчитанной на основе социальных стандартов.
Информация о работе Социальные расходы государства и источники их финансиврвания