Социальные расходы государства и источники их финансиврвания

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 07:44, курсовая работа

Описание работы

Необходимость бюджетного финансирования социальной сферы обусловлена свойствами социальных услуг как общественного товара, их ролью в социально-экономическом развитии страны.

Расходы на социальную сферу являются основным приоритетом бюджетных расходов, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. В последние годы бюджет России носит социально ориентированный характер. В его структуре прослеживается приоритетность темпов роста расходов на социальные цели. Социальная направленность проявляется и в обеспечении финансирования соответствующих национальных проектов, многочисленных целевых программ. Социальные параметры ориентированы на реализацию задач, поставленных в Посланиях Президента РФ Федеральному собранию РФ и в Бюджетных посланиях Президента РФ. Так при формировании бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов обеспечена реализация установленных стратегических приоритетов РФ, ключевой из которых является обеспечение достойной жизни граждан. В этом и проявляется актуальность данной проблемы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ 5

1. 1 Содержание и необходимость расходов государства на социальные нужды 5

1. 2 Классификация бюджета на социальные нужды 6

1. 3 Сущность и необходимость создания внебюджетных фондов 8

2 МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ 12

2. 1 Особенности финансирования расходов на социальные нужды из бюджета РФ 12

2. 2 Особенности финансирования социальных расходов из внебюджетных фондов 20

3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ 31

3. 1 Проблемы финансирования расходов на социальные нужды 31

3. 2 Направления совершенствования системы финансирования социальных расходов из федерального бюджета 32

3. 3 Направления совершенствования системы финансирования социальных расходов из внебюджетных фондов 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Работа содержит 1 файл

Социальные расходы государства и источники их финансирования(2).docx

— 85.67 Кб (Скачать)

       Следующее направление заключается в создании механизма расчета реальной стоимости обеспечения социальных гарантий, для этого необходимо следующее: законодательно утвердить социальные стандарты, действующие на территории всей страны, осуществлять контроль над результативностью социальных расходов.

       Еще одним направлением является улучшение  качества предоставляемых социальных услуг, для этого необходимо: внедрить рыночные механизмы предоставления социальных услуг, посредством содействия расширению сети негосударственных учреждении, оказывающих социальные услуги, разработать критерии результативности государственных социальных расходов, использовать формы целевого финансирования и социального заказа для финансирования социальных расходов, прекратить финансирования организации при несоблюдении критериев результативности социальных расходов, переместить акцент в контрольной финансовой работе с контроля за процессом исполнения сметы к контролю за результативностью расходов.

       Для системы здравоохранения, прежде всего, следует структурировать контингент получателей социальных услуг по уровню доходности и определить, исходя из платежеспособности, общее количество населения, нуждающегося в бесплатной социальной помощи. В данную категорию граждан должны войти пенсионеры (26,3% всего населения), инвалиды (3,2%), безработные (3,9%) и лица с денежными доходами ниже прожиточного минимума (20,1 %) и другие категории льготников. Таким образом, как минимум половина населения нуждается в бесплатных социальных услугах. Исходя из данной структуры, необходимо рассчитать количество койко-мест в государственных лечебных учреждениях, которые должны оказывать только бесплатные медицинские услуги.

       В образовательной сфере при реструктуризации бюджетных учреждений необходимо учитывать  отраслевые особенности. В частности, общеобразовательные учреждения, по законодательству, не оказывают платных  услуг. В профессиональном образовании, напротив, наблюдается ежегодный  рост числа платных образовательных  услуг, причем, чем выше ступень профессионального  образования, тем больше доля платных  услуг. В данном секторе определенно  существует возможность для сокращения государственного финансирования.

       Проведя инвентаризацию бюджетного сектора, необходимо рассмотреть возможность укрупнения или присоединения мелких учреждений, а также организаций, загруженных  менее чем на 50%, к более крупным, что сократит административные издержки на оказание социальных услуг. Кроме  того, следует рассмотреть вопрос о социальном заказе на выполнение некоторых видов социальных услуг  некоммерческим организациям или даже коммерческим предприятиям.

       Учреждения, формирующие свои доходы более чем  на 50 % за счет внебюджетных средств, следует  снять со сметного финансирования. Государство может выступать  заказчиком социальных услуг с оплатой  по факту или выделением целевых  субвенций на определенные мероприятия. Те организации, которые остаются на сметном финансировании, должны утратить право оказывать услуги на платной  основе. Данная система позволит усилить  контроль за оказанием бесплатных для  населения социальных услуг. Подобные организации сохраняют статус государственных или муниципальных и обслуживают категории лиц, имеющих право на бесплатные услуги.

       Преобразование  бюджетных учреждений в негосударственные  может происходить путем преобразования их в другие формы некоммерческих организаций. Взаимоотношения по поводу выполнения некоторых услуг по государственным  заданиям могут осуществляться либо в форме государственного (муниципального) социального заказа, либо в форме  реализации социального проекта (целевого финансирования), что также возможно в рамках существующих финансовых инструментов.

       Финансирование  бюджетных организаций в перспективе  должно быть переведено на проектное  финансирование, т.е. предполагается переход от составления бюджета методом от достигнутого к бюджету, ориентированному на результат, что позволит более широко использовать метод целевого финансирования и социального заказа при осуществлении социальных расходов. Этот процесс уже начался и является приоритетным направлением реформирования системы расходования бюджетных средств. 

       3. 3 Направления совершенствования системы финансирования социальных расходов из внебюджетных фондов  

       С 1 января 2010 года единый социальный со ставкой 26% был заменен тремя страховыми взносами с общей ставкой 26%. С 1 января 2011 года планируется заменить тремя страховыми взносами с общей базой 34%. Единый для всех организаций тариф взноса в Пенсионный фонд составит 26% (сейчас 20%), в Фонд обязательного медицинского страхования — 5,1% (сейчас 3,1%), Фонд социального страхования — 2,9% (сейчас также 2,9%). Решено также, что пенсионный взнос будет взиматься лишь с годового заработка, не превышающего 415 тыс. руб. Это 34,6 тыс. руб. в месяц до налогообложения, или всего 18 тыс. руб. после уплаты взносов и подоходного налога.

       Средняя трудовая пенсия по старости сегодня - 7126 рублей, однако, уровень жизни нашего старшего поколения пока невысок. На данный момент наша пенсионная система требует реформирования, что обусловлено целым рядом факторов. Прежде всего, наблюдается финансовая несбалансированность пенсионной системы, вследствие чего объем средств, необходимых для выплаты пенсий, не обеспечивается поступлением страховых платежей. Средний размер пенсии близок к прожиточному минимуму пенсионера, а минимальный составляет четверть минимума. Одним из самых негативных социальных явлений стали задержки с выплатой пенсий. Кроме того, несовершенным является сложившийся механизм взаимоотношений федерального бюджета и ПФ по возмещению расходов на пенсии, подлежащие финансированию из федерального бюджета (социальные пенсии, пенсии военнослужащим и т.п.). Несовершенной является и сам механизм пенсионной системы. Для решения всех этих проблем необходимо достичь ниже следующих целей:

    • перейти от налогового к страховому принципу формирования доходов пенсионной системы;
    • ввести минимальный страховой взнос, уплата которого обеспечит трудовую пенсию на уровне не ниже прожиточного минимума пенсионера;
    • перевести базовую часть трудовой пенсии в систему обязательного пенсионного страхования, и установить единый принцип индексации всей суммы пенсии с учетом роста доходов бюджета Пенсионного фонда;
    • установить размера тарифа страхового взноса на уровне 26 процентов;
    • установить, начиная с 2015 года, зависимость размера базовой составляющей страховой части трудовой пенсии по старости от продолжительности страхового стажа, также установить принцип снижения ее размера на 3 процента за каждый год, недостающий до нормативной продолжительности страхового стажа (30 лет), и повышения на 6 процентов за каждый год, превосходящий указанную нормативную продолжительность;
    • установить принцип назначения социальной пенсии соответствующего вида, если размер трудовой пенсии не обеспечивает пенсионеру прожиточного минимума, и адресного доведения размера выплаты неработающим пенсионерам.

     Что же касается фонда социального страхования, то тут наблюдается плохая тенденция  дефицит бюджета в 2008 году составил 18213,8 млн. рублей,  в 2009 – 9597,3 млн. рублей, в 2010 - 28330,5 млн. рублей, это свидетельствует о финансовой неустойчивости Фонда и является аргументом необходимости реформирования всей системы обязательного социального страхования. Для этого необходимо решить следующие вопросы:

    • принятие мер по разработке федерального закона, определяющего статус Фонда с учетом современного состояния системы социального страхования и перспектив ее развития;
    • возможности изменения налогового законодательства в части освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц пособий по временной нетрудоспособности;
    • принятия, в целях законодательного обеспечения прав граждан в области санаторно-курортного лечения, соответствующего федерального закона.

     Одной из главных проблем системы обязательного  медицинского страхования является сокращение бюджетного финансирования отрасли. В связи с этим имеются  следующие направления по совершенствованию  финансирования фонда обязательного  медицинского страхования: совершенствование  лекарственного обеспечения в системе  обязательного медицинского страхования; повышение финансовой устойчивости системы за счет увеличения тарифа страхового взноса; создание и реализация мер по ликвидации дефицита средств на финансирование базовой программы ОМС,  за счет обеспечения стабильного поступления страховых взносов и минимально гарантируемых платежей на ОМС неработающих граждан в территориальные фонды; совершенствование деятельности по оказанию финансовой помощи (субвенций) территориальным фондам для выравнивания условий финансирования территориальных программ ОМС. Также еще одними из главных направлений являются следующие: совершенствование законодательного регулирования в сфере оказания медицинской помощи населению на федеральном и региональном уровнях, это возможно за счет, активизации деятельности территориальных фондов и страховых медицинских организаций по защите прав застрахованных, установление ответственности органов исполнительной власти за невыполнение закона о медицинском страховании в части обязательности платежа на ОМС на неработающих граждан и исключение его из статей расходов, подлежащих секвестрованию за счет отнесения его к защищенным статьям; совершенствование мер по повышению качества и доступности медицинской помощи населению, за счет обеспечения персонификации застрахованного населения и обеспечения всех территориальных фондов ОМС и филиалов электронной почтой и доступом к сети Интернет, а также стандартизация и унификации информационного программного обеспечения.

       В настоящее время попытки решить проблемы систему нехватки средств в здравоохранении и социальном обеспечении привели к идее преобразования системы ОМС в систему обязательного медико-социального страхования (ОМСС). Речь идет по существу об объединении двух фондов - ФФОМС и ФСС. Это позволит сформировать более эффективные механизмы контроля за выплатой пособий по временной нетрудоспособности на основании сведений о характере заболеваний и оказанной медицинской помощи, усовершенствовать порядок предоставления санаторно-курортного лечения, перенеся центр тяжести на оплату реабилитационного лечения после перенесенных заболеваний, а затем профилактического обслуживания при хронических заболеваниях, снизить административные затраты.

       Формирование  единой системы ОМСС предполагает реорганизацию  фондов ОМС и ФСС в единый Федеральный  фонд ОМСС и централизованное управление средствами ОМСС, формируемыми за счет закрепленных налоговых источников (единого социального налога, единого  налога на вмененный доход), взносы на обязательное социальное страхование  от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний, а  также целевого трансферта из федерального бюджета на оплату медицинской помощи неработающему населению.

 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       При рассмотрении круга проблем, связанных  с расходами государства на социальные цели, можно сделать следующие  выводы:

       - удельный вес государственных  расходов занимают вопросы, связанные  с социальными нуждами населения;

       - прослеживается весьма ощутимый  рост расходов на социальные  отрасли;

       - рост доли расходов на социальную политику наиболее тесно связан с проводимыми реформами

       - поддержка социальной сферы будет  являться одной из приоритетных  направлений государственной политики;

       - в расходах бюджета ФСС основной удельный вес приходится на выплаты пособий;

       - вектор европейской социальной  политики на протяжении последних  десятилетий идет в сторону  усиления социальной составляющей;

       - в то же время в целом  бюджетные учреждения слабо ориентированы  на повышение качества оказываемых  ими услуг, эффективное использование  бюджетных ассигнований и закреплённого  за ними государственного имущества.

       - значительное влияние на региональную социальную политику оказывают реформы, проводимые федеральным центром и т.д.

       Финансирование  социальной сферы необходимо, так  как, от этого зависит будущее  нашего государства, качество жизни, уровень  рождаемости и смертности, квалификация и количество трудовых ресурсов.

 

       СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 

       1 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года

       2 Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» от 21.07.2007 N 182

       3 Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» от 21 июля 2007 года N 183

       4 Федеральный закон «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» от 25 ноября 2008 года N 215

       5 Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.96 г. №125.

       6 Федеральный закон «О медицинском страхование граждан в РФ» от 28.06.91 г. №1499-1

       7 Федеральный закон «Об образовании» от 13.01.96 г. № 12.

       8 Федеральный закон «Основы законодательства РФ о культуре» от 9.10.92 г. N 3612-1

       9 Федеральный закон «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22.07.93 г. №5487-1

       10 Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» от 24 июля 2007 г. N 198

       11 Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" от 2 декабря 2009 г. N 308

       12 Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» от 29.04.1999 г. №80

       13 Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К°”, 2007. 486 с.

       14 Николаев Т.П. Бюджетная системы РФ: Учебник. – М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2005. – 225 c.

       15 Поляк Г.Б. Бюджетная система России: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 550 с.

Информация о работе Социальные расходы государства и источники их финансиврвания