Управление золотовалютным резервом, как показатель международной валовой ликвидности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - проанализировать динамику, структуру и управление золотовалютными резервами Российской Федерации.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
исследовать понятие и сущность категории золотовалютные резервы;
рассмотреть составляющие компоненты золотовалютных резервов;
определить основные проблемы нормаривно-правового регулирования золотовалютных резервов
проанализировать структуру и динамику золотовалютных резервов РФ.
показать процесс управления золотовалютными резервами России.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…….3
ГЛАВА 1. ЗВР: сущность, компоненты, нормативно-правовое регулирование……………………………………………………….................5
Понятие, сущность и цели золотовалютных резервов……….…......5
Компоненты золотовалютных резервов…………………………......11
Легитимность российского нормативно-правового регулирования ЗВР……………………………………………………….………..……22

ГЛАВА 2. Золотовалютные резервы РФ, динамика, структура, управление……………………………………………………………………..30
2.1 Структура и динамика золотовалютных резервов РФ……………....30
2.2 Управление золотовалютным резервом Российской Федерации……………………………………….……..……………......…40
Заключение………………………………………….……………………….…48
Литература……………………………………………………………….……..51
Приложения……………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсач 2011.doc

— 434.00 Кб (Скачать)
  • иностранная валюта;
  • ценные бумаги в иностранной валюте — платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и другие), фондовые ценности (акции, облигации) и других долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте;
  • драгоценные металлы — золото, серебро, платина и металлы платиновой группы в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий;

природные драгоценные камни — алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а  также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома . 
          Таким образом, теоретически можно дать определение золотовалютных резервов Российской Федерации как соответствующих резервов Банка России и Минфина РФ, включающих в себя валютные ценности и активы, тесно связанные с деятельность Международного валютного фонда. 
            Первое, с чем сталкивается российская правоприменительная практика, — это распространение режима государственной тайны на часть золотовалютных резервов. Согласно Закону “О государственной тайне” данные об объемах запасов, добычи, передачи и потребления серебра, металлов платиновой группы, природных алмазов относятся к государственной тайне2. Если названные валютные ценности включаются в золотовалютные резервы государства, то на них распространяются нормы статей Соглашения Международного валютного фонда. В соответствии с упоминавшейся статьей VIII каждое государство-член МВФ берет на себя обязательство сотрудничать с Фондом и другими государствами-членами чтобы обеспечить соответствие проводимой ими политики в отношении резервных активов целям достижения более эффективного международного контроля за международной ликвидностью. В таком случае Закон “О государственной тайне”, как препятствующий осуществлению такого контроля, не подлежит применению в части сведений о драгоценных металлах и драгоценных камнях, входящих в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней. Парадокс заключается в том, что Закон о государственной тайне учитывает международные обязательства России. Так, ст. 7 определяет, что сведения о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах России не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию.

Но сопоставляя  различные российские правовые нормы, можно сделать вывод, что золотой запас и государственные валютные резервы и государственные золотовалютные резервы не одно и то же. 
           Вторая по значению проблема состоит в правовом регулировании использования золотовалютных резервов. Согласно действующему законодательству России золотовалютные резервы предназначены для обеспечения производственных, финансовых, научных, социально-культурных и иных потребностей Российской Федерации. Данная трактовка дается Законом “О драгоценных металлах и драгоценных камнях” (ст. 6) и является уникальной, так как ни в международном, ни в национальном праве не содержится подобной нормы. Норма о применении золотовалютных резервов для обеспечения производственных, научных, социально-культурных и иных потребностей, что не содержится в статьях Соглашения МВФ, может не противоречить обязанности государств по ст. VIII, разд. 7 статей Соглашения МВФ. Особенностью регулирования является то, что для нефинансовых целей можно использовать только Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации. Закон “О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)” исключает подобное использование той части государственных золотовалютных резервов, которая принадлежит Центральному Банку. Для комментария существующего положения обратимся к уже цитировавшемуся “International Reserves and Liquidity”. Существует, как отмечается в исследовании, как национальная, так и международная цель использования золотовалютных резервов. И далее: “Валютное законодательство большинства стран требует, чтобы центральный банк или другой валютный орган создали определенный объем золота, или золота и валют в поддержку выпуска национальных денег… Главная цель резервов была международной — обеспечить средства для урегулирования дефицитов в платежном балансе, и, в то же время, привнести уверенность в том, что валютная позиция, включая курс обмена валют, может быть создана… Цель резервов — помочь отдельным странам создать отлажено функционирующую валютную… систему”. В экономической литературе, в частности германской, можно встретить анализ ситуации когда валютным органом страны могли бы создаваться резервы товаров для невалютных целей, но в юридическую плоскость там данная дискуссия так и не перешла. Юридические последствия существующей российской нормы заслуживают особого рассмотрения. 
           Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации включает ценности, относящиеся к стратегическим видам полезных ископаемых. Россия не единственная страна, использующая понятие “стратегические полезные ископаемые”. Аналогичные понятия и соответствующее правовое регулирование существуют во многих развитых странах, например, США.. В России создан государственный материальный резерв, который является федеральным запасом материальных ценностей, предназначенным для использования в том числе в мобилизационных целях, для оказания государственной поддержки различным отраслям народного хозяйства, организациям, субъектам Российской Федерации и оказания регулирующего воздействия на рынок. Законом “О государственном материальном резерве” установлена единая федеральная система государственного резерва Российской Федерации. Формирование, хранение и обслуживание запасов государственного резерва, за исключением мобилизационного резерва, обеспечивается Российским агентством по государственным резервам3. Возникает коллизия между единой системой государственного резерва и правом Гохрана России, как органа, ответственного за государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней, использовать свои ценности не для целей валютного регулирования. Если попробовать провести аналогию с США, то там коллизии нет: валютные органы используют свои резервы в соответствии с действующим законодательством только в целях валютной политики. 
          Примеры международно-правового регулирования закрепляют роль золота как резервного актива. Рассматривая драгоценные металлы в качестве компонентов государственных золотовалютных резервов в целом, следует отметить их особенности: ликвидность и сохранение стоимости при изменении формы. Данные свойства являются предпосылкой возможности их рассмотрения в качестве средства обмена, и соответственно объекта валютного права.

На уровне российского законодательства данное положение закреплено в Законе “О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)”. Золото и другие драгоценные металлы могут покупаться, храниться, продаваться, а также выступать обеспечением для кредитов Банка России.Аналогичное регулирование применяется и в отношении коммерческих банков согласно Закону о банках и банковской деятельности ,банки могут вести металлические счета. Исключительной является ситуация с использованием драгоценных камней в золотовалютных резервах. Единственной предпосылкой для использования, но не правового регулирования использования, драгоценных камней в золотовалютных резервах является концентрация в них стоимости.

С правовой точки зрения золотовалютные резервы  при таком использовании теряют отчасти валютный характер, то есть не выступают в полном объеме объектом регулирования валютного права. Невалютный характер операций с драгоценными камнями указан в частности в “Положении о совершении сделок с природными драгоценными камнями на территории Российской Федерации”, утвержденным Постановлением Правительства РФ №759 от 27 июня 1996 г. Данным Постановлением не допускается использование природных драгоценных камней в качестве средств платежа, а также при расчете за кредиты, предоставляемые коммерческими банками юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, использующим природные драгоценные камни в производстве своей продукции4 В заключение, проведя сравнение с международным правом и иностранным законодательством, следует сказать, что термина “валютные ценности” в международном правовом обороте как такового нет. Например, в Уставе Европейского Центрального Банка, говорится о его праве и праве национальных банков покупать и продавать все виды валютные ценности и драгоценных металлов Валютные ценности включают в себя ценные бумаги и иные имущественные ценности, выраженные в любой валюте или счетной единице. Драгоценные камни в категорию “девизы” не попадают. Европейское законодательство, исходя из задачи обеспечения стабильности банковской системы, предусматривает отказ от использования, в частности алмазов, в операциях по кредитованию промышленности и торговли. Российское же правовое регулирование во многом имеет особый режим “царской сокровищницы”, и провозглашение драгоценных камней валютными ценностями не означает, что их режим является валютным, а не режимом сокровищ России. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Золотовалютные резервы  РФ, динамика, структура, управление

2.1 Структура и динамика золотовалютных резервов РФ

    Золотовалютные  резервы России, как и других стран  мира,  представляют собой высоколиквидные  финансовые активы органов денежно-кредитного регулирования. В России это Банк России и Министерство финансов РФ. 

    Международные резервные активы  России складываются из:

  • монетарного золота;
  • специальных прав заимствования (СДР);
  • резервной позиции в Международном валютном фонде (МВФ);
  • активов в иностранной валюте;
  • других резервных активов.

      К  категории  активов   в  иностранной валюте относят   валютные активы Банка России  и Правительства Российской Федерации   в форме: наличных денег; банковских  депозитов в банках-нерезидентах  с рейтингом не ниже А (по  квалификации «Fitch IBCA» и «Standart and Poor’s») или А2 (по классификации «Moody’s»); государственных ценных бумаг, выпущенных нерезидентами, имеющих аналогичный рейтинг. 

Рис.6. Динамика международных резервов в 2010 году 

Говоря  о динамике междунородных резервов в 2010 году сдедует отметить,что валютные резервы ежемесячно имели стабиоьный рост и на июнь 2010 года составили 428991 млрд. 

Рис.7. Удельный вес международных резервов в 2010 году 

В удельном весе международных резервов на 2010 год преобладают валютные резервы  и составляют по сумме на 01.06.2010 2531378 тыс. 

    

Рис.8. Динамика валютных резервов в 2010 году

Говоря  о динамике валютных резервов лидирует по всем показателям иностранная  валюта,на июнь 2010 года составляя 418,8 млрд. 

    

Рис.9. Удельный вес валютных резервов резервов в 2010 году 

В удельном весе валютных резервов преобладает  иностранная валюта,равная 248121 млрд.

      Данные  о международных резервах РФ публикуются  в миллионах долларах США - пересчет осуществляется по кросс-курсам иностранных  валют к доллару США..

      Кросс-курсы рассчитываются на основе официальных обменных курсов российского рубля к иностранным валютам, устанавливаемых Банком России и действующих по состоянию на отчетную дату.

      Монетарное  золото оценивается в долларовом эквиваленте путем умножения  его величины в граммах на учетную цену золота в рублях за 1 г и деления на официальный курс доллара США к российскому рублю, устанавливаемые Банком России.

      

Рис 10. Структура международных резервов Российской Федерации на конец 2009 г. 

      С начала уже с 2007 г. РФ утвердилась на третьем месте среди стран крупнейшими в мире золотовалютными резервами (ЗВР) после КНР и Японии, опередив Тайвань и Республику Корею. А к 2010 обогнав и заняв второе место.

      Международные резервы современной России, в  том числе и золотовалютные, начали формироваться в 1992 г. после выхода Указа Президента РФ об обязательной продаже 50% экспортной выручки резидентов Центральному банку России.

      В том же году валютные резервы были пополнены за счёт средств первого транша стабилизационного кредита «Stand-by», предоставленного России Международным валютным фондом.

      С отменой обязательной продажи части  валютной выручки  основным источником пополнения валютных резервов стали  операции Банка России на внутреннем валютном рынке и прямые покупки  валюты у Министерства финансов РФ, а также доходы от операций со средствами валютного резерва на мировом валютном рынке.

      В середине 90-х годов Центральный  банк России уделял особое внимание формированию и поддержанию на должном уровне валютных резервов. В процессе аккумулирования валютных средств была создана система управления ими, обеспечивающая достаточную ликвидность и рациональную структуру размещения резервов с точки зрения безопасности и доходности.

      По  соглашению России с Международным валютным фондом к концу 1995 г. золотовалютные резервы страны должны были быть увеличены до 11,5 млрд. долл., что являлось одним из условий предоставления России очередного стабилизационного кредита в размере 6,3 млрд. долл.5

      Однако  данный показатель был значительно  превышен. К середине  1997 г. золотовалютные резервы России возросли до 20 млрд. долл., в т.ч.  запасы валюты - до 17,5 млрд. долл. и запасы золота - до 2,5 млрд. долл.

      Основной  прирост активов был обеспечен  за счет увеличения средств ЦБ России, при этом золотовалютные резервы Министерства финансов не претерпели существенных изменений. На конец 1997 г. доля Минфина в международных резервах страны составляла около 60%.

      Однако  мировой финансовый кризис, распространившийся и на Россию, оказал негативное влияние  на состояние золотовалютных резервов.

        Так, к июлю 1998 г. золотовалютные  резервы сократились до 16,2 млрд. долл. и к январю 1999 г.  опустились  до рекордно низкого уровня - 7,8 млрд. долл. В целом за этот  период золотовалютные резервы  в России сократились в два  с лишним раза.

      В 2000 г. Правительству Российской Федерации  не удалось достичь договоренности с Международным валютным фондом о предоставлении очередного транша стабилизационного кредита в  размере 10-15 млрд. долл. Тем не менее, за счет активной политики Центрального банка по пополнению официальных валютных резервов к концу 2000 г. вновь удалось увеличить их объем до 27,7 млрд. долл.

      По  требованию МВФ с ноября 2000 г. в  состав золотовалютных резервов не включаются активы, размещенные в банках-резидентах, в уставном капитале которых Банк России имеет долевое участие.

      Целенаправленная  политика Правительства России на увеличение золотовалютных резервов позволила  увеличить их объем к концу 2001 г. до 39 млрд. долл., к 2002 г.  – до 47,8 млрд. долл.

      К середине 2003 г. в связи с укреплением рубля и активными закупками валюты Центральным банком золотовалютные резервы России достигли  65 млрд. долл. При этом объем валютных резервов составлял около 60 млрд. долл.

      К концу 2004 г. золотовалютные резервы  России почти удвоились и достигли 117 млрд. долл. и впервые превысили размер внешней задолженности страны (113 млрд. долл.).

      Последующие годы характеризовались устойчивой тенденцией роста золотовалютных резервов. В середине 2007 г. в связи с укреплением  рубля и активными закупками валюты Центральным банком золотовалютные резервы России достигли весьма высокого значения, превысив 400 млрд. долл. По данному показателю Россия вышла на 3-е место в мире.

      В начале 2008 г. золотовалютные резервы  России составляли около 500 млрд долл. Что является пиком значений,по сравнению с прошлыми годами, после этого наблюдается спад в 2010 году.(Приложение 8)

Информация о работе Управление золотовалютным резервом, как показатель международной валовой ликвидности