Экологическое право

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 00:23, реферат

Описание работы

На протяжении многих веков, используя объекты и силы природы с целью удовлетворения различных потребностей, создания средств для комфортной жизни, люди оказывали активное преобразующее воздействие на природу. В условиях современной научно-технической революции его масштабы существенно изменились, хозяйственная деятельность человека превратилась в фактор глобального характера, сопоставимый с действием сил самой природы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава I. Экологическое право…………………………………………………….4
Понятие экологического права……………………………………….4
Экологические правоотношения……………………………………...6
Объекты экологических правоотношений……………………….…..8
Субъекты экологических правоотношений………………………...11
Глава II. Принципы экологического права…………………………………….15
2.1 Общие принципы экологического права……………………………15
2.2 Специальные (отраслевые) принципы экологического права…….17
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы и интернет ресурсов…………………...26

Работа содержит 1 файл

Правоведение реферат.docx

— 55.64 Кб (Скачать)

            -  соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

            -   обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

            - научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

            - охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

            - ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

            - платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

            - независимость контроля в области охраны окружающей среды;

            - презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

            - обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

            - обязательность проведения в соответствии с законодательством   РФ проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;

            - учёт природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

            - приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

            - допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

            - обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учётом экономических и социальных факторов;

            -  обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;

            -    сохранение биологического разнообразия;

            - обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

            - запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

            -   соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

            - ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

            - организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

            - участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;

            - международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

       Принципы охраны и использования конкретных компонентов природной среды закрепляются также в природоресурсном законодательстве.

       Так, в ст. 3 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 г. N 136-ФЗ закрепляются следующие принципы земельного законодательства:

            - учёт значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте экологических правоотношений, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

            - приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землёй осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

            -  приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

            - участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;

            - единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

            - приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;

            - платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ;

            - деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

            - разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;

            - дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

            - сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

       При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

       В соответствии со ст. 1 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 г. N 200-ФЗ принципы лесного законодательства являются:

            - устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала;

            - сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;

            - использование лесов с учётом их глобального экологического значения, а также с учётом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов;

            - обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;

            - воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов;

            -   обеспечение охраны и защиты лесов;

            -   участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством РФ порядке и формах;

            -    использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека;

            - подразделение лесов на виды по целевому назначению и установление категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных функций;

            - недопустимость использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления;

            -   платность использования лесов.

        В соответствии со ст. 3 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 г. N 74-ФЗ основные принципы водного законодательства являются:

            - значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека;

            -   приоритет охраны водных объектов перед их использованием;

            - сохранение особо охраняемых водных объектов, ограничение или запрет использования которых устанавливается федеральными законами;

            -  целевое использование водных объектов;

            - приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования;

            - участие граждан, общественных объединений в решении вопросов, касающихся прав на водные объекты, а также их обязанностей по охране водных объектов;

            -  равный доступ физических лиц, юридических лиц к приобретению права пользования водными объектами, за исключением случаев, предусмотренных водным законодательством;

            -   равный доступ физических лиц, юридических лиц к приобретению в собственность водных объектов, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут находиться в собственности физических лиц или юридических лиц;

            -   регулирование водных отношений в границах бассейновых округов (бассейновый подход);

            - регулирование водных отношений в зависимости от особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей;

            - регулирование водных отношений исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему;

            -   гласность осуществления водопользования;

            -   комплексное использование водных объектов. Использование водных объектов может осуществляться одним или несколькими водопользователями;

            - платность использования водных объектов;

            -   экономическое стимулирование охраны водных объектов;

            - использование водных объектов в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ для осуществления традиционного природопользования.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Принципы экологического права составляют основу рассматриваемой  отрасли, а их соблюдение может служить  мерилом правового и социального  характера государства, эффективности  всей деятельности по обеспечению рационального  природопользования и охраны окружающей среды, защите экологических прав и  законных интересов человека и гражданина, обеспечению экологической безопасности.  

Информация о работе Экологическое право