Экологическое право

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 10:47, шпаргалка

Описание работы

кологическая сертификация проводится в целях обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации.

2. Экологическая сертификация может быть обязательной или добровольной.

Работа содержит 1 файл

Эколог.право.doc

— 114.00 Кб (Скачать)
  
                                                         

15. Экологическая сертификация 

 ФЗ  «Об охране ОС» «Статья 31. Экологическая сертификация

 1. Экологическая  сертификация проводится в целях  обеспечения экологически безопасного  осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации.

 2. Экологическая  сертификация может быть обязательной  или добровольной.

 3. Обязательная  экологическая сертификация осуществляется  в порядке, определенном Правительством  Российской Федерации».

 В соответствии с Законом от 10.06.93 № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» сертификация продукции есть деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Поэтому экологическая сертификация (экосертификация) — деятельность по подтверждению соответствия сертифицируемого объекта предъявляемым к нему экологическим требованиям, а именно требованиям законодательных и нормативно-правовых актов в сфере природопользования и охраны ОС.

 Цель  экосертификации — обеспечение экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории нашей страны для реализации права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантируемого ст. 42 Конституции России.

 В область экологической  сертификации входят:

 - продукция  и технологические процессы;

 - отходы  производства и потребления; 

 - природные  ресурсы и объекты окружающей  среды;

 - экологические  услуги.

 Экосертификация продукции, влияющей на состояние ОС, выделена в отдельное направление  сертификации.

 Экологическая сертификация в России проводится как в виде обязательной, так и добровольной процедуры в предусмотренных законодательством РФ случаях. Обязательная экологическая сертификация означает, что государство берет на себя защиту общественных интересов по обеспечению экологических интересов населения и охраны ОС, рационального использования, охраны, воспроизводства природных ресурсов, а также в иных предусмотренных законодательством случаях.

 
 
19. Предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды

 ФЗ  «Об охране окружающей среды» «Статья 17. Предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды 

 1. Предпринимательская  деятельность, осуществляемая в  целях охраны окружающей среды,  поддерживается государством.

 2. Государственная поддержка предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды, осуществляется посредством установления налоговых и иных льгот в соответствии с законодательством.

 Природоохранной является любая деятельность, направленная на сохранение качества ОС на уровне, обеспечивающем устойчивость биосферы. К ней относится как крупномасштабная, осуществляемая на общегосударственном уровне деятельность по сохранению эталонных образцов нетронутой природы и сохранению разнообразия видов на Земле, организации научных исследований, подготовке специалистов-экологов и воспитанию населения, так и деятельность отдельных предприятий по очистке от вредных веществ сточных вод и отходящих газов, снижению норм использования природных ресурсов и т. д. Такая деятельность осуществляется в основном инженерными методами.

 Существуют  два осн. направления природоохр. деят-ти предприятий.

 1. Очистка вредных  выбросов. Этот путь «в чистом виде» малоэффективен, так как с его помощью далеко не всегда удается полностью прекратить поступление вредных в-в в биосферу. К тому же сокращение уровня загрязнения одного компонента ОС ведет к усилению загрязнения другого.

 Например, установка влажных фильтров при  газоочистке позволяет сократить загрязнение воздуха, но ведет к еще большему загрязнению воды. Уловленные из отходящих газов и сливных вод вещества часто отравляют значительные земельные площади.

 Использование очистных сооружений, даже самых эффективных, резко сокращает уровень загрязнения  ОС, однако не решает этой проблемы полностью, поскольку в процессе функционирования этих установок тоже вырабатываются отходы, хотя и в меньшем объеме, но, как правило, с повышенной концентрацией вредных веществ. Наконец, работа большей части очистных сооружений требует значительных энергетических затрат, что, в свою очередь, тоже небезопасно для ОС.

 Кроме того, загрязнители, на обезвреживание которых идут огромные средства, –  это вещества, на которые уже затрачен труд и которые за

 
 
  20. Организационно-правовые формы экол. контроля

 ЭК - экол. функция гос-ва и составная  часть механизма реализации эколого-прав. норм. ЭК - это проверка соблюдения пр-тиями, учр-ями, орг-циями, т.е. всеми хозяйствующими субъектами и гражданами экол. требований по охране ОС и обеспечению экол. безопасности общества

 Обычно  фиксируются 2 формы ЭК - предупредительный (направлен на предотвращение наступления вредных последствий которые могли бы возникнуть вследствие невыполнения необх. мероприятий по охране ОС, несоблюдения законов) и текущий (осуществляется при эксплуатации хоз. объектов, а также при извлечении прир.ресурсов).

 И предупр., и текущий ЭК, и применение мер  адм. принуждения опираются на соотв. информацию. Сбор и обобщение информации с целью ее дальнейшей передачи заинтересованным органам гос-ва и научным учреждениям для принятия соотв. предупредительных, текущих или карательных мер, разработки экол. норм, правил и нормативов либо использования полученной информации для иной работы по охране ОС составляют содержание Информационного Контроля.

 Цель гос. ЭК обеспечить разумное использование прир. ресурсов, качественную ОС. Его осн. задача - обеспечить соблюдение экол. зак-ва, экол. норм, правил и нормативов, выполнение мероприятий по охране ОС и рац. использованию прир. ресурсов всеми гос. органами, предприятиями, организациями независимо от их подчиненности, их должностными лицами и иными работниками, а также гр-нами.

 Гос ЭК осуществляется различных  формах:

предупредительный ЭК имеет целью не допустить планирования, проектирования, строительства и ввода эксплуатацию хоз. объектов, не отвечающих требования экол. правил и норм, предотвратить наступление вредных для ОС последствий. Правовые формы предупр. ЭК: экол. экспертиза проектов, участие в гос. приемочных комиссиях и т.п.;

 текущий ЭК ставит целью выявить нарушения экол. правил эксплуатации пр-тий, транспорта и др. объектов, правил природопольз-я, определить источники вредных воздействий на ОС и экол. ущерба;

 карательный ЭК – гос. органы наделены правом применять меры принуждения. Это меры адм. пресечения (приостановление эксплуатации объектов, видов деят-ти или работ), адм. отв-ти

 
21. Правовые основы муниципального экол. контроля

 Согласно  ст. 10 Федерального закона "Об охране окружающей среды" управление в области  охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

 В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют  муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка и решают иные вопросы местного значения. В соответствии с законодательством органы местного самоуправления не входят в систему государственных органов власти и управления. Институт местного самоуправления пока еще недостаточно развит, однако его компетенция в сфере охраны окружающей среды сводится к большому объему вопросов, находящихся в ведении органов местного самоуправления.

 Так, в соответствии со ст. 68 Федерального закона "Об охране окружающей среды" предусмотрен муниципальный контроль в области охраны окружающей среды, который осуществляется на территории муниципального образования органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Статья 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к предметам ведения местного значения относит:

 контроль  за использованием земель на территории муницип. образования;

 регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;

 благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

 организацию утилизации и переработки бытовых  отходов;

 участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования.

 
 23. Природоохранная деятельность органов МВД РФ

 Министерство  внутренних дел – одно из немногих отраслевых и функциональных структур, которое выполняет многообразные экологические функции, хотя общество о них еще не имеет достаточно полной информации.

 К числу таких функций  можно отнести:

  • охрана общественного порядка,
  • борьба с правонарушениями и преступностью,
  • противопожарная безопасность,
  • государственная служба безопасности движения, а также разрешительная система – выдача разнообразных пропусков, регистрация охотничьего и огнестрельного оружия,
  • несение службы на конкретных объектах экологического значения.

 По  всем перечисленным вопросам министерство выступает как орган, наделенный надведомственными функциями, чьи приказы и распоряжения являются обязательными для всех причастных к этим отношениям предприятиям, организациям, учреждениям и частным лицам.

 В то же время в компетенции министерства есть сфера деятельности, в которой оно выступает как обычное отраслевое подразделение, выполняющее функции природопользователяна отведенной ему территории. В данном случае имеется ввиду система исправительных учреждений, которые входят в структуру министерства. В данном случае министерство должно руководствоваться действующим земельным, лесным, водным законодательством, законом об охране недр, животного мира и атмосферного воздуха.

 Как и все субъекты права природопользования министерство несет ответственность  за нарушение природоохранительных законов.

 В рамках МВД РФ действуют службы выполняющие  специальные задачи по охране окружающей среды. Деятельность этих служб регламентируется законодательством РФ.

 По  Закону «О милиции», задачами милиции, на основании ст. 2 являются:

- обеспечение личной безопасности граждан;

- пресечение и предупреждение преступлений и административных правонарушений;

- раскрытие преступлений, охрана общественного правопорядка и обеспечение общественной безопасности;

- оказание помощи предприятиям и организациям, общественным объединениям, должностным лицам в защите их прав и интересов.

 
 

24. Правовые основы формирования экологической культуры населения

ФЗ «Об  охране окружающей среды в РФ»

Глава XIII. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛ. КУЛЬТУРЫ

 Ст. 71. Всеобщность и комплексность экологического образования

 В целях  формирования экол. культуры и проф. подготовки специалистов в области  охраны ОС устанавливается система  всеобщего и комплексного экол. образования, включающая в себя дошкольное и общее  образование, среднее, проф. и высшее проф. образование, послевузовское проф. образование, проф. переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через СМИ, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма.

 Ст. 72. Преподавание основ экологических  знаний в образовательных учреждениях

 1.В дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях доп. образования независимо от их профиля и организационно-правовых форм осуществляется преподавание основ экологических знаний.

 2. В  соответствии с профилем образовательных  учреждений, осуществляющих проф. подготовку, переподготовку и повышение квалификации  специалистов, обеспечивается преподавание учебных дисциплин по охране ОС, экол. безопасности и рац.у природопользованию.

 Ст.73. Подготовка руководителей организаций  и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической  безопасности

 1. Руководители  организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на ОС, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

 2. Подготовка  руководителей организаций и специалистов в области охраны ОС и экол. безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хоз. и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на ОС, осуществляется в соответствии с законодательством. 

 
 
  25. Ответственность за совершение экол. правонарушений

 Ст. 75 Закона «Об охране окр. прир. среды» предусматривает, что за экол. правонар. может наступать уголовная ответств-ть. Составы прест-й в УК РФ делят на 3 категории: специальные, смежные, доп. составы.

 Спец. экол. составв: 1) нарушение правил охраны ОС при производстве работ; 2) нарушение правил обращения опасных в-в и отходов; 3) нарушение правил охраны и использования недр; 4) загрязнение вод; 5) загрязнение атмосферы; 6) загр. морской среды; 7) порча земли; 8) незак. добыча водных животных и растений и т.д.

 Смежные экол. составы — нормы, выполняющие экол. функции лишь при опр. обст-вах: 1) отказ от предоставления гр-ну информации; 2) регистрация незак. сделок с землей;3) терроризм; 4) нарушение правил безопасности на взрывооп. объектах; 5) нарушение правил безоп. при ведении строительных или иных работ; 6) нарушение правил учета, хранения, перевозки, использования взрывчатых, легковосплам. в-в и пиротехн. изделий и т.д.

 Доп. составы — преступления против гос. власти, интересов гос. службы и службы в ОМСУ: 1) злоупотребление долж. полномочиями;  2) превышение долж. полномочий;  3) халатность. Прест-я могут применяться напрямую к тем должн. лицам, кот. способствовали причинению вреда ОС.

 Адм. отв-ть наиболее часто применяется в сфере пр/польз. и охраны ОС. АО выражается в применении компетентным органом государства мер адм. взыскания за совершенное экол. правонар. и регулируется КоАП, который устанавливает следующие адм. взыскания: 1) предупреждение; 2) штраф; 3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непоср. объектом адм. правонарушения; 4) лишение спец. права (например, права охоты); 5)исправительные работы; 6) адм. арест.

 АО (гл.8 КоАП) )предусмотрена за следующие экол. правонар.: 1) несоблюдение экол. и сан.-эпид. требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами; 2) нарушение правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами, которое может повлечь причинение вреда ОС; 3) невыполнение требований зак-ва об обязательности проведения гос. экол. экспертизы; 4) сокрытие или искажение экол.

 
 26. Возмещение вреда в экологической сфере

 Экологический вред - любое ухудшение состояния окружающей среды, произошедшее вследствие нарушения экологических требований, и связанное с ним любое умаление охраняемого законом материального и нематериального блага, включая жизнь и здоровье человека, имущество физических и юридических лиц. Составными частями экологического вреда являются ущерб, упущенная выгода и моральный вред.

 Экологический ущерб проявляется прежде всего  в форме загрязнения окружающей среды, порчи, уничтожения, повреждения, истощения природных ресурсов, разрушения экологических систем. Вследствие данных нарушений может быть причинен ущерб здоровью и имуществу граждан и юридических лиц.

 Экологический ущерб часто связан с упущением  выгоды, неполучением природопользователем доходов, которые он мог получить при обычных условиях.

 Моральный вред может заключаться в нравственных переживаниях. В экологическом праве, например, уничтожение зеленых насаждений в городах может рассматриваться  как фактор причинения морального вреда, что соответственно должно служить  основанием для его возмещения. В суд могут предъявляться иски на основании нарушения права на благоприятную окружающую среду.

 Закон «Об охране окружающей среды» предусматривает  возмещение вреда, причиненного здоровью граждан неблагоприятным воздействием окружающей среды. Вред окружающей среде согласно Закону «Об охране окружающей среды» причиняется ее загрязнением, истощением, порчей, уничтожением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими нарушениями экологического законодательства, В ст. 77 Закона «Об охране окружающей среды» говорится о том, что вред, причиненный окружающей среде, должен быть возмещен в полном объеме юридическими и физическими лицами, по вине которых был причинен вред окружающей среде, здоровью и имуществу граждан. Возмещение причиненного вреда производится добровольно или по решению суда или арбитражного суда в соответствии с утвержденными таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Законом предусматривается возмещение вреда в натуре путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению окружающей

 27. Организационно-правовые меры предупреждения экологических правонарушений

 Ведущее значение в общем предупреждении криминолог. преступности имеют меры соц.-экон. характера, связанные с совершенствованием пром. производства горнодобывающих, металлург., энергетических и др. отраслей производства, интенсивно воздействующих на ОС, совершенствованием с/х производства, развитием оптимальных технологий, направленных на бережливое отношение к земле, породному составу с/х животных, сохранению среды обитания диких животных и др., интенсивным развитием и эксплуатацией современных видов транспорта на основе ресурсосбережения, уменьшения вредного воздействия на атмосферу, почву, воды и иные биологические и физические параметры.

 Антикриминогенное воздействие соц.-экон. факторов должно быть тесно увязано с постоянным научно обоснованным, заботливым отношением к состоянию земель, их пригодности  к с/х производству; состоянию  животного и растительного мира, возможностью выбора оптимальных условий для правомерного на них воздействия (охоты, рыболовства, порубки леса и т. п.); состоянию вод, их пригодности к использованию в пром., с/х производстве для удовлетворения различных общ. и индивидуальных потребностей. При этом обязат. учету подлежат географ., климат. и др. факторы, воздействующие на поведение человека, хар-р его труда, обычаи, традиции, самосознание, самооценка и т. п.

 Важное  значение имеет и постоянное совершенствование эколого-правового сознания (мышления) на общ. и индивидуальном уровнях. В решении этой задачи заложен осн. потенциал всей эколого-предупредит. деят-ти. Возникает возможность преодоления крайней запущенности эколого-прав. сознания, гл. пробелами и негативными последствиями которого являются инертность, ведомственность, стереотипность и демагогичность воззрений, некомпетентность, ориентация на неправ. решения, бесконтрольность, протекционизм, карьеристские устремления, суверенизация и т. п.

 К числу мер, направленных на совершенствование  эколого-правового  воспитания, относятся: обеспечение внутр. и внеш. согласия людей с прав. запретами; пропаганда и информационная обеспеченность норм, устанавливающих отв-ть за экол. преступления; повышение соц. активности граждан, их нетерпимости и противод-я этим правонар-ям и др.

(предупреждение, штраф), адм.-проц. мер (постановка  вопроса о привлечении к угол. или адм. отв-ти, возмещении вреда  или о применении общ. воздействия);

 Ведомственный ЭК осуществляется министерствами, гос. комитетами и ведомствами в лице их спец. подразделений - управлений или отделов охраны природы. Цель ведомств. ЭК - обеспечить выполнение планов мероприятий, правил и нормативов охраны ОС и рац. использования прир. ресурсов, предписаний гос. органов на подведомств. объектах контроля. К таким объектам относятся: пр-тия, орг-ции и учр-я, организационно подчиненные данному министерству, ведомству; в ряде случаев не подчиненные, но находящиеся на территории (землях, предоставленных в пользование) министерства, гос. комитета, ведомства и обслуживающие его нужды.

 Производственный  ЭК проводится специальными структурными подразделениями предприятий, объединений и других хоз. субъектов – сан.-пром. лабораториями, отделами охраны природы и т.п.

 На  пром. предприятиях организуются лаборатории  или отделения в составе заводских лабораторий для постоянного контроля за соблюдением сан.-гигиен. нормативов в цехах и на других производств. участках, а также за загрязнением атмосф. воздуха, почвы и водоемов пром. выбросами; положения о природоохр. службе конкр. предприятия, утверждаемые их руководителем, на основе Типового положения.

 Цель  общ. контроля - оказать содействие гос. органам в проведении мероприятий  по охране природы и рац. использованию  прир.ресурсов.

 К-ция  РФ закрепила долг гр-н беречь природу, их право объединяться в обще. орг-ции и участвовать в управлении гос. и общ. делами.

 Общ. ЭК по действующему законодательству осуществляется общ. объединениями, труд. коллективами и гражданами в рамках их участия в управлении охраной  природы и рациональным природопользованием. Органы общ. контроля могут быть: спец. и сочетающими функции охраны природы с основной деят-ью; отраслевыми и универсальными, т.е. осуществляющими комплекс природоохранительных мероприятий; республиканскими и местными. Спец. универсал. орг-циии: общества охраны природы. Отраслевые: общ. рыбоохрана, охотничья, лесная и санитарная инспекции.

 
 
 редким  исключением можно было бы использовать в народном хозяйстве.

 Для достижения высоких эколого-экон. результатов  необходимо процесс очистки вредных  выбросов совместить с процессом утилизации уловленных в-в, что сделает возможным объединение первого направления со вторым.

 2. Устранение самих причин загрязнения, что требует разработки малоотходных, а в перспективе и безотходных технологий производства, которые позволяли бы комплексно использовать исходное сырье и утилизировать максимум вредных для биосферы веществ.

 Однако  далеко не для всех производств найдены  приемлемые технико-экономические  решения по резкому сокращению количества образующихся отходов и их утилизации, поэтому в настоящее время приходится работать по обоим указанным направлениям.

 Заботясь  о совершенствовании инженерной охраны ОС, надо помнить, что никакие  очистные сооружения и безотходные  технологии не смогут восстановить устойчивость биосферы, если будут превышены допустимые значения сокращения естественных, не преобразованных человеком природных систем, в чем проявляется действие закона  незаменимости  биосферы.

 Формирование  конкурентной среды в сфере обеспечения  экол. безопасности и природоохр. деят-ти должно стать одним из перспективных направлений развития предпринимательства. Для этого необходимо:

 1) определить  перечень видов предпринимательской  деятельности, осуществляемой в  целях охраны окружающей среды;

 2) предусмотреть  объем государственного заказа не менее 15% в сфере обеспечения экологической безопасности и природоохранной деятельности, а также равный доступ к нему хозяйствующих субъектов;

 3) установить  и развивать систему экол. требований  различного уровня - от нац. экол. технических регламентов и стандартов до условий, которым должна отвечать конкретная продукция (параметры предельного содержания вредных веществ) в контексте организации экол. предпринимательства с учетом того, что данные экол. требования по существу определяют потенциальные объемы спроса на продукцию природоохранного значения;

 4) отражать в Общероссийском классификаторе услуг населению виды деятельности, сложившиеся в сфере обеспечения экол. безопасности и охраны ОС.

 
  Экологическая сертификация сходна с государственной экологической экспертизой, однако если объекты экспертизы — это всегда предпроектные, проектные и предплановые документы, то объекты сертификации — готовая продукция, соответственно объектами экологической сертификации являются новая техника, материалы, вещества.

 Все товары и услуги, подлежащие обязательной экологической сертификации, относятся  к объектам обязательной экологической  экспертизы.

 Экологические сертификаты выдаются на срок до пяти лет. Продукция, на которую выдан сертификат, маркируется знаком соответствия («зеленый знак» сертификации).

 Реклама и реализация (продажа) товаров, подлежащих обязательной экологической сертификации, но не имеющих «сертификата соответствия», — запрещены.

 В нашей  стране создана уже достаточно развитая система органов экологической сертификации, включающая:

 • органы по экологической сертификации;

 • испытательно-аналитические  лаборатории (центры).

 Детальное регулирование экосертификации  осуществляется ведомственными актами, одним из которых являются «Руководящие документы по природоохранной сертификации РД 001-93».

 
 
  Ст. 74. Экологическое просвещение

  1. В целях формирования экол. культуры  в обществе, воспитания бережного  отношения к природе, рационального  использования природных ресурсов  осуществляется экол. просвещение посредством распространения экол. знаний об экологической безопасности, информации о состоянии ОС и об использовании природных ресурсов.

  2. Экол. просвещение, в том числе  информирование населения о законодательстве  в области охраны окружающей  среды и законодательстве в области экол. безопасности, осуществляется органами гос. власти РФ, органами гос. власти субъектов РФ, ОМСУ, общ. объединениями, средствами массовой информации, а также образовательными учреждениями, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юридическими лицами.

 
 
 В связи с охраной  окружающей среды  эти задачи можно  сформулировать следующим  образом:
  • обеспечение экологических прав граждан как естественных прав человека,
  • предупреждение и пресечение экологических преступлений и административных правонарушений,
  • раскрытие экологических преступлений,
  • охрана общественного правопорядка и обеспечение экологической безопасности,
  • оказание помощи предприятиям организациям и должностным лицам в защите их экологических интересов и прав.
 
 
 В рамках ст. 49 Закона РФ "О местном самоуправлении в РФ" поселковый, сельский Совет  определяет в соответствии с законодательством  правила пользования природными ресурсами, выносит решения о приостановлении строительства и эксплуатации объектов в случае нарушения экологических, санитарных, строительных норм на подведомственной Совету территории. Органы местного самоуправления наряду с органами государственной власти РФ органами государственной власти субъектов РФ вправе подавать обращения в суд об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду (ст. 12 Федерального закона "Об охране окружающей среды").

 Значительно расширятся полномочия органов местного самоуправления с 1 января 2006 г. в связи с принятием и вступлением в силу Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и соответствующих положений Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований", где органам местного самоуправления предоставляется также право привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей среды.

 
 
 Эффективность предупреждения экол. преступлений предполагает активное применение профилакт. мер общего и специального характера.

 К последним, помимо вышепереч., относятся: совершенствование контроля за экологически значимым поведением, включая соблюдение уголовно-прав. запретов; информирование соотв.  инстанций (адресатов) о выявленных фактах экол. правонарушений либо обстоятельствах, им способствующих; меры по изменению характера деят-ти групп лиц, связанных с экологией; установление спец. режима и перестройка технологии и управленческих функций и процессов; нормативное запрещение осуществления опр. экологически вредных действий.

 Объекты контроля: отд. прир. комплексы, территории, участки, водоемы, атмосферный воздух, животный мир, воды, лесные массивы и т. п. Кроме того, контроль следует осуществлять за поведением отдельных групп людей и отдельных граждан (например, браконьеров).

 Субъекты  контроля: правоохр.е органы; природоохр. инспекции; общ. организации, ведомств. органы контроля и др. Методы контроля охватывают: непоср. практическое наблюдение за состоянием природных объектов путем обходов, патрулирования, проведения рейдов, проверок; охрана объектов от неправомерного допуска на них; установление пропускного режима; изъятие орудия совершения экол. правонарушений; пресечение противоправных действий и т. п.

 Особое  место занимает осуществление надзора за соблюдением правовых норм, регламентирующих экол. правоотн-я. Это - прокурорский надзор за исполнением природоохр. зак-ва, деят-ть разрешительной системы (правила обращения оружия, взрыв. в-в и др.), адм. надзор и т. п.

 Эффективными  мерами профилактики экол. преступлений являются и представления, протесты и предложения прокурора, представления следователей и частные опр-я судов; информации органов внутр. дел, природоохр. инспекций и др. с-тов эколого-прав. предупред. деятельности.

 Помощь  в этом направлении оказывают решения и постановления общ. организаций; трудовых коллективов; собраний граждан и т. п.

 Важное  профилакт. значение имеет дальнейшее совершенствование зако-ва, регламентирующего  охрану природы.

 
 среды за счет его сил и средств.

     При определении ущерба учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и производственных помещений, оборудования, имущества, и упущенная выгода от потери урожая, снижения плодородия почв и иных вредных последствий.

     Закон устанавливает, что юридические и физические лица вправе предъявлять иск в суд или в арбитражный суд, а граждане - в суд о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей среде. Решение суда, арбитражного суда о прекращении экологически вредной деятельности является основанием для прекращения ее финансирования банком. 
 

      
информации; 5) нарушение  правил лесопользования; 6) нарушение  правил пожар. безопасности в лесах; 7) нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных и т.д.

 Дисциплинарная  отв-ть выражается в наложении администрацией пр-тия, орг-ции или вышестоящей орг-цией на виновного работника дисц. взыскания за невыполнение им его обязанностей по службе или договору, связанных с охраной ОС. К нарушителям могут быть применены следующие дисц. взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) увольнение.

 При наложении взыскания должны быть учтены тяжесть совершенного проступка, служебная хар-ка и поведение  работника. За каждое правонарушение налагается только одно взыскание.

 Дисц. взыскание может быть применено  к нарушителю не позднее месяца со дня его обнаружения. Наложение  дисц. взыскания не исключает возможности  применения более строгих видов  отв-ти: угол., адм., гражд..

 Имущественная отв-ть заключается в обязанности работника пр-тия, орг-ции возместить в установл. порядке и в опр. размерах имущ. ущерб, причиненный по его вине пр-тию, орг-ции в результате ненадлежащего исполнения им своих труд. обязанностей. Работник, независимо от привлечения к ИО, может быть привлечен к иным видам отв-ти.

 Лица, находящиеся в труд. отношениях с  прелприятием, организацией, несут  ИО при опр. условиях:

 1) наличие  прямого действительного ущерба, явившегося результатом совершения работником экол. правонарушения;

 2) противоправность  поведения работника, т. е. неисполнение  либо ненадлежащее исполнение  работником своих обязанностей;

 3) причинная  связь между действием либо  бездействием работника и причиненным  ущербом; 

 4) вина  работника в причинении ущерба своим д-ем либо безд-м.

 

Информация о работе Экологическое право