Арктика

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 10:31, доклад

Описание работы

Арктика – северная полярная область земного шара, которая охватывает весь Северный Ледовитый океан, примыкающие части Тихого и Атлантического океанов, а также окраины материков Евразии и Северной Америки в пределах полярного круга (66°33’ с.ш.). В этой зоне расположено пять стран: Россия, США (Аляска), Канада, Дания (Гренландия), Норвегия. Эти страны, называемые приарктическими, внесли наибольший вклад в исследование и освоение данного района, являющегося уникальным во многих отношениях: экологическом, экономическом, военно-политическом.
Арктика играет важную роль с точки зрения военно-стратегической безопасности. Эти факторы объясняют то повышенное внимание, которое уделяется Арктике в последние годы, и определяют внешнеполитические позиции приарктических стран.

Работа содержит 1 файл

Арктика.doc

— 75.50 Кб (Скачать)

     Арктика – северная полярная область земного шара, которая охватывает весь Северный Ледовитый океан, примыкающие части Тихого и Атлантического океанов, а также окраины материков Евразии и Северной Америки в пределах полярного круга (66°33’ с.ш.). В этой зоне расположено пять стран: Россия, США (Аляска), Канада, Дания (Гренландия), Норвегия. Эти страны, называемые приарктическими, внесли наибольший вклад в исследование и освоение данного района, являющегося уникальным во многих отношениях: экологическом, экономическом, военно-политическом.

     Арктика играет важную роль с точки зрения военно-стратегической безопасности. Эти факторы объясняют то повышенное внимание, которое уделяется Арктике в последние годы, и определяют внешнеполитические позиции приарктических стран. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2

     Россия - северная страна. Да, в течение двух десятилетий государство не уделяло должного внимания развитию северных территорий, хотя именно здесь производится около 20 процентов валового внутреннего общероссийского экспорта. В арктических районах с 30-х годов прошлого века ведется добыча промышленным способом редких и драгоценных металлов. Здесь расположены крупнейшие Западно-Сибирская, Тимано-Печорская и Восточно-Сибирская нефтегазовые провинции. По прогнозам, на континентальном шельфе Арктики содержится до четверти всех запасов углеводорода мирового шельфа.

     Сейчас Россия строит дополнительные линии поставки энергоресурсов в Европу, в том числе для повышения надежности энергоснабжения наших потребителей. Наши же соперники пытаются всеми способами помешать российско-европейским проектам фактически снизить российские объемы поставок в страны ЕС (Европейского союза) и заместить их меньшими по своему потенциалу ресурсами Каспийского региона, поставляемыми по значительно более дорогой американской трубе.

     После  развала СССР Россия потеряла  свободный доступ к большей  части балтийского и черноморского  побережий. «Окно в Европу»  превратилось в форточку. Поэтому,  как никогда, востребован Северный  морской путь...

     Да, недавние исследования показывают, что арктический лед исчезает  значительно быстрее, чем ранее  предсказывали некоторые компьютерные  модели. В этих обстоятельствах  значение Северного морского  пути еще более возрастет. 

Но мы не должны ни в коем случае ждать, когда растает арктический лед. Модернизация транспортной инфраструктуры Севера является ближайшим приоритетом государства. Недостаточность и изношенность флота, в том числе ледокольного, - это серьезная проблема в реализации наших арктических планов.

     Арктика  - это не только стратегические  запасы природных ископаемых. Вы  неоднократно замечали, что она  имеет стратегическое значение  и с точки зрения военных,  вспоминается, что о значении  концепции «северного стратегического  бастиона» вы говорили еще в 1990-е годы.

     Перед  нашими Вооруженными силами поставлена  задача осуществлять военное  обеспечение экономических интересов  России в Арктическом регионе.  То есть надо укреплять ВМФ,  пограничные части, надо развивать  инфраструктуру ВВС. Защиту стратегических интересов России в Арктике нужно обеспечивать всеми возможными способами, в том числе и путем повышения боеспособности флота. Арктика становится все более важным районом для мировой экономики и все более важным фактором и объектом противоборства в мировой политике. 

3

     Открытие в XXI веке доступа к Арктике превратит Россию, грозную сухопутную державу Маккиндера и Спайкмена, в одну из первоклассных морских держав. "Морская" Россия сможет стать частью системы сотрудничества и партнерства с другими океанскими странами, что позволит сохранить Арктику как регион мира.

     Геополитика XXI века будет отличаться от воззрений эры империй и периода конфликтов последних двух столетий. Возрастающая доступность Арктики с ее энергетическими и природными ресурсами, новыми зонами рыбного промысла, более короткими морскими путями и возможностью судоходства по рекам между Арктикой и центральной частью Евразии будет не препятствовать, а, напротив, способствовать превращению России в крупную морскую державу. В то же время эти изменения приведут к более тесной интеграции России в глобальную торговую и финансовую сеть, к появлению у нее возможности привлекать иностранных партнеров, а также участвовать в международных соглашениях и организациях, которые гармонизируют международное судоходство, безопасность и защиту окружающей среды.

     Северный флот России базируется на Кольском полуострове (юго-западное побережье Баренцева моря) с 1933 года. Сегодня это крупнейший и самый мощный компонент ВМФ России. Подлодки Северного флота, оснащенные баллистическими ракетами, спокойно перемещаются под арктическими льдами. В случае крупного конфликта с НАТО (Организация Североатлантического договора) Северный флот мог бы оказаться в ловушке в Арктике, но в остальное время российские военные корабли, базирующиеся в Мурманске, имеют свободный доступ к Мировому океану. Удобное расположение Северного флота также позволяет его военным кораблям круглогодично бороздить Атлантику, а также сопровождать коммерческие суда в порты на северо-западе России.

     Существенной  особенностью, определяющей режим  российских арктических морей  и находящегося там территориального  моря является наличие проходящих  через них трасс Северного  морского пути.

     Правовой  режим доступа судов на Северный морской путь и плавания по его трассам базируется на положениях российского законодательства, относящегося к регламентации порядка доступа и деятельности в таких районах, как внутренние воды, территориальное море и экономическая зона, поскольку совокупность составляющих его трасс, в сколь широких пределах она ни варьировалась бы, как правило, целиком располагается в водах, подпадающих под суверенитет или юрисдикцию Российской Федерации. 
 
 
 

4

Выводы  за:

1. осуществление активного взаимодействия Российской Федерации с приарктическими государствами в целях разграничения морских пространств на основе норм международного права, взаимных договоренностей с учетом национальных интересов Российской Федерации, а также для решения вопросов международно-правового обоснования внешней границы Арктической зоны Российской Федерации;

2. наращивание усилий приарктических государств в создании единой региональной системы поиска и спасения, а также предотвращения техногенных катастроф и ликвидации их последствий, включая координацию деятельности спасательных сил;

3. укрепление на двусторонней основе и в рамках региональных организаций, в том числе Арктического совета и Совета Баренцева/Евроарктического региона, добрососедских отношений России с приарктическими государствами, активизация экономического, научно-технического, культурного взаимодействия, а также приграничного сотрудничества, в том числе в области эффективного освоения природных ресурсов и сохранения окружающей природной среды в Арктике;

4. содействие в организации и эффективном использовании транзитных и кроссполярных воздушных маршрутов в Арктике, а также в использовании Северного морского пути для международного судоходства в рамках юрисдикции Российской Федерации и в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

5. активизация участия российских государственных учреждений и общественных организаций в работе международных форумов, посвященных арктической проблематике, включая межпарламентское взаимодействие в рамках партнерства Россия - Европейский союз;

6. разграничение морских пространств в Северном Ледовитом океане и обеспечение взаимовыгодного присутствия России на архипелаге Шпицберген;

7. совершенствование системы государственного управления социально-экономическим развитием Арктической зоны Российской Федерации, в том числе за счет расширения фундаментальных и прикладных научных исследований в Арктике;

8. улучшение качества жизни коренного населения и социальных условий хозяйственной деятельности в Арктике;

5

9. развитие ресурсной базы Арктической зоны Российской Федерации за счет использования перспективных технологий;

10. модернизация и развитие инфраструктуры арктической транспортной системы и рыбохозяйственного комплекса в Арктической зоне Российской Федерации.

11. Военно-стратегическое положение в Арктике и Северной Атлантике оказывает огромное влияние на стратегическую стабильность между Россией и США (НАТО). 

12. Одним из перспективных направлений может стать полномасштабная реализация

транспортно-транзитного  потенциала за счет становления системы международных

транспортных  коридоров, проходящих по территории и  акватории под юрисдикцией

Российской Федерации, а также капиллярной транспортной инфраструктуры, связывающей труднодоступные приарктические населенные пункты. 

13. Научные наблюдения неопровержимо свидетельствуют, что в этих районах в результате глобального потепления ускоряется таяние льдов. Это в свою очередь открывает новые возможности в том числе и для торгового судоходства ( появляются нетрадиционные маршруты мореплавания). По некоторым оценкам уже ранее, чем через 10 лет районы Арктики  будут открыты для судоходства и других видов экономической деятельности. 

14. Эти районы исключительно богаты практически нетронутыми запасами нефти, газа, других полезных ископаемых, а также рыбой и другими биоресурсами. Глобальное потепление дает уникальные возможности для их разведки и разработки. 

15. СМП также представляет интерес для мировых судоходных компаний в качестве альтернативы более протяженным южным маршрутам между Дальним Востоком и Европой. Путь из Йокогамы в Роттердам может благодаря СМП сократиться на 4 тыс. миль. Даже при низкой скорости судов по Северному морскому пути сокращение расстояния приведет к экономии времени и расхода топлива, что позволит транспортным компаниям сберечь значительные финансовые средства. 

16. Открытие в XXI веке доступа к Арктике позволит России развиваться и расти в качестве морской державы, вначале только региональной – на Севере, но затем ее влияние может распространиться везде, куда торговый флот доставляет российские товары и откуда он возвращается с иностранной продукцией.

6

Выводы  против:

1. Неразвитость транспортной системы, ее морской и

континентальной составляющих, что препятствует освоению природно-ресурсной базы,

причем не только АЗРФ (Арктической зоны РФ).

2. Слаборазвитая или местами полностью отсутствующая транспортно-логистическая

инфраструктура  приводит к несоответствию значимости освоения природно-ресурсного

потенциала АЗРФ и шельфа арктических морей требованиям  обеспечения национальной

безопасности, снижению конкурентоспособности России, имеющей уникальные

географические  преимущества.

3. Загрязнение морской среды с судов может нанести существенный вред экологическому равновесию и необратимо нарушить его.

4. Открытие канадского Северо-Западного прохода и российского Северного морского пути дало возможность прогнозировать сокращение торговых маршрутов – на тысячи миль и значительное количество дней в море – между Европой и Дальним Востоком. Перспективы огромных, пока даже неразведанных, запасов нефти и газа заставило опасаться за суверенность территорий, безопасность и устойчивость развития региона. Изменения в Арктике идут по четырем направлениям – в сфере технологий, экономики, климата и права.

5. Превращение грозной сухопутной державы Маккиндера и Спайкмена в одну из первоклассных морских держав потребует объединенных усилий. Тем самым произойдет встраивание новой, "морской" России в систему сотрудничества и партнерства с другими океанскими странами. Вокруг этой новой "географической оси" XXI века не избежать конфликтов, но приверженность нормам международного права и уважение суверенитета прибрежных и отдаленных государств сделают конфликты скорее политическими, чем военными. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7

Список  использованной литературы 

  1. URL: http://www.warandpeace.ru/ru/reports/view/52281/
  2. URL: http://www.sea-law.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=278&Itemid=76
  3. URL: http://www.naukakom.ru/ties/smi/19.php
  4. Арктика: пространство сотрудничества и общей безопасности / Сост. и науч. ред. –

Информация о работе Арктика