География мировой науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 20:13, дипломная работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является исследование пространственных особенностей, факторов и закономерностей развития и функционирования российской науки. Исходя из поставленной цели, в диссертации решались следующие задачи:
- обобщение и уточнение теоретико-методологических подходов к исследованию науки как геокультурного феномена;
- выявление взаимозависимости геодинамики отечественной науки и развития геоэтнокультурной системы России;

Содержание

Введение
I. Наука – производительная сила современного общества.
1. Общая характеристика науки как отрасли человеческой деятельности.
2. История развития науки в человеческой цивилизации.
3. Наука как движущая сила НТР.
II. Территориальные формы организации науки, их эволюция.
2.1 Исторические особенности эволюции территориальных форм организации науки в мире.
2.2 Характеристика территориальных форм организации науки.
2.2.2 Наиболее известные университеты мира и их география.
2.2.2 Инкубаторы и технологические парки.
2.2.2 Технополисы. Регионы, науки и технологии.
III. Экономико-географические особенности развития науки в современном мире.
3.1. Наука в странах разного уровня социально-экономического развития.
3.2. Экономико-географическая характеристика отдельных наиболее известных научных центров мира.
IV. География науки России.
4.1. «Геонаучная» политика СССР.
4.2. Постсоветское научное пространство.
4.3. Российские наукограды.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Копия Дипломная работа.doc

— 870.50 Кб (Скачать)

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  обучения

Волгоградский Государственный  Социально-Педагогический Университет

Естественно- Географический Факультет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА 

На  тему: «География науки  мира»       
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: Залукашева А.К
Студентка гр. Г-612
Проверила: Деточенко Л.В.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВОЛГОГРАД 2012

     Содержание 

  Введение

  1. Наука – производительная сила современного общества.
    1. Общая характеристика науки как отрасли человеческой деятельности.
    1. История развития науки в человеческой цивилизации.
    2. Наука как движущая сила НТР.
  1. Территориальные формы организации науки, их эволюция.
    • Исторические особенности эволюции территориальных форм организации  науки в мире.

    2.2     Характеристика территориальных форм организации науки.

      1. Наиболее известные университеты мира и их география.
      2. Инкубаторы и технологические парки.
      3. Технополисы. Регионы, науки и технологии.
  1. Экономико-географические особенности развития науки в современном мире.

    3.1. Наука  в странах разного уровня социально-экономического развития.

    3.2.   Экономико-географическая характеристика  отдельных наиболее известных  научных центров мира.

  1. География науки России.

    4.1.   «Геонаучная»  политика СССР.

    4.2.    Постсоветское научное пространство.

    4.3.    Российские наукограды.

Заключение.

Список  литературы. 

ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность  исследования. В современном мире научное знание является неотъемлемым фактором успешной человеческой деятельности. Научный потенциал во многом определяет темпы развития общества. Перспективы экономики государств связываются с особой ролью теоретического знания, научно-техническим прогрессом, расцветом информационных технологий, трансформацией исследовательских центров в ведущие институты общества. Наука превращается в значимый фактор современной геокультурной, геоэкономической и геополитической динамики, а ее развитие во многом корреспондирует с устойчивым функционированием территориальных социально-экономических систем различных таксономических уровней и типов.

    Решающее  значение науки в современном обществе определяет актуальность ее всестороннего изучения. Особенно важна научная разработка различных аспектов развития российской науки. Глубокие социально-экономические преобразования, необходимость перехода России на инновационный путь развития и повышения конкурентоспособности ее экономики в контексте глобализации и регионализации многократно актуализируют проблематику современной отечественной науки, в том числе и вопросы ее территориальной организации, закономерно выдвигают изучение пространственных особенностей функционирования российской науки в число приоритетных направлений экономико-географических исследований.

    Степень разработанности проблемы. Анализ монографической  и периодической литературы по проблематике диссертации позволяет говорить о наличии исходной информационной базы, наработанной науковедами, историками, социологами, экономистами, экономико-географами. Вопросам размещения научного потенциала бывшего СССР значительное внимание уделено в трудах Е.А.Беляева, А.Е.Варшавского, В.И.Дуженкова, Ю.С.Колесникова, Л.Э.Мин-дели, Н.С.Пышковой, Б.Г.Салтыкова и др. Региональные особенности развития российской науки в 1990-х гг. рассмотрены в работах Г.А.Китовой, Б.В.Кузнецова, М.Д.Розина, М.В.Степанова и др.

    Изучением науки с позиций предмета экономической географии занимались Н.В.Алисов, Ю.Н.Гладкий, А.Г.Дружинин, Ю.Ю.Ковалев, В.А.Колосов, В.П.Максаковский, М.Е.Половицкая и др. В результате были выявлены основные закономерности территориальной организации науки, факторы размещения научной деятельности, тенденции формирования территориальной структуры науки, пространственные связи различных стадий научных исследований.

    Приоритетное  значение для формирования адекватных представлений о территориальной  организации науки, в частности  её экономико-географической составляющей, имеют общеметодологические и науковедческие исследования H.H. Баранского, С.Б. Лаврова, Ю.Г. Саушкина и др., а также теоретико-модельные представления о территориальной организации общества, развиваемые в трудах А.И. Алексеева, Л.Б. Вардомского, Н.В. Зубаревич, О.П. Литовки, Н.С. Мироненко, Ю.В. Поросёнкова, А.И. Трейвиша, A.M. Трофимова, Б.С. Хорева, А.И. Чистобаева, М.Д. Шарыгина и др.

    Отмечая многообразие подходов к раскрытию  различных аспектов очерчиваемой в  диссертации тематики, следует, одновременно, отметить отсутствие экономико-географических исследований феномена российской науки в новых, предопределяемых рыночной модернизацией и геополитической трансформацией территориальных социально-экономических условиях её развития. Кроме того, до настоящего времени не сформированы четкие представления о структуре географии науки и ее месте в системе экономической, социальной и политической географии. Ощущается также дефицит адекватного видения особенностей территориальной организации самого экономико-географического научного знания, трансформации сложившейся пространственной системы центров экономико-географических исследований в постсоветском геокультурном и геэкономическом контексте, в условиях новой регионализации России, её дальнейшей интеграции в глобальные процессы. Данные "пробелы" в сочетании с актуальностью диссертационной проблематики обусловили выбор темы исследования, формулировку его цели и основных задач.

    Цель  и задачи исследования. Целью диссертационной работы является исследование пространственных особенностей, факторов и закономерностей развития и функционирования российской науки. Исходя из поставленной цели, в диссертации решались следующие задачи:

- обобщение  и уточнение теоретико-методологических  подходов к исследованию науки как геокультурного феномена;

- выявление  взаимозависимости геодинамики  отечественной науки и развития  геоэтнокультурной системы России;

- анализ  геопространства современной российской  науки; 

- изучение  территориальной организации науки на Юге России, уточнение научной специализации его регионов;

- выявление  пространственных особенностей  развития и функционирования  системы современного экономико-географического  знания, идентификация ведущих центров  научных исследований в сфере  экономической, социальной и политической географии.

    Объектом  исследования выступает территориальная организация российской науки как особая геокультурная реальность.

    Предмет исследования - пространственные особенности и закономерности функционирования российской науки в условиях рыночной модернизации, глобализации и регионализации.

    Методологической  и теоретической основой диссертационного исследования явились положения  и выводы, сформулированные и обоснованные в трудах по науковедению, а также  экономической, социальной и политической географии. Основополагающее значение имели разрабатываемые в её рамках геокультурные концепции, включая представления о территориальной организации культуры.

    В процессе диссертационного исследования применялись статистический, картографический, сравнительный, исторический методы, а также метод системного анализа.

    Информационную  базу исследования составляют материалы, опубликованные в научной литературе и периодической печати, статистические данные Госкомстата Российской Федерации, информация Центра исследований и статистики науки и Всероссийского научно-технического информационного центра. Положения и выводы диссертации основываются также на результатах проведенного анализа географии авторов публикаций в ведущих отечественных научных географических журналах и биографических сведений о выдающихся ученых.

    Концепция диссертационной работы базируется на системе теоретических положений, согласно которым, выступая одним из приоритетных проявлений геокультурной  и геоэкономической реальности, отечественная наука развивается под многоаспектным воздействием географических факторов и характеризуется особой, корреспондирующей с динамикой территориальной социально-экономической системы России в целом, пространственной организацией, что предопределяет необходимость её системного исследования с опорой на инструментарий экономической, социальной и политической географии.

    Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

- уточнено  представление об объектно-предметной  специфике географии науки, её структуре и местоположении в системе экономической, социальной и политической географии; обоснована целесообразность исследования территориальной организации науки с опорой на методологию геокультурного анализа;

- установлена  взаимозависимость геодинамики русской культуры и пространственных особенностей становления российской науки; уточнено и дополнено представление о доминантных тенденциях (территориальная дифференциация, поляризация, регионализация и др.) трансформации территориальной организации науки в современных геополитических, геоэкономических и геокультурных условиях, идентифицирована её центро-периферийная структура как на общегосударственном, так и на региональном (Юг России) уровне;

- предложены  и апробированы на примере  экономико-географической подсистемы научного знания инструментально-методические подходы пространственного анализа отдельных исследовательских дисциплин; выявлены особенности территориальной организации российской экономической, социальной и политической географии в постсоветский период, установлена иерархия и ареалы влияния основных центров экономико-географических исследований.

    Практическая  значимость исследования. Методология  и методический инструментарий изучения отечественной науки с позиций  геокультурного подхода применимы для исследований географии науки других стран, регионов и мира в целом. Полученные результаты и сформулированные выводы могут быть учтены при разработке стратегии развития российской науки и оптимизации ее территориальной структуры, в том числе на региональном уровне. Выявленные пространственные особенности функционирования современной отечественной экономической, социальной и политической географии призваны способствовать организации эффективного межрегионального научного сотрудничества экономико-географов. Кроме того, материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе при подготовке специалистов в области экономической географии и регионоведения.

  1. Наука – производительная сила современного общества.
  1. Общая характеристика науки как отрасли человеческой деятельности.

    Наука оказывает свое влияние на мировоззрение  в первую очередь через научную картину мира, в которой в концентрированном виде выражены общие принципы мироустройства. Поэтому знакомство с ними составляет важнейшую задачу как современного образования, так и формирования научного мировоззрения личности.

    Наука как производительная сила общества. Открывая объективные законы природы, наука создает реальные возможности для их практического использования обществом. Однако вплоть до середины XIX века применение достижений науки носило спорадический характер: использовались отдельные научные изобретения и открытия, совершенствовались технологические процессы в некоторых отраслях промышленности. С возникновением таких технических дисциплин, как технология металлов, сопротивление материалов, теория механизмов и машин, электротехника и других, использование достижений как фундаментальных, так и прикладных науки приобрело более целенаправленный характер. Наука, особенно прикладная, стала теснее связываться с производством, лучше и оперативнее реагировать на его запросы. Однако только во второй половине XX века ее достижения стали планомерно и систематически применяться в технологии и организации производства. О науке как непосредственной производительной силе впервые заговорили в период научно-технической революции XX века, когда новейшие достижения науки стали использоваться для замены ручного труда машинным, механизации и автоматизации трудоемких процессов в технологии производства, применения компьютеров и другой информационной техники в разных отраслях народного хозяйства. Продвижению новейших достижений науки в производство во многом способствовало создание специальных объединений по научным исследованиям и конструкторским разработкам (НИОКР), перед которыми была поставлена задача по доведению научных проектов для их непосредственного использования в производстве. Установление такого промежуточного звена между теоретическими и прикладными науками и их воплощением в конкретных конструкторских разработках содействовало сближению науки с производством и превращению ее в реальную производительную силу.

Информация о работе География мировой науки