География мировой науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 20:13, дипломная работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является исследование пространственных особенностей, факторов и закономерностей развития и функционирования российской науки. Исходя из поставленной цели, в диссертации решались следующие задачи:
- обобщение и уточнение теоретико-методологических подходов к исследованию науки как геокультурного феномена;
- выявление взаимозависимости геодинамики отечественной науки и развития геоэтнокультурной системы России;

Содержание

Введение
I. Наука – производительная сила современного общества.
1. Общая характеристика науки как отрасли человеческой деятельности.
2. История развития науки в человеческой цивилизации.
3. Наука как движущая сила НТР.
II. Территориальные формы организации науки, их эволюция.
2.1 Исторические особенности эволюции территориальных форм организации науки в мире.
2.2 Характеристика территориальных форм организации науки.
2.2.2 Наиболее известные университеты мира и их география.
2.2.2 Инкубаторы и технологические парки.
2.2.2 Технополисы. Регионы, науки и технологии.
III. Экономико-географические особенности развития науки в современном мире.
3.1. Наука в странах разного уровня социально-экономического развития.
3.2. Экономико-географическая характеристика отдельных наиболее известных научных центров мира.
IV. География науки России.
4.1. «Геонаучная» политика СССР.
4.2. Постсоветское научное пространство.
4.3. Российские наукограды.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Копия Дипломная работа.doc

— 870.50 Кб (Скачать)

    Наука как социальный фактор развития общества. Вслед за превращением науки в непосредственную производительную силу она постепенно начинает играть все большую роль как социальная сила развития общества. Эту задачу осуществляют прежде всего социально-экономические и культурно-гуманитарные науки, которые играют регулирующие роль в различных сферах социальной деятельности. В настоящее время, когда возрастают угрозы глобальных кризисов в экологии, энергетике, недостатках сырья и продовольствия, значение социальных наук в жизни общества еще больше возрастает. Их усилия в настоящее время должны быть направлены на рациональную организацию общественной жизни, основными компонентами которой являются ее демократизация, повышение жизненного уровня населения, утверждение и укрепление гражданского общества и свободы личности.

      1. История развития науки в  человеческой цивилизации.
 

              Наука не открывается каждому  без усилий. Подавляющее  число людей не имеет о науке  никакого понятия. Она доступна лишь немногим.

                К. Ясперс 

    Основной  структурой познания в наиболее развитых отраслях естествознания является анализ предмета исследования, выражение абстрактных  элементарных объектов и последующий  логический синтез из них единого  целого в виде теоретической модели.

    Два обстоятельства затрудняют понимание  обществом современного естествознания. Во-первых, применение сложнейшего  математического аппарата, который  надо предварительно изучить. Во-вторых, невозможность создать наглядную  модель современных научных представлений: искривленное пространство; частицу, одновременно являющуюся частицей и волной, и т. д. Выход из ситуации прост — не надо и пытаться это сделать. Естествознание XX в. заставляет нас отказаться не только от непосредственной наглядности, но и от наглядности как таковой. Отказ от наглядности научных представлений является неизбежной платой за переход к исследованию более глубоких уровней реальности, не соответствующих эволюционно выработанным механизмам человеческого восприятия.

    Фундаментальной особенностью структуры научной  деятельности является разделенность  науки на относительно обособленные друг от друга дисциплины. Это имеет  свою положительную сторону, поскольку  дает возможность детально изучить  отдельные фрагменты реальности, но при этом упускаются из виду связи между ними, а в природе все между собой взаимосвязано и взаимообусловлено. Разобщенность наук особенно мешает сейчас, когда выявилась необходимость комплексных интегративных исследований окружающей среды. Природа едина. Единой должна быть и наука, которая изучает все явления природы.

    Еще одна фундаментальная черта науки  — стремление абстрагироваться от человека, стать максимально обезличенной. Эта в свое время положительная  особенность науки делает ее ныне неадекватной реальности и ответственной за экологические трудности, поскольку человек является самым мощным фактором изменения действительности.

    В дополнение к отмеченному выше: преобладанию анализа в науке, ее обезличенности, абстрагирующего характера, чрезмерной специализации, дисгармоничности в развитии ее отдельных частей, выходы за рамки наглядности и в ту область, где все решается не объективными законами, а случайностью и свободной волей — можно добавить упрек в том, что наука и техника способствуют социальному угнетению, в связи с этим раздаются призывы об отделении науки от государства.

            К парадоксам развития науки  относится то, что наука, с одной  стороны, сообщает объективную  информацию о мире и в то  же время уничтожает ее (при  различных экспериментах) или что-либо уничтожается на основе научной информации (вида жизни, невоспроизводимые ресурсы). 
Но главное, наука теряет надежду сделать людей счастливыми и дать им истину. 
        Наука не только изучает развитие мира, но и сама является процессом, фактором и результатом эволюции, при этом она должна находиться в гармонии с эволюцией мира. Должен образоваться контур обратной связи между наукой и другими сторонами жизни, который регулировал бы развитие науки. Увеличение разнообразия науки должно сопровождаться интеграцией и ростом упорядоченности, а это и называется становлением науки на уровень целостной интегративно-разнообразной гармоничной системы.

    В современном мировоззрении сформировались две ориентации на отношение к  науке и научно-технической революции.Первая ориентация, которая получила название сциентизма (от лат. scientia— наука). Именно в наше время, когда роль науки поистине огромна, появился сциентизм, связанный с представлением о науке, особенно естествознании, как высшей, если неабсолютной ценности. Эта научная идеология заявила, что лишь наука способна решить все проблемы, стоящие перед человечеством, включая и бессмертие. В рамках сциентизма наука рассматривается как единственная в будущем сфера духовной культуры, которая поглотит ее нерациональные области.

    В противоположность этому направлению  также громко заявил о себе во второй половине XX в. антисциентизм, который  обрекает науку либо на вымирание, либо на вечное противопоставление природе. Антисциентизм исходит из положения  о принципиальной ограниченности возможностей науки в решении коренных человеческих проблем, а в своих проявлениях оценивает науку как враждебную человеку силу, отказывая ей в положительном влиянии на культуру. Она утверждает, что хотя наука и повышает благосостояние населения, но она же увеличивает опасность гибели человечества и Земли от ядерного оружия и загрязнения природной среды.

    Естествознание  является продуктом цивилизации  и условием ее развития. С помощью  науки человек развивает материальное производство, совершенствует общественные отношения, образовывает и воспитывает новые поколения людей, лечит свое тело. Прогресс естествознания и техники значительно изменяет образ жизни и благосостояние человека, совершенствует условия быта людей.

    Естествознание  — один из важнейших двигателей общественного прогресса. Как важнейший фактор материального производства, естествознание выступает мощной революционизирующей силой. Великие научные открытия (и тесно связанные с ними технические изобретения) всегда оказывали колоссальное (и подчас совершенно неожиданное) воздействие на судьбы человеческой истории. Такими открытиями были, например, открытия в XVII в. законов механики, позволившие создать всю машинную технологию цивилизации; открытие в XIX в. электромагнитного поля и создание электротехники, радиотехники, а затем и радиоэлектроники; создание в XX в. теории атомного ядра, а вслед за ней — открытие средств высвобождения ядерной энергии; раскрытие в середине XX в. молекулярной биологией 
природы наследственности (структуры ДНК) и открывшиеся вслед возможности генной инженерии по управлению наследственностью и др. Большая часть современной материальной цивилизации невозможна без участия в ее создании научных теорий, научно-конструкторских разработок, предсказанных наукой технологий и др.

    В современном мире наука вызывает у людей не только восхищение, но и опасения. Часто можно услышать, что наука приносит человеку не только блага, но и величайшие несчастья. Загрязнения  атмосферы, катастрофы на атомных станциях, повышение радиоактивного фона в результате испытаний ядерного оружия, озоновая дыра над планетой, резкое сокращение видов растений и животных — все эти и другие экологические проблемы люди склонны объяснять самим фактом существования науки. Но дело не в науке, а в том, в чьих руках она находится, какие социальные интересы за ней стоят, какие общественные и государственные структуры направляют ее развитие.

    Наука — это сложный социальный институт, и он теснейшим образом связан с развитием всего общества. Сложность, противоречивость современной ситуации в том, что наука, безусловно, причастна к порождению глобальных и прежде всего экологических проблем цивилизации (не сама по себе, а как зависимая от других структур часть общества); и в то же время без науки, без дальнейшего ее развития решение всех этих проблем в принципе невозможно. И это значит, что роль науки в истории человечества постоянно возрастает. И поэтому всякое умаление роли науки, естествознания в настоящее время чрезвычайно опасно, оно обезоруживает человечество перед нарастанием глобальных проблем современности. А такое умаление, к сожалению, имеет подчас место, оно представлено определенными умонастроениями, тенденциями в системе духовной культуры. 
 

  1. Наука как движущая сила НТР.

    Научно-техническая  революция означает скачок в развитие производительных сил общества, переход их в качественно новое состояние на основе коренных сдвигов в системе научных знаний.

    Когда говорят о научно-технической  революции, в первую очередь подразумевают  именно процесс интеграции науки и производства. Однако было бы неправильно все сводить только лишь к первой составляющей современной НТР.

    Во-вторых, понятие "научно-техническая революция" включает в себя революцию в подготовке кадров и во всей системе образования. Новая технология требует нового работника — более культурного и образованного, гибко приспосабливающегося к техническим нововведениям, высоко дисциплинированного, имеющего к тому же навыки коллективного труда, что является характерной чертой новых технических систем.

    В-третьих, важнейшей составляющей НТР является подлинная революция в организации производства и труда, в системе управления. Новой технике и технологии соответствует и новая организация производства и труда.

    Современная научно-техническая революция (НТР) была подготовлена колоссальным развитием наук о природе и включает в себя это развитие. Исходным здесь явились научные достижения второй половины XIX в. При рассмотрении достижений естествознания XIX в. исследователи обычно обращают внимание на развитие физико-математических наук, на разработку математически "оформленных" научных теорий. И действительно, как отмечалось выше, успехи этих наук поразительны. Были созданы основы учения о тепловых процессах (термодинамика), об электричестве и электромагнитных процессах (электродинамика Максвелла), о строении вещества, о кристаллах. Физико-математические отрасли естествознания цементируют собой науки о природе. Они служат основой для создания новых технических устройств. В XIX в. особо впечатляющие успехи были достигнуты в этой области в результате овладения электричеством. Не менее важные открытия были сделаны и в химии, и в биологии. Достаточно упомянуть имена таких ученых, как К. Линней, Ч. Дарвин, Л. Пастер, Д. Менделеев и др., открытия которых в этих науках имели громадные практические последствия.

    Начало  научно-технической революции принято  относить к середине 50-х гг. XX в. В  этот период сделан ряд фундаментальных  открытий в естественных науках и  осуществлено их производственное применение. Это время овладения энергией атома, создания первых ЭВМ и квантовых генераторов, выпуска серии полимерных и других искусственных материалов, выход человека в космос.

    В XX в. теоретическим ядром научно-технической  революции становятся важнейшие  достижения современного естествознания, в частности его пяти лидирующих наук: физики, химии, биологии, кибернетики, космологии. К их числу прежде всего относятся: 1) открытия физики твердого тела, ядра, элементарных частиц, плазмы; 2) глубокий анализ и синтез; 3) молекулярные основы наследственности и жизни, химическая природа нервных возбуждений; 4) математическая формализация процессов, информатизация, автоматизация и компьютеризация развивающихся систем; 5) теория познания и овладения космическими объектами.

    Эти открытия есть революционный скачок в науке в целом, выражение более или менее комплексного освоения новых форм движения материи, атомно-молекулярных процессов во взаимосвязи с космосом. С названными достижениями связано развитие и других наук, в особенности технических: атомной энергетики, электроники, информатики, электрохимической, лазерной технологии и т. п.

    На  базе успехов в фундаментальных  областях науки и происходит расцвет  многих весьма разнообразных прикладных исследований и инженерных разработок. Опережающее развитие естествознания, его фундаментальных направлений является необходимой предпосылкой успешного развертывания НТР.

    Сращивание  новых индустриальных технологий микроэлектроникой  и компьютерной техникой является одной  из главных особенностей современного этапа научно-технической революции.

    Еще одно важное свойство современных технологий — малоотходность и безотходность, что важно как для роста  эффективности производства, так  и для сохранения окружающей среды. Глубокие перемены в энергетической базе производства связаны с освоением атомной энергии. За четверть века своего существования атомная энергетика достигла такого уровня, что успешно конкурирует с классическими способами получения энергии.

    Основным  направлением НТР в области технологии является переход от механической обработки материалов к использованию форм движения материи на молекулярном, атомном, субатомном уровнях, благодаря чему изменилась сама структура вещества. Речь идет о таких технологиях, как химическая, лазерная, прямое преобразование тепловой энергии в электронную, биотехнологическая и генная инженерия.

    В современных условиях тема НТР весьма многогранна. И это совершенно естественно, поскольку на протяжении всей истории  человечества перед ним никогда  не открывались такие поистине фантастические возможности как для гигантского созидания, так и для столь же глобального разрушения. Атомная и термоядерная энергии, которые в обозримом будущем смогут обеспечить подлинное изобилие энергии, автоматизация и информатизация производства, коренным образом меняющиеся условия и характер труда людей, достижения современной химии, позволяющие создать неограниченное количество материалов с заранее заданными свойствами, процесс технологии, колоссальные возможности, открываемые кибернетикой, — характерные черты современной НТР. Выход человека в космос, широчайший комплекс новых средств охраны здоровья и продления жизни и, наконец, быстрорастущие средства воздействия на процессы органической жизни (на микромолекулярном уровне) — таков далеко не полный перечень созидательных возможностей, открываемых научно-технической революцией.

Информация о работе География мировой науки