География мировой науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 20:13, дипломная работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является исследование пространственных особенностей, факторов и закономерностей развития и функционирования российской науки. Исходя из поставленной цели, в диссертации решались следующие задачи:
- обобщение и уточнение теоретико-методологических подходов к исследованию науки как геокультурного феномена;
- выявление взаимозависимости геодинамики отечественной науки и развития геоэтнокультурной системы России;

Содержание

Введение
I. Наука – производительная сила современного общества.
1. Общая характеристика науки как отрасли человеческой деятельности.
2. История развития науки в человеческой цивилизации.
3. Наука как движущая сила НТР.
II. Территориальные формы организации науки, их эволюция.
2.1 Исторические особенности эволюции территориальных форм организации науки в мире.
2.2 Характеристика территориальных форм организации науки.
2.2.2 Наиболее известные университеты мира и их география.
2.2.2 Инкубаторы и технологические парки.
2.2.2 Технополисы. Регионы, науки и технологии.
III. Экономико-географические особенности развития науки в современном мире.
3.1. Наука в странах разного уровня социально-экономического развития.
3.2. Экономико-географическая характеристика отдельных наиболее известных научных центров мира.
IV. География науки России.
4.1. «Геонаучная» политика СССР.
4.2. Постсоветское научное пространство.
4.3. Российские наукограды.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Копия Дипломная работа.doc

— 870.50 Кб (Скачать)

-  создание  максимально благоприятных условий  для наукоемкого производства, инновационного бизнеса и, таким образом, научно- технического прогресс;

-  максимальное сближение, в том числе и территориальное, науки, производства и коммерции;

- объединение фирм, которые разрабатывают различные виды наукоемкой продукции, позволяющие создать условия для продуктивного обмена идеями и опытом;

- создание для развития идей благоприятных условий для их выживания на российском рынке.

    Структурными  компонентами научного парка являются:

-   территория и здания;

-  научно-исследовательский центр и с его кадровым и идейным потенциалом;

-  промышленные фирмы, преобразующие потенциал исследовательского центра в рыночную продукцию;

-   административно-управленческая  структура, обеспечивающая функциониро-вание всего комплекса как единого целого;

-  учреждения  инфраструктуры поддержки, производственной и бытовой.

    Основную  часть финансирования научные парки  получают от государства: в Великобритании – 62%, в Германии - 78%, во Франции – 74%, в Нидерландах –

около 70%, в Бельгии – почти 100%. Государственная  помощь выступает в различных формах. В Японии, например, целый ряд государственных фондов, банков и корпораций предоставляют фирмам, разрабатывающим наукоемкую продукцию, кредиты на длительный срок и под льготные проценты. Подчас кредит и проценты требуется возвращать лишь в тех случаях, когда исследования заканчиваются успешно, а в случае неудачи деньги можно вообще не возвращать.

    Правительства создают фирмам, вкладывающим капитал  в научные парки, льготный режим амортизации оборудования и т.д. Не остаются в стороне и местные власти, вклад которых иногда даже превышает объем правительственной поддержки. Например, финансирование технополиса в японском городе Тояма складывается из следующих источников: половину средств выделяет местная префектура, 30% поступает из регионального бюджета, 10% дает правительство и столько же –различные корпорации, ассоциации и частные лица. И никто не воспринимает научные парки, да и вообще науку, как обозу. Более того, США, Великобритания, Япония, Германия и Франция отчаянно конкурируют друг с другом, стремясь создать, либо завлечь к себе как можно больше предприятий, научных и иных центров, национальных и зарубежных.

    В результате повышенного внимания и  хорошего финансирования многие регионы  из отсталых быстро преобразились в прогрессирующие. Например, в первых четырнадцати технополисах. Японии было создано более двух тысяч высокотехнологичных предприятий по производству фармацевтических препаратов, средств связи, вычислительной техники, электронных приборов и компонентов, медицинского оборудования, оптических инструментов и т.д., в общем, всего того, что символизирует научно-технический прогресс.

    Регион науки и технологий охватывает значительную территорию, границы которой могут совпадать с границами целого административного района. В экономике такого района большу́ю роль играет инновационная деятельность, поддерживаемая технопарковыми структурами. Научно-производственный комплекс представляет здесь единое целое, поскольку новые технологии, создаваемые в научных центрах, сразу же внедряются в производственном секторе. В регионе науки и технологий функционируют крупные научные учреждения и промышленные предприятия, специализирующиеся на производстве наукоёмкой продукции. В этот комплекс входят также производственная и бытовая инфраструктуры, малый и средний бизнес, фонды и финансовые институты, зоны отдыха и культурные учреждения и др. На перспективность такого региона большое влияние оказывают природные условия. Регион науки и технологий может включать в себя технополисы, технопарки и инкубаторы, а также широкую инфраструктуру, поддерживающую научную и производственную деятельность.

    Одним из характерных признаков нынешнего  этапа технологической революции  является создание и широкое распространение  в индустриально развитых странах  территориальных научно-производственных систем. Научные парки, инновационные  технологические центры, инкубаторы нововведений и другие аналогичные структуры, ориентированные на ускоренное воплощение результатов научных исследований в новую технику, технологии и материалы, стали важным фактором усиления отдачи науки, интеграции ее основных звеньев с производством.

    По  нарастанию степени сложности технопарковые  структуры можно расположить  следующим образом: инкубаторы, технологические  парки, технополисы, регионы науки  и технологий. 
 
 

3.1.   Экономико-географическая характеристика отдельных наиболее известных научных центров мира.

    География науки изучает ее отраслевую и  территориальную организацию, размещение ведущих исследовательских учреждений и центров, их взаимосвязи с хозяйством и высшими учебными заведениями. Развитие науки в разных странах мира идет неодинаково, что обусловлено многими причинами экономического, технического, образовательного, культурного характера. Внедрение достижений науки оказывает сильное влияние на все стороны жизни отдельных государств и всего мира. Поэтому во всех развитых странах она пользуется мощной финансовой поддержкой фирм и правительств. Подготовка научных кадров обходится дорого - после средней школы будущего ученого надо еще обучать и специализировать от 5 до 10 лет, что требует больших дополнительных средств. С этим связана также проблема «утечки мозгов», переманивания способных ученых из других стран.

    В современной науке непрерывно растут затраты на исследования, их обеспечение  оборудованием, приборами, информацией. Техническая оснащенность труда (в стоимостном выражении) научных сотрудников развитых стран стала такой же высокой, как и в промышленности, что требует очень крупных инвестиций. Суммарные расходы на научные исследования в мире в середине 90-х гг. достигли 500 млрд долл. В ведущих странах мира общие ассигнования на НИОКР достигают 2-3% ВНП. Столь большие затраты на науку могут себе позволить лишь самые экономически сильные государства.

    Состав  наукоемких отраслей, производств и  продуктов в разных странах неодинаков. В большинстве случаев они  относятся к машиностроению: микроэлектроника, производство вычислительной техники, робототехники, научное приборостроение, авиаракетно-космическая промышленность. Другая важная группа наукоемких производств возникла и сложилась в химической промышленности - получение новых полимерных материалов, особенно их сочетаний - композитов, химикатов для электроники, например жидких кристаллов, особо чистых веществ, технической высокопрочной керамики. Все шире становится ассортимент наукоемких препаратов и лекарств в фармацевтической промышленности, а также продукции, биоиндустрии.

    Отличительная особенность науки - межотраслевой  характер деятельности, возможность  использования полученных результатов  исследований, разработок в различных  сферах хозяйства.

    Фундаментальные исследования имеют поисковый характер, в процессе их поведения увеличиваются знания, выявляются закономерности предмета изучения. Результаты фундаментальных исследований, как правило, нельзя сразу применить в технике, экономике и т.д. (например, обнаружение свойств радиоактивности урана).

    Прикладные  исследования имеют определенное, четкое целевое значение. Они опираются  на фундаментальные исследования, углубляют их в конкретных направлениях.

    Опытно-конструкторские  разработки направлены на реализацию конкретных технических проектов, практическое осуществление предложенных фундаментальной и прикладной наукой технологий производственных процессов (например, создание атомных электростанций). Это конечный этап НИОКР, где достигается взаимодействие всех трех его стадий.

    Организационная структура науки специфична. Ее исследовательские подразделения представлены учреждениями разного типа, деятельность которых прямо зависит от источников финансирования (государственных, частных и т.д.). Самые старые по времени возникновения центры науки - высшие учебные заведения с их исследовательскими лабораториями (университеты, разного профиля институты, колледжи и т.д.), обычно субсидируемые государством и его структурами.

    Наиболее  важная особенность географии мировой  науки - концентрация основной массы занятых в ее сфере, ассигнований на исследования, результатов научных работ, самих учреждений науки в очень небольшой группе государств. В 1990 г. на шесть ведущих стран - США, СССР, Японию, ФРГ, Францию и Великобританию - приходилось 70% научных сотрудников мира и более 80% инвестиций в сферу науки. Они давали подавляющую часть научной печатной продукции, на них приходилось около 99% всех изобретений в мире, полученных патентов, лицензий, присужденных Нобелевских премий в области науки. Монополия стран в научных исследованиях не уменьшается, а растет.

    Однако  эти шесть стран имеют ряд  существенных отличий. Только США и  СССР (до 1991 г.) обладали хорошо развитой наукой с широким, целостным и разносторонним фронтом исследований, но с очень высокими расходами на военный сектор НИОКР: в США - до 1/5 всех инвестиций в науку, а в СССР в конце 80-х гг. до 50%.

    В США - самый мощный в настоящее  время потенциал науки в мире. Численность занятых в ней только ученых и инженеров (до 1 млн) была в конце 90-х гг. больше, чем в Японии (705 тыс.) или всей Западной Европе (720 тыс.).

    Доля  средств на фундаментальную науку (12-14% общих затрат) сравнительно невелика. Ученые США дают 38% публикаций по естественным наукам в мире. Из их среды вышло до половины общего числа нобелевских лауреатов, однако 90% научных идей, получивших развитие в США, принадлежало выходцам из других стран. В настоящее время США постепенно теряют роль мирового лидера в науке.

    Западная  Европа - один из важнейших регионов мировой науки с давними и глубокими традициями исследований. Этим объясняется большая доля фундаментальных работ в структуре европейской науки (в отдельных странах на них приходится до 50% выделяемых средств). Расходы на одного исследователя такие же, как в США (163 тыс. долл.). Круг научных интересов высококвалифицированных ученых региона весьма широк. На их долю приходится около 34% всех научных публикаций в мире, значительная часть открытий и изобретений. Однако по степени их внедрения регион сильно уступает США и особенно Японии. Западная Европа дала миру свыше половины нобелевских лауреатов, особенно Великобритания, Германия, Франция. На эти три государства приходится и основная часть расходов на науку (их доля в ВВП составляет от 2,2 до 2,5%).

    Наука Японии - одна из самых молодых. В стране самая высокая в мире общая доля расходов на науку (3% ВНП). Япония опережает другие развитые государства и по числу научных сотрудников, приходящихся на 100 тыс. жителей, однако расходы на одного исследователя меньше, чем в США и Западной Европе, - 117 тыс. долл. Особенность науки Японии - тщательный отбор приоритетных направлений в научно-технической политике, эффективная организация и управление исследованиями. Они только на 20% финансируются государством, а на 80% - частными фирмами, заинтересованными прежде всего в прикладных и практических разработках, где зарубежные изобретения доводятся до изделий высшего качества. Фундаментальная наука всегда была развита слабо, чем и объясняется сравнительно небольшое количество публикаций (9%) японских ученых, нет среди них и лауреатов Нобелевской премии. Однако в последние годы обращено особое внимание на развитие фундаментальных исследований, широко привлекаются иностранные ученые. Наука страны все больше отходит от традиционного заимствования зарубежных технологий и создает собственные.

    Развивающиеся государства по уровню научного потенциала сильно отстают от промышленно развитых государств мира. На почти 130 развивающихся стран в 1996 г. приходилось 12% ассигнований на эти цели в мире. В большинстве из них затраты на науку не превышают 0,4% ВНП, т.е. в 7-8 раз меньше по сравнению с развитыми странами. Для науки типичны узость исследовательской тематики, малочисленность и слабость научных учреждений, ограниченность финансовых и материальных ресурсов, трудности в подготовке кадров. Сложилась большая зависимость различных отраслей производства от иностранной технологии, обусловливающая импорт лицензий и огромные затраты на эти цели. Эти страны дают всего 6% публикаций в мире.

    Среди обширной группы развивающихся стран  выделяются ряд государств Азии, особенно КНР и Индия, с их сравнительно многочисленными кадрами исследователей. Так, КНР по числу занятых в науке (1335 тыс.) вышла на первое место в мире, далеко опередив США и Японию, Западную Европу в целом, но имеет слабое материально-техническое обеспечение. Наряду с немногими странами мира КНР освоила космические и ядерные технологии военного характера, добилась заметных успехов и в других направлениях (электроника, биохимия, селекция). Индия по численности научных кадров (128 тыс.) сравнялась с Францией. Она сосредоточила усилия своей науки на космических и атомных программах, телекоммуникациях и медицине.

    Политические  и социально-экономические преобразования в России и ее переход к рыночному типу капиталистического хозяйства разрушают русскую науку. Расходы на нее в 1996 г. сократились до 0,86% ВНП (в 1993 г. даже 0,3%). Финансирование науки по сравнению с США меньше в 150 раз. Государственные инвестиции составляют только 50% затрат на науку. Численность занятых в ней за эти годы уменьшилась в 2 раза - на 1 млн человек. Расходы на одного исследователя в государствах СНГ в середине 90-х гг. составляли 27 тыс. долл. (КНР - 59, а Индия - 47 тыс. долл.). По величине заработной платы наука в России на предпоследнем месте: с 1990 г. заработная плата уменьшилась в 5 раз и по сравнению с учеными западных стран меньше в 50 раз. Поэтому ежегодно 70-90 тыс. ученых в лучшем для научной деятельности возрасте 31-45 лет уходят из науки в другие отрасли народного хозяйства или уезжают за границу. Потенциал покидающих русскую науку ученых по некоторым оценкам составляет 600 млрд. долл.

    В России прекратилось строительство  новых лабораторий и оснащение действующих современным научным оборудованием, а оно катастрофически стареет: 70% его имеет возраст более 6 лет и в том числе 11% старше 20 лет. В стране прекратился выход 150 научных журналов (все государства СНГ дали 5% публикаций в мире в середине 90-х гг.), резко сократились закупки иностранной научной литературы. Сворачиваются приоритетные научно-технические программы в области космической, математической, информационной, биотехнологической, гуманитарных наук. Разрушается гордость русской науки — всемирно известные научные школы по многим направлениям научной деятельности. 
 
 

Информация о работе География мировой науки